СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Прикладная экология» предназначена для учащихся 8 класса, интересующихся биологией и увлеченных исследовательской деятельностью по данному предмету. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как  биология, экология, так и надпредметных, например,  сочетание данных наук с прикладным творчеством. Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания  и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по биологии  и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по биологии 8 класс»

Программа кружка

Пояснительная записка


Программа кружка «Прикладная экология» по содержательной направленности сочетает в себе эколого-биологическое и художественно-эстетическое направления. Выполняет различные функции: учебно-познавательные, прикладные, досуговые, общекультурные, специальные. По форме организации данная программа носит групповой характер (группа количеством 10-15 человек), по времени реализации рассчитана на год.

 

Программа «Прикладная экология» предназначена для учащихся 7класса, интересующихся биологией и увлеченных исследовательской деятельностью по данному предмету. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как биология, экология, так и надпредметных, например,  сочетание данных наук с прикладным творчеством.
Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания  и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по биологии и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии.

 

Изучение данного курса актуально, так как в настоящее время в сфере образования все больше уделяется внимание развитию исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися; также данная программа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт как при работе над проектами, так и при подготовке к олимпиадам, а так же данные навыки пригодятся им при обучении в ВУЗах, и даже при освоении будущей профессии.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на  часовую недельную нагрузку. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу (или по 1часу 2 раза в неделю) без деления на подгруппы.

 

Целью данного курса является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся.

 

Логика освоения учебных тем определяется следующими задачами:


– приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
– овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
– освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- формирование чувства эстетизма, гармонии, и красоты к окружающему через создание собственных изделий;

Содержание курса объединено в 3 образовательных блока: Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися».

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

 

В результате работы по программе «Прикладная экология»

учащиеся должны знать:


– структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь: 
– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернетом для поиска учебной информации об объектах.

  






Календарно-тематическое планирование

Разделы

 

Темы занятий

Формы проведения занятий.

Основное содержание


часы

примечание

Раздел 1. «Теоретические основы проектной
и исследовательской деятельности»

  1.  

Формирование творческой группы учащихся по изучению экологии. Цели и задачи данного курса.

Беседа

Цели и задачи данного курса. Анкетирование учащихся. Формирование групп по интересам

1

 

  1.  

Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.

Лекция

Понятие и составные компоненты исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.

1

 

  1.  

Типология проектов по экологии.

Лекция

Типология проектов. По характеру доминирующей деятельности:исследовательские, творческие, ролевые - игровые, информационные, практико-ориентированныею По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; По характеру контактов. По количеству участников. По продолжительности выполнения.

1

 

  1.  

Структура и логика исследовательских проектов экологической направленности

Лекция

Структура исследовательских проектов: проблема, тема актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость.

1

 

  1.  

Определение проблемы, темы и актуальности исследования.

Семинар

Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования.Обоснование актуальности  выбора темы .
Требованияналичие всеобщей актуальности (из литературы); частная актуальность (для области, района, посёлка); конкретная актуальность (для школы, класса, исследователя).

1

 

  1.  

Требования к постановке проблемы в исследовательской работе

Лекция

Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой.  Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности.

1

 

  1.  

«Почему эта проблема меня волнует?»

Практическая работа

Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой.  Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. Ошибки в постановке проблемы и формулировке темы.

1

 

  1.  

Что представляют собой предмет и объект исследования.

Беседа

Объект и предмет исследования.

1

 

  1.  

Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе.

Практическая работа

Выделение объекта и предмета учащимися в своей исследовательской работе.

2

 

 

  1.  

Основные требования к постановке цели и гипотезы

Лекция

Цель, гипотеза. Основные требования к постановке цели и гипотезы. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотез.

1

 

  1.  

Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезы

Практическая работа

Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотез к выбранной теме исследовательской работы.

1

 

  1.  

Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности.

Практическая работа

Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. 

2

 

  1.  

Планирование исследования и его проведение.

Семинар

Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д.

1

 

  1.  

Планирование исследования и его основные направления.

Практическая работа

Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д.

2

 

Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы»

  1.  

Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос

Выступления учащихся с сообщениями

Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные черты данных источников информации.

1

 

  1.  

Как работать со справочной литературой

Экскурсия в библиотеку
(групповые формы работы по выбранным направлениям)

Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации.

1

 

  1.  

Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата

Практическая работа

Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата

1

 

  1.  

Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета.

Практическая работа (работа с использованием ИКТ)

Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. Правила оформления цитат изинтернет ресурсов.

1

 

  1.  

Социальный опрос как один из способов получения информации по экологии.

Практическая работа
(подготовка анкет и анкетирование учащихся)

Анкетирование как один из способов получения информации. Требования к составлению анкет. Пр. раб. «Составление анкеты». Сбор информации с учащихся школы методом анкетирования

1

 

Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования.

Лекция с элементами игровой технологии.

Виды систематизации полученных данных: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов к полученным результатам.

1

Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования.

Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация.

Семинар с элементами игры

Варианты подведения итогов: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады.

1

Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация.

Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися»

  1.  

Выдвижение новых проблем исследования.

Беседа

Постановка новых проблем исследования.

1

 

 

  1.  

Требования к оформлению исследовательской работы.

Лекция

Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения)

1

 

 

  1.  

Варианты презентации исследовательской работы.

Диспут с элементами игры

Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: доклад, газета, презентация, выступление на конференции, детская творческая продукция и т.д.


1

 

 

  1.  

Требование к составлению компьютерной презентации.

Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ

Требование к составлению компьютерной презентации.  Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.

1

 

 

  1.  

Составление компьютерных презентаций учащимися по исследуемой теме

Практическая работа с использованием ИКТ

Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.

1

 

  1.  

Разработка буклета с использованием ИКТ для Национального парка «Мещёра»

Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ

Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Разработка буклета учащимися с использованием ИКТ

1

 

  1.  

Подготовка школьной газеты по выбранной теме.

Урок – диалог, практическая работа по изготовлению газеты.

Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом.

2

 

  1.  

Обобщение и рецензирование проектов учащихся, посвящённых Национальному парку.

Индивидуальные консультации

Обобщение и рецензирование проектов учащихся.

1

 

  1.  

Итоговое занятие: «Мое творение»

Конференция

Защита исследовательских и проектных работ учащимися.

1

 

  1.  

Итоговое занятие: «Мое творение»

Конференция

Защита исследовательских и проектных работ учащимися.

1

 

ИТОГО: 35 часов

 


Литература:

  1. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под редакцией А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.

  2. Лямин А.Н. Интегративное обучение в современной школе. [текст]:  Монография / А.Н.Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007 – 294с.

  3. Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие. / Под ред. С.И. Мелехиной. - Киров: КИПК и ПРО, 2006 – 232с.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!