Программа «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.Конструкторами Lego, которая охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Нашу школу связывает тесное сотрудничество по повышению эффективности непрерывного образования с 3 до 16 лет, в системе «начальная школе – детский сад», реализуемые посредством создания образовательной среды в области легоконструирования.. Конструктор Lego позволяет научить детей в детском саду основам конструирования, наглядно продемонстрировать некоторые физические явления. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека. Старшее и среднее звено школы, используя конструктор Lego Mindstorms, могут усовершенствовать свои навыки в программировании как в визуальной среде NXT-G, так и в различных вариантах текстового программирования.
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1,2,3,4 классов. В первом классе 15 часов (0,5 ч в неделю начиная с октября месяца), 2, 3, 4 класс – 17 часов (0,5 ч в неделю) Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Приемы и методы организации занятий.
Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Материальные ресурсы:
1. Наборы Лего - конструкторов:
- набор LEGO «Создай свою историю»
- основной набор LEGO Education WeDOTM
-9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность.
Давать определения тем или иным понятиям.
Осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.
Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: Муниципальные состязания по LEGO среди 2,3,4 классов
тематическое планирование в 1 классе
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
1 А | 1 Б | 1 В | 1 Г | 1 Д |
1 | 1.10 10.10 | | | | | | Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер. |
2 | 14.10 24.10 | | | | | | Узор из кирпичиков ЛЕГО. Бабочка |
3 | 28.10 14.11 | | | | | | Я – строитель. Строим стены и башни |
4 | 18.11 28.11 | | | | | | В мире животных. |
5 | 2.12 12.12 | | | | | | Транспорт. |
6 | 16.12 26.12 | | | | | | Скоро, скоро Новый год!. |
7 | 13.01 23.01 | | | | | | Мой класс и моя школа. |
8 | 27.01 6.02 | | | | | | Сказочные герои. |
9 | 10.02 27.02 | | | | | | Военная техника (к 23 февраля) |
10 | 3.03 13.03 | | | | | | Наши праздники |
11 | 17.03 03.04 | | | | | | Улица полна неожиданностей |
12 | 7.04 17.04 | | | | | | Дорога в космос |
13 | 21.04 30.04 | | | | | | Первые механизмы. Строительная площадка. |
14 | 5.05 13.05 | | | | | | Город будущего. |
15 | 15.05 22.05 | | | | | | Урок- праздник «Мы любим Лего». |
тематическое планирование во 2 классе
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
2 А | 2 Б | 2 В | 2 Г |
1 | 3.09 | | | | | Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. |
2 | 10.09 | | | | | Програмирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. |
3 | 17.09 | | | | | Блок «Цикл» |
4 | 24.09 | | | | | Мотор и ось |
5 | 1.10 | | | | | Зубчатые колёса |
6 | 8.10 | | | | | Датчик наклона и расстояния |
7 | 15.10 | | | | | Червячная зубчатая передача |
8 | 22.10 | | | | | Кулачок |
9 | 29.10 | | | | | Рычаг |
10 | 12.11 | | | | | Шкивы и ремни |
11 | 19.11 | | | | | Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи. |
12 | 26.11 | | | | | Модель «Умная вертушка». Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. |
13 | 3.12 | | | | | Модель«Обезьянка-барабанщица» Изучение принципа действия рычагов и кулачков. |
14 | 10.12 | | | | | Модель «Голодный аллигатор |
15 | 17.12 | | | | | Модель «Рычащий лев» |
16 | 24.12 | | | | | Модель«Порхающая птица» |
17 | 14.01 | | | | | Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов |
тематическое планирование в 3 классе
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
3 А | 3 Б | 3 В | 3 Г |
1 | 3.09 | | | 21.01 | | | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером |
2 | 10.09 | | | 28.01 | | | Модель«Нападающий» |
3 | 17.09 | | | 4.02 | | | Модель «Вратарь». |
4 | 24.09 | | | 11.02 | | | Модель«Ликующие болельщики» |
5 | 1.10 | | | 18.02 | | | Модель«Спасение самолёта» |
6 | 8.10 | | | 25.02 | | | Модель«Непотопляемый парусник» |
7 | 15.10 | | | 4.03 | | | Модель«Спасение от великана» |
8 | 22.10 | | | 11.03 | | | Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение. |
9 | 29.10 | | | 18.03 | | | Зубчатые передачи в быту. Модель «Глаза клоуна». |
10 | 12.11 | | | 1.04 | | | Скорость вращения зубчатых колёс разных размеров. Модель «Карусель» |
11 | 19.11 | | | 8.04 | | | Модель «Ручной миксер» |
12 | 26.11 | | | 15.04 | | | Творческий проект «Парад игрушек» |
13 | 3.12 | | | 22.04 | | | Рычаги.Точка опоры.Ось вращения. |
14 | 10.12 | | | 29.04 | | | Модель «Детская площадка» |
15 | 17.12 | | | 6.05 | | | Модель «Весёлый человек!» |
16 | 24.12 | | | 13.05 | | | Творческий проект «Измеритель скорости ветра» |
17 | 14.01 | | | 20.05 | | | Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов |
тематическое планирование в 4 классе
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г |
1 | 21.01 | | | | | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером |
2 | 28.01 | | | | | Колесо. Ось .Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. |
3 | 4.02 | | | | | Модель «Машина с толкателем» |
4 | 11.02 | | | | | Модель« Тягач с прицепом» |
5 | 18.02 | | | | | Творческий проект «Тележка» |
6 | 25.02 | | | | | Блоки и шкивы.Применение блоков для изменения силы. |
7 | 4.03 | | | | | Модель «Подъемный кран» |
8 | 11.03 | | | | | Ременная передача. Модель «Крутящий столик» |
9 | 18.03 | | | | | Творческий проект «Живые картинки» |
10 | 1.04 | | | | | История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению. |
11 | 8.04 | | | | | Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. |
12 | 15.04 | | | | | Модель гоночного автомобиля |
13 | 22.04 | | | | | Творческий проект «Автомобиль будущего» |
14 | 29.04 | | | | | Подъемный кран |
15 | 6.05 | | | | | Колесо обозрения |
16 | 13.05 | | | | | Дом на колесах |
17 | 20.05 | | | | | Изготовление моделей для соревнований. Соревнования среди 4 классов. |
Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
Интернет-ресурсы.
10