Рабочая программа
курса химии 8 класса
(расширенная, 3 часа в неделю)
(на основе авторской программы
Габриеляна О.С., Купцовой А.В.)
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы общего образования по химии, а также программы основного общего образования по химии (Габриелян О.С., Купцова А.В., М: Дрофа, 2013). Рабочая программа рассчитана на 105 часов, в ней предусмотрено проведение 5 контрольных и 6 практических работ, 13 лабораторных опытов.
Выбранная программа отличается практической направленностью материала, предусматривающей возможность формирования и развития универсальных учебных действий, что является одной из основных задач изучения предметных курсов в МОУ.
Целями курса являются: 1) формирование научного мировоззрения школьника с опорой на личностную ориентацию, 2) освоение знаний о взаимосвязи и материальном единстве объектов и явлений природы, 3) овладение умениями проведения химического эксперимента, 4) развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 8 классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2012-2013.
Поскольку в 2013 – 2014 учебном году наш лицей являлся экспериментальной площадкой «Совершенствование технологии преподавания химии с целью повышения качества образования» по изучению химии в 7 классе, в отличие от авторской программы, рабочая программа курса химии 8 класса претерпела некоторые изменения, а именно:
1) на 2 часа увеличено изучение темы «Атомы химических элементов»;
2) на 1 час увеличено изучение темы «Простые вещества» (за счет увеличения времени на решение задач);
3) практикум № 1 изменен (поскольку 3 практические работы проведены в курсе химии 7 класса) и включен в изучение темы «Изменения, происходящие с веществами»
4) на 6 часов увеличено изучение темы «Изменения, происходящие с веществами» за счет введения понятия о гидролизе и расширения повторения и обобщения материала;
5) на 3 часа увеличено изучение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», так как данный материал является основой химии элементов, изучаемой в курсе химии 9 класса;
6) за счет резервного времени включена в изучение тема «Портретная галерея великих химиков» в объеме 5 часов (целесообразность её изучения продиктована интересом учащихся к истории открытия химических элементов и их соединений).
Тематическое планирование
№ | Тема | Часов | № к/р | № пр/р |
1 | Введение. Первоначальные химические понятия | 6 | - | - |
2 | Атомы химических элементов | 14 | 1 | - |
3 | Простые вещества | 10 | 2 | - |
4 | Соединения химических элементов | 16 | 3 | - |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 23 | 4 | 1, 2 |
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 29 | 5 | 3,4.5.6 |
7 | Портретная галерея великих химиков | 5 | - | - |
Календарно-тематическое планирование по химии, 8 класс (3 часа в неделю) |
№ п/п (№ урока) | Название тематического раздела, урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащегося | Используемые технологии, методы | Дата |
план | факт |
| Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия. | 6 ч | | | |
1. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | Различать предметы изучения естественных наук, наблюдать изменения свойств веществ в ходе химических реакций, составлять формулы бинарных соединений по валентности, рассчитывать относительную молекулярную массу и массовую долю элемента в веществе | Беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, использование ИКТ. | 02.09 |
1. | Валентность. Постоянная и переменная валентность. | 1 | 03.09 |
3. | Составление формул по валентности. Решение упражнений. | 1 | 06.09 |
4. | Массовая доля элемента в составе сложного вещества. | 1 | 09.09 |
5. | Массовая доля растворенного вещества в растворе. | 1 | 10.09 |
6. | Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 7 класса | 1 | 13.09 |
| Тема 2. Атомы химических элементов. | 14 ч | | | |
7. | Основные сведения о строении атома. | 1 | Моделировать строение атома, определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «ПСХЭ», структурировать материал о жизни и деятельности Д.И.Менделева, определять понятия «ковалентная связь», «ионная связь», «кристаллическая решетка», «металлическая связь», моделировать строение веществ с разной кристаллической решеткой | Беседа, рассказ, иллюстрация, моделирование, упражнения, обучающий контроль, познавательная игра, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения. | 16.09 |
8. | Ядерные реакции. Изотопы. | 1 | 17.09 |
9. | Строение электронных оболочек атомов элементов №№ 1 - 10 | 1 | 20.09 |
10. | Строение электронных оболочек атомов №№ 10-20 | 1 | 23.09 |
11. | Строение электронных оболочек атомов больших периодов. Провал электрона | 1 | 24.09 |
12. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | 27.09 |
13. | Изменение металлических и неметаллических свойств по периодам и группам. | 1 | 30.09 |
