Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Текстильная кукла»
Возраст детей (11-13 лет)
Срок реализации - один год
Автор: учитель технологии МКОУ «СОШ № 11» Левина Ирина Владимировна
Коркино 2014 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Текстильная кукла» (далее программа) основана на программе Н.А. Ивановой «Текстильная кукла» и составлена в соответствии с:
1.Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации;
4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г.
5. Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МКОУ «СОШ № 11»
Данная программа имеет художественную направленность.
Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов обработки ткани, навыков ручной обработки ткани, изготовление бескаркасных и каркасных кукол, овладение техниками изготовления игрушки, такими как: «традиционная русская народная кукла», «модульная лоскутная пластика», «метод утяжки». Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у обучающихся компетенции в области декоративно – прикладного искусства; на формирование художественно-конструкторских способностей, организацию досуга детей.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Кукла, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Предмет изучения программы – текстильная кукла от проектирования до ее изготовления.
Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:
освоение способов ручной обработки ткани;
история возникновения и развития кукол;
теория цветоведения;
пропорции кукольного тела;
технологии изготовления текстильных кукол;
практика социального общения.
Особенностью данного курса является включение в учебный материал национально-регионального компонента.
Цель курса – Развивать прикладное творчество через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающие:
1. обучить технике изготовления текстильной куклы;
2. ознакомить с технологией обработки ткани, оборудованием для шитья;
3. формировать навыки безопасной работы при работе с колющими и режущими предметами;
4. изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.
Развивающие:
способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности;
способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов;
развитие сенсорной сферы: развитие глазомера и точности;
развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, учить сравнивать
Воспитывающие:
приобщение к общечеловеческим ценностям;
помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать)
Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:
Участники программы:
Педагог – обучающиеся – родители.
Возраст обучающихся 11 – 13 лет.
Программа рассчитана на один год обучения (68 часов). Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
В образовательном процессе используются следующие методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы.
Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:
приобретение основных знаний, умений и навыков;
творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Наличие двух уровней обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребенка.
При проведении занятий используются как индивидуальные формы работы, так и коллективные:
-фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала в виде презентаций. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
Диагностика знаний, умений, навыков.
За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Итоговый контроль оценивает степень усвоения программы. Форма оценки – тестирование, анкетирование, собеседование, творческий зачёт.
Исходя из того, что контингент обучающихся различен по своей подготовке и уровню развития педагогу необходимо повседневно оценивать каждого обучающегося, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности ребенка, анализировать динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к обучению.
Важная оценка - отзывы обучающихся и их родителей.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей оценивается на основе собеседования. Ну и конечно оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов, где независимое жюри оценивает уровень подготовки воспитанников. Непосредственное участие в организации и проведении выставок принимают и сами дети. Деятельность в подготовке к ним способствует развитию у них инициативы, развития сравнительного анализа, внутреннего соревновательного момента, воспитывает коллектив единомышленников, самооценку.
Требования к организации контроля:
-объективность;
-дифференцированный подход, учитывающий особенности учебного курса.
Ожидаемые результаты
Знания | Умения |
1. правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; 2.пропорции тела куклы; 3.виды ткани; 4. виды ручных швов; 5.цвета круга; 6.хроматические и ахроматические цвета; 7. методы изготовление традиционной народной куклы; 8.технология изготовление бескаркасной мягкой игрушки методом «модульная лоскутная пластика»; 9. технология изготовления каркасной куклы методом «утяжки»; 10.правила набивки изделия; | 1. нарисовать эскиз куклы; 2.изготовить каркас; 3.правильно соединять части тела; 4.правильно набивать каркасную игрушку; 5.изготовить традиционные русские народные куклы; 6.сшить игрушку, используя лоскутную пластику; 7.уметь сшить каркасную куклу из капроновых колготок; 8.правильно пользоваться швейной иглой; 9.выполнять основные виды ручных швов; 10.определять пропорции; 11.изготовлять шаблоны; 12.точно вырезать заготовки по намеченным линиям; 13.правильно выполнять влажно-тепловую обработку ткани; 14.правильно набивать изделия; 15.составлять из ткани образцы различных цветовых гармоний. |
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе |
теория | практика |
Раздел I. Русская народная кукла. | 8 | 4 | 4 |
Раздел II. Обереговые и обрядовые куклы (традиционная народная кукла). | 16 | 2.5 | 13.5 |
Раздел III. Русское подворье (модульная лоскутная пластика). | 10 | 4.25 | 5.75 |
Раздел IV. Каркасная кукла (метод утяжки) | 34 | 12 | 22 |
Итого: | 68 | 20.5 | 47.5 |
Содержание программы
Раздел I. Русская народная кукла (8 часов: 4 ч теория и 4 ч практика)
1.1. Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. История куклы.(1 час теории)
Программа и задачи. Ожидаемые результаты. Понятие о кукле. История кукол. Общие правила техники безопасности. Правила организации рабочего места. Входная диагностика.
