СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Риторика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективно курса, тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Риторика"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженской.

Учебно-методический комплект представлен учебником « Школьная риторика. 5 класс» Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2011. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  1. На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;

  2. Обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.

На изучение отведено 35 часов в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом общего образования. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Основная задача риторики - формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо специально учить.

Если основная цель курса риторики — обучать эффективному общению, то школьная риторика — предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений, большое место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ — учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.


Содержание учебного предмета

Характеристика программы

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Комментарии в программе

Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.

Требования к уровню подготовки:

  1. Определять вид общения (по месту общения).

  2. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

  3. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

  4. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Речевая деятельность.

Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Требования к уровню подготовки:

  1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

  2. Определять способы и приемы слушания.

  3. Критически оценивать слушание собеседников.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Говорение.

Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Требования к уровню подготовки:

  1. Находить коммуникативные недочеты.

  2. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

  3. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Чтение.

Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Требования к уровню подготовки:

  1. Определять вид чтения.

Контрольные мероприятия: выразительное чтение

Качества речи.

Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.

Требования к уровню подготовки:

  1. Находить отклонения от норм в устной речи.

  2. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

  3. Определять коэффициент лексического богатства речи.

  4. Определять нарушения в точности речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Письмо.

Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

  1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

  2. Находить отклонения от норм в письменной речи.

  3. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение


Основные умения и навыки

Понятийные и инструментальные знания

Общение


Для чего люди общаются.

Понятие о риторике.

Виды общения

У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах).

У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.

Устное и письменное общение

(чем различаются).

Словесное и несловесное общение.

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Речевая деятельность

У-1. Слушать учителя, его объяснения.

У-2. Быть хорошим слушателем.

У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения.

У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

У-2. Уместно, умело использовать

громкость, темп речи в устных высказываниях.

У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.

У-2. Сочинять считалки, загадки.

У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации.

У-2. Пользоваться подходящими

приемами ознакомительного чтения.

Слушание.

Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)

Вывеска.

Скороговорка.

Чистоговорка.

Считалка.

Загадка.

Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

Некоторые приемы ознакомительного чтения.

У-1. Анализировать шрифтовые

выделения (в том числе и цветом)

в текстах учебников.

Письменная речь. Графическая

структура письменного текста:

шрифтовые выделения (о чем нам

говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)

У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.

У-2. Исправлять замеченные ошибки.

Недочеты в речи.

Правильная и неправильная речь.

Речевой этикет

У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения.

У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Разговор по телефону.

ТЕКСТ. Речевые жанры

У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст.

У-1. Определять тему и основную мысль текста.

У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста.

У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.

Что такое текст.

Тема и основная мысль текста.

Текст и заголовок текста.

Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Этикетные речевые жанры

У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах.

Приветствие. Прощание.

Благодарность. Извинение.

У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.

Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).


Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения


Формы контроля и оценки планируемых результатов

В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  1. Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  2. Пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  3. Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  4. Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  1. Публичные выступления ребёнка;

  2. Участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

  3. Иллюстрирование, выразительное чтение;

  4. Сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

  5. Решение риторических задач;

  6. Знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Школьная риторика. 5 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. школы : в 2 ч. / под ред. Т. А. Ладыженской. – 3-е изд. – М. : С-инфо : Баласс, 2010. – 144 с.

  2. Школьная риторика. 5 класс: Метод. рекомендации / под ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд. – М. : С-Инфо : Баласс, 1998.

  3. Методические рекомендации. Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. – Москва, 2009.

  4. Риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс, 2009.

  5. Васильева, Т. В. Упражнения по дикции : согласные звуки : учеб. пособие/ Т. В. Васильева. – М.: Просвещение, 1988.

  6. Дородных, А. И. Грамматика речевого общения / А. И. Дородных. – Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987.

  7. Иванова, С. Ф. Говори!.. : уроки развивающей риторики / С. Ф. Иванова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 400 с.

  8. Корнилова, Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи : учеб. пособие / Е. Н. Корнилова. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 208 с.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в школе [Текст]: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.



Календарно-тематическое планирование



Наименование темы урока

Количество

часов

Дата

проведения

ОБЩЕНИЕ

1

Как люди общаются? Собеседники, партнёры, коммуниканты.

1


2

Речевая (коммуникативная ) задача, цель, намерение. Как ты её решаешь?

1


ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

3

Сколько нас общается. «Разговор без слов»

1


4

Жесты, мимика. Интонация. Что ты об этом знаешь?

1


ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ДЕМОСФЕНА

5

Что говорит голос о тебе. Тренируем голос.

1


6

Подышим? Подышим! Скороговорки и докучные сказки.

1


РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ И ХОРОШАЯ

7

Речь правильная, но хорошая ли она?

1


8

Речь богатая и бедная. Повторы – это хорошо или плохо? Богатая ли у тебя речь?

1


9

Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность.

1


10

Приблизительно и точно. У кого точнее?

1


УЧИМСЯ ПИСАТЬ-РЕДАКТИРОВАТЬ

11

Способы правки: первый, второй, третий.

1


БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ

12

Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо-невежливо-грубо. Чтобы твою просьбу выполнили. Как просить вежливо.

1


13

Просить-умолять-клянчить. Просить-требовать-командовать. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы.

1


УЧИМСЯ СЛУШАТЬ

14

Чем отличается глагол слышать и слушать. Правильно ли мы слушаем? Два основных правила слушания.

1


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

15

Чему учится человек, читая книгу? Как определить, умеем ли мы читать. Советы читающему.

1


16

Небылицы – шутки на потеху

1


РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. ТЕКСТ

17

Что ты знаешь о тексте? Что такое текст? Сильные позиции текста. Ключевые слова. Типы заголовков.

1


18

Что такое тема и микротема? Что шире, а что уже: тема или микротема? Необычный текст. Учусь анализировать текст.

1


19

Что я могу сказать о тексте. Мой текст о тексте.

1


ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ

20

Когда быть вторым совсем не обидно.

1






ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ

21

Что такое комплименты? Комплимент комплименту - рознь.

1


ОБЪЯВЛЕНИЯ

22

Что такое объявление? Попробуем сами. Афиша-объявление. Афиши на заказ.

1


«ЧТО ПРОИЗОШЛО ХОТЬ РАЗ»

23

Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать.

1


24

Структурные части рассказа. Адресат рассказа и рассказ.

1


25

Конкурс на лучшего рассказчика. Письменный пересказ.

1


СПОРИТЬ ИЛИ ССОРИТЬСЯ

26

Когда спор переходит в ссору? Как можно избежать ссоры?

1


СОЧИНИТЕ СКАЗКУ

27

Сказочная страна.

1


28

Конкурс рассказов «По сказочной стране».

1


29

Рассказы ребят о путешествии по сказочной стране.

1


30

Волшебный мир сказки

1


31

Помогите сказочным героям!

1


32

Конкурс на лучшего сказочника

1


НАЧАЛО МОЕЙ БИОГРАФИИ

33

Я родился, мои первые воспоминания.

1


34

Мать и отец. Родословная. Родовое древо.

1


35

Обобщающий урок «Чему учит риторика? Интересно вам было?»

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!