СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» 10 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс направлен на формирование экологической культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» в 10 классе составлена на основе:


1.Авторской программе «Элективные курсы. Биология / С. В. Дендебер, О. В. Ключникова, Н. Ф. Бодрова, Л. В. Дорогань. – Воронеж: ВОИПКиПРО.

2.Авторской программе Дорогань Л. В. Биоритмология – наука о часах, «тикающих» внутри нас: Воронеж: ВОИПКи ПРО.


Общая характеристика предмета


Курс «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» направлен на формирование экологической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Овладение экологическими основами здорового образа жизни является первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Экологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Предлагаемые методики направлены на формирование экологической культуры подростков. Они разработаны с учетом психологических особенностей старшеклассников, когда у ребят пробуждается интерес к своему внутреннему миру, формируется самосознание, самооценка, способность сознательно усваивать нравственные нормы. В этот период возникает потребность в самопознании своего характера, своей личности, в самовоспитании. Изучение подростками своего характера, потребностей, качеств своей личности, позволяет выбрать способы самовоспитания.

Раздел «Биоритмология – наука о часах «тикающих» внутри нас» имеет цель вызвать интерес к биологии и экологии. Содержание занятий носит проблемный и эвристический характер, предполагает развитие дискуссий и опору на собственный опыт, имеет прикладной практический характер.

Предлагаемые разработки занятий призваны помочь старшеклассникам овладеть умениями анализировать свои поступки, поступки других людей по отношению к окружающей среде, сложившейся экологической обстановке и давать им оценку. Раздел помогает старшеклассникам определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью экологической или биологической наук. Достигается это путем отбора содержания с учетом интересов учащихся. Темы занятий сформулированы в виде вопросов, нацелены на развитие интереса, желания получить ответы на эти вопросы. Содержание большинства занятий носит проблемный характер, благодаря рассмотрению вопросов, остающихся дискуссионными и на которые до сих пор нет однозначного ответа.

В ходе изучения раздела «Биоритмология – наука о часах «тикающих» внутри нас», на первых занятиях, учащимся предлагается оценить и проанализировать свои знания о биологических ритмах в природе. В дальнейшем, изучение причин и закономерностей индивидуальной изменчивости биологических ритмов у человека позволит использовать знания об этих закономерностях для нелекарственного лечения заболеваний, связанных с особенностями суточных и сезонных периодичностей.
Целью раздела «Выбираем здоровье» является развитие познавательного интереса к экологическим аспектам понятия «здоровье». В процессе изучения старшеклассники приобретут умения осознанно и правильно относиться к своему здоровью, получат знания о химическом составе пищи, принципах здорового питания, научатся ориентироваться в мире разнообразных продуктов питания, овладеют техникой проведения химического и биологического эксперимента.

В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника, практической значимостью тех или иных сведений

Разнообразие изучаемого материала достигается за счет отбора знаний из различных разделов экологии, биологии, географии и позволяет найти ответы на те вопросы, которые не были раскрыты в рамках школьной программы. Интеграционный характер курса обеспечивает практическую значимость знаний.

Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.



Межпредметные и межкурсовые связи:



На уроках химии, биологии, географии закладываются основы экологического воспитания, которые необходимы для правильной оценки места и роли человеческого общества в экосистеме Земли. Курс «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» призван расширять и углублять знания об экологии как науке и ее роли в устойчивом развитии человеческого общества и биосферы в целом.



Место в базисном учебном плане


Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» в 10 классе отводится 34 часа из часов школьного компонента, из расчета 1 час в неделю.


Изучение курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» в 10 классе направлено на достижение следующих целей:


-развитие познавательного интереса к биологии, химии, медицине;

-развитие мышления, речи посредством выполнения творческих заданий;

-формирование представлений о таких профессиях как врач, учитель, повар, эколог, химик-лаборант и др.;

- стремление проявлять свои способности и добиваться успеха; - умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике; - коммуникативных навыков которые способствуют развитию умений работать в группе,

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять экологические знания в новых ситуациях.

