Просмотр содержимого документа
«комплексная работа с текстом»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курс «Комплексная работа с текстом»» на 2017-2018 учебный год в 4 классе
Учитель: Григуленко С.Л.
Пояснительная записка.
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.
Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:
в сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
формировать умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);
Формулировать самостоятельные выводы;
Выстраивать логические связи по содержательной линии текста;
Усваивать детальную информацию;
Давать самостоятельные обоснованные суждения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года обучения (2 часа в неделю).
1 год обучения – 68 часов
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 2 раз в неделю
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
читательский отклик на прочитанное.
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
целостность системы понятий (4 кл.);
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
разбор предложения по частям речи;
синтаксический разбор предложения;
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
предложения
связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
на этическую ситуацию
на нравственную и социальную проблему
на экологические проблемы
задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
объекты живой и неживой природы;
классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
распознавание отдельных географических объектов;
этапы исследования и их описание;
различение фактов и суждений;
постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Фиксация результатов
Оценочный лист
Критерии | Показатели | Баллы |
Чтение текста про себя | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Ответы на вопросы к тексту | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Понимание информации представленной в таблице | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Понимание информации представленной в виде диаграмм | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Усвоение детальной информации из текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Формулировка выводов | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Выстраивание логических связей по содержанию текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов |
-
| Вводное занятие. Культура речевого поведения. | 2 |
-
| Вводная проверка техники чтения. | 2 |
-
| Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал” | 2 |
-
| Какие бывают тексты? Определение стиля текстов. | 2 |
-
| Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста | 2 |
-
| Ответы на вопросы к научно- популярному тексту. | 2 |
-
| Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. | 2 |
-
| Планирование своих действий при работе с текстом | 2 |
-
| Выделение существенной информации из текста. | 2 |
-
| Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы). | 2 |
-
| О чём говорит заглавие? | 2 |
-
| Выделяй главное. | 2 |
-
| Основная мысль. | 2 |
-
| Опорные слова. | 2 |
-
| Распознавание и формулирование основной мысли текста. | 2 |
-
| Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война». | 2 |
-
| Зачем нужен план? | 2 |
-
| Формулировка выводов. | 2 |
-
| Выстраивание логических связей по содержанию текста. | 2 |
-
| Учимся рассуждать. Как начать рассуждение? | 2 |
-
| Учимся рассуждать и обосновывать свои действия. | 2 |
-
| Усвоение детальной информации из текста. | 2 |
-
| Формулировка определения | 2 |
-
| Подтверждение тезиса фактами из текста | 2 |
-
| Выявление в текстах описание проблемы и гипотез. | 2 |
-
| Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. | 2 |
-
| Понимание информации представленной в таблице. | 2 |
-
| Заполнение на основе данных текста сводной таблицы | 2 |
-
| Понимание информации представленной в виде диаграмм. | 2 |
-
| Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме | 2 |
-
| Сделай вывод. | 2 |
-
| Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки. | 2 |
-
| Мои достижения. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». | 2 |
-
| Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть. | 2 |
| Итого: | 68 |
Список используемой литературы
С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011
О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014
Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
15