Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВЗ в сенсорной комнате
Разработчик:
Педагог – психолог:
Русанова Н.И.
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Использование сенсорной комнаты в реабилитации детей с ОВЗ предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять тревожные проявления у детей с невротическими заболеваниями.
В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.
Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света и звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятие одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.
Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.
Общие принципы работы в темной сенсорно комнате:
Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности с психологом.
Психолог, работающий с ребенком, индивидуально привлекает его к деятельности без принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.
Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;
в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляция и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение передавать свои ощущения в речи;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
уверенность в себе.
II. Развитие коммуникативной сферы детей:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
III. Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.
Оборудование сенсорной комнаты
фиброоптический душ;
сухой музыкальный бассейн;
светодиодный туннель;
колесо спецэффектов («жидкое» - с неповторяющимся рисунком);
акустическая настенная тактильная панель;
световой проектор со встроенным ротатором.
Сухой музыкальный бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка.
Светодиодный туннель и фиброоптический душ - основные и неотъемлемые элементы темной сенсорной комнаты, позволяющие удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно их благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.
Световой проектор со встроенным ротатором и колесо спецэффектов («жидкое» - с неповторяющимся рисунком) позволяют осуществлять восприятие светоэффектов, производимых данными приборами. Это помогает развивать: зрительное восприятие; воображение; снижает уровень тревожности; способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.
Акустическая настенная тактильная панель осуществляет воздействие на органы осязания и создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок научается различать предметы и квалифицировать их по группам, улучшается координация и моторика (в том числе, мелкая моторика пальцев рук, так полезная при письме и манипуляциях с небольшими предметами).
Организация занятий
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 20-25 минут.
Структура занятия
игровое задание на развитие психических процессов;
релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
ритуал окончания занятия.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Приветствие: Здравствуйте ребята! Давайте сядем в круг и познакомимся. У меня в руке волшебный мячик, каждый должен держать его в руке и сказать свое имя, чем любит заниматься в свободное время и какое у него сегодня настроение. Итак, начнем с меня - меня зовут Рита Рамильевна, в свободное время я люблю читать книжки кататься на коньках, сегодня у меня хорошее настроение (передаю мяч).
Теперь разминка:
Раз ладошка, два ладошка
Мы похлопаем немножко
А теперь сильней ты в ладоши бей.
Ножка раз и ножка два
Ну-ка топай, детвора.
Ой как звонко, ой как громко
Лучше всех топочет Дамирка
Ставим руки в стороны
Полетели вороны
А теперь синички
Маленькие птички
Вот теперь вы хомячки
К щечкам ставьте кулачки
Ну а здесь конец стиха
Начинается игра!
Игра на развитие тактильной чувствительности:
“Волшебный мешочек”.
В этом волшебном мешочке находятся необходимее вещи для учебы. Вы должны, по очереди не глядя в мешок достать то, что я назову. Глазки закрыты.
Называю: карандаш, линейка, клей, ручка, точилка, маленькая книжка, маркер, ластик
Упражнение «Простые рисунки».
Ребята, вы видите рисунки которые состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Нарисуй по точкам»
Вы должны соединить цифры
Упражнение «Кляксы»
Нужно придумать из клякс что-нибудь, что существует на самом деле.
Упражнение "НАРИСУЙ ОДНОЙ РУКОЙ "
ЦЕЛЬ: коррекция мелкой моторики рук, развитие пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
Инструкция: Нарисуй точно такую же картинку.
Упражнение «Отгадай предмет по описанию».
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. (Кто? Медведь)Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. (Кто? Лиса)Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. (Кто? Стрекоза)Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. (Что? Самолет)Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (Что? Свекла)Сладкая, маленькая, в красивой бумажке. (Что? Конфета)
Упражнение «Похвали соседа».
Все участники сидят в кругу. Каждый делает комплимент соседу, сидящему справа.Обсуждение: Кто самый лучший восхвалитель?
Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)? В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Упражнение «Выполни задание»
Выполни задание, изображенное на картинке.
Упражнение «Выполни задание»
Выполни задание, изображенное на картинке.
Ритуал прощания.
Занятие №2
Цели:
- создание положительного настроя в группе; - развитие когнитивной сферы детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;-создание радостного настроения, развитие воображения, произвольного внимания;
- развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения;
-повышение самооценки, уверенности в себе.
