РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Занимательная математика 4 класс
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.
Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении. Программа курса рассчитана на 34 часа в учебном году.
Форма организации: математическийкружок. В содержание программы включены аудиторные и внеаудиторные занятия.
На занятиях используются такие формы работы, как: игры, конкурсы, соревнования, КВН, практические и творческие занятия. Основные виды деятельности: познавательная и игровая, проектная, поисковая, творческая деятельность.
Содержание программы учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
При организации занятия используются принцип свободного перемещения по классу. С этой целью в программу включены подвижные математические игры; последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятия используются принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа учащихся в группах, парах постоянного и сменного состава, индивидуальная работа. Некоторые математические игры и задания представлены в форме состязаний, соревнований между командами.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие логического мышления, внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— выбирать наиболее эффективный способ решения логических и эвристических задачи;
—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
— использовать знаково-символические средства;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и позицию.
В результате освоения программы будет достигнут третийвоспитательный уровень:
второй уровень результатов
-развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
третий уровень результатов:
- использовать усвоенные действия в повседневной жизни. Например: понимать и использовать знаково-символические средства для обозначения окружающих явлений, событий.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
в 4 классе
Тема 1.Интеллектуальная разминка
Задания на развитие внимания, памяти, мышления.
Тема 2. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Нестандартные задачи. Логические задачи. Использование знаково-символических средств длямоделирования ситуаций, описанных в задачах.
Тема 3. В царстве смекалки. Поиск закономерностей.
Логическо-поисковые задания. Изографы. Лабиринты. Ребусы.
Тема 4. Кто что увидит?
Задания на развитие пространственных представлений, внимания, памяти. Совершенствование воображения.
Тема 5-6«Спичечный» конструктор.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Тема 7. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
Тема 8. Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач.
Тема 9. Танграм: древняя китайская головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Темы 10-11. Математические раскраски.
Математические раскраски на разные арифметические действия, уравнения, логические цепочки. Составление раскрасок на заданную тему.
Тема 12. Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 13. Путешествие точки.
Ориентирование на плоскости. Построение рисунка по клеткам в соответствии с заданной последовательностью. Построение собственного рисунка.Геометрия на школьном дворе.
Тема 14 Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда, магические квадраты.
Тема 15. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. (работа в библиотеке).
Тема 16. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Темы 17. Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.
Тема 18. Компьютерные математические игры
Экскурсия в компьютерный класс
Тема 19. Поиск закономерностей.
Выполнение заданий на поиск закономерностей в природе (экскурсия).
Тема 20. «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных.
Тема 21. Решай, отгадывай, считай.
Математические игры. Поиск одинаковых фигур. КВН
Темы 22. «Удивительная снежинка»
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Экскурсия на природу.
23-24. Узоры геометрии.
Создание мини-альбома «Узоры геометрии»
Тема 25. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда . Магический квадрат.
Темы 26–27. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.
Тема 28. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
Темы 29–30. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
Тема 31. Блиц-турнир
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.
Тема 32. Координаты точек на плоскости. Игра «морской бой».
Тема 33-34. Проект «Газета для любознательных.»
Работа в группах по составлению математической газеты.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4В класса
Общее количество часов по программе | Аудиторные | Внеаудиторные |
34 | 26 | 8 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4В класса
№ | Тема занятий | Форма проведения | Кол часов | Дата |
план | факт |
1 | Интеллектуальная разминка. | Тренинг. Экскурсия на территорию школы | 1 | | |
2 | Мир занимательных задач. | Игра-соревнование | 1 | | |
3 | В царстве смекалки. Поиск закономерностей. | Экскурсия на территорию школы | 1 | | |
4 | Кто что увидит? | Экскурсия на территорию школы | 1 | | |
5 | «Спичечный» конструктор. | Командная игра | 1 | | |
6 | «Спичечный» конструктор. | Командная игра | 1 | | |
7 | Числовые головоломки. | Практическое занятие | 1 | | |
8 | Секреты задач. | Конкурс | 1 | | |
9 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Практическое занятие | 1 | | |
10 | Математические раскраски. | Практическое занятие | 1 | | |
11 | Математические раскраски. | Творческое занятие | 1 | | |
12 | Математический марафон. | КВН | 1 | | |
13 | Путешествие точки. | Практическое занятие. Геометрия на школьном дворе. | 1 | | |
14 | Числовые головоломки. | Командная игра | 1 | | |
15 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала (работа в библиотеке). | 1 | | |
16 | Интеллектуальная разминка. | Игра | 1 | | |
17 | Занимательное моделирование. | Выставка объёмных фигур из развёрток | 1 | | |
18 | Компьютерные математические игры | Экскурсия в компьютерный класс | 1 | | |
19 | Поиск закономерностей. | Экскурсия на территорию школы | 1 | | |
20 | Математика — наш друг! | Блиц-турнир | 1 | | |
21 | Решай, отгадывай, считай. | КВН | 1 | | |
22 | Удивительная снежинка | Экскурсия на природу | | | |
23-24 | Узоры геометрии. | Практическое занятие | 2 | | |
25 | Числовые головоломки. | Творческое занятие | 1 | | |
26 | Мир занимательных задач. | Практическое занятие | 1 | | |
27 | Мир занимательных задач. | Командная игра | 1 | | |
28 | Математические фокусы. | Логическая игра | 1 | | |
29 | Интеллектуальная разминка. | Интеллектуальная игра | 1 | | |
30 | Интеллектуальная разминка. | Конкурс | 1 | | |
31 | Блиц-турнир. | Игра-конкурс | 1 | | |
32 | Координаты точек на плоскости. Игра «морской бой». | Командная игра | | | |
33-34 | Проект «Газета для любознательных.» | Творческое занятие. Математическая газета. | 2 | | |