Рабочая программа кружка
«Культура добрососедства»
для 5 класса: «Крымское многоголосье»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Араджиони М.И., Кравцовой Л.Ф., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
- воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
- формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
- формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
- приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
- формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
- воспитание толерантности как основного принципа демократии;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
- формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
- знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
- формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
- приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
- формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
Ø его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
Ø особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
Ø адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
Ø рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
Ø изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
Ø привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
Ø приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
Ø возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
Ø единство изучения России и Крыма как субъекта России;
Ø приоритетность воспитательных задач;
Ø опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
Ø максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
Ø использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
Ø использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 11 лет.
- Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у школьников о топонимике - науке о географических названиях, происхождении топонимов, топонимах Крыма, исторической ценности топонимов своего региона. Как изменяются географические названия. Роль географических названий в практической жизни.
Раздел «История» История Крыма в названиях моего региона. О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Наука генеалогия. Мое родословное древо. Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи. Знакомство с историей возникновения села, улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, обрядами приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов, подвижными играми народов Крыма, своей улицы, своих друзей, фольклором Крыма расширяется представление у школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, наукой ономастикой, традиционными именами в фольклоре народов Крыма, работой со словарями, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» обучающиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина», взаимоотношения в семье, отношение к родителям, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, взаимоотношения поколений и полов в разных культурах, отношение к сверстникам. В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Формы организации кружковой деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает основные компоненты: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» обучающиеся
должны знать:
- 10 топонимов своего региона;
- историю своей семьи, составлять родословную своей семьи;
- фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона;
- 3-4 подвижные игры народов Крыма;
- 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
- 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
- стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе;
- «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
Ø о топонимике - науке о географических названиях;
Ø о науке генеалогии;
- о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии;
Ø о гончарном ремесле, его происхождении;
Ø о науке ономастике;
Ø о конфликте, о его положительных и отрицательных сторонах;
Ø об истории села, улицы, на которой проживают;
Ø о ремеслах, мастерах Крыма;
Ø о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
Ø о семейных святынях;
Ø о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
Ø различать музыкальные инструменты народов, населяющихся Крым;
Ø составлять свою родословную;
Ø характеризовать иерархию семейных связей;
Ø называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства;
Ø делать простейшие лепные изделия;
Ø работать со словарем, различать типы словарей;
Ø называть старинные и современные имена жителей Крыма;
Ø презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа;
Ø характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений;
Ø распознавать конфликты и предупреждать их;
Ø презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью;
Ø сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)»
Ø провести экскурсию в музей или написать заметку в газету;
Ø вести диалог с товарищами;
Ø сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
Ø с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
Ø использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».