Материалы и оборудование: пузырьковая колонна; напольная тактильная дорожка; ребристый мостик; сухой бассейн; дорожка с временами года; набор тактильных шариков; плазма - магический шар; центр тактильности; аквалампа с рыбками;
Тема: «Знакомство с волшебной комнатой »
1.Ритуал приветствия: «Здравствуйте дорогие ребята! Давайте сядем в круг и начнем наше занятие с игры «Хорошие новости». Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу, и так по кругу».
2.Также, остаемся в кругу и немного разминаемся:
Мы ногами топ-топ Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали, Ванькой-Встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз — два, раз – два заниматься нам пора!
3.а) Сейчас мы отправимся в путешествие искать сокровища в волшебном сундуке (в качестве которого выступает сухой бассейн). Начинается он с магического шара. Давайте сядем в круг и дотронемся до магического шара с закрытыми глазами и загадаем желание (дети по очереди дотрагиваются до плазмы)
б)-Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте пойдем в лес по тропинке (ходьба по сенсорным напольным дорожкам с наполнителями). Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Не торопитесь.
-Что чувствуют ваши ножки?
-Что изображено на подушечках?
в)-А теперь мы пойдем по волшебному лесу.(напольная дорожка со цветами и следами ) Надо идти след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его (в зависимости какого цвета след ребенок должен зазвать время года, играет музыка «Голоса лета»)
г)-Ребята, подойдите поближе к пузырьковой колонне, посмотрите, что там плавает? (правильно-рыбки). Давайте понаблюдаем за плавными движениями рыбок в воде, посмотрите, как меняется цвет воды – а на морском дне – праздник! И ваше настроение должно быть таким как у них! Ребята, давайте теперь по музыку изобразим наших рыбок!
д)-Ребята, перед нами сундук с сокровищами (сухой бассейн) Для каждого из вас там спрятан сюрприз, вы должны найти среди шариков мягкую игрушку которой приклеена надпись. Теперь по очереди погружаемся в бассейн, ищем сокровище! (В качестве сокровищ выступают личностные качества.) Тот, кто находит отклеивает листок и зачитывает написанное. (Психолог спрашивает: «Верно? Так ли это?». Затем остальные ребята отвечают).
4. Игра «Съедобное – несъедобное».
Упражнение выполняется с мячом. Психолог называет различные предметы: если это съедобное – игроки ловят мяч, а если нет, то не ловят.
5.Релаксация. Ребята, все поудобнее ложимся на коврики наступает "Волшебный сон". (Играет релаксационная музыка )
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Нашu руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают Отдыхают, засыпают (2 раза) Шея не напряжена И расслаблена.... Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется (2 раза) Дышится легко... Ровно... Глубоко.
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.
6. Ритуал прощания. Вручение медальонов, конфет.
Занятие№3
Ритуал приветствия: «Здравствуйте ребята! Давайте сядем в круг. У меня в руке тот же самый волшебный мячик. Помните его? Когда он окажется у вас в руках назовите, какое у вас сегодня настроение».
Разминка:
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно встали
Руки к тему все прижали
Заниматься начинаем!
Тема занятия: Времена года
Цель занятия:Обобщение и закрепление знаний о временах года, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д., воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки, развитие восприятия, воображения, памяти.
Оборудование: сухой бассейн, тактильная доска, световая труба с пузырьками, музыка для релаксации, мешочек с кусочками меха белого, рыжего, серого, коричневого цвета.
Ход занятия:Психолог обращается к детям:
1.Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, это уже не Сенсорная комната кругом, а лес с разными временами года. Давайте оглядимся кругом: снег накрыл землю как покрывалом (раскидываем кусочки ваты на сенсорную дорожку), посмотрите на яркую тропинку (показываю сенсорную дорожку с наполнителем), на цветочки сели пчелки, они работают - добывают нектар, по тропинке гуляют дружные животные, назовите их (дети рассказывают о животных).
Ребята, расскажите, пожалуйста о вашем любимом времени года (дети рассказывают, психолог задает вопросы )
2.А теперь подойдем к волшебному сундуку, он наполнен временами года (зеленые шары - лето «вокруг цветут яркие цветочки, трава, деревья все зеленого цвета», желтые - осень «листья пожелтели», белые-зима «все покрыло белым одеялом», весна - синие «снег тает, бегут ручьи»). По 2 погружаемся в бассейн, когда я говорю – весна, вы быстро берете в руки синие шарики, лето - зеленые, красные, осень - желтые, зима-белые. Начали…
3.Кто же живет зимой в лесу? (Дети называют). Летом? (дети называют медведи, волки, зайцы, белки, ежики) Вот мешочек, суньте в него руку и найдите там теплый мех. Правильно, вот он. Какой он? Нежный, пушистый. Как вы думаете, вот этот рыжий мех чей?(лисы); А этот белый? (зайца); Коричневый? (белки); Серый?(волка)
4.Давайте потрогаем зимний лес (тактильная доска). А какое дерево остается одетым зимой? Елка. Какая она? Правильно, колючая. Давайте найдем, что похоже на елку.