Целью изучения курса «Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли» является приобщение к особому, целостному пласту культуры — экологическому, появление которого обусловлено социально-экономическим развитием общества



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе изучения экологии учащиеся старшей школы должны овладеть определенным кругом знаний. Они должны знать методы исследования (наблюдение, описание, эксперимент, моделирование) и результаты научного познания – экологические понятия, законы, теории, гипотезы, факты, основополагающие идеи как достижения науки экологии; отмечать их значение для жизни человека, общества, природы и уметь применять полученные знания в своей жизни. Ученики старшей школы также должны уметь: самостоятельно ставить и решать вопросы охраны биологического разнообразия (видов и экосистем) и в целом природы; обосновывать и применять правила здорового образа жизни и охраны своего здоровья; оценивать практические рекомендации с позиций экологической этики; проводить мыслительные операции, необходимые для усвоения теоретических понятий (обобщение, анализ, синтез, сравнение, доказательство, систематизация, абстрагирование, конкретизация); применять на практике экологические знания для объяснения сущности процессов и явлений для обоснования природосообразных практических рекомендаций.


Требования к знаниям и умениям школьников


Учащиеся должны:


знать / понимать

Упорядоченность процессов, протекающих в клетках, органах и организмах. Ритм – универсальное свойство живых систем. Физиологические ритмы человека. Связь механизма суточной физиологической периодики со структурой генетического аппарата. Сезонные биологические и физиологические изменения у животных. Механизмы фотопериодичной стимуляции гипоталамо – гипофизарной системы. Типы работоспособности людей. Понятие здоровье. Основы рационального питания. Энергетическую ценность продуктов питания. Органические вещества, их роль в организме человека. Роль минеральных веществ в организме человека. Понятие пищевые добавки. Влияние пищевых добавок на организм человека. Десять принципов сбалансированного разумного питания сформулированных Всемирной организацией здравоохранения. Продукты питания и процессы старения. Взгляд науки на процессы старения.

Уметь

объяснять: роль экологии формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; значение «ночного» гормона мелатонина на биологические ритмы и старение организма; действие гипофизарных гормонов на железы внутренней секреции органы; соответствие ФПР растений их историческим центрам происхождении; принципы рационального питания; значение незаменимых аминокислот и полиненасыщеппых жирных кислот в питании человека; механизмы старения на основе обмена веществ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусами животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.





Содержание обучения


Биоритмология – наука о часах, «тикающих» внути нас.


Биологические ритмы. Люди «совы», «голуби» «жаворонки». Упорядоченность процессов, протекающих в клетках, органах и организмах. Появление «биологических часов». Проблема исследования суточных ритмов. Ритм – универсальное свойство живых систем. Физиологические ритмы человека. Околонедельный (циркасептальный), околомесячный (циркатригинтанный), окологодовой (цирканнуальный) биологические ритмы. Ход внутренних часов человека. Открытие американскими учеными гена, управляющего сменой дня и ночи. Исследования японских ученых о функционировании часового механизма биологических ритмов. Связь механизма суточной физиологической периодики со структурой генетического аппарата. Роль эпифиза в генерации и регуляции циркадианных ритмов. Значение «ночного» гормона мелатонина на биологические ритмы и старение организма. Синхронизация, в процессе эволюции, ритмов биологической активности различных живых форм с масштабами суточной и сезонной цикличности. «Двойственный» характер происхождения адаптивных циклов. Фотопериодизм. «Пробуждающая яркость. Датчики времени живых организмов. Свет как первично-периодический фактор. Эндогенный (околосуточный) ритм. Правило Ашоффа. Датчики времени живых организмов. Свет как первично-периодический фактор. Эндогенный (околосуточный) ритм. Правило Ашоффа. Механизмы фотопериодичной стимуляции гипоталамо – гипофизарной системы. Регуляция сезонной ритмики внешними воздействиями. Линька как специфическое сезонное состояние. Четкая выраженность сезонных миграций. Эндокринная регуляция миграционного состояния птиц. Фотопериодическая реакция растений на длину светового дня. Растения с короткодневное ФПР (растения короткого дня). Растения с длиннодневной ФПР. Растения с промежуточной ФПР. Как ритмы правят человеком. Старение – постепенная утрата ритмов. Циркадианные ритмы процессов, происходящих в организме. Зависимость реакции организма от фазы циркадианного ритма (времени суток). Влияние 11-летнего цикла солнечной активности на биосферу Земли. Люди двух типов работоспособности «жаворонки» (с утренним пиком работоспособности) и «совы» (с вечерним пиком). Индифферентный промежуточный тип «голуби».Современные биоритмологические исследования по определению принадлежности к суточным хронотипа. Анкетирование для оценки различий между людьми по суточной изменчивости уровня бодрствования А. А. Путилова. Связь между типом суточной работоспособности и подверженностью тем или иным заболеваниям. Влияние витамина В12 на повышение чувствительности циркадианных ритмов к свету. Лечебное действие яркого света при зимней депрессии и некоторых других психических расстройств Знакомство с природными ритмами человека. Выявление своего хронологического типа. Изучение индивидуальных биоритмов человека. Проверка ее правильности или ошибочности на себе. Выявление зависимости между годами рождения великих людей, периодами их творческой активности и периодами солнечной активности.


