Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58»
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №58
Леонтьев Р. А.
«___» _____________2018г.
Программа дополнительного образования
внеурочной деятельности учащихся
Кружок «Занимательный русский язык»
Курс РПС (развитие познавательных способностей)
(общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации: 5 месяцев
Возрастная категория обучающихся: 10 -11 лет
1 час в неделю
Руководитель кружка: Халецкая Людмила Павловна
2018 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Занимательный русский язык» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развитие личности».
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Рабочая программа по кружковой работе «Занимательный русский язык» составлена на основе:
- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Занимательный русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам».
- авторскому пособию Л.В. Мищенкова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» М.:РОСТкнига, 2014.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Этапы реализации программы кружка:
подготовительный;
непосредственно реализация;
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы кружка:
Универсальные учебные действия 4 класс.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса «Русский язык».
Обязательный уровень:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Повышенный уровень: формирование чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные результаты освоения программного материала.
Обязательный уровень:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила: орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
в различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Повышенный уровень:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте,
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Повышенный уровень:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, з том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Повышенный уровень:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Повышенный уровень:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-методическое обеспечение
Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык.. 4 класс. Методическое пособие для учителя. — М., РОСТ.
Материально-техническое обеспечение
Специфическое сопровождение (оборудование):
справочники, энциклопедии;
словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
Электронно-программное обеспечение:
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD-плееры;
компьютер с учебным программным обеспечением;
интерактивная доска;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Виды учебной и художественной деятельности |
1 | Удивительный и интересный русский язык | 8 | Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты; практически использовать знания алфавита при работе со словарём; выявлять слова, значение которых требует уточнения. Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы |
2 | Мир занимательных заданий | 9 | осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами; соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении |
| ИТОГО: | 17 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Количество часов | Дата |
1 | Об именах, о русских фамилиях. | 1 | |
2 | В поисках сбежавших головоломок. | 1 | |
3 | Мы играем в логогрифы. | 1 | |
4 | Учимся распознавать речевые ошибки. | 1 | |
5 | Коллекция заморочек. | 1 | |
6 | Олимпиада «Рыжий котенок» | 1 | |
7 | Работаем над рифмами. | 1 | |
8 | Русские пословицы и поговорки. | 1 | |
9 | Ассорти для любителей русского языка. | 1 | |
10 | И снова о фразеологизмах. | 1 | |
11 | Про омонимы и их разновидности. | 1 | |
12 | В стране перевертундии. | 1 | |
13 | Что такое «паронимы». | 1 | |
14 | Повторяем, повторяем… | 1 | |
15 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | |
16 | Олимпиада. | 1 | |
17 | Обобщение пройденного за год. | 1 | |
Содержание программы 17 часов
№ п/п | Раздел | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и характеристика учебной деятельности учащихся |
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная |
1. | Удивительный и интересный русский язык | Об именах, о русских фамилиях. | Формирование лингвистической интуиции. Работа в парах по составлению предложений с опорой на пары слов. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторские способности | Развитие внимания, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
2. | В поисках сбежавших головоломок. | Групповая работа на составление текста из предложений с опорой на установление характера взаимосвязей |
3. | Мы играем в логогрифы. | Упражнения на формирование умения осуществлять группировку по нескольким признакам. | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, чувства рифмы, воображения, артистические способности. | Учитывать правила в планировании способа решения | Учебный диалог с соблюдением правил культуры общения |
4. | Учимся распознавать речевые ошибки. | Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера. | Развитие внимания, мышления, воображения, речь. Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы. | Выбирать способ действия | Контролировать свое поведение |
5. | Коллекция заморочек. | Коллективная фронтальная работа над данной орфограммой, направленная на формирование логичной, аргументированной речи. |
6. | | Олимпиада «Рыжий котенок» | Выполнение не обычных заданий, применение приобретенных знаний | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти. Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь. Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей. | Удерживать цель деятельности; оценивать результаты деятельности. Удерживать цель деятельности до получения ее результата, вносить изменения в процесс деятельности с учетом ошибок, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, действовать по алгоритму, находить ошибки и устанавливать их причины | Участие в учебном диалоге, формулировка ответов на вопросы, контроль поведения, корректировка ошибок, воспринимать речь других, проявлять внимание к собеседнику, оценивать свои достижения, проявлять интерес к учебе |
7. | Работаем над рифмами. | Выполнение в парах упражнений поискового характера , придумывание учащимися. |
8. | Русские пословицы и поговорки. | Индивидуальная самостоятельная работа на развитие воображения, парная работа по решению речевых задач путем анализа заданного образца. |
9. | Мир занимательных заданий | Ассорти для любителей русского языка. | Коллективная и самостоятельная работа на тренировку зрительной памяти. Выполнение в парах упражнений поискового характера. | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, речи. | | Контролировать действие |
10. | И снова о фразеологизмах. | Индивидуальная и парная работа на формирование стремления к размышлению и поиску, развитие чувств уверенности в своих силах. | Развитие внимания, мышления, воображения, расширить словарный запас. Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации, речи. Развитие внимания, мышления, воображения, речи. Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, пространственной ориентации, расширить словарный запас. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, пространственной ориентации, чувства ритма и рифмы. | Применять алгоритм действий, оценивать доказательства и рассуждения, оценивать результаты деятельности, находить и исправлять ошибки, постановка учебной задачи, выделение «что известно» и «что неизвестно», проявление волевого усилия в преодолении препятствий работа по алгоритму, сличение результата с заданным эталоном | Оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения, постановка вопросов и ответы на них, выстраивание логических высказываний учебный диалог и сотрудничество, контроль своего поведения, оценивание необходимости учения |
11. | Про омонимы и их разновидности. | Индивидуальная и парная работа, направленная на поиск закономерностей. |
12. | В стране перевертундии. | Индивидуальная самостоятельная работа на развитие концентрации внимания, парная работа по решению задач путем анализа заданного образца. |
13. | | Что такое «паронимы». | Групповая работа на нахождение |
14. | Повторяем, повторяем… | Подведение итогов приобретенных знаний, выполнение каверзных заданий. |
15. | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных заданий. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей. Развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас. | | Проявлять доброжелательность в учебном диалоге, оценивать учебную деятельность, считаться с мнением другого человека, оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения. |
16 17 | Олимпиада. Обобщение пройденного за год. | |