МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ « ШКОЛА №23»
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей художественно-эстетического цикла и технологии Протокол от _______ № ____ С.А. Буркальцева «___»_____________________2016г. | СОГЛАСОВАНО ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР Т.И. МЕЗЯНАС «___»______________2016г | | УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МБОУ Г. КЕРЧИ РК «ШКОЛА №23» Н.И.КАТРУХА «___»___________2016г. |
ПРОГРАММА
кружка «КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
на 2016/2017 учебный год
Разработчик программы
Дубовская Светлана Николаевна
Учитель технологии
Квалификационная категория - высшая
г. Керчь
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие в кружке «Креативное рукоделие» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.
Программа кружка является логическим продолжением курса технологии и разработана на основе авторской программы О.А.Кожиной «Программы по технологии. Обслуживающий труд» для 5-8 классов, М., «Дрофа», 2010 г.
Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями самостоятельно создавать изделия из текстильных материалов.
Основные задачи программы:
- совершенствовать умения и навыки учащихся в выполнении основных швейных и вышивальных швов, изготовлении вязаных изделий;
-научить традиционным приёмам работы с текстильными материалами;
-знакомство с культурными традициями народов Крыма и России;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Каждое занятие по разделам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Средний возраст учащихся - 10-13 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков, так и умеющие вязать крючком, вышивать и шить ручными швами.
Режим работы кружка – 1 раз в неделю по 2 часа (среда 15-00 - 16-40)
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий, контроль, познавательная игра.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 2 | 2 | - |
2 | Технология изготовления аппликации из волокнистих материалов | 14 | 2 | 12 |
3 | Технология изготовления мягкой игрушки | 18 | 4 | 14 |
3 | Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья. | 16 | 2 | 14 |
4 | Технология изготовления вязаных изделий. | 18 | 4 | 14 |
5 | Оформление изделий к выставке. Выставка готовых работ кружковцев | 4 | 0 | 4 |
| Всего часов | 72 | 14 | 58 |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы и темы | Кол-во учебн часов | Дата |
| Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Демонстрация проектных работ кружковцев. | 2 | 07.09 |
| РАЗДЕЛ 1: Технология изготовления аппликации из волокнистих материалов Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Изготовление картины «Натюрморт из фруктов» в технике аппликации. | 4 | 14.09, 21.09 |
| Изготовление поздравительной открытки в технике аппликации к Дню учителя. | 2 | 28.09 |
| Изготовление цветочной композиции «Салфеточное чудо»для украшения интерьера комнаты. | 8 | 05.10 – 26.10 |
| РАЗДЕЛ 2: Технология изготовления мягкой игрушки Мягкая грушка в современном декоративно-прикладном творчестве. Материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки. | 2 | 02.11 |
| Игольница «Божья коровка» из фетра. | 4 | 09.11; 16.11 |
| Выполнение эскиза, раскрой и изготовление объемной игрушки «Мишка Тэдди» | 8 | 23.11 – 14.12 |
| Традиции, связанные с празднованием Нового года в России. Изготовление мягких новогодних сувениров (пряничный человечек, игрушки на елку, рождественский ангел) | 4 | 21.12; 28.12 |
| РАЗДЕЛ 3:Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья. История создания изделий из лоскута. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Материалы и инструменты | 2 | 11.01 |
| Изготовление подставки под чайник в лоскутной технике «разноцветная спираль» | 6 | 18.01 – 01.02 |
| Выполнение эскиза комплекта для кухни. Изготовление лоскутной прихватки с аппликацией | 6 | 08.02 – 22.02 |
| Изготовление текстильной открытки «Любимой маме» | 2 | 01.03 |
| РАЗДЕЛ 4:Технология изготовления вязаных изделий. Из истории вязания. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Правила безопасного труда. | 2 | 15.03 |
| Приемы вязания крючком. Виды петель. | 2 | 22.03 |
| Цветок - закладка для книги | 2 | 29.03 |
| Веселое вязание. Петушок - золотой гребешок | 6 | 05.04 – 19.04 |
| Веселое вязание. Арбузная долька. | 6 | 26.04 – 10.05 |
| Оформление изделий к выставке. Выставка готовых работ кружковцев | 4 | 17.05; 24.05 |
Содержание программы:
Раздел 1: Технология изготовления аппликации из волокнистих материалов
История лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитье в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Технология пошива. Подбор и раскрой лоскутков. Оформление изделия. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Раздел 2: Технология изготовления мягкой игрушки
Мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном творчестве. Плоские и объемные игрушки. Материалы для изготовления мягкой игрушки, их свойства. Инструменты и приспособления. Правила безопасного труда. Разработка эскизного рисунка мягкой грушки. Подбор материалов для изготовления мягкой игрушки. Изготовление шаблонов. Раскрой изделия. Организация рабочего места. Правила безопасного труда при раскрое. Технология изготовления мягкой игрушки. Определение способа соединения деталей. Соединение деталей игрушки петельным швом и швом «назад голка». Отделка изделия различными материалами: пуговицы, паетки, бисер, стеклярус, шелковые ленты. Контроль качества готовых работ. Презентация выполненных работ.
Раздел 3:Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Изготовление эскиза прихватки в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Изготовление изделия. Отделка. Контроль качества.
Раздел 4:Технология изготовления вязаных изделий.
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление вязаных детских игрушек.
Оформление выставки.
Анализ творческой деятельности каждого учащегося.
Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения:
Учащиеся должны знать:
Правила безопасного труда с инструментами и приспособлениями;
Материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки, лоскутных изделий, вязаных изделий;
Историю развития аппликации, вышивки, мягкой игрушки, лоскутного шитья, вязания;
Виды ручных швов, их применение;
Способы ухода за вязаными изделиями;
Иметь представление о понятиях: рисунок, мотив, орнамент, композиция, цветовая сочетаемость, контраст;
Основные приёмы вязания крючком, технику вязания;
Основные способы вывязывания петель;
Виды отделки и отделочных материалов.
Учащиеся должны уметь:
Подготовить рабочее место для работы;
Составлять цветовое решение по выбранной композиции;
Правильно выполнять приёмы вышивки;
Переводить рисунок на ткань и изменять размер рисунка;
Вязать простые изделия крючком;
Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий;
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
Владеть приемами работы с тканью;
Выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
Самостоятельно выполнить отделку вязаного изделия, лоскутного изделия, аппликации.
Список литературы:
Литература, используемая в работе педагогом:
Авторская программа О.А.Кожиной «Программы по технологии. Обслуживающий труд» для 5-8 классов, М., «Дрофа», 2010 г.
«Мягкая игрушка своими руками», И.А.Агапова, М.А.Давыдова, Айрис- пресс, Москва 2004 год.
Учебник «Технология. Обслуживающий труд.5 класс» авторы Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., «Дрофа», 2014 г.;
Учебник «Технология. Обслуживающий труд.6 класс» авторы Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., «Дрофа», 2014 г.;
Учебник «Технология. Обслуживающий труд.7 класс» авторы Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., «Дрофа», 2014 г.;
«Мягкая игрушка» , Н.М.Войдинова, Эксмо, Москва 2004 год.
«Игрушки-подушки» , Е.А.Бойко , «РИПОЛ- классик», Москва, 2007 год
Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
Литература, рекомендуемая для чтения детям:
«Мягкая игрушка» , Н.М.Войдинова, Эксмо, Москва 2004 год.
«Игрушки-подушки» , Е.А.Бойко , «РИПОЛ- классик», Москва, 2007 год
Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.