Выбираем здоровье.


Понятие здоровье. Определения здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Показатели здоровья: демографические, уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответственно его возрасту и др. Гармоничность телосложения. Антропометрические измерения. Типы телосложения. Соотношения между состояниями тела. Питание и здоровье человека. Основы рационального питания. Среднее потребление пищи в сутки. Принципы рационального питания. Энергетический баланс питания. Калорийность рациона питания. Энергетическая ценность продуктов питания. Энергозатраты при физической нагрузке. Энергозатраты в домашних условиях. Энергозатраты при умственной работе. Химический аспект рационального питания. Органические вещества, их роль в организме человека. Химический состав пищевого сырья и готовых продуктов питания. Белки как важнейшие питательные вещества. «Белковый дефицит в рационе». Биологические функции белков. Белки как поставщик необходимых аминокислот. Незаменимые аминокислоты: валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан. Классификация белков: простые и сложные. Протеиды. Протеины. Пищевая ценность белков. Ферменты. Липиды как важнейший компонент пищи. Классификация липидов. Простые и сложные липиды. Фосфолипиды. Роль липидов в питании. Источники жиров в питании. Значение полиненасыщеппых жирных кислот. Общая потребность человека в липидах. Углеводы и их роль в питании. Классификация углеводов. Простые и сложные углеводы. Доля углеводов в продуктах питания. Качественные реакции на присутствие углеводов. Понятие витамины. «Кирпичики жизни». Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Витамины как строительный и энергетический материал нашего тела. Потребность человека в витаминах. Функции витаминов, их содержание в различных продуктах питания. Содержание витамина С в продуктах питания. Характеристика особенностей аскорбиновой кислоты. Содержание витамина С в свежих и консервированных фруктах и овощах. Минеральные вещества. Макроэлементы (Ca, P, Mg, Na, P, Cl, S). Микроэлементы(Fe, Zn, Cu, I, F и др.). Необходимое количество минеральных веществ в суточном рационе человека. Содержание минеральных веществ некоторых продуктах питания. Обеспеченность организма человека витаминами и минеральными веществами. Понятие пищевые добавки. Что скрывается за буквой «Е». Влияние пищевых добавок на организм человека. Ассортимент пищевых добавок. Режим приема пищи. Обратные стороны «здоровых» диет. Очковая диета. Французская диета. Сыроедение по Бихтереву Беннеру. Раздельное питание по Шелтону. Голодание по Бреггу. Диета Монтиньяка. Рисовая диета. Разгрузочная диета «Один день – один продукт». Питание по здравому смыслу. Десять принципов сбалансированного разумного питания сформулированных Всемирной организацией здравоохранения. Принципы рационального питания. Баланс энергии. Удовлетворение организма в пищевых веществах. Режим приема пищи. Продукты питания и процессы старения. Взгляд науки на процессы старения. Механизмы старения на основе обмена веществ. Калорийность питания и процессы старения.

Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Биоритмология – наука о часах, «тикающих» внутри нас.

16

2.

Выбираем здоровье.

18


Итого:



Список литературы:


1.Л. В. Дорогань. Биоритмология – наука о часах, «тикающих» внутри нас: пособие. – Воронеж: ВОИПКРО. – 2004 – 60 с.

2.Москвиченко Г. Сдвигпо фазе // Человек и наука. 2001. № 12.

3.Кузнецов В. Хронобиология и биоритмы // ОБЖ. 2000. № 3.

4.Элективные курсы. Биология / С. В. Дендебер, О. В. Ключникова, Н. Ф. Бодрова, Л. В. Дорогань. – Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2006. – 156 с.

5.Хрипкова А. Г. ., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988. – с. – (Б-ка учителя биологии).

Календарно – тематическое планирование элективный курс Социальная экология или Человечество в экосистеме Земли 10 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Биоритмология – наука о часах, «тикающих» внутри нас – 16 ч.

1.

Введение.

Биологические ритмы. Люди «совы», «голуби» «жаворонки». Упорядоченность процессов, протекающих в клетках, органах и организмах. Появление «биологических часов». Проблема исследования суточных ритмов.

Знать: Понятия: «Биологические ритмы», люди «совы», «голуби» «жаворонки».