14. | Ионная связь. | 1 | 01.10 |
15. | Ковалентная неполярная связь. | 1 | 04.10 |
16. | Ковалентная полярная связь. | 1 | 07.10 |
17. | Металлическая связь. | 1 | 08.10 |
18. | Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме. | 1 | 11.10 |
19. | Контрольная работа № 1. «Атомы химических элементов». | 1 | 14.10 |
20. | Анализ контрольной работы | 1 | 15.10 |
| Тема 3. Простые вещества. | 10 ч | | | |
21. | Простые вещества – металлы. | 1 | Исследовать свойства изучаемых веществ, характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ, конкретизировать понятие «аллотропия», описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за ними, проводить расчеты с использованием молярной массы и молярного объема | Проектный метод, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнения, работа с книгой, использование ИКТ. | 18.10 |
22. | Простые вещества – неметаллы. Аллотропия | 1 | 21.10 |
23. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | 22.10 |
24. | Решение задач | 1 | 25.10 |
25-26 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. | 2 | 28.10-29.10 |
27-28 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем». | 2 | 01.11-11.11 |
29. | Обобщение знаний по теме «Простые вещества». | 1 | 12.11 |
30. | Контрольная работа № 2. «Простые вещества» | 1 | | | 15.11 |
| Тема 4. Соединения химических элементов. | 16 ч | | | |
31. | Степень окисления и валентность. | 1 | Определять валентности атомов в бинарных соединениях, конкретизировать понятие «степень окисления», определять степени окисления элементов в сложных веществах, устанавливать взаимосвязь между валентностью и степенью окисления; исследовать свойства оксидов, классифицировать оксиды по составу, развивая информационную компетентность, разделять смеси, проводить расчеты по нахождению объемной и массовой долей в смеси. | Беседа, демонстрация, лабораторный и практический методы, упражнения, проектный метод, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения. | 18.11 |
32. | Оксиды металлов и соответствующие им основания. | 1 | 19.11 |
33. | Оксиды неметаллов и соответствующие им кислоты. | 1 | 22.11 |
34. | Основания. Их состав и классификация | 1 | 25.11 |
35. | Представители щелочей. Индикаторы. Качественные реакции. | 1 | 26.11 |
36. | Кислоты. Классификация кислот | 1 | 29.11 |
37. | Соли. Л/о № 1 «Разнообразие веществ» | 1 | 02.12 |
38. | Представители солей | 1 | 03.12 |
39. | Аморфные и кристаллические вещества | 1 | 06.12 |
40. | Кристаллические решетки. | 1 | 09.12 |
41. | Чистые вещества и смеси. Л/о № 2 «Разделение смесей» | 1 | 10.12 |
42. | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | 1 | 13.12 |
43. | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. | 1 | 16.12 |
44. | Повторение знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | 17.12 |
45. | Контрольная работа № 3. «Соединения химических элементов». | 1 | | | 20.12 |
46. | Анализ контрольной работы | 1 | | | 23.12 |
| Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. | 23 ч | Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе физических превращений и химических реакций, наблюдать и описывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии, выполнять простейшие вычисления по химическим уравнениям, классифицировать изучаемые вещества и реакции по составу и свойствам. | | |
47. | Физические явления и химические реакции. Л/о № 3 «Испарение» Л/о №№ 4, 5, 6 «Типы химических реакций» | 1 | Практический метод, эксперимент, дифференцированное обучение, беседа, упражнение, познавательная игра, групповая работа. | 24.12 |
48. | Пр./р. № 1 «Анализ почвы и воды» | 1 | 27.12 |
49. | Химические уравнения. Закон сохранения массы. | 1 | 13.01 |
50-51 | Составление уравнений химических реакций. | 2 | 14.01-17.01 |
52. | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | 20.01 |
53-56 | Решение задач по химическим уравнениям | 4 | 21.01,24.01, 27.01,28.01 |
57. | Пр./р. № 2 «Признаки химических реакций» | 1 | 31.01 |
58. | Реакции разложения. Понятие о скорости хим. Реакции | 1 | 03.02 |
59. | Реакции соединения. | 1 | 04.02 |
60. | Реакции замещения. Л/о № 7 | 1 | 07.02 |
61. | Реакции обмена. | 1 | 10.02 |
62-63 | ОВР. Метод электронного баланса | 2 | 11.02-14.02 |
64-65. | Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе | 2 | 17.02-18.02 |
66-68 | Повторение. Урок систематизации знаний. | 3 | 21,24,25.02 |
69. | Контрольная работа № 4. «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | | | 28.02 |
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 29 ч | | | |
70. | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах, давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», конкретизировать понятие «ион», обобщать понятия «катион» и «анион», исследовать свойства растворов электролитов, характеризовать условия течения реакций ионного обмена до конца, вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе. | Практический метод, эксперимент, беседа, ТРИЗ, использование ИКТ, демонстрация, упражнения, дифференцированное обучение. | 03.03 |
