МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК Г.ВОЛГОДОНСКА)
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №1 30.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г.Волгодонска Приказ от 30.08.2016 №137 ___________Т.А.Самсонюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование
1-в класс
Учитель: Устименко Н.П.
Волгодонск
2016г.
Данная программа кружка внеурочной деятельности «Умелые руки» составлена на основе:
ФГОС начального общего образования;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска (ФГОС НОО);
Приказа МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска от 01.08.2016 №126 «О внесении изменений в положение о рабочей программе»;
«Не просто пластилин» Савушкин С.Н. , Москва: Карапуз, 2015.
Рабочие тетради «Пластилин и пуговицы», «Пластилин и чесночная давилка»,
«Пластилин и зубочистки», «Пластилин и кожа крокодила» , Москва: Карапуз,
2015.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов, инструментов, материалов.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Далее – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Беседа о семи цветах радуги.
Ознакомление с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.
Освоение приемов пластилинографии.
Рассматривание иллюстраций , беседа о форме, цвете, величине.
Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
Закрепление навыков работы с пластилином: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
Рассказ о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.
Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.
Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.
Самостоятельный выбор способов лепки в соответствии с характером создаваемого образа.
Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема).
Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Разговор о цвете, его гармонии в жизни природы.
Беседа о природных особенностях, цвете шерсти изображаемого животного.
Использование знакомых способов лепки (оттягивание деталей, соединение частей путем примазывания).
Рассказ о создании лепной картины с выпуклым изображением. Самостоятельное придумывание узора для своего изделия.
Ознакомление с понятием «пейзаж». Показ нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.
Беседа о чувстве цвета, об оттенках белого цвета.
Подготовка картин к выставке «Я горжусь, что умею...».
Самостоятельное задумывание сюжета картины.
«Море» - (коллективная работа)
Беседа об обитателях подводного мира
Подготовка работ к выставке.
Создание композиции из отдельных деталей.
Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с учебным планом на кружок «Умелые руки» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 часов. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2016 году» от 24.09.2015 г. № 1017, Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от ______ № ____ программа будет реализована полностью в количестве 64 часа, так как 2 часа, согласно расписания в МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска, приходится на выходной день:
2 часа – 24.02.2017г. (выходной за 01.01.2017г.),
Этот час будет компенсирован за счет обобщения материала.
Количество часов в I четверти – 18 часов;
количество часов во II четверти – 14 часов;
количество часов в III четверти – 16 часов;
количество часов в IV четверти – 16 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ЛЕПКА» 1 класс
№ п/п | Дата | Количество часов | Тема | Развиваемые способности | Планируемые результаты |
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
1 четверть (18 часов) |
Вводный блок (10 часов) |
1 2 | 01.09 01.09 | 2 | Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — пластилин. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями. |
3 4 5 6 | 08.09 08.09 15.09 15.09 | 4 | Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра. Изделие «Неваляшка». Изделие-пирамидка. | Развитие концентрации внимания. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом. |
7 8 9 10 | 22.09 22.09 29.09 29.09 | 4 | Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра. Изделия «Апельсин» и «Лимон» Изделия «Вишня» и «Виноград» | Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. |
Пластилин и пуговицы ( 16 часов) |
11 12 13 14 15 16 | 06.10 06.10 13.10 13.10 20.10 20.10 | 6 | Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм. Изделие «Паровоз» Изделие «Вагончики» Изделие «Свинка» Изделие «Поросята» Изделие «Божья коровка» Изделие «Сова» | Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. |
17 18 | 27.10 27.10 | 2 | Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм. Изделие «Гусеница» Изделие «Веточка для гусеницы» | Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
2 четверть (14 часов) |
19 2021 22 | 10.11 10.1117.11 17.11 | 4 | Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм. Изделие «Лягушка» Изделие «Рыбка» Изделие «Динозавр» Изделие «Бронтозаврик» | Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
23 242526 | 24.11 24.11 01.12 01.12 | 4 | Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм. Изделие «Бабочка» Изделие по своему выбору. | Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. | Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
Пластилин и кожа крокодила (10 часов) |
27 28 29 30 | 08.12 08.12 15.12 15.12 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п. Изделие «Рыбка» Изделие «Крокодил» Изделие «Ящерица» Изделие «Черепаха» | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
3132 | 22.12 22.12 | 2 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п. Изделие «Ананас» Изделие «Осьминог» | Совершенствование воображения. Действие по образцу. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
3 четверть (16 часов) |
33 34 | 12.01 12.01 | 2 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п. Изделие «Броненосец» Изделие «Морская звезда» | Совершенствование воображения. Действие по образцу. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
35 36 | 19.01 19.01 | 2 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п. Изделие «Самолёт» Изделие по своему выбору. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию. |
Пластилин и чесночная давилка (12 часов) |
37 38 39 40 | 26.01 26.01 02.02 02.02 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки Изделие «Лев» Изделие «Ослик» Изделие «Кит» Изделие «Страус» | Совершенствование воображения. Действие по образцу | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
41 42 43 44 | 16.02 16.02 02.03 02.03 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки Изделие «Птичка» Изделие «Гнездо» Изделие «Мамонт» Изделие «Рыбка» | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
45 46 47 48 | 09.03 09.03 16.03 16.03 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки Изделие «Улитка» Изделие «Баран» Изделие по своему выбору | Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений). | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. |
4 четверть (16 часов) |
Пластилин и палочки (16 часов) |
49 50 51 52 | 30.03 30.03 06.04 06.04 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток. Изделие «Кактус» Изделие «Ёжик» Изделие «Павлин» Изделие «Паучок» | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
53 54 55 56 | 13.04 13.04 20.04 20.04 | 4 | Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток. Изделие «Стрекоза» Изделие «Аист» Изделие «Дикобраз» Изделие «Жираф» | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
57 58 | 27.04 27.04 | 2 | Проект «Птичий двор» | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
59 60 | 04.05 04.05 | 2 | Проект «Море» | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
61 62 | 11.05 11.05 | 2 | Проект «Картина из пластилина» | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
63 64 | 18.05 18.05 | 2 | Посещение выставки прикладного творчества. | Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. | Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Умение адекватно принимать задачу, данную в определённом условии, формировать умение самопроверки по образцу |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов Шевченко Н.М.___________
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Протокол от 26.08.2016г. №1
Руководитель МО __________ Кабанихина М.Г.
подпись Ф.И.О.
Приложение
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца занятия)
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.