Уметь: Рассказывать об упорядоченности процессов, протекающих в клетках, органах и организмах.




2.

Ритмы в природе.

Ритм – универсальное свойство живых систем. Физиологические ритмы человека. Околонедельный (циркасептальный), околомесячный (циркатригинтанный), окологодовой (цирканнуальный) биологические ритмы.

Знать: Физиологические ритмы человека.

Уметь: Характеризовать околонедельный (циркасептальный), околомесячный (циркатригинтанный), окологодовой (цирканнуальный) биологические ритмы.




3.

Где находятся биологические часы.

Ход внутренних часов человека. Открытие американскими учеными гена, управляющего сменой дня и ночи. Исследования японских ученых о функционировании часового механизма биологических ритмов.

Знать: Где находятся биологические часы. Ход внутренних часов человека.

Уметь: Определять значимость открытия американскими учеными гена, управляющего сменой дня и ночи; исследований японских ученых о функционировании часового механизма биологических




4.

Где находятся биологические часы.

Связь механизма суточной физиологической периодики со структурой генетического аппарата. Роль эпифиза в генерации и регуляции циркадианных ритмов. Значение «ночного» гормона мелатонина на биологические ритмы и старение организма.

Знать: Связь механизма суточной физиологической периодики со структурой генетического аппарата

Уметь: Объяснять значение «ночного» гормона мелатонина на биологические ритмы и старение организма.




5.

Свет и биологические ритмы.

Синхронизация, в процессе эволюции, ритмов биологической активности различных живых форм с масштабами суточной и сезонной цикличности. «Двойственный» характер происхождения адаптивных циклов. Фотопериодизм. «Пробуждающая яркость.

Знать: Факторы, определяющие цикличность активности жизнедеятельности животных. Явления в жизни животных, связанные с фотопериодом.

Уметь: Анализировать «двойственный» характер происхождения адаптивных циклов.




6.

Ритмы в жизни животных и растений.

Датчики времени живых организмов. Свет как первично-периодический фактор. Эндогенный (околосуточный) ритм. Правило Ашоффа.

Знать: Свет как первично-периодический фактор. Периоды активности типичных представителей зооценоза широколиственного леса.

Уметь: Приводить примеры местообитаний, где в регуляции биологических ритмов важное значение имеют различные факторы, а не длина светового дня.




7.

Отсчет времени по биологическим часам.

Сезонные биологические и физиологические изменения у животных. Эндогенные программы адаптации организма к сезонному состоянию внешних условий. Действие гипофизарных гормонов на железы внутренней секреции органы. Гормональные связи системы гипоталамус - гипофиз.

Знать: Сезонные биологические и физиологические изменения у животных. Эндогенные программы адаптации организма к сезонному состоянию внешних условий.

Уметь: Объяснять действие гипофизарных гормонов на железы внутренней секреции органы.




8.

Отсчет времени по биологическим часам.

Механизмы фотопериодичной стимуляции гипоталамо – гипофизарной системы. Регуляция сезонной ритмики внешними воздействиями. Линька как специфическое сезонное состояние. Четкая выраженность сезонных миграций. Эндокринная регуляция миграционного состояния птиц.

Знать: Механизмы фотопериодичной стимуляции гипоталамо – гипофизарной системы. Кто составляет «расписание перелетов» птиц.

Уметь: Приводить примеры факторов-синхронизаторов и их действие.




9.

Как заставить растение цвести.

Фотопериодическая реакция растений на длину светового дня. Растения с короткодневное ФПР (растения короткого дня). Растения с длиннодневной ФПР. Растения с промежуточной ФПР.

Знать: Растения с разной фотопериодической реакцией на длину светового дня. Как «заставить» растение цвести.

Уметь: Выявлять соответствие ФПР растений их историческим центрам происхождении, приводить примеры.




10.

Как ритмы правят человеком.

Как ритмы правят человеком. Старение – постепенная утрата ритмов. Циркадианные ритмы процессов, происходящих в организме. Зависимость реакции организма от фазы циркадианного ритма (времени суток). Влияние 11-летнего цикла солнечной активности на биосферу Земли.

Знать: Зависимость реакции организма от фазы циркадианного ритма (времени суток). Влияние 11-летнего цикла солнечной активности на биосферу Земли.

Уметь: Приводить примеры зависимости жизненной активности и физиологических показателей человека. Составлять рекомендации применения различных лекарственных препаратов в соответствии с хронологией организма человека.




11.

«Жаворонок» или «сова». Кому живется лучше.

