СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Комплексные работы с текстом" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Комплексные работы с текстом"

Просмотр содержимого документа
«комплексная работа с текстом»















































Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курс «Комплексная работа с текстом»» на 2017-2018 учебный год в 4 классе

Учитель: Григуленко С.Л.

Пояснительная записка.

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  • обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

  • в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.

Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

  • формировать умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);

  • Формулировать самостоятельные выводы;

  • Выстраивать логические связи по содержательной линии текста;

  • Усваивать детальную информацию;

  • Давать самостоятельные обоснованные суждения.



Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.

  • Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года обучения (2 часа в неделю).
    1 год обучения – 68 часов

  • Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

  • Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 2 раз в неделю

Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному плану.

  • Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать, пересказывать, интерпретировать текст.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются

В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

        • техника и навыки чтения

          • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

          • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

          • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

          • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

        • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

        • читательский отклик на прочитанное.

  • В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

        • целостность системы понятий (4 кл.);

        • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

        • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

        • разбор предложения по частям речи;

        • синтаксический разбор предложения;

        • умение строить свободные высказывания:

        • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

        • предложения

        • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик

            • на этическую ситуацию

            • на нравственную и социальную проблему

            • на экологические проблемы

            • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;

        • сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

        • объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

        • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

        • умение рассуждать и обосновывать свои действия;

  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

        • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

        • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

        • объекты живой и неживой природы;

        • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

        • распознавание отдельных географических объектов;

        • сформированность первичных предметных способы учебных действий

        • навыков измерения и оценки;

        • навыков работа с картой;

        • навыков систематизации;

        • сформированность первичных методологических представлений

        • этапы исследования и их описание;

        • различение фактов и суждений;

        • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Фиксация результатов

Оценочный лист

Критерии

Показатели

Баллы

Чтение текста про себя

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Ответы на вопросы к тексту

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в таблице

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в виде диаграмм

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Усвоение детальной информации из текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Формулировка выводов

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Выстраивание логических связей по содержанию текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0



Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.

Тематическое планирование


п/п


Тема урока

Кол- во

часов

Вводное занятие. Культура речевого поведения.

2

Вводная проверка техники чтения.

2

Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал”

2

Какие бывают тексты? Определение стиля текстов.

2

Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста

2

Ответы на вопросы к научно- популярному тексту.

2

Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения.

2

Планирование своих действий при работе с текстом

2

Выделение существенной информации из текста.

2

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы).

2

О чём говорит заглавие?

2

Выделяй главное.

2

Основная мысль.

2

Опорные слова.

2

Распознавание и формулирование основной мысли текста.

2

Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война».

2

Зачем нужен план?

2

Формулировка выводов.

2

Выстраивание логических связей по содержанию текста.

2

Учимся рассуждать. Как начать рассуждение?

2

Учимся рассуждать и обосновывать свои действия.

2

Усвоение детальной информации из текста.

2

Формулировка определения

2

Подтверждение тезиса фактами из текста

2

Выявление в текстах описание проблемы и гипотез.

2

Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.

2

Понимание информации представленной в таблице.

2

Заполнение на основе данных текста сводной таблицы

2

Понимание информации представленной в виде диаграмм.

2

Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

2

Сделай вывод.

2

Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки.

2

Мои достижения.

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита».

2

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть.

2


Итого:

68



Список используемой литературы

  1. С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011

  2. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.

  4. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.

  5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.

  6. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.

  7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!