1.2.Календарные праздники. Типы и виды кукол.(1 час теории)
Русские народные праздники и обычаи по временам года: рождество, колядки, масленица, проводы зимы, пасха, день Ивана-купала. Классификация кукол по назначению: игровые, обрядовые, обереговые; по техники изготовления: каркасная и бескаркасная; по материалам изготовления: текстильная, фарфоровая, из полимерной глины, из папье-маше, деревянная и т.д.
1.3.Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении народной куклы. ТБ при работе с иглой и ножницами (3 часа: 1 ч теории и 2 ч практики).
Ткани для изготовления традиционной русской народной куклы: сырьевой состав и коллористика. Инструменты для работы и безопасные приемы их использования.
1.4. Теория цвета. Цветовой круг. Цветовые сочетания (3 часа:1 ч теории и 2 ч практики).
Теория цвета, цветовой круг, правила составления цветовых сочетаний. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.
Практическая деятельность. Учащиеся создают коллекцию ткани для русской народной куклы. Учащиеся изготавливают образцы гармоничных цветовых сочетаний.
Эвристические задания. Зарисовка цветового круга.
Творческая работа. Зарисовка гармоничных цветовых сочетаний.
Формы подведения итогов. Групповой опрос по правилам техники безопасности. Анализ входной диагностики. Оформления альбома по материалам и гармоничным цветовым сочетаниям.
Раздел II. Обереговые и обрядовые куклы (традиционная народная кукла) (16 часов: 2.5 ч теории и 13.5 ч практики)
2.1. Кукла «Ангел (1 час: 0.25 ч теории и 0.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления.
2.2. Кукла. «День-ночь» (1 час: 0.25 ч теории и 0.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления.
2.3. Кукла «Куватка» (1 час: 0.25 ч теории и 0.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления.
2.4. Вепская кукла-оберег (1 час: 0.25 ч теории и 0.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления. Правила набивки тела.
2.5. Кукла «Неразлучники» (1 час: 0.25 ч теории и 0.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления..
2.6. Кукла «Масленица» (2 час: 0.25 ч теории и 1.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления.
2.7. Кукла «Травница» (2 час: 0.25 ч теории и 1.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления. Ручные швы: вперед иглой, потайной. Фартук, особенности его украшения.
2.8. Кукла-оберег «На счастье» (2 час: 0.25 ч теории и 1.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления.
2.9. Кукла «Баба-девка» (13час: 0.25 ч теории и 2.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления. Особенности одежды русской женщины в зависимости от возраста. Головные уборы, аксессуары.
2.10.Кукла «Крупеничка» (2 час: 0.25 ч теории и 1.75 ч практики).
Сокроментальное значение куклы в жизни древних славян, технология ее изготовления, материалы, используемые для ее изготовления. Ручные швы.
Практическая деятельность. Учащиеся изготавливают куклы: «ангел», «день и ночь», «куватки», вепская кукла, «баба-девка», «крупеничка», «травница», «на счастье», «масленица», «неразлучники» и создают собственную коллекции русских народных кукол.
Эвристические задания. Использование полученных знаний при изготовлении кукол.
Творческая работа. Подбор ткани для изготовления кукол. Украшение одежды кукол, изготовление аксессуаров.
Формы подведения итогов.Групповой опрос по общим правилам изготовления народной куклы.
Раздел III. Русское подворье (модульная лоскутная пластика).(10 часов: 4.25 ч теории и 7.25 ч практики)
3.1. «Собачка» (1 час: 0.25 ч теория и 0.75 ч практика)
Чтение схем, подбор материала, набивка туловища, соединение модулей.