Люди двух типов работоспособности «жаворонки» (с утренним пиком работоспособности) и «совы» (с вечерним пиком). Индифферентный промежуточный тип «голуби».Современные биоритмологические исследования по определению принадлежности к суточным хронотипа. Анкетирование для оценки различий между людьми по суточной изменчивости уровня бодрствования А. А. Путилова.

Знать: Типы работоспособности людей. Современные биоритмологические исследования по определению принадлежности к суточным хронотипа.

Уметь: Определять к какому типу вы относитесь.




12.

«Жаворонок» или «сова». Кому живется лучше.

Связь между типом суточной работоспособности и подверженностью тем или иным заболеваниям. Влияние витамина В12 на повышение чувствительности циркадианных ритмов к свету. Лечебное действие яркого света при зимней депрессии и некоторых других психических расстройств.

Знать: Связь между типом суточной работоспособности и подверженностью тем или иным заболеваниям. Яркий комнатный свет, стимулируя работу мозга и тела, не должен вызывать раздражения глаз и излишнего психического возбуждения.

Уметь: Объяснять лечебное действие яркого света при зимней депрессии и некоторых других психических расстройств.




13.

Определение биоритмов человека.

Знакомство с природными ритмами человека. Выявление своего хронологического типа.

Знать: Природные ритмы человека.

Уметь: Определять свой хронобиологический тип.

П/Р № 1. «Определение биоритмов человека».



14.

Вычисление биоритмов человека.

Изучение индивидуальных биоритмов человека. Проверка ее правильности или ошибочности на себе.

Знать: Индивидуальные биоритмы человека.

Уметь: Проверять ее правильности или ошибочности на себе.

П/Р № 2. «Вычисление биоритмов человека».



15.

Влияние солнечной активности на творческий потенциал людей.

Выявление зависимости между годами рождения великих людей, периодами их творческой активности и периодами солнечной активности.

Знать: Периоды солнечной активности.

Уметь: Выявлять зависимость между годами рождения великих людей, периодами их творческой активности и периодами солнечной активности.

П/Р № 3. «Влияние солнечной активности на творческий потенциал людей».



16.

Обобщение знаний.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Тестирование



Выбираем здоровье – 18 ч.

17.

Показатели здоровья.

Понятие здоровье. Определения здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Показатели здоровья: демографические, уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответственно его возрасту и др.

Знать: Понятие здоровье. Определения здоровья.

Уметь: Анализировать показатели здоровья: демографические, уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответственно его возрасту и др.




18.

Определение гармоничного телосложения.

Гармоничность телосложения. Антропометрические измерения. Типы телосложения. Соотношения между состояниями тела.

Знать: Параметры определения гармоничного телосложения.

Уметь: Проводить определение гармоничности своего телосложения.

П/Р № 4 «Определение гармоничного телосложения».



19.

Основы рационального питания.

Питание и здоровье человека. Основы рационального питания. Среднее потребление пищи в сутки. Принципы рационального питания. Энергетический баланс питания.

Знать: Основы рационального питания. Среднее потребление пищи в сутки.

Уметь: Объяснять принципы рационального питания.




20.

Калорийность рациона питания.

Калорийность рациона питания. Энергетическая ценность продуктов питания. Энергозатраты при физической нагрузке. Энергозатраты в домашних условиях. Энергозатраты при умственной работе.

Знать: Энергетическую ценность продуктов питания. Энергозатраты при различных видах деятельности.

Уметь: Рассчитывать калорийность рациона питания.




21.

Органические вещества, их роль в организме человека.

Химический аспект рационального питания. Органические вещества, их роль в организме человека. Химический состав пищевого сырья и готовых продуктов питания.

Знать: Органические вещества, их роль в организме человека.

Уметь: Характеризовать химический состав пищевого сырья и готовых продуктов питания.




22.

Белки как важнейшие питательные вещества.

Белки как важнейшие питательные вещества. «Белковый дефицит в рационе». Биологические функции белков. Белки как поставщик необходимых аминокислот. Незаменимые аминокислоты: валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан. Классификация белков: простые и сложные. Протеиды. Протеины. Пищевая ценность белков. Ферменты.

Знать: Биологические функции белков. Незаменимые аминокислоты: валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан.

Уметь: Классифицировать белки.




23.

Липиды, их роль в питании.

Липиды как важнейший компонент пищи. Классификация липидов. Простые и сложные липиды. Фосфолипиды. Роль липидов в питании. Источники жиров в питании. Значение полиненасыщеппых жирных кислот. Общая потребность человека в липидах.

