СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Информационная среда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка " Информационная среда" разработана для обучающихся 5-8 классов желающих научится азам журналистики.Обучение происходит  по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Ребята выполняют работу по направлениям , после чего результаты объединяются. Воспитанники по желанию могут менять направление деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Информационная среда"»

Департамент социальной политики города Кургана

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 41»




«Рассмотрено»


на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № __

от «___»_______20___г.



«Согласовано»


заместитель директора по научно-методической работе

___________М.Н. Высыпкова

от «___»_______20___г.



«Утверждаю»


Директор МБОУ г. Кургана «СОШ» № 41

___________А.В.Корабицина

Приказ № ______

от «___»_______20___г.











Рабочая программа кружка


«Информационная среда»


5-8 классы



Составитель: Самкова С.В., учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ № 41», высшая квалификационная категория














Курган, 2013 г.

Пояснительная записка

В наше бурное, насыщенное событиями и сенсациями время, интерес к информации любого вида возрастает. Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить. Информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.
В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.
Организация информационного пространства, работа над школьным сайтом,
привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят
Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы кружка «Информационная среда»

Цель деятельности кружка : расширение информационного пространства школы

Основными задачами обучения и воспитания являются:

1. организация информационного пространства в образовательном учреждении, как необхо­димого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способно­стей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;

2. создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интере­сам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печа­ти,

3. систематическая подготовка и издание малым тиражом (для учащихся, роди­телей, учителей) школьной стенгазеты.


Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.

Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю.

В кружок принимаются все желающие от 10 до 14 лет. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Ребята выполняют работу по направлениям , после чего результаты объединяются. Воспитанники по желанию могут менять направление деятельности.

Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, футбольные турниры, экскурсии, походы в театры, выставочные залы, библиотеки и т.д. Итогом работы кружка является стенгазеты о школьной жизни.

С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.

Принципы деятельности кружка:


-демократическое общение;

-объективное и корректное освещение информации;

-творческий подход к оформлению школьной стенгазеты;

-литературный ценз на шутки, высказывания, цитаты;

-«воплощение новых идей»,

-писать о том, что волнует, а интересует не только самих журналистов, но и большинство ребят в школе;

-оперативно и честно освещать события школы;

-быть независимыми в изложении своего мнения, но и не навязать его читателям.

Тематические блоки занятий предполагают обучение воспитанников - членов кружка по направлениям

♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации)

♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

♦ отбор и редактирование материалов

♦ фотокорреспонденция

♦ изучение общественного мнения (социология)

Предполагаемые результаты работы членов кружка:


- уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репор­тажи, заметки);

- освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;

- познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

- планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;

- быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналист­кой деятельности , уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

- знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

- знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

- уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;


-написать газетную заметку, репортаж;

-составлять фоторепортаж.

В конце первого года обучения каждый воспитанник подготовит не ме­нее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве органи­затора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.

Тематический план работы кружка

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Количество часов

  1. 1

Обсуждение с детьми вопросов о журналистике.

Виды прессы. Виды информации.

Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Понятие о различных видах прессы.



1

Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.



1


«Поиграем в журналистику»

Знакомство с детскими и молодежными изданиями.



1


«Кодекс чести профессионального журналиста»

Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.


1


«Имидж журналиста»

Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести школьного журналиста.




Школьная пресса


Какой бывает школьная газета?

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.



1


«Стенгазета - это интересно!»

Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты.



1


«Кроссворды и ребусы»

Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда.



1


«Есть мнение»

Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон.



1

«Юмористическая рубрика в
газете»

Понятие о юмористической рубрике в
газете. Обсуждение и составление
юмористической рубрики. Обсуждение
созданного материала.



1

«Стенгазета - это весело !»

Изготовление стенгазеты.



1

Основные жанры журналистики

«Давайте познакомимся»

Основные жанры журналистики



1


«Что такое интервью?»

Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения ин­тервью. Вопросы прямые и косвенные. Пра­вильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с инте­ресным человеком.



1


«Интервью»

Обсуждение особенностей интервью. Вступление к интервью, концовка. Нетрадици­онные формы написания интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью с педагогическим коллективом.



1


«Пресс-конференция»

Встреча и интервью группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подго­товка материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции».


