Программа кружка Пояснительная записка Программа кружка «Прикладная экология» по содержательной направленности сочетает в себе эколого-биологическое и художественно-эстетическое направления. Выполняет различные функции: учебно-познавательные, прикладные, досуговые, общекультурные, специальные. По форме организации данная программа носит групповой характер (группа количеством 10-15 человек), по времени реализации рассчитана на год. Программа «Прикладная экология» предназначена для учащихся 7класса, интересующихся биологией и увлеченных исследовательской деятельностью по данному предмету. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как биология, экология, так и надпредметных, например, сочетание данных наук с прикладным творчеством. Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по биологии и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии. Изучение данного курса актуально, так как в настоящее время в сфере образования все больше уделяется внимание развитию исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися; также данная программа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки. Дети могут применить полученные знания и практический опыт как при работе над проектами, так и при подготовке к олимпиадам, а так же данные навыки пригодятся им при обучении в ВУЗах, и даже при освоении будущей профессии. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на часовую недельную нагрузку. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу (или по 1часу 2 раза в неделю) без деления на подгруппы. Целью данного курса является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся. Логика освоения учебных тем определяется следующими задачами: – приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; – овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; – освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; - формирование чувства эстетизма, гармонии, и красоты к окружающему через создание собственных изделий; Содержание курса объединено в 3 образовательных блока: Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися». Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. В результате работы по программе «Прикладная экология» учащиеся должны знать: – структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся; – основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования; – структуру речевых конструкций гипотезы исследования; – основные информационные источники поиска необходимой информации; – правила оформления списка используемой литературы; – способы обработки и презентации результатов. Учащиеся должны уметь: – определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого; – разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; – самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); – выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; – планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный); – пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернетом для поиска учебной информации об объектах. Календарно-тематическое планирование Разделы | | Темы занятий | Формы проведения занятий. | Основное содержание | | часы | примечание | Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности» | | Формирование творческой группы учащихся по изучению экологии. Цели и задачи данного курса. | Беседа | Цели и задачи данного курса. Анкетирование учащихся. Формирование групп по интересам | 1 | | | Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия. | Лекция | Понятие и составные компоненты исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия. | 1 | | | Типология проектов по экологии. | Лекция | Типология проектов. По характеру доминирующей деятельности:исследовательские, творческие, ролевые - игровые, информационные, практико-ориентированныею По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; По характеру контактов. По количеству участников. По продолжительности выполнения. | 1 | | | Структура и логика исследовательских проектов экологической направленности | Лекция | Структура исследовательских проектов: проблема, тема актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость. | 1 | | | Определение проблемы, темы и актуальности исследования. | Семинар | Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования.Обоснование актуальности выбора темы . Требования: наличие всеобщей актуальности (из литературы); частная актуальность (для области, района, посёлка); конкретная актуальность (для школы, класса, исследователя). | 1 | | | Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | Лекция | Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. | 1 | | | «Почему эта проблема меня волнует?» | Практическая работа | Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. Ошибки в постановке проблемы и формулировке темы. | 1 | | | Что представляют собой предмет и объект исследования. | Беседа | Объект и предмет исследования. | 1 | | | Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе. | Практическая работа | Выделение объекта и предмета учащимися в своей исследовательской работе. | 2 | | | | Основные требования к постановке цели и гипотезы | Лекция | Цель, гипотеза. Основные требования к постановке цели и гипотезы. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотез. | 1 | | | Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезы | Практическая работа | Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотез к выбранной теме исследовательской работы. | 1 | | | Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности. | Практическая работа | Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. | 2 | | | Планирование исследования и его проведение. | Семинар | Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. | 1 | | | Планирование исследования и его основные направления. | Практическая работа | Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. | 2 | | Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы» | | Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос | Выступления учащихся с сообщениями | Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные черты данных источников информации. | 1 | | | Как работать со справочной литературой | Экскурсия в библиотеку (групповые формы работы по выбранным направлениям) | Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. | 1 | | | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата | Практическая работа | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата | 1 | | | Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. | Практическая работа (работа с использованием ИКТ) | Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. Правила оформления цитат изинтернет ресурсов. | 1 | | | Социальный опрос как один из способов получения информации по экологии. | Практическая работа (подготовка анкет и анкетирование учащихся) | Анкетирование как один из способов получения информации. Требования к составлению анкет. Пр. раб. «Составление анкеты». Сбор информации с учащихся школы методом анкетирования | 1 | | -
| Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | Лекция с элементами игровой технологии. | Виды систематизации полученных данных: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов к полученным результатам. | 1 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | -
| Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация. | Семинар с элементами игры | Варианты подведения итогов: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады. | 1 | Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация. | Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися» | | Выдвижение новых проблем исследования. | Беседа | Постановка новых проблем исследования. | 1 | | | Требования к оформлению исследовательской работы. | Лекция | Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения) | 1 | | | Варианты презентации исследовательской работы. | Диспут с элементами игры | Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: доклад, газета, презентация, выступление на конференции, детская творческая продукция и т.д. | 1 | | | Требование к составлению компьютерной презентации. | Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ | Требование к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов. | 1 | | | Составление компьютерных презентаций учащимися по исследуемой теме | Практическая работа с использованием ИКТ | Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов. | 1 | | | Разработка буклета с использованием ИКТ для Национального парка «Мещёра» | Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ | Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Разработка буклета учащимися с использованием ИКТ | 1 | | | Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | Урок – диалог, практическая работа по изготовлению газеты. | Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. | 2 | | | Обобщение и рецензирование проектов учащихся, посвящённых Национальному парку. | Индивидуальные консультации | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. | 1 | | | Итоговое занятие: «Мое творение» | Конференция | Защита исследовательских и проектных работ учащимися. | 1 | | | Итоговое занятие: «Мое творение» | Конференция | Защита исследовательских и проектных работ учащимися. | 1 | | ИТОГО: 35 часов | Литература: Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под редакцией А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с. Лямин А.Н. Интегративное обучение в современной школе. [текст]: Монография / А.Н.Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007 – 294с. Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие. / Под ред. С.И. Мелехиной. - Киров: КИПК и ПРО, 2006 – 232с. |