Департамент социальной политики города Кургана
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № __ от «___»_______20___г. | «Согласовано» заместитель директора по научно-методической работе ___________М.Н. Высыпкова от «___»_______20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ г. Кургана «СОШ» № 41 ___________А.В.Корабицина Приказ № ______ от «___»_______20___г. |
Рабочая программа кружка
«Информационная среда»
5-8 классы
Составитель: Самкова С.В., учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ № 41», высшая квалификационная категория
Курган, 2013 г.
Пояснительная записка
В наше бурное, насыщенное событиями и сенсациями время, интерес к информации любого вида возрастает. Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить. Информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.
В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.
Организация информационного пространства, работа над школьным сайтом,
привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят
Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы кружка «Информационная среда»
Цель деятельности кружка : расширение информационного пространства школы
Основными задачами обучения и воспитания являются:
1. организация информационного пространства в образовательном учреждении, как необходимого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способностей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;
2. создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интересам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печати,
3. систематическая подготовка и издание малым тиражом (для учащихся, родителей, учителей) школьной стенгазеты.
Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.
Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю.
В кружок принимаются все желающие от 10 до 14 лет. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Ребята выполняют работу по направлениям , после чего результаты объединяются. Воспитанники по желанию могут менять направление деятельности.
Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, футбольные турниры, экскурсии, походы в театры, выставочные залы, библиотеки и т.д. Итогом работы кружка является стенгазеты о школьной жизни.
С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
Принципы деятельности кружка:
-демократическое общение;
-объективное и корректное освещение информации;
-творческий подход к оформлению школьной стенгазеты;
-литературный ценз на шутки, высказывания, цитаты;
-«воплощение новых идей»,
-писать о том, что волнует, а интересует не только самих журналистов, но и большинство ребят в школе;
-оперативно и честно освещать события школы;
-быть независимыми в изложении своего мнения, но и не навязать его читателям.
Тематические блоки занятий предполагают обучение воспитанников - членов кружка по направлениям
♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации)
♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна
♦ отбор и редактирование материалов
♦ фотокорреспонденция
♦ изучение общественного мнения (социология)
Предполагаемые результаты работы членов кружка:
- уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
- освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
- познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
- быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности , уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
- знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
-написать газетную заметку, репортаж;
-составлять фоторепортаж.
В конце первого года обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве организатора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.
Тематический план работы кружка
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Количество часов |
1 | Обсуждение с детьми вопросов о журналистике.
Виды прессы. Виды информации. | Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Понятие о различных видах прессы. | | 1 |
Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. | | 1 |
-
| «Поиграем в журналистику» | Знакомство с детскими и молодежными изданиями. | | 1 |
-
| «Кодекс чести профессионального журналиста» | Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. | | 1
|
-
| «Имидж журналиста» | Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести школьного журналиста. | |
|
Школьная пресса |
-
| Какой бывает школьная газета? | Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации. | | 1 |
-
| «Стенгазета - это интересно!» | Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты. | | 1 |
-
| «Кроссворды и ребусы» | Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда. | | 1 |
-
| «Есть мнение» | Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. | | 1 |
-
| «Юмористическая рубрика в газете» | Понятие о юмористической рубрике в газете. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждение созданного материала. | | 1 |
-
| «Стенгазета - это весело !» | Изготовление стенгазеты. | | 1 |
Основные жанры журналистики |
-
| «Давайте познакомимся» | Основные жанры журналистики | | 1 |
-
| «Что такое интервью?» | Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с интересным человеком. | | 1 |
