МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОМАЛЫКЛИНСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Новомалыклинский районный центр внешкольной работы «Алые паруса»
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета от «___»__________________2016 г. Протокол №_________ | УТВЕРЖДЕНО Исполняющий обязанности директора МУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» _________________/А.Ю. Никулина «__»_____________________2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сурадеева Любовь Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
с. Новая Малыкла, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | стр. 3- 6 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН | стр. 7- 10 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА | стр. 11- 20 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | стр. 21 |
КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | стр. 22- 26 |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | стр. 27 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | стр. 28 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность | Художественное |
Актуальность (или новизна или отличительные особенности) | Среди предметов художественного цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета. В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы “Юный дизайнер”, который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся. |
Цель | - помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями; - познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зрения экономической эффективности; - дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха. |
Задачи | Обучающие: - дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека; ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России; - ознакомить с основными методами художественного проектирования; - повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей; - сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.). Развивающие: - содействовать формированию всесторонне развитой личности; развитию художественного вкуса; - развивать креативное мышление; - создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся. Воспитательные: - способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса; - формировать чувство коллективизма, гражданственности; - воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность); - воспитывать аккуратность, культуру поведения; - формировать чувство самоконтроля. |
Срок реализации | 1 год |
Возраст на который направленна программа (ступени, уровни) | 12-15 лет |
Основные формы, методы и приемы проведения занятий (согласно ступеням и уровням) | Формы организации занятий : - комбинированный урок, - конференция, - круглый стол, - индивидуальные и групповые беседы, - экскурсии. Методы обучения : -объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный, - метод практических упражнений, - метод поисковых решений. |
Режим проведения занятий | Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут (4 академического часа). |
Ожидаемые результаты | 1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления. 3. Создавать прекрасное своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом. |
Способы и формы проверки выполнения учебного плана (промежуточная аттестация) | По окончании обучения по программе «Юный дизайнер», учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии; - о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды; - о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении; - об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна; - о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы; - о критериях подбора растений для озеленения определенного участка; - о правилах составления проектов; - о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства; - об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения; - об истории развития садово-паркового искусства; уметь: - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен; - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора. - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; - владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, роспись и т. п.); - составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района; - представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д. Сформированы личностные качества: - уметь общаться в коллективе; - уважать свой труд и труд товарищей; - уметь воспринимать общие дела, как собственные. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД КРУЖКА «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»
Название разделов и тем | Количество часов |
всего | теория | практика |
«Дизайн – что это такое?» (23часа) |
Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Техника безопасности, при выполнении практических работ. | 2 | 1 | 1 |
История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна. | 6 | 2 | 4 |
Особенности творчества художника и дизайнера. | 6 | 1 | 5 |
Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера. | 5 | 2 | 3 |
Средства выражения графического дизайна. | 4 | 1 | 3 |
Рекламный и полиграфический дизайн. (36 часов) |
Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума. | 6 | 1 | 5 |
Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта. | 4 | 1 | 3 |
Полиграфический дизайн. | 5 | 1 | 4 |
Помощь в оформлении школьной газеты. | 7 | 2 | 5 |
Фотография в современном дизайне. | 4 | 1 | 3 |
Мир открыток. | 10 | 3 | 7 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов) |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим) | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика) | 4 | 1 | 3 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики | 4 | 1 | 3 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна | 5 | 1 | 4 |
Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.) | 5 | 1 | 4 |
Ландшафтный дизайн. (33 часа) |
Значение декоративного оформления участка. | 1 | 1 | |
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. | 4 | 1 | 3 |
Альпийские горки. | 4 | 1 | 3 |
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения. | 4 | 1 | 3 |
Статуи в ландшафтном дизайне. | 4 | 1 | 3 |
Ажурные ограды. | 5 | 1 | 4 |
Фонари на улицах и в парках. | 4 | 1 | 3 |
Изготовление макета мини-участка. | 4 | 1 | 3 |
Защита проекта. | 1 | 1 | |
Многообразие профессий в области дизайна. | 1 | 1 | |
Подведение итогов года. | 1 | 1 | |
Всего часов: 140 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел: «Дизайн – что это такое?» (23 часа)
Тема: «Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (2часа)
Теория (1 час):
Техника безопасности, при выполнении практических работ.
