СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Я -исследователь"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - исследователь"»

Рабочая программа учебного курса

внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Школа I ступени обучения

ФГОС нового поколения



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»












«__»_____20 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Я- исследователь»

1-4 классы


















Учитель первой квалификационной категории

Мазанова Анжелика Габделахатовна



Пояснительная записка

  1. Характеристика курса

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоя­тельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в учебном процессе существенно ог­раничены действующими образовательно-культурными тради­циями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка ин­тенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

  • развивать познавательные потребности младших школь­ников;

  • развивать познавательные способности младших школь­ников;

  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для

проведения самостоятельных ис­следований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки иссле­довательского поиска;

  • формировать представления об исследовательском обуче­нии как ведущем способе

учебной деятельности.

  1. Основные разделы программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убежда­ет в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные тех­нологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство пе­дагогов начальной, средней школ и тем более высших учеб­ных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащего­ся задачей проведения собственного исследования или выпол­нения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собствен­ные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной сред­ней школы, ни старшеклассник никакого исследования про­вести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса ис­следовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследо­вательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся включает три относительно самостоятель­ные подпрограммы:

    1. тренинг исследовательских способностей;

    2. самостоятельная исследовательская практика;

    3. мониторинг исследовательской деятельности.

2.1. Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществ­ляется по принципу «концентрических кругов». Занятия груп­пируются в относительно цельные блоки, представляющие со­бой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вер­нутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

2.2. Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих проек­тов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, цент­ральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе иссле­довательского поиска постепенно возрастает.

2.3. Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает ме­роприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конферен­ции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы инте­ресны другим и он обязательно будет услышан. Ему необхо­димо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собствен­ные суждения.

    1. Объем курса и виды учебной работы

Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Предложен­ное распределение часов следует квалифицировать как при­мерное. Часы поделены между тремя вышеназванными под­программами. Коррективы обязательно потребуются в зависи­мости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необхо­дим элемент импровизации.


  1. Планируемые результаты освоения обучающихся программы курса

    1. личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин у спешности/неуспешности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

    1. регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

    1. познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

    1. коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.


  1. Содержание курса

1 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе. Та­ким образом, общий объем занятий по программе первого класса составляет 33 часа.

Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и осво­или ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуаль­ную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ре­бенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы перво­классники представляют только на мини-конференциях и се­минарах, проводимых после различных экспресс-исследова­ний. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тема­тического планирования) специальное время для участия пер­воклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах ис­следовательских работ и творческих проектов учащихся вто­рых-четвертых классов.




Тематическое планирование

1 класс

темы п/п

Дата

Название темы

Примечания



Тренинг (14 часов)

1


Что такое исследование? Методы исследования

В течение 2-й и 3-й

2


Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

Четвертей учебного года еженедельно

3


Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения

4


Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

Как давать определения понятиям


5


Учимся делать умозаключения и выводы


6


Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное


7


Как делать схемы?


8


Как работать с книгой?


9


Что такое парадоксы?


10


Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях


11-12


Как планировать исследования и проекты


13-14


Как сделать сообщение о результатах исследования




Исследовательская практика (13 часов)

15-18


Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

В течение учебного года

со 2-й четверти

19


Экспресс-исследование

20


Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

21


Экскурсия-исследование


22


Мини-конференция по итогам экскурсии


23


Коллективная игра-исследование


24-25


Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование


26-27


Сообщения о собранных коллекциях




Мониторинг (6 часов)

28-29


Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

В течение учебного года по мере подготовки исследова­ний

30-31


Мини-конференция по итогам собственных исследований

32-33


Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов


Содержание занятий

Тренинг развития исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий - 14 часов (из расчета один час в неделю). Домашняя самостоятельная работа в пер­вом классе не предусмотрена.

Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружа­ющий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследова­ний?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследовате­ля. Знакомство с основными доступными методами исследо­вания (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое экс­перимент?»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказы­вать суждения»

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правиль­ные и ошибочные суждения - практическая работа.

Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»

Что такое классификация и что значит «классифициро­вать»? Практические задания на классифицирование предме­тов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулиро­вания. Загадки как определения понятий. Практические зада­ния с использованием приемов, сходных с определением по­нятий.

Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы»

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как пра­вильно делать умозаключения - практические задания.

Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать воп­росы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практичес­кие задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 7 «Как делать схемы?»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объ­ектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Тема 8 «Как работать с книгой?»