5.Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться в дом. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить (дети совершают действия с воображаемыми предметами). Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом. (Дети проходят по напольной сенсорной дорожке к камину- пузырьковой колонне )
6.Можно проходить в комнату. О, у нас уже горит камин (пузырьковая колонна). Он похож на печку, внутри горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на теплый коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку.
7.Понравилось вам наше путешествие по временам года? Чем мы занимались? Вам понравилось?
Ритуал прощания: «Подарите друг другу улыбки».
Занятие 4. Тема: «Волшебство сенсорной комнаты ».
Цели:
-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
-активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.
Блок деятельности:
Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов.
Первый этап - создание настроя на совместную работу, «вхождение в сказку»:
- разминка, снятие волнения, напряжения - упражнение «Капли дождя»
Второй этап -
- активизация участников, развитие рецепторов стопы упражнение «Четыре дороги»;
- расслабление - игра в сухом бассейне « Море шариков»;
- развитие мелкой моторики, координации движений - игра « Осьминожки»
- упражнение «Осуществление любых желаний», «Пузырьковая колонна» с подсветкой и рыбками, аквариум;
- формирование коммуникативных навыков, координации движений -упражнение « Пузырек воздуха»
Третий этап - подведение итогов занятия, обобщение приобретенного опыта.
Подведение итогов занятия :
Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями Вы бы хотели поделиться?
I.Вхождение в сказку
1. Психолог : « Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем, друг друга так, словно капает дождик. Рассаживаемся в круг, кладем руки на коленки соседа, хлопаем по коленкам сначала один раз потом два, затем три раза.
В этом упражнении необходимым условием является стремление к групповой сплоченности.
II.Основной этап
2.Психолог:
Далеко-далеко, где-то в море - океане есть Чудо – остров. Окружен этот остров скалами прибрежными. Да и путь к нему не легкий. Не ищите этот остров на карте, все равно не найдете, потому что этот остров сказочный. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий.
3.Упражнение «Четыре дороги»
Психолог демонстрирует четыре дороги и рассказывает о каждой из них.
«Каждая из четырех дорог приведет вас к острову. Все дороги волшебные,
все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
Вторая дорога труднее: вы должны пройти по мостику очень аккуратно, расставив руки в стороны и при этом сохранять равновесие (расстилается ребристый мостик)
Третья дорога еще труднее: она состоит из 7 кочек, вы должны наступать не на каждую кочку, а через один (дорожка с 7 наполнителями) Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
Четвертая дорога — самая трудная. Сначала вы должны пройти по морским камням, затем по следам, но наступая на каждый след вы называете что может быть такого цвета (дорожка с яркими следами). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а психолог отмечает для себя, кто какой путь избрал.
Психолог : Ребята, а теперь посмотрите какое на острове прекрасное море, море шариков.
3.Игра в сухом бассейне « Море шариков»
Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют соответствующие движения - плавание.
4.Игра « Осьминожки»
Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.
5 Упражнение «Золотые рыбки» Психолог: Ребята, у жителей острова живут золотые рыбки вот в таком дворце (включается «пузырьковая колонна» ) и умеют они исполнять желания. Посмотрим на рыбок?
Дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения.
6.Упражнение « Осуществление любых желаний»
— Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо.
Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто готов?
(Психолог передает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку, и т. д.)
7.Упражнение « Пузырек воздуха»
Психолог : Ребята посмотрите, какие тут пузырьки…
Давайте представим себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. Дети ходят на носочках очень тихо, легко и мягко. (играет релаксационная музыка)
8. Игра «Волшебный мешочек»
Дети сидят в кругу, глазки закрыты, достают из мешочка называемые психологом предметы.
Психолог : Вот и закончилось наше путешествие по Чудо-острову. Вам понравилось? Что нового узнали вы на занятии ? (Ответы детей)
Литература
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.:Речь, 2008
Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3.М., 1998