Дизайн — что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки.
Практика (1 час):
Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) — предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий), средств передвижения (легковые автомашины).
Тема: «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». (6 часа)
Теория (2 час):
История зарождения и развития дизайна в России и в мире.
Форма — формообразование — композиция.
Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом.
Практика (4 часа):
Разработка проектов сувениров. Изготовление кусудамы.
Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера». (6 часов)
Теория (1 час):
Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы Предметов. Органичность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.
Практика (5 часов):
Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы).
Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).
Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера».(5 часов)
Теория ( 2 часа):
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Практика (3 часа):
Выполнение натюрморта в графическом стиле или с помощью бумагопластики.
Тема: «Средства выражения графического дизайна». (4 часа)
Теория (1 час):
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Практика (3 часа):
Выполнение рисунка в технике «граттаж».
Раздел: «Рекламный и полиграфический дизайн». (36 часов)
Тема: «Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума». (6 часов)
Теория (1 час):
Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Практика (5 часов):
Выполнение эскиза на свободную или заданную тему.
Тема: «Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта». (4 часа)
Теория (1 час):
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Практика (3 часа):
Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.).
Тема: «Полиграфический дизайн». (5 часов)
Теория (1 час):
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Практика (4 часа):
1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Тема: «Помощь в оформлении школьной газеты». (7 часов)
Теория (2 часа):
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката.
Практика (5 часов):
Выполнение макета плаката.
Тема: «Фотография в современном дизайне». (4 часа)
Теория (1 час):
Художественно-композиционные моменты в съемке.
Выбор объекта съемки — это искусство видения. Идея художника и съемка.
Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постановочный, в пейзаже — природный. Передача светоцветового состояния природы — средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа.
Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».
Графическое искусство черно-белой фотографии.
Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Практика (3 часа):
расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения;
начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и светоцветовых задач;
фотосъемка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т. д.);
съемка пейзажа: решение композиционных и цвето-световых задач при съемке пейзажа, передача настроения в пейзаже.
фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах;
оперативная фотосъемка человека в момент какого-либо действия.
Тема: «Мир открыток». (10часов)
Теория (23 часа):
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.
Практика (7 часов):
изготовление поздравительной открытки.
Раздел: Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (48 часов)
Тема: Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим) (5 часов)
Теория (1 час):
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Практика (4 часа):
выполнение эскизов одежды, украшений (браслетов, ожерелий) по мотивам декоративного искусства Древнего Египта;
создание папки-раскладушки.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)» (4 часа)
Теория (1 час):
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика).
Практика (3 часа):
Выполнение витражной композиции (роспись по стеклу).
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения» (5 часов)
Теория (1 час):
Одежда, костюм, как знак положения человека в обществе и его намерений, его роли.
Практика (4 часа):
индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко» (5 часов)
Теория (1 час):
Барокко, как один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве XVI — середины XVIII в. Изучение дворцово-парковых ансамблей: храмы XVII в. Московского Кремля, Большой дворец в Петергофе (Петродворце), Зимний дворец в Петербурге, павильон «Эрмитаж»; Большой (Екатерининский) дворец в Пушкино (Царском Селе). Рассматриваются интерьеры дворцов Кремля, Зимнего дворца, ограды Петербурга. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко.
Практика (4 часа):
Выполнение эскиза (копирование) мебели стиля барокко.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо». (5 часов)
Теория (1 час):
иллюзорность, идиллический мир театральной игры стиля Рококо.
Практика (4 часа):
Рисование (повтор) мотивов рокайля.
Рисование (повтор) акварелью цветочных декоративных мотивов в колорите рококо (легкие, изящные букетики, бантики, гирлянды).
Копирование цветочной росписи с фарфоровых изделий стиля рококо из собрания музея керамики в Кусково.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма».
(5 часов)
Теория (1 час):
Классицизм, как художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX в.
Изделия из камня. Петербургские гранильные фабрики. Работы Я. Коковкина и Г. Налишова на гранильных фабриках. Применение ценных пород камня в отделке дворцовых интерьеров. Проекты декоративных ваз из камня.