3.2. «Кошечка» (1 час: 0.25 ч теория и 0.75 ч практика)
Чтение схем, подбор материала, набивка туловища, соединение модулей.
3.3. «Петушок» (1 час: 0.25 ч теория и 0.75 ч практика)
Чтение схем, подбор материала, набивка туловища, соединение модулей.
3.4. «Корова» (1 час: 0.25 ч теория и 0.75 ч практика)
Чтение схем, подбор материала, набивка туловища, соединение модулей.
3.5. «Барашки» (1 час: 0.25 ч теория и 0.75 ч практика)
Чтение схем, подбор материала, набивка туловища, соединение модулей.
3.6. Оформление выставки «русская деревня» (2 часа: 1 ч теории и 1 ч практики)
Замысел выставки, ее идейный сюжет.
3.7. Экскурсии(2 часа)
Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства. Проведение праздников, новогодних вечеров, вернисажей.
Практическая деятельность. Учащиеся методом модульной лоскутной пластики изготавливают животных: собачка, кошечка, петушок, корова, барашки и создают коллекцию текстильных игрушек «домашних животные».
Эвристические задания. Использование полученных знаний при изготовлении животных Чтение схем и технологических карт.
Творческая работа. Подбор ткани для изготовления домашних животных. Организация выставки.
Формы подведения итогов.Групповой опрос по общим правилам модульной лоскутной пластики. Анализ получившихся домашних животных. Анкетирование. Проведение выставки.
Раздел IV. Каркасная кукла (метод утяжки) (34 часа: 12 ч теории и 22 ч практики)
4.1. Пупсик методом утяжки из капроновых колготок (4 часа: 0.5 ч теории и 3.75 ч практики)
Способы изготовления лица и частей тела. Пропорции тела, особенности тела ребенка. Набивка туловища.
4.2. Изготовление одежды для пупсика. (2 часа: 0.5 ч теории и 1.75 ч практики)
Способы изготовления одежды. Снятие мерок. Вычерчивание деталей одежды.
4.3. Задумка куклы. Прорисовка эскиза (старт проекта). (2 часа: 1 ч теории и 1 ч практики)
Правила выполнения эскизов. Что такое проект. Постановка цели и задач.составление алгоритма выполнения проекта
4.4.Выбор материалов и инструментов. Последовательность изготовления (исследовательский этап проекта). (2 часа теории)
Составление алгоритма выполнения проекта, подбор материалов и инструментов на каждом этапе выполнения проекта.
4.5. Изготовление каркаса куклы (технологический этап проекта). (2 часа: 0.5 ч теории и 1.75 ч практики)
Пропорции человеческого тела, особенности положения тела в зависимости от выбранного образа куклы. Методы соединения фрагментов каркаса.
4.6. Изготовление головы куклы методом утяжки (технологический этап проекта). (5 часов: 1 ч теории и 4 ч практики)
Набивка головы. Методика утяжки в зависимости от выражения лица. Пропорции человеческого лица. Методы изготовления глаз, волос.
4.7. Изготовление туловища (технологический этап проекта). (2 часа: 0.5 ч теории и 1.75 ч практики)
Набивка туловища. Ручные швы.
4.8. Изготовление одежды (технологический этап проекта). (3 часа: 1 ч теории и 2 ч практики)
Способы изготовления одежды. Снятие мерок. Вычерчивание деталей одежды.
4.9. Окончательная отделка куклы (технологический этап проекта). (3 часа: 1 ч теории и 2 ч практики)
Доработка образа. Изготовление сопутствующих аксессуаров
4.10. Изготовление сопутствующего антуража (технологический этап проекта). (4 часа: 1 ч теории и 3 ч практики)
Среда обитания героя. Работа с картоном, клеем и красками.
4.11. Подготовка к выставке (защита проекта).(3 часа: 1 ч теории и 2 ч практики)
Сюжетные миниатюры.
4.12. Экскурсии.(2 часа)
Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства. Проведение праздников, новогодних вечеров, вернисажей.
Практическая деятельность. Учащиеся изготавливают каркасную куклу по собственным эскизам методом утяжки.
Эвристические задания. Использование полученных знаний при изготовлении каркасной куклы. Чтение схем и технологических карт.