Знать: Классификация липидов. Простые и сложные липиды. Фосфолипиды. Роль липидов в питании.

Уметь: Объяснять значение полиненасыщеппых жирных кислот в питании человека.




24.

Углеводы и их роль в питании.

Углеводы и их роль в питании. Классификация углеводов. Простые и сложные углеводы. Доля углеводов в продуктах питания. Качественные реакции на присутствие углеводов.

Знать: Углеводы и их роль в питании. Качественные реакции на присутствие углеводов.

Уметь: Характеризовать простые и сложные углеводы.

П/Р № 5 «Качественные реакции на присутствие углеводов».




25.

Витамины, их многообразие и роль в организме человека.

Понятие витамины. «Кирпичики жизни». Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Витамины как строительный и энергетический материал нашего тела. Потребность человека в витаминах. Функции витаминов, их содержание в различных продуктах питания.

Знать: Понятие витамины. Витамины как строительный и энергетический материал нашего тела. Потребность человека в витаминах.

Уметь: Рассказывать о многообразии витаминов и их роли в организме человека.




26.

Содержание витамина С в продуктах питания.

Содержание витамина С в продуктах питания. Характеристика особенностей аскорбиновой кислоты. Содержание витамина С в свежих и консервированных фруктах и овощах.

Знать: Содержание витамина С в продуктах питания. Характеристика особенностей аскорбиновой кислоты.

Уметь: Анализировать зависимость содержания витамина С от типа продуктов питания (свежих или консервированных фруктах и овощах).




27.

Роль минеральных веществ в организме человека.

Минеральные вещества. Макроэлементы (Ca, P, Mg, Na, P, Cl, S). Микроэлементы(Fe, Zn, Cu, I, F и др.). Необходимое количество минеральных веществ в суточном рационе человека. Содержание минеральных веществ некоторых продуктах питания.

Знать: Роль минеральных веществ в организме человека. Минеральные вещества. Макроэлементы (Ca, P, Mg, Na, P, Cl, S). Микроэлементы(Fe, Zn, Cu, I, F и др.).

Уметь: Характеризовать продукты питания по содержанию минеральных веществ.




28.

Обеспеченность организма человека витаминами и минеральными веществами.

Обеспеченность организма человека витаминами и минеральными веществами.

Уметь: Определять, достаточно ли ваш рацион обеспечен минеральными веществами и витаминами.

П/Р № 6. «Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами».



29.

Влияние пищевых добавок на организм человека.

Понятие пищевые добавки. Что скрывается за буквой «Е». Влияние пищевых добавок на организм человека. Ассортимент пищевых добавок.

Знать: Понятие пищевые добавки. Влияние пищевых добавок на организм человека.

Уметь: Определять пищевые добавки в продуктах питания по этикеткам продуктов.




30.

Режим приема пищи. Особенности разных диет.

Режим приема пищи. Обратные стороны «здоровых» диет. Очковая диета. Французская диета. Сыроедение по Бихтереву Беннеру. Раздельное питание по Шелтону. Голодание по Бреггу. Диета Монтиньяка. Рисовая диета. Разгрузочная диета «Один день – один продукт».

Знать: Особенности разных диет. Французская диета. Сыроедение по Бихтереву Беннеру. Раздельное питание по Шелтону. Голодание по Бреггу. Диета Монтиньяка. Рисовая диета. Разгрузочная диета «Один день – один продукт».

Уметь: Объяснять режим приема пищи.




31.

Десять принципов разумного питания.

Питание по здравому смыслу. Десять принципов сбалансированного разумного питания сформулированных Всемирной организацией здравоохранения.

Знать: Десять принципов сбалансированного разумного питания сформулированных Всемирной организацией здравоохранения.

Уметь: Составлять свой рацион «по здравому смыслу».




32.

Мы едим для того, чтобы жить.

Принципы рационального питания. Баланс энергии. Удовлетворение организма в пищевых веществах. Режим приема пищи.

Знать: Принципы рационального питания. Баланс энергии. Удовлетворение организма в пищевых веществах. Режим приема пищи.




33.

Продукты питания и процессы старения.

Продукты питания и процессы старения. Взгляд науки на процессы старения. Механизмы старения на основе обмена веществ. Калорийность питания и процессы старения.

Знать: Продукты питания и процессы старения. Взгляд науки на процессы старения.

Уметь: Характеризовать механизмы старения на основе обмена веществ.




34.

Итоговый урок.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!