МАОУ Абатская СОШ № 2
Рабочая программа кружка
по общекультурному воспитанию детей 5 класса
«Я в мире людей».
Руководитель: Иванова С.В.
с. Абатское, 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по общекультурному направлению детей
5 класса «Я в мире людей» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование.
Содержание основного общего образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания кружка является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цель: формирование социально-активной личности.
Задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся крут социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступков.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Основные разделы и содержание
Раздел | Содержание раздела |
Человек и общество | Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого еѐ члена. Беседы о правах ребёнка. Культура поведения в школе и других общественных местах. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура о6щения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. |
Мой дом – моя семья | Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи . Родословная, Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. |
Родной край | Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детски х игр народов своего края. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, и х профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог ), обмораживании перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. |
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Занятия Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора | Групп. Подгрупп. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина | Групп. Подгрупп. |
Освоение прав детей | Беседы Педагогические ситуации | Групп. Подгрупп |
Ожидаемый результат
Обучающиеся испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, школе; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием идут в школу;
Обучающиеся знают место работы родителей, имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость за родителей и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в школе, несут ответственность за их выполнение;
Обучающиеся знают историю края, села; символику, достопримечательности малой родины;
Обучающиеся уважают свою нацию, язык, традиции. Знают достопримечательности своей страны, символику, флаг, герб, гимн России,
Тюменской области, села Абатского.
Уважение к культуре и традициям представителей других национальностей, населяющих наш район.
Обучающиеся знают и соблюдают правила безопасной жизни, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года.
План работы кружка.
№ П/П | Мероприятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Человек - член общества | | |
2 | Взаимоотношения человека с другими людьми | | |
3 | Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. | | |
4 | Культура поведения в школе и других общественных местах | | |
5 | Права и обязанности ребёнка | | |
6 | Конвенция о правах ребенка | | |
7 | Культура о6щения с представителями разных национальностей | | |
8 | Право ребёнка на воспитание и обучение в образовательном учреждении. | | |
9 | Правила поведения в школе, на уроке. | | |
10 | Наша любимая школа сегодня и завтра | | |
11 | Значение труда в жизни человека и общества. | | |
12 | Рынок труда региона. | | |
13 | Профессии разные важны, профессии всякие нужны. Кем работают мои родители. | | |
14 | Рисование: «Кем я хочу стать, когда вырасту». | | |
15 | Моя семья. | | |
16 | Семейные традиции. | | |
17 | Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. | | |
18 | Проект «Генеалогическое древо моей семьи.» | | |
19 | Наша Родина - Россия, Российская Федерация. | | |
20 | Символика родного края | | |
21 | Символика Тюменской области. | | |
22 | Абатск многонациональный. | | |
23 | Традиции моей малой Родины. | | |
24 | История моего села в лицах. | | |
25 | Проба пера «Я люблю свою родину». | | |
26 | Правила безопасной жизни | | |
27 | Дорога от дома до школы | | |
28 | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. | | |
29 | Действия учащихся при угрозе терроризма. | | |
30 | Правила противопожарной безопасности | | |
31 | Первая помощь при лѐгких травмах | | |
32 | Ценность здоровья и здорового образа жизни | | |
33 | Режим дня школьника | | |
34 | Сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья | | |
35 | Занятия спортом. | | |
Продолжительность занятия – 30 минут
1 занятие в неделю
35 занятий в год;
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию /под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
3.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
5. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная пресса, 2011