1

Выпуск рубрики «Родная школа в лицах…»

Обработка полученного материала и оформление.




1


Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна


«Плуг и боро­на» журналиста»

Знакомство с техникой, помогающей журнали­сту в творческой деятельности Фиксирование информации от руки. Практикум работы с ком­пьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.



1


Практика.

Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)



1


«Перекличка»

Контроль. Умение набирать и форматировать текстовую информацию «Открытым текстом или себе для истории»



1

Основные жанры журналистики

«Школьный калейдоскоп»

Отличие профессионального журнального ма­териала от школьного сочинения и литератур­ных произведений. Создание заметки. Портретный очерк. Путевые заметки.



1

«Что такое газетная заметка и статья?»

Понятие о газетной заметке и статье. Обсуждение и составление газетной заметки. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.
Обсуждение созданного материала.



1

«Как заметку назовете»

Значение заголовка и его виды. Поиск ориги­нальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия тексту. Поиск не­удачных заголовков.



1

«Ключ от квар­тиры, где темы лежат»

Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем любого выбранного печатного издания и подбор тем для школьной газеты. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов.



1

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

Практика.

Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи.



1

«Газета на носу !»

Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты.



1

Основные жанры журналистики

«Журналистский опрос»

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа».




1

«Секреты профессии»

Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.



1

«Что? Где? Когда?»

Методы сбора информации. Собственные на­блюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор ин­формации для журналистской публикации.
Создание журналистского текста.



1

«Здравствуйте»

Встреча с журналистом одного из городских СМИ



1


Школьная пресса

«Газета на носу !»

Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной стенгазеты.


1

Искусство оформления

Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.



1

Практика.

Самостоятельное оформление своей статьи для школьной стенгазеты .



1

«Что такое рубрики в газетах?»

Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной стенгазеты, сайта. Обсуждение созданного материала.



1

Конкурс «Лучший журналист
школы»

Проведение при помощи общешкольного голосования конкурса «Лучший журналист школы» по материалам выпущенных газет.




1

Итоги


Обобщенный анализ

Типичные ошибки, причины их возникновения, пути их ликвидации. Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год.




Награждение «Лучший
журналист школы».

Подведение итогов конкурса «Лучший
журналист» и награждение победителей в различных номинациях.





СИСТЕМА КОНТРОЛЯ


Этапы контроля


Сроки


Знания, умения, навыки, которые контролируются


Форма подведения итогов


Предварительный контроль


сентябрь

Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере


собеседование, практические задания, упражнения


Промежуточный контроль


ноябрь

Умение набирать и форматировать текстовую информацию


«Открытым текстом или себе для истории»




декабрь

Умение анализировать источники информации

Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы)




январь

Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами

Готовая статья в школьную газету, на сайт




февраль

Умение пользоваться различными методами для сбора необходимой информации


Готовая статья в школьную газету, на сайт.




март

Умение составлять анкету

Анкетирование одноклассников и обработка результатов




апрель

Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж

Готовый материал для газеты, школьного сайта.


Заключительный контроль:


май

Полученные за учебный год умения и навыки

Выпуск газеты


Члены кружка:

1. Катаева Мария, 5а

2.Никитина Алена, 5а

3.Петрова Лиза, 5 а

4.Русакова Катя, 5а

5.Подкина Даша, 5а

6.Тарасова Маргарита, 5 а

7. Абдухаликова Альбина, 7 в

8.Самарина Эльмира, 7 а

9.Нестеренко Диана, 7 а

10.Бибик Вероника, 7 а

11.Карпова Света, 7 а

12. Гончарова Аня, 7 в

13.Вершинина Юля, 5а

14.Демкина Аня, 5а

15.Крапивина Ксюша, 5а













Литература

  1. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха. / Под ред. С.Цымбаленко.-М.: ЮН-ПРЕСС, 1997. -196с.

  2. О летнем отдыхе, и не только... (Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха I Под ред. Ю.П. Куликова - М.: НИИ семьи, 1997. - 112с.

  3. Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.

  4. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.

  5. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с. 

  6. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

  7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с. 

  8. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.

  9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

  10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  11. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  12. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

  13. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

  14. М. Мирошниченко. Азбука журналистики.

  15. Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.

  16. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999

  17. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики” 

  18. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!