СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Исторический клуб"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Исторический клуб" (музейное дело), предназначенная для учащихся 5-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Исторический клуб"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»





УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

_________________ Е.А. Голева

«30» августа 2017 г









Рабочая программа

кружка «Исторический клуб»

для учащихся 5 - 11 классов












Составитель: Назарова Анна Александровна

учитель истории













2017-2018 учебный год

1. Пояснительная записка



Программа кружка «Исторический клуб» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе обеспечения деятельности школьного музея.

Данная рабочая программа адресована учащимся 5-11 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2017-2018 учебный год. Программа рассчитана на учащихся, которые интересуются историей своей малой Родины, которым необходимо глубже и основательно изучить историю родного края в годы войны. Такая кружковая работа актуальна, потому что каждый должен знать историю своей малой родины, своего народа, своей семьи. Знание жизни предков важно для того, чтобы дети не теряли свои корни, гордились своими предками, земляками. Данная работа воспитывает в учениках чувство любви к Родине, уважение к народу, его истории и культуре. Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Форма занятия – кружок. Периодичность занятий - 1раз в неделю.

Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции, практические занятия.

Цель курса: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.       

Задачи курса:

-Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;

-Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;

-Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

-Оформление и экспонирование материалов;

-Организация и проведение экскурсий;

-Организация научно-исследовательской работы;

-Формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего родного края;

-Формирование уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого;

-Формирование музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.













2. Результаты освоения программы кружка

Личностными результатами изучения курса является:

- активизация гражданской позиции по изучению, сбережению и популяризации истории Каширского края, сотрудничеству со школьным музеем.

- формирование потребности в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;

- укрепление нравственного потенциала и потребности приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- укрепление любви к Родине, чувства гордости и ответственности за свою страну;

- формирование более осознанного отношения к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины;

- укрепление уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда;

- формирование осознанного отношения к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 

-умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

Познавательные УУД:

- расширение кругозора и познавательных интересов в области музееведения;

- усвоение основ музейного дела, элементарной музейной терминологии;

- реализация отдельных навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

-формирование отдельных навыков оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В результате изучения курса

Обучаемый научится:

-проводить поиск информации в документах, письмах и др., материальных памятниках;

-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в прошлые времена, памятники культуры, рассказывать о событиях истории;

-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявлять в них общее и различия;

-сравнивать предлагаемые историками версии и оценки, выявлять сходства и различия;

-излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и личностей.
Обучаемый получит возможность научиться:

-давать характеристику исторического развития родного края;

-составлять планы местности и родословные схемы;

-высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия родного края;

-проводить тематические экскурсии в качестве экскурсовода, подбирать материал для экскурсий.


3. Содержание кружка с указанием форм организации и видов деятельности



п/п

Название разделов

Форма деятельности

Вид деятельности

Введение (2 часа)

1


Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в деятельности школьного музея. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.

беседа

Познавательная деятельность

Раздел 1. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (4 часа)

2.

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.

беседа, лекция, практические занятия, подготовка и обсуждение сообщений

Познавательная деятельность


Раздел 2. Учёт и описание музейных предметов (3 часа)

3.

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.

беседа, лекция, практические занятия

Познавательная деятельность


Раздел 3. Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (7 часов)

4.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий

беседа, лекция, подготовка и обсуждение сообщений, экскурсия, практическое занятие

Познавательная деятельность, краеведческая деятельность


Раздел 4. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (8 часов)

5

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

беседа, лекция, подготовка и обсуждение сообщений, практическое занятие

Познавательная деятельность

Раздел 5. Военная слава земляков (9 часов)

6

Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны. Работа над проектом «Мой герой». Организация посильной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, проживающим на территории микрорайона. Практическое занятие: составление хронологии боевых действий на территории Каширского края Тыл в годы войны. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и «Подвиг народа». Подготовка и проведение экскурсий, приуроченных к Дню Победы

Беседа, лекция, встречи с интересными людьми, практические занятия

Краеведческая деятельность, познавательная деятельность, социально преобразующая добровольческая деятельность

Заключительное занятие - 1 час


4. Календарно – тематическое планирование


урока

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти-чески

по плану

факти-чески

I четверть (9 часов)

Введение (2 часа)

1

Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в деятельности школьного музея.

1




2

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.

1




Раздел 1. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (4 часа)

3/1

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.

1




4/2

Основные принципы формирования фондов и коллекций.

1




5/3

Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения.

1




6/4

Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.

1




Раздел 2. Учёт и описание музейных предметов (3 часа)

7/1

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

1




8/2

Сбор и описание музейных экспонатов.

1




9/3

Сбор и описание музейных экспонатов.

1




II четверть (7 часов)

Раздел 3. Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (7 часов)

10/1

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.

1




11/2

Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.

1




12/3

Сбор материалов для подготовки экскурсии по теме «Оборона Каширы в ноябре 1941 г.»

1




13/4

Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.

1




14/5

Практическое занятие: репетиция экскурсии «Оборона Каширы в ноябре 1941 г.»

1




15/6

Практическое занятие: проведение экскурсии «Оборона Каширы в ноябре 1941 г.»

1




16/7

Анализ проведенной экскурсии.

1




III четверть (10 часов)

Раздел 4. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (8 часов)

17/1

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций.

1




18/2

Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.

1




19/3

Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов.

1




20/4

Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

1




21/5

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов.

1




22/6

Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

1




23/7

Практическое занятие: проверка состояния экспозиций школьного музея

1




24/8

Практическое занятие: оформление новых экспозиций

1




Раздел 5. Военная слава земляков (9 часов)

25/1

Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны. Работа над проектом «Мой герой».

1




26/2

Практическое занятие: работа над проектом «мой герой», привлечение учащихся школы. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и «Подвиг народа»

1




IV четверть (8 часов)

27/3

Организация посильной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, проживающим на территории микрорайона

1




28/4

Практическое занятие: составление хронологии боевых действий на территории Каширского края

1




29/5

Тыл в годы войны

1




30/6

Сбор информации для проведения экскурсий, приуроченных к Дню Победы

1




31/7

Подготовка экскурсий, приуроченных к Дню Победы

1




32/8

Проведение экскурсий, приуроченных к Дню Победы

1




33/9

Анализ проведенных экскурсий. Подведение итогов по проекту «Мой герой»

1




Заключительное занятие (1 час)

34

Заключительное занятие. Анализ работы кружка за год

1






5. Список используемой литературы



1.Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,2014.
2.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2015.
3.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,2014.
4.Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,2014. 



СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

протокол №

от «___» _______________2017 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

___________________Е.А.Соловьева

«________»________________2017 г.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!