Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального
российского общества;
Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
• Формирование первоначальных представлений об истории, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли духовности и религии в
становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного курса «Истоки»,
- высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; - осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные результаты:
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
• Формирование первоначальных представлений о истории, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли духовности и религии в
становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Раздел 1. Родной очаг.
Цель раздела: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Род – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Дом – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Раздел 2. Родные просторы.
Цель раздела: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
Лес. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Раздел 3. Труд земной.
Цель раздела: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Сев и жатва. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
Мастерицы - рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
Мастера - плотники. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
Кузнецы – умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Раздел 4. Труд души.
Цель раздела: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
Книга. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
Икона – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Для достижения результатов освоения курса внеурочной деятельности «Истоки» реализуются виды деятельности:
познавательная - обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию;
проблемно-ценностное общение - осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”;
игровая – игра с ролевым акцентом совмещает различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Реализуются следующие активные формы деятельности: ресурсный круг, работа в паре, работа в группе, КВН, экскурсия, диспут, печатное издание «Моя первая книга».
Тематическое планирование
№ уроков | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1-8 | Родной очаг | 8 | ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. |
9-16 | Родные просторы | 8 | НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство. |
17-25 | Труд земной | 9 | СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмар- ка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей. |
26-34 | Труд души | 9 | СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года. КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. |