Творческая работа. Выбор образа будущей куклы.
Формы подведения итогов. Групповой опрос по общим правилам утяжки. Анализ получившихся кукол. Анкетирование. Проведение выставки.
Методическое обеспечение программы
Учебно-иллюстративный материал:
наглядные пособия, схемы, образцы изделий, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
таблицы:
схемы:
схема « определение лицевой и изнаночной стороны тканей»;
схема «Пропорции»;
схема «Пропорции головы человека»;
схемы по изготовлению народных кукол
наглядные пособия:
информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы, презентации
технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, мультимедиа проектор, экран, компьютер
Диагностический материал:
Диагностирование:
диагностика уровня воспитанности;
входящая диагностика: Первый год обучения. Творческий зачет в устной форме: «Основные виды ручных швов, цветовой круг, пропорции взрослого человека»
тематический кроссворд № 1 «Народная кукла;
тематический кроссворд № 2 «Метод утяжки»;
тематическая диагностика: «Технология изготовления каркасной куклы»;
Творческий зачет по теме «Защита авторской работы»;
анкетирование:
План наблюдения за индивидуальными особенностями обучающегося;
Изучение психологического климата на занятиях;
Карта психологической характеристики личностного развития ребенка;
Игры и тренинги:
игры на развитие воображения: оживление предметов: тема «Одежда», имитация действий: «Птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», игра «Найди зайчика», игра «Солнечные зайчики»;
игры на развитие внимания: «Где что?», «Что изменилось?», «Все вспомню», «Спрятанное слово», «Цифровая таблица»;
физкультминутки: для глаз, рук, ног, спины;
Материальная база
Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:
- столы, стулья, доска;
- ножницы, иглы швейные № 2, № 3, наперсток;
- картон для выкроек, карандаш, ручка, мел, карандаши цветные, фломастеры,
- альбом 12 листов, циркуль, линейка;
ткани яркие, однотонные, с мелким рисунком, драп, куски искусственной кожи, трикотаж,
- вата хирургическая и техническая, синтепон, отбеленные эластичные колготки,
- полимерные материалы (пластик, паперклей), нитки швейные и вязальные,
- кружева, атласные и капроновые ленты;
- румяна розовые, красные;
-кисти №1, №2, №3, гуашь, пастель художественная; клей ПВА, бесцветный лак для ногтей; автомобильный бесцветный лак;
- проволока.
Инструкции по охране труда и технике безопасности.
Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения.
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций.
Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся автомобильным транспортом.
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий.
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи.
Инструкция по охране труда при проведении работы с тканью.
Список литературы
Методическая литература:
Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М: 1982.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: 1989.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993
Комарова С. Кукольные люди. С- П.: Абрис, 2010.
Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 2009
Школа ремесел: моя народная кукла. М.: ВЦХТ, 1999.
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками.- М.: Белый город, 2010
kukolnihdelmaster.ru
otvet.mail.ru›question/41777547.
dollplanet.ru›Изготовление кукол.
Учебная литература
1. Клиентов А. Н. Народные промыслы._М.: Белый город, 2010
2. Лаврова С.М. Русские игрушки, игры, забавы. –М.: Белый город,2010
3. Ткачук Т.С. Тряпичные куклы.- М.: АСТ, 2011
4. Чуркина Л. Школа кукольного дизайна. -М.:
5. livemaster.ru›topic/1351-izgotovlenie-avtorskoj…
6. club.osinka.ru›Изготовление текстильной куклы
7. dengiledi.ru›izgotovlenie-kukol-svoimi-r
8. podelki-doma.ru›Куклы›…-narodnyih-kukol
9. rukukla.ru
10.iveinternet.ru›Бекарчик›Народная кукла, обереги
11. podg-kursy.ru›index.php/component/k2/item/167
12. oxanafa.ru›narkykla/132-bereginya-doma.htm
Периодические издания
Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание «для профессионалов и любителей кукол», № 1-6, 2013г.
Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз», № 4,5, 2012г., № 1,3, 2014г.
Коллекция журналов «Тильда», 2011-2014г.
Журналы «Куклы из колготок», № 1-3 2012г.,
Журналы «Кукла в интерьере», № 2,4 2013г.