Рабочая программа кружка
«Загадки нашего края»
в рамках реализации общеинтеллектуального направления
внеурочной деятельности обучающихся 1 классов
на 2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения программы кружка
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт исследовательской и проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
развитие умения находить в различных источниках информацию,
умение видеть учебную задачу;
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
Система оценки освоения программы кружка
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации
Форма организации: курс для обучающихся 1 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года.
Всего 33 часа.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, проведение опытов и экспериментов.
работа с глобусом, картой, ЦОР.
анализ и просмотр текстов.
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Тема 1. Мир, в котором живут звёзды.(3 ч.)
Знакомимся с понятиями «Вселенная», «Звезда», «Планета». Рассматриваем карту звёздного неба. Рассматриваем планеты и интересные факты о них. Игры «Царство Гравитона», «Солнышкино Королевство».
Творческая работа – макет «Млечный путь».
Тема 2. Путешествие начинается – как устроена наша планета. (3 ч.)
Знакомимся с глобусом и картой. Получаем первое представление о планете Земля – материки, горы, океаны, моря, атмосфера. Вулканы и айсберги.
Игры «Круговорот воды в природе», ищем на карте родной край, разгадываем кроссворд.
Тема 3. Знакомство с родным краем. (15 ч.)
Путешествуем по маршруту «Россия – Уральский Федеральный округ – Тюменская область». Увлекательная география родного края: история городов и родного села; реки и озера Тюменской области и Омутинского района; Сибирская тайга и её обитатели. Народы, проживающие в Тюменской области. Наша земля – гордость России (нефтедобыча, газодобыча). Знаменитые земляки.
Выполнение творческих работ – строим макет «Страна-регион-село»; рисуем и лепим обитателей тайги; собираем пазлы «Карта родного края»; знакомимся с самыми достопримечательными местами родного села.
Игры «Угадай зверюшку», «Летает – не летает».
Проводим эксперименты – «Из зимы в лето! Инерция», «Лёд замёрз, пора кататься. Сила трения», «В красивом парке. Сила притяжения».
Тема 4. Я – частичка этого мира. (10 ч.)
Рассматриваем взаимосвязь человека с природой – что такое природа; почему мы дружим с природой; для чего нужен лес. Изучаем растения родного края, особенности климата. Знакомимся с понятием «Вечная мерзлота». Что такое экология. Экологизация повседневной жизни. Красная книга, заповедник, зоопарк. Читаем и обсуждаем рассказы о животных.
Выполнение творческих работ – изготавливаем кормушку для птиц; садим растения, рассказываем о животных нашего края, занесённых в Красную книгу.
Игры: «Встань, сядь», плакат «Защита природы», конструируем свой зоопарк.
Тема 5. Итоговое занятие. (2 ч.)
Повторяем изученное, отвечаем на вопросы, готовим доклады.
Тематическое планирование
№ | тема «Загадки нашего края» | кол-во |
1 | Мир, в котором живут звёзды. | 3 |
2 | Путешествие начинается. Как устроена наша планета | 3 |
3 | Знакомство с родным краем. | 15 |
4 | Я – частичка этого мира | 10 |
5 | Итоговое занятие | 2 |