Станица Егорлыкская Егорлыкского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
«Утверждаю»
Директор МБОУ ЕСОШ № 11
_____________ /Безрукова Н.В./
приказ от « » ________ 2016 г. №___
Рабочая программа
кружка
Связь поколений
военно-патриотическое направление
Количество часов: 66 часов
Учитель: Джамалова Фаина Хидирнабиевна
2016-2017
уч.год.
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена, творили историю села замечательные люди
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой. Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов. Срок реализации программы: 2016-2017годы. (66 часов)
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:
*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучение истории и культуры России и родного края.
*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Формы работы
-экскурсии
-викторины
-конкурсы рисунков
-встречи с интересными людьми
-участие в конкурсах
-выставки
-уход за памятниками
Работа краеведческого кружка «Возрождение» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. -2часа Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
1.Письменные источники. -8 часа
Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники.
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
2.Школьный музей. -14 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
3.Изучение родного края. -22 часов
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.
Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.
4. Военно-патриотическая работа . -20 часа
Составление буклетов и презентаций по афганской войне сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) Сбор информации об героях Гражданской войны . Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны»
Учебно- тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Письменные источники | 8 | 4 | 4 |
3 | Школьный музей | 14 | 2 | 12 |
4 | Изучение родного края | 22 | 10 | 12 |
5 | Военно-патриотическая работа | 20 | 2 | 18 |
| Итого: | 66 | | |
Календарно- тематический план.
Дата | Тема занятий | Кол-во часов |
Корректировка |
19.09 | Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие. | 2 | |
| Письменные источники | 8 | |
26.09 | Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами | 2 | |
3.10 | Письменные источники – знания о прошлом | 2 | |
10.10 | Древнейшие рукописные памятники: | 2 | |
17.10 | Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами | 2 | |
| Школьный музей | 14 | |
24.10 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 2 | |
31.10 | История Егорлыкской школы№11 в стенах школьного музея | 2 | |
7.11 | Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | 2 | |
14.11 | Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | 2 | |
24.11 | Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате | 2 | |
28.11 | Экскурсия в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов «Что предметы старины рассказать тебе должны?» | 2 | |
5.12 | Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов) | 2 | |
| Изучение родного края | 22 | |
12.12 | Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | 2 | |
19.12 | Сбор материала по истории села | 2 | |
26.12 | История края | 2 | |
9.01 | Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства | 2 | |
16.01 | Беседа «наше село: прошлое и современность» | 2 | |
23.01 | Краеведческая викторина «История села в названиях» | 2 | |
6.02 | Родной край сегодня, перспективы его развития. | 2 | |
13.02 | Поисковая деятельность Сбор материала о национальных традициях жителей села | 2 |
|
20.02 | Экскурсия в храм ст.Егорлыкской | 2 |
|
27.02 | Беседа « Культура родного края на современном этапе развития». | 2 | |
6.03 | Экскурсия в краеведческий музей ст.Егорлыкская | 2 | |
| Военно-патриотическая работа | 20 |
|
13.03 | Герой – это слово особое… | 2 | |
20.03 | «По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 2 |
|
27.03 | Сбор информации об герое Гражданской войны | 2 | |
3.04 | Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны» | 2 | |
10.04 | Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) |
2 |
|
17.04 | Оформление выставки «Письма с фронта» | 2 | |
24.04 | Трудовой десант. Уборка территорий у памятников | 2 | |
15.05 | Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках ВОв | 2 |
|
22.05 | День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей | 2 | |
29.05 | Выставка «Эхо той войны» | 2 | |
| Итого | 66час | |
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Литература:
1.Энциклопедия Ростовской области (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Ростов –на Дону, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
2. Мамин Г. Памятники и памятные места Ростовская область,Ростов-на Дону 1979год
Принято «Согласовано»
на методическом совете _пр№1 зам.директора по ВР
от 28.08.16г ________/Шубина Е.В./