РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Общая характеристика предмета
- Построение учебного процесса
- Место предмета в учебном плане
Раздел II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
Раздел III
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Раздел IV
Содержание учебного предмета
-Тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности
Раздел V Внеурочные формы учебной деятельности
Раздел I
Пояснительная записка (цели и задачи курса на первый учебный год, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане)
Данная рабочая программа разработана в соответствии со ст.14 п.5 ст.15п.1 ст.32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании», Уставом школы, основной образовательной программой учреждения.
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №32, города Улан-Удэ»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-Планируемые результаты начального общего образования
-Программы общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание» В.И. Лях,
утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
-Учебный план МАОУ СОШ №32 на 2017-2018 учебный год
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Объём программы.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса. 1 час в неделю, 33 часа в год.
Раздел II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1 класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
-- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
-- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
-- организовывать места занятий подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий спортивными играми;
-- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования, соблюдать правила взаимодействия с игроками
Учащиеся получат возможность использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.
Критериями оценки по физической культуре являются количественные и качественные показатели.
Качественные показатели - это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Количественные показатели–это сдвиги в физической подготовленности (показатели развития основных физических способностей).
При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, то есть не на наличный уровень развития физических качеств, а на динамику изменения их за определенный период.
Раздел III
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях,
А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2015
В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.2013
В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 2015
Л.В.Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 2012
Раздел IV
Содержание учебного предмета
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
(см. КТП Подвижные игры. 1 класс.)
Раздел V Внеурочные формы учебной деятельности
Используются следующие виды внеурочной работы: создание «схем» игры, составление исторической и этимологической справок игры.
Календарно-урочное планирование по курсу «Подвижные игры»
на 2017-2018 учебный год
Курс рассчитан на 33 ч., из них внеурочно-7 ч.
(1 ч в неделю, всего 33 ч )
* Универсальные учебные действия:
К. – коммуникативные,
П. – познавательные.
№ п/п | Дата | Тема | Форма учебной деятельности | Деятельность учащихся | Электронно-образовательная среда |
1. | | Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору». ВШЖ | Исторический тур «Истории про игры» | *К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения. | Презентация информации |
2. | | Совершенствование разученных русских народных игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору». ВШЖ | | |
3. | | Знакомство с русскими народными играми: «Ляпки», «Заря». | Инсценирование | |
4. | | Совершенствование разученных русские народные игры: «Ляпки», «Заря». | | |
5. | | Закрепление разученных русских народных игр. | | |
6. | | Ознакомление с особенностями башкирских народных игр. Разучивание и проведение игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята». | Презентация «Традиции и быт народов Башкирии» | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя *К: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения; учиться выполнять различные роли в группе. *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | Презентация информации |
7. | | Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята». | | |
8. | | Знакомство с играми с незначительной психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя *К: совместно договариваться о правилах общения. *К: слушать и понимать речь других. | |
9. | | Закрепление и совершенствование игр с незначительной психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». | | |
10. | | Знакомство с особенностями карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!» | | |
11. | | Закрепление и совершенствование разученных карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!» | Инсценирование в играх | |
12. | | Знакомство с особенностями марийской народной игры: «Биляша». | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | |
13. | | Закрепление и совершенствование разученной марийской народной игры: «Биляша». | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: слушать и понимать речь других. | |
14. | | Знакомство с особенностями осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки». | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: совместно договариваться о правилах общения. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | |
15. | | Закрепление и совершенствование разученных осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки». | Фотодоклады: сравнение игр разных народов мира. | |
16. | | Знакомство с особенностями татарских народных игр: «Хлопушки», «Займи место» | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: слушать и понимать речь других. | |
17. | | Закрепление и совершенствование разученных татарских народных игр: «Хлопушки», «Займи место». | | |
18. | | Знакомство с правилами татарской народной игры: «Лисички и курочки», её разучивание. | | *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения. | |
19. | | Закрепление и совершенствование разученной татарской народной игры: «Лисички и курочки» | | |
20. | | Знакомство с правилами карельской народной игры: «Пятнашки на санках», её разучивание. | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: слушать и понимать речь других. | |
21. | | Закрепление и совершенствование разученной карельской народной игры: «Пятнашки на санках». | | |
22. | | Знакомство с правилами удмуртской народной игрой: «Игра с платочком», её разучивание. | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | |
23. | | Закрепление и совершенствование разученной удмуртской народной игрой: «Игра с платочком». | | |
24. | | Знакомство с правилами чувашской народной игры: «Луна или Солнце», её разучивание. | | *К: совместно договариваться о правилах общения. *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. К: слушать и понимать речь других. | |
25. | | Закрепление и совершенствование разученной чувашской народной игры: «Луна или Солнце». | | |
26. | | Знакомство с правилами якутской народной игры: «Один лишний». Русская народная игра «Третий лишний» (сравнение игр). | | *К: учиться выполнять различные роли в группе. *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |
27. | | Закрепление и совершенствование разученной якутской народной игры: «Один лишний». Повторение русской народной игры «Третий лишний». | | |
28. | | Знакомство с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки». | | *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения. | |
29. | | Закрепление и совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки». | Доклады ребят, защита проектов «Особенности национальных игр русских и бурят» | |
30. | | Знакомство с особенностями бурятских народных игр: « Табун (Хурэгадуун)», «Волк и ягнята», «Иголка, нитка, узелок». | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | |
31. | | Закрепление и совершенствование разученных бурятских народных игр: « Табун (Хурэгадуун)»,«Волк и ягнята», «Иголка, нитка, узелок».. | | |
32. | | Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание. | | *П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: слушать и понимать речь других. *К: учиться выполнять различные роли в группе. | |
33. | | Закрепление и совершенствование разученных белорусских народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание. | Проект «Моя игра и её правила» | |