-
| «Интервью» | Обсуждение особенностей интервью. Вступление к интервью, концовка. Нетрадиционные формы написания интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью с педагогическим коллективом. | | 1 |
-
| «Пресс-конференция» | Встреча и интервью группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции». | | 1
|
-
| Выпуск рубрики «Родная школа в лицах…» | Обработка полученного материала и оформление. |
| 1 |
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна |
-
| «Плуг и борона» журналиста» | Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом. | | 1 |
-
| Практика. | Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата) | | 1 |
-
| «Перекличка» | Контроль. Умение набирать и форматировать текстовую информацию «Открытым текстом или себе для истории» | | 1 |
Основные жанры журналистики |
-
| «Школьный калейдоскоп» | Отличие профессионального журнального материала от школьного сочинения и литературных произведений. Создание заметки. Портретный очерк. Путевые заметки. | | 1 |
-
| «Что такое газетная заметка и статья?» | Понятие о газетной заметке и статье. Обсуждение и составление газетной заметки. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. Обсуждение созданного материала. | | 1 |
-
| «Как заметку назовете» | Значение заголовка и его виды. Поиск оригинальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия тексту. Поиск неудачных заголовков. | | 1 |
-
| «Ключ от квартиры, где темы лежат» | Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем любого выбранного печатного издания и подбор тем для школьной газеты. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов. | | 1 |
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна |
-
| Практика. | Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. | | 1 |
-
| «Газета на носу !» | Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты. | | 1 |
Основные жанры журналистики |
-
| «Журналистский опрос» | Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа». |
| 1 |
-
| «Секреты профессии» | Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение. | | 1 |
-
| «Что? Где? Когда?» | Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации. Создание журналистского текста. | | 1 |
-
| «Здравствуйте» | Встреча с журналистом одного из городских СМИ | | 1 |
Школьная пресса |
-
| «Газета на носу !» | Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной стенгазеты. | | 1
|
-
| Искусство оформления | Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. | | 1 |
-
| Практика. | Самостоятельное оформление своей статьи для школьной стенгазеты . | | 1 |
-
| «Что такое рубрики в газетах?» | Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной стенгазеты, сайта. Обсуждение созданного материала. | | 1 |
-
| Конкурс «Лучший журналист школы» | Проведение при помощи общешкольного голосования конкурса «Лучший журналист школы» по материалам выпущенных газет. |
| 1 |
Итоги |
-
| Обобщенный анализ | Типичные ошибки, причины их возникновения, пути их ликвидации. Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год. | |
|
-
| Награждение «Лучший журналист школы». | Подведение итогов конкурса «Лучший журналист» и награждение победителей в различных номинациях. | |
|
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Этапы контроля | Сроки | Знания, умения, навыки, которые контролируются | Форма подведения итогов |
Предварительный контроль | сентябрь | Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере | собеседование, практические задания, упражнения |
Промежуточный контроль | ноябрь | Умение набирать и форматировать текстовую информацию | «Открытым текстом или себе для истории» |
| декабрь | Умение анализировать источники информации | Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы) |
| январь | Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами | Готовая статья в школьную газету, на сайт |
| февраль | Умение пользоваться различными методами для сбора необходимой информации | Готовая статья в школьную газету, на сайт. |
| март | Умение составлять анкету | Анкетирование одноклассников и обработка результатов |
| апрель | Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж | Готовый материал для газеты, школьного сайта. |
Заключительный контроль: | май | Полученные за учебный год умения и навыки | Выпуск газеты |
Члены кружка:
1. Катаева Мария, 5а
2.Никитина Алена, 5а
3.Петрова Лиза, 5 а
4.Русакова Катя, 5а
5.Подкина Даша, 5а
6.Тарасова Маргарита, 5 а
7. Абдухаликова Альбина, 7 в
8.Самарина Эльмира, 7 а
9.Нестеренко Диана, 7 а
10.Бибик Вероника, 7 а
11.Карпова Света, 7 а
12. Гончарова Аня, 7 в
13.Вершинина Юля, 5а
14.Демкина Аня, 5а
15.Крапивина Ксюша, 5а
Литература
О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха. / Под ред. С.Цымбаленко.-М.: ЮН-ПРЕСС, 1997. -196с.
О летнем отдыхе, и не только... (Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха I Под ред. Ю.П. Куликова - М.: НИИ семьи, 1997. - 112с.
Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
М. Мирошниченко. Азбука журналистики.
Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.
Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.