Практика (4 часа):
Выполнение эскиза замка в стиле классицизма.
Выполнение эскиза вазы (фарфоровой и каменной) в стиле классицизма.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир» (5 часов)
Теория (1 час):
Мебель. Русский ампир — эпоха расцвета отечественного мебельного искусства.
Наиболее важные центры мебельного производства (мастерские при усадьбах в Останкине и Архангельском).
Практика (4 часа):
Разработка серии эскизов по мотивам русского ампира в мебели. Стол, стулья, кресло (белый цвет, золочение).
Оформление интерьеров дворцов. Создание проектов мебели, декоративных ваз, осветительных приборов.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики»
(4 часа)
Теория (1 час):
Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики.
Практика (3 часа):
Выполнение эскиза интерьера.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна» (5 часов)
Теория (1 час):
Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна.
Практика (4 часа):
Зарисовки архитектурных ансамблей в стиле Модерн.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)» (5 часов)
Теория (1 час):
История архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)
Практика (4 часа):
Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов). Коллективная работа.
Раздел: «Ландшафтный дизайн» (33 часа)
Тема: «Значение декоративного оформления участка».(1 час)
Теория (1 час):
Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.
Тема: «Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве». (4 часа)
Теория (1 час):
Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву-« Многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые и др.
Практика (3 часа):
Составление ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений для озеленения пришкольного участка.
Тема: «Альпийские горки». (4 часа)
Теория (1 час):
Понятие об альпийских горках. Декоративность: размер и форма. Общие сведения.
Практика (3 часа):
Создание эскизов и макетов альпийских горок.
Тема: «Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения» (4 часа)
Теория (1 час):
Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.
Практика (3 часа):
Проектирование цветочного оформления на фоне газона.
Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.
Тема: «Статуи в ландшафтном дизайне». (4 часа)
Теория (1 час):
Статуи в ландшафтном дизайне. Садово-парковый дизайн известных дворцов России и зарубежья.
Практика (3 часа):
Зарисовка известных парковых статуй.
Тема: «Ажурные ограды».(5 часа)
Теория (1 час):
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Практика (4 часа):
создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из сложенной цветной бумаги.
Тема: «Фонари на улицах и в парках». (4 часа)
Теория (1 час):
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.
Практика (3 часа):
графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Тема: «Изготовление макета мини-участка». (4 часа)
Теория (1 час):
Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.
Практика (3 часа):
Составление проекта озеленения территории.
Варианты: пришкольного участка, подхода к административному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использованием специального обозначения.
Тема: Защита проекта. (1 час)
Тема: «Многообразие профессий в области дизайна». (1 час)
Теория (1 час):
Дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.
Тема: «Подведение итогов года».(1 час)
Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.
Всего часов: 140 часов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Весь курс делится на беседы и практические работы и рассчитан на 4 ч в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ — все зависит от темы задания и задач всего курса в каждом классе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.
Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует как можно чаще организовывать экскурсии к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.
Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Дата проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
По плану | По факту |
1 2 | 16.09 16.09 | | Беседа | 2 | Вводное занятие. Декоративно- прикладное искусство и дизайн. Техника безопасности, при выполнении практических работ. | школа | Ответы на вопросы |
3 4 5 6 7 8 | 20.09 20.09 23.09 23.09 27.09 27.09 | | Комбинированные занятия | 6 | История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна. | Школа | Викторина |
9 10 11 12 13 14 | 30.09 30.09 04.10 04.10 07.10 07.10 | | Комбинированные занятия | 6 | Особенности творчества художника и дизайнера | Школа | Викторина Кроссворд |
15 16 17 18 19 | 11.10 11.10 14.10 14.10 18.10 | | Комбинированные занятия | 5 | Графический стиль- основа профессионального творчества дизайнера | Школа | Мини-тест |
20 21 22 23 | 18.10 21.10 21.10 25.10 | | Комбинированные занятия | 4 | Средства выражения графического дизайна | Школа | Викторина |
24 25 26 27 28 29 | 25.10 28.10 28.10 01.11 01.11 04.11 | | Практические занятия | 6 | Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума | Школа | Практическая работа |
30 31 32 33 | 04.11 08.11 08.11 11.11 | | Комбинированные занятия | 4 | Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта | Школа | Практическая работа |
34 35 36 37 38 | 11.11 15.11 15.11 18.11 18.11 | | Комбинированные занятия | 5 | Полиграфический дизайн | Школа | Кроссворд викторина |
39 40 41 42 43 44 45 | 22.11 22.11 25.11 25.11 29.11 29.11 | | Практические занятия | 7 | Помощь в оформлении школьной газеты | Школа | Практическая работа |
46 47 48 49 | 02.12 02.12 06.12 06.12 | | Комбинированные занятия | 4 | Фотография в современном дизайне | Школа Парк | Практическая работа Выставка работ |
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 | 09.12 09.12 13.12 13.12 16.12 16.12 20.12 20.12 23.12 23.12 | | Комбинированные занятия | 10 | Мир открыток | Школа | Тест Практическая работа Участие в акции Участие в конкурсе |
60 61 62 63 64 | 27.12 27.12 30.12 30.12 03.01 | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др.Рим) | Школа | Тест Практическая работа Кроссворд |
65 66 67 68 | 03.01 06.01 06.01 10.01 | | Комбинированные занятия | 4 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, готика) | Школа | Викторина Практическая работа |
69 70 71 72 73 | 10.01 | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождение | Школа | Тест Викторина |
74 75 76 77 78 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко | Школа | Тест Кроссворд |
79 80 81 82 83 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо | Школа | Викторина Тест |
84 85 86 87 88 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды Классицизма | Школа | Тест |
90 91 92 93 94 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Ампир | Школа | Тест Презентация |
95 96 97 98 | | | Комбинированные занятия | 4 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики | Школа | Викторина |
99 100 101 102 103 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна | Школа | Кроссворд |
104 105 106 107 108 | | | Комбинированные занятия | 5 | Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай- тек и др.) | Школа | Кроссворд Выставка |
109 | | | Беседа | 1 | Значение декоративного оформления участка | Школа | Ответы на вопросы |
110 111 112 113 | | | Комбинированные занятия | 4 | Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве | Школа | Практическая работа |
114 115 116 117 | | | Комбинированные занятия | 4 | Альпийские горки | Школа | Практическая работа |
118 119 120 121 | | | Комбинированные занятия | 4 | Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения | Школа Экскурсия | Практическая работа |
122 123 124 125 | | | Комбинированные занятия | 4 | Статуи в ландшафтном дизайне | Школа | Практическая работа |
126 127 128 129 130 | | | Комбинированные занятия | 5 | Ажурные ограды | Школа | Практическая работа |
131 132 133 134 | | | Комбинированные занятия | 4 | Фонари на улицах и в парках | Школа | Выставка работ |
135 136 137 138 | | | Практические занятия | 4 | Изготовление макета мини- участка | Школа | Практическая работа |
139 | | | Отчетное занятие | 1 | Защита проекта «Многообразие профессий в области дизайна» | Школа | Проект |
140 | | | Комбинированные занятия | 1 | Подведение итогов года | Школа | Выставка работ |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
День семьи. Беседа «Как ладить с другими людьми», «Здоровый образ жизни»
2. Проведение праздничных программ:
«Женский день 8-е марта»
День Победы
3.Посещение выставок, музеев, картинных галерей
4. Участие в школьных творческих конкурсах «Новогодняя открытка»
5. Участие в районных творческих конкурсах: «Новогодняя открытка»
6. Участие в региональных, всероссийских, международных творческих конкурсах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемая литература для педагога:
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.
Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. — М., 1972.
Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.
Графический дизайн США. — М., 1989.
Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.
Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. — М., 1978.
Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. — М., 1981.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.
Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.
Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М., 1987.
Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. — 1988. — № 6.
Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. •— М., 1978.
Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.
Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979.
Цыганкова Э. У истоков дизайна. — М., 1977.
Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. – Волгоград, 2006.
Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». – М., Дрофа, 2001.
Рекомендуемая литература для ученика:
Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1998.
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.
Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.
Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.
Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.
Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. — М., 1978.
Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.
2