Программа внеурочного учебного предмета «Мастерская добрых дел» входит во внеурочную деятельность по направлению «Социальное». В соответствии с учебным планом школы в 4 классе на занятия по внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» отводится 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах;
- реализация общественно – значимых инициатив.
- формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
соблюдать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
знать о факторах, наносящих вред здоровью.
Наиболее естественным видом деятельности для детей школьного возраста является игра. Также для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод учебного проекта.
№ №№ п/п | Тема занятия | Дата | Планируемые результаты |
План | Факт | | |
1 | Повторение общих правил поведения на занятиях, во время посещения театра, проведения экскурсий. | 7.09.17 | 7.09.17 | принимать и выполнять правила школьной жизни; соблюдать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу; |
2 | Составление режима дня школьника. | 14.09.17 | 14.09.17 |
3 | Организация дежурства в классе. | 21.09.17 | 21.09.17 |
4 | Уборка в классе. | 28.09.17 | 28.09.17 | выполнять правила дежурных по классу |
5 | Поддержание порядка на книжных полках. | 5.10.17 | 5.10.17 | принимать элементарный план действий при работе в группе; выполнять правила бережного отношения к книгам |
6 | Прогулка. Сбор природного материала. | 12.10.17 | 12.10.17 | умения анализировать свои действия |
7 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 19.10.17 | 19.10.17 | принимать элементарный план действий при работе в группе |
8 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 26.10.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
9 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 2.11.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
10 | Праздник День матери. | 16.11.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
11 | План работы по дому. | 23.11.17 | | выполнять мелкие задания дома |
12 | Открытка Деду Морозу. | 30.11.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
13 | Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений. | 7.12.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
14 | Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений. | 14.12.17 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
15 | Оформление класса, рекреации к новогоднему празднику. | 21.12.17 | |
16 | Уборка в классе. | 28.12.17 | | выполнять правила дежурных по классу |
17 | Мир профессий. | 18.01.18 | | познакомиться с особенностями труда различных профессий. |
18 | Мир профессий. | 25.01.18 | | познакомиться с особенностями труда различных профессий. |
19 | Мир профессий. | 1.02.18 | | познакомиться с особенностями труда различных профессий. |
20 | «Кем я стану, когда вырасту?» | 8.02.18 | | познакомиться с различными профессиями; подбирать материал по теме; работать со справочным материалом; выполнять презентацию |
21 | Творческая работы «Закладка». | 15.02.18 | | выполнять мелкий ремонт книг и тетрадей |
22 | Праздник 23 февраля. Участие в акции | 22.02.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов |
23 | Подготовка к 8 марта . Подарок для мамы. | 1.03.18 | |
24 | Коллаж «Будь осторожен на дороге!» | 15.03.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
25 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 22.03.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
26 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 5.04.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
27 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 12.04.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
28 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 19.04.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
29 | Никто не забыт, ничто не забыто. К 9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану». | 26.04.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; выполнять презентацию |
30 | Участие в субботнике к празднованию Дня Победы. | 3.05.18 | | принимать элементарный план действий при работе в группе |
31 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 10.05.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
32 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 17.05.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
33 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 24.05.18 | | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме |
34 | Праздник «Прощай, начальная школа» | 31.05.18 | | принимать элементарный план действий при работе в группе |
- Сельскохозяйственный труд -- уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями).
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Теоретическая подготовка |
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ | 2 балла |
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 балл |
2. Практическая подготовка |
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более½ | 2 балла |
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки | 1 балл |
2. Творческие навыки | Креативность выполнения творческих заданий | а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно | 3 балла |
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога | 2 балла |
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями | 1 балл |
3. Общеучебные умения и навыки |
3.1. Учебно-интеллектуальные умения |
Умение сформулировать цель, задачу | Самостоятельная и правильная постановка задачи | а) высокий уровень – Постановка задачи без помощи учителя | 3 балла |
б) средний уровень – Постановка задачи с подсказкой учителя | 2 балла |
в) низкий уровень – умение сформулировать задачу по образцу/ по шаблону | 1 балл |
Умение воспринимать информацию.
| Умение самостоятельно осмысливать материал и выделять в нем главное.
| а) высокий уровень – самостоятельное осмысление материала и выделение в нем главного (без помощи учителя) | 3 балла |
б) средний уровень – осмысление материала и выделение в нем главного с помощью учителя или товарища | 2 балла |
в) низкий уровень – умение осмыслить но затрудняется выделить главное | 1 балл |
3.2. Учебно-коммуникативные умения |
1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других | 3 балла |
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию | 1 балл |
2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения двигательными навыками | а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию | 3 балла |
б) средний уровень – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду | 1 балл |
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения | 3 балла |
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога | 1 балл |
3.3.Учебно-организационные умения и навыки |
1. Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 3 балла |
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | 1 балл |
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – допускает ошибки | 2 балла |
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков | 1 балл |
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время | Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 3 балла |
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | 1 балл |
3.4. Предметные достижения ребенка |
Умение применять полученные знания в практической деятельности и в жизни
| Способность на практике (в повседневной жизни) применить полученные знания | а) высокий уровень – умение самостоятельно применить знания. | 3 балла |
б) средний уровень – умение применить полученные знания при поддержке (подсказке) педагога | 2 балла |
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в применении полученных знаний на практике, нуждается в постоянной помощи педагога | 1 балл |
18-13 высокий уровень 12-7 средний уровень 6-1 низкий уровень | | | |
Критерии показателя достижений ожидаемых результатов личностного развития детей в процессе освоения программы |
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Организационно-волевые качества |
1. Терпение | Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени | а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие | 3 балла |
б) средний уровень – на большую часть занятия | 2 балла |
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия | 1 балл |
2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком | 3 балла |
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога | 2 балла |
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне | 1 балл |
3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам | 3 балла |
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам | 2 балла |
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно | 1 балл |
2. Ориентационные качества |
1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | а) высокий уровень – адекватная самооценка | 3 балла |
б) средний уровень – заниженная самооценка | 2 балла |
в) низкий уровень – завышенная самооценка | 1 балл |
2. Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 3 балла |
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком | 2 балла |
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне | 1 балл |
3. Поведенческие качества |
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 3 балла |
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 2 балла |
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты | 1 балл |
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | а) высокий уровень – инициативен в общих делах | 3 балла |
б) средний уровень – участвует при побуждении извне | 2 балла |
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах | 1 балл |
9-7 высокий уровень 6-4 средний уровень 3-1 низкий уровень | | | |