МБОУ Сорская основная общеобразовательная школа № 2 им. Толстихиной Ю.Н.
«Согласовано» Руководитель МО ________________________ Протокол № ___ от «____»___________2016 г. | «Согласовано»: ____________ Заместитель директора школы по УР __________________________ «____»____________2016 г. | «Утверждаю»: _____________ Директор МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н. __________________________ Приказ № ___ от «___»____________2016 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общеинтелектуальному направлению
«Лаборатория юных исследователей»
(наименование предмета, курса)
основное общее образование
(уровень)
для обучающихся 8 – 9 классов (2016 - 2017 учебный год)
(класс, срок реализации программы)
Составитель: Каблукова Людмила Анатольевна, учитель 1 квалификационной категории, учитель биологии и химии
г. Сорск, 2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Лаборатория юных исследователей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2016 г. № 40937); Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе Примерных программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов: общеинтеллектуальное направление/ Отв. Ред. А. П.Сухарева.- Омск :БОУДПО «ИРООО», 2013г. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно- исследовательских проектов в старшем и среднем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы
Цель программы курса: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и поисково- исследовательских способностей.
Задачи программы курса:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы с различными источниками информации;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована потребность в самовыражении и самореализации.
В рамках деятельностного компонента будет сформирован устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия во внеурочной деятельности.
ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-работать в группе – устанавливать рабочие отношения , строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
ученик научится:
- входить в информационную среду ОУ, в том числе и через Интернет;
- выводить информацию на бумагу;
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Поиск и организация хранения информации.
Ученик научится использовать разные приемы поиска информации на персональном компьютере, в ИС ОУ и в образовательном пространстве.
Выпускник получит возможность научиться использовать разные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование , модели, методы, приемы, адекватные исследуемой проблеме.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать , планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
ученик научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
ученик получит возможность научиться находить способы проверки противоречивой информации.
Метапредметные
Создание условий для формирования умений:
- проводить измерения, наблюдения, опыты под руководством учителя;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- осуществлять поиск информации;
- объяснять явления, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Предметные
Ученик научится:
- определять и называть вещества разных классов;
- классифицировать вещества;
- проводить простые опыты, наблюдения;
- правилам техники безопасности при проведении опытов, наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять суть процессов в ходе опытов;
- называть признаки и отличия веществ;
Осознавать необходимость соблюдения правил по технике безопасности ;
- различать разные группы веществ: оксиды, основания, кислоты и соли.
- применять знания на практике.
Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Результаты 1 уровня: приобретение школьниками знаний химических соединениях, о правилах поведения на уроке;
Результаты 2 уровня: формирование позитивного отношения к науке
Результаты 3 уровня: приобретение школьниками опыта самоорганизации, организации совместной деятельности при проведении проектно- исследовательской работы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Лаборатория юных исследователей» разделена на 3 части: введение в исследовательскую деятельность, самостоятельная исследовательская работа и самостоятельная проектно- исследовательская деятельность.
Введение в исследовательскую деятельность (4часа)
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? Что такое классификация в науке?
Самостоятельная исследовательская практика (20 часов)
Простые и сложные вещества. Явления, происходящие с веществами Классификация простых веществ