71. | Электролитическая диссоциация. | 1 | 04.03 |
72. | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). | 1 | 07.03 |
73. | Диссоциация кислот, оснований, солей. | 1 | 10.03 |
74. | Ионные уравнения. | 1 | 11.03 |
75. | Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. | 1 | 14.03 |
76-78. | Кислоты в свете ТЭД. Л/о № 8 | 3 | 17.,18,21.03 |
79-81. | Основания в свете ТЭД. Л/о №№ 9,10 | 3 | 01,04,07.04 |
82-83. | Оксиды в свете ТЭД. Л/о №11, 12 | 2 | | 08,11.04 |
84-85. | Соли в свете ТЭД. Л/о № 13 | 2 | 14,15.04 |
86. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | 18.04 |
87-89 | Обобщение | 3 | | | 21,22,25.04 |
90. | Контрольная работа № 5. «Растворение. Растворы». | 1 | | | 28.04 |
91. | Пр.р. № 3«Ионные реакции» | 1 | Закреплять практически знания о поведении веществ различных классов в водных растворах; описывать реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента; выделять признаки окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР с помощью метода электронного баланса. | Практический метод, эксперимент, упражнения, демонстрация, групповая работа, беседа. | 29.04 |
92. | Пр.р. № 4 «Условия протекания реакций между растворами электролитов до конца»» | 1 | 05.05 |
93. | Пр.р. № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» | 1 | 06.05 |
94. | Пр.р. № 6 «Решение экспериментальных задач» | 1 | 12.05 |
95. | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). | 1 | 13.05 |
96. | Упражнения в составлении уравнений ОВР. | 1 | 16.05 |
97. | Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР. | 1 | 19.05 |
98. | Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | 20.05 |
| Тема 7. Портретная галерея великих химиков | 5 ч | | | |
99. | ПЗХЭ Д.И. Менделеева. | 1 | Определять значение трудов великих химиков для развития химии как науки, отыскивать материал по истории химии в различных источниках и анализировать его. | Проектный метод, работа с книгой, беседа, иллюстрация. | 23.05 |
100. | Закон А. Авогадро. | 1 | 26.05 |
101. | Закон сохранения массы вещества. Работы М.В. Ломоносова. | 1 | 27.05 |
102. | Ученическая конференция «Великие химики» | 1 | 30.05 |
103. | Обобщающий урок. Решение задач. | 1 | |
104-105. | Резерв. | 2 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:
Определения важнейших химических понятий;
Понимать и записывать химические формулы веществ и уравнения химических реакций;
Формулировку периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева; закона сохранения массы;
Основные положения теории электролитической диссоциации;
Классификацию неорганических соединений;
Правила поведения в химической лаборатории;
Уметь:
Называть химические элементы и соединения изученных классов;
Объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах алых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
Характеризовать химические элементы на основании их положения в ПСХЭ, химические свойства основных классов неорганических соединений;
Определять состав вещества по его формуле, принадлежность веществ к определенному классу, типы химических реакций, валентность, вид химической связи;
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
Распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей;
Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, массу или объем по количеству вещества, массе или объему вступившего реагента или продукта реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
Безопасного обращения с веществами и материалами;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Приготовления растворов заданной концентрации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П.Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа,
20012
2.Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.
3.Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. —М.: Блик плюс, 2004.
4.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005—2008.
5.Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе.8кл. — М.: Дрофа, 2005.
6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна
«Химия. 8 класс». — М.: Дрофа, 2006—2008.
7. Габриелян О.С., Купцова А.В. Программа основного общего образования по химии, 8-9 класс, М: Дрофа, 2013.
Пожалуйста, подождите
Сообщить в Яндекс о проблеме
Скачать документ не удалось.
Файл сохранен на ваш Яндекс.Диск
в папку «Загрузки».
Не удалось сохранить файл на Диск. Недостаточно свободного места.
Не удалось сохранить файл на Диск. Повторите попытку позже
Начало формы




Скачать
Конец формы
Начало формы

| | |
| Вход   показать другие цифры  запомнить меня (что это) ВойтиОтмена Войти при помощи Напомнить пароль | |
| | |
Конец формы
