СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Культура добрососедства» для 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа кружка

«Культура добрососедства»

для 5 класса: «Крымское многоголосье»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Араджиони М.И., Кравцовой Л.Ф.,  Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.

Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:

  • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
  • формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
  • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.

Учебно-воспитательные цели курса:

  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
  • воспитание толерантности как основного принципа демократии;
  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.

Практические цели курса:

  • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
  • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
  • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
  • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
  • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.

Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.

2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.

3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.

5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).

6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

Особенностями данного курса являются:

Ø  его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;

Ø  особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;

Ø  адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

Ø  рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;

Ø  изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;

Ø  привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

Ø  приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 

Ø  возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

Ø  единство изучения России и Крыма как субъекта России;

Ø  приоритетность воспитательных задач;

Ø  опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;

Ø  максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

Ø  использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

Ø  использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

Программа предназначена для обучающихся 5 класса  и  составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 11 лет.

 

  1. Общая характеристика курса «Культура добрососедства».

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.

       Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у школьников о топонимике - науке о географических названиях, происхождении топонимов, топонимах  Крыма, исторической  ценности топонимов  своего региона. Как изменяются географические названия. Роль географических названий в практической жизни.

 

       Раздел «История» История Крыма в названиях моего региона. О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Наука генеалогия. Мое родословное древо. Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи. Знакомство с историей возникновения села, улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.

      

        При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, обрядами приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов, подвижными играми народов Крыма, своей улицы, своих друзей, фольклором Крыма  расширяется представление у школьников о  материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.

Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора

 

        Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, наукой ономастикой, традиционными именами в фольклоре народов Крыма, работой со словарями, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.

В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.

       В разделе «Аксиология» обучающиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина», взаимоотношения в семье, отношение к родителям, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, взаимоотношения поколений и полов в разных культурах, отношение к сверстникам. В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.

Формы организации кружковой деятельности

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает основные компоненты: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,

- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Культура добрососедства» обучающиеся

должны знать:

  • 10 топонимов своего региона;
  • историю своей семьи, составлять родословную своей семьи;
  •  фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона;
  • 3-4 подвижные игры народов Крыма;
  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
  • стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе;
  •  «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

Ø  о топонимике - науке о географических названиях;

Ø  о науке генеалогии;

  • о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии;

Ø  о гончарном ремесле, его происхождении;

Ø  о науке ономастике;

Ø  о конфликте, о его положительных и отрицательных сторонах;

Ø  об истории села, улицы, на которой проживают;

Ø  о ремеслах, мастерах Крыма; 

Ø  о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

Ø  о семейных святынях;

Ø  о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

Ø  различать музыкальные инструменты народов, населяющихся Крым;

Ø  составлять свою родословную;

Ø  характеризовать иерархию семейных связей;

Ø  называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства;

Ø  делать простейшие лепные изделия;

Ø  работать со словарем, различать типы словарей;

Ø  называть старинные и современные имена жителей Крыма;

Ø  презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа;

Ø  характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений;

Ø  распознавать конфликты и предупреждать их;

Ø  презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью;

Ø  сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)»

Ø  провести экскурсию в музей или  написать заметку в газету;

Ø  вести диалог с товарищами; 

Ø  сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

Ø  с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

Ø  использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».