Какие книги используют исследователи, какие книги счи­таются научными? Что такое справочник, энциклопедия, сло­варь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

Тема 9 «Что такое парадоксы?»

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Зна­комство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадок­сальных явлений».

Тема 10 «Мысленные эксперименты и эксперименты на мо­делях»

Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

Тема 11 «Как планировать исследования и проекты»

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практи­ческое задание по составлению планов проведения исследова­тельской работы и разработки проекта.

Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследова­ния»

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 13 часов. Занятия проводятся на­чиная со второй четверти учебного года.

Тема 1 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема 2 «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини- исследование. По итогам этих исследований (желательно сра­зу в этот же день) проводится мини-конференция.

Тема 3 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследо­вания»

С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема 4 «Экскурсия-исследование»

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможнос­тей и условий. Класс также целесообразно поделить на груп­пы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

Тема 5 «Мини-конференция по итогам экскурсии».

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема 6 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать лю­бую из описанных игр или разработать собственную.

Тема 7 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собира­ют люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Ито­ги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих резуль­татах.

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и со­бирает материал.

Тема 8 «Сообщения о собранных коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследова­тельского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов.

Тема 1 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследо­ваний»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-ис­следований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема 2 «Мини-конференция по итогам собственных иссле­дований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собствен­ных исследований, проведенных по методикам «Коллекциони­рование» и «Продолжи исследование». Присутствующие зада­ют вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Тема 3 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.










































2 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего - 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы.

Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сде­лать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих час­тей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.

Все дети во втором классе готовы и должны быть включе­ны в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного иссле­дования, и начинает работу.

Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллек­тивные исследовательские работы и проекты, часть детей ори­ентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следу­ет проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной ра­боты, можно принять решение и кому-то предложить порабо­тать в коллективе, а кому-то - индивидуально.

Результаты собственной исследовательской работы второ­классники впервые будут представлять на специально органи­зованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

В первом классе они уже побывали на защитах работ дру­гих ребят, поэтому в основном представляют, с чем им пред­стоит иметь дело.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темперамен­тов и характеров, особенностей когнитивного развития и спе­цифики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороть­ся с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встре­чается).

Планировать сроки проведения защиты следует по мере го­товности детских работ (преимущественно в третьей и четвер­той четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защи­тить. При правильной организации защита шести работ зай­мет около полутора часов - это максимум, что могут выдер­жать дети.

Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследова­тельских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вто­рые, третьи и другие места, занятые в итоге.





Тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата

Название темы

Примечания



Тренинг (17 часов)



Первый цикл (8 часов)

В течение 1-й и 3-й четвертей

Один раз в неделю в течение 1-й четверти

1


Научные исследования и наша жизнь

2


Методы исследования

3


Наблюдение и наблюдательность

4


Эксперимент - познание в действии

5


Гипотезы и провокационные идеи

6


Анализ и синтез

7


Как давать определения понятиям

8


Планирование и проведение наблюдений и экспериментов



Второй цикл (9 часов)

Один раз в неделю в течение 3-й четверти

9


Наблюдение и экспериментирование

10


Основные логические операции

11


Гипотезы и способы их конструирования

12


Искусство задавать вопросы

13


Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

14


Ассоциации и аналогии

15


Суждения, умозаключения, выводы

16


Искусство делать сообщения

17


Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы



Исследовательская практика (11 часов)

вт.ч. индивидуальная работа (7 часов)


18


Как выбрать тему собственного исследования

В течениеучебногогода

19-20


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

21-22


Коллективная игра-исследование

23-25


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

26


Семинар



Мониторинг (6 часов)

27-28


Участие в процедурах защит исследова­тельских работ в качестве зрителей

29-30


Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

31-34


Защита собственных исследований


Содержаниезанятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно авто­номно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содер­жит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об ис­следовании и исследователях. Коллективное обсуждение воп­роса о том, какие науки и какие области исследований им из­вестны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заин­тересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможнос­тях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические за­дания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать но­вое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на про­дуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что та­кое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Прак­тические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определе­нием понятий. Загадки как определения понятий. Составле­ние кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспе­риментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план рабо­ты». Практическая работа «Планируем и проводим собствен­ные наблюдения». Практическая работа «Планируем и прово­дим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, класси­фицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими быва­ют гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические заня­тия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и вто­ростепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практичес­кая работа «Выявление логической структуры текста». Прак­тические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированнос- ти и развитие ассоциативного мышления. Коллективная бесе­да «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитек­тура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умо­заключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследо­вательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как дока­зывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодичес­ки, в течение учебного года. На самостоятельную работу уча­щиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно­го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (мето­дика и правила выбора темы подробно описаны в методичес­ких рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методи­ческих рекомендациях. Предлагается выбрать любой из опи­санных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.


3 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего пре­дусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов самостоятельной работы.

В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.

Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обу­чения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведе­ния собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь».

Надо продолжать чередовать коллективную и индивиду­альную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в про­ведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преи­мущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).

Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуаци­ях вполне уместно и справедливо.

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Дата

Название темы

Примечания



Тренинг (10 часов)

1


Наблюдение и экспериментирование

В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю

2


Методы исследования

3


Наблюдение и наблюдательность

4


Совершенствование техники экспериментирования

5


Интуиция и создание гипотез

6


Правильное мышление и логика

7


Искусство делать сообщения

8


Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9-10


Семинар «Как подготовиться к защите»



Исследовательская практика (18 часов)

в том числе на индивидуальную работу 10 часов

11


Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

В течение учебного года

12-14


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15-16


Коллективная игра-исследование

17-18


Семинар

19-28


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований



Мониторинг (6 часов)

29-30


Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследова­тельских работ в качестве зрителей)

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

31-32


Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33-34


Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й четверти). Временные затра­ты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирова­ние. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами иссле­дования (подумать самостоятельно, спросить у другого чело­века, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практичес­кие задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью но­вейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от­крытия, сделанные методом наблюдения». Работа с прибора­ми, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, мик­роскопы и др.). Практические задания по развитию наблюда­тельности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментиро­вания»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в на­шей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экс­периментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитив­ных решений проблем. Как интуиция помогает в исследовани­ях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практи­ческие задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собст­венных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Опре­деление понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурирова­нию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практи­ческие занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Оп­ределение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к отве­там на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, черте­жей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на ин­дивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводит­ся примерно 21 час.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственно­го исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных иссле­дований. Обсуждение планов выбора темы собственного ис­следования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических ре­комендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присут­ствие на защитах других ребят), на индивидуальную подго­товку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.


4 класс

Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе чет­вертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.

В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.

Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятель­ности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязатель­но, как прежде.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).

Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «кон­курсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большин­ство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выпол­нения исследовательских работ и создания творческих проек­тов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедли­вость.

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Дата

Название темы

Примечания



Общее количество часов (10 часов)

1

06.09.

Культура мышления

В течениеучебногогода

2

13.09

Методы исследования

3

20.09

Научная теория

4

27.09

Научное прогнозирование

5

04.10

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

6

11.10

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

7

18.10

Ассоциации и аналогии

8

25.10

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

9

01.11

Умение выявлять проблемы

10

15.11

Как подготовиться к защите



Исследовательская практика (16 часов)

В том числе индивидуальная работа 13 часов

11

22.11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

В течениеучебногогода

12-16

29.11

06.12

13.12

20.12 27.12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17-24

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

28.02

07.03

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

25-26

14.03

21.03

Семинар



Мониторинг (8 часов)

27-30

28.03

04.04

11.04

18.04

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

В течениеучебногогода

31-32

25.05

05.05

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

33-34

12.05

19.05

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска­зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици­ровать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения ос­новными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести экспери­мент и др.). Практические задания - тренировка в использо­вании методов исследования в ходе изучения доступных объ­ектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в тео­рию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описа­тельных теорий. Главные особенности объяснительных тео­рий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипо­тезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от пред­сказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогно­зирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспе­риментирования»

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюде­ния и эксперименты. Практическое занятие - проведение наб­людений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать воп­росы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и от­веты».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня раз­вития логического мышления. Практические задания на ассо­циативное мышление. Практические задания на создание ана­логий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наб­людений и экспериментов». Практические задания по разви­тию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви­деть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи ис­следования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собст­венных исследовательских работ. Анализ полученных матери­алов. Определение основных понятий. Структурирование ма­териалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоя­тельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственно­го исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных иссле­дований. Обсуждение планов выбора темы собственного ис­следования.

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохра­нять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 8 часов, из них 4 часа отводятся на кол­лективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.




























  1. Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса


Учебные и методические пособия:


Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная ли­тература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб­ная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб­ная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб­ная литература», 2011. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб­ная литература», 2011. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издатель­ство «Учебная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная ли­тература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Для реализации программы в школе целесообразно создать «Центр обогащения содержания образования», где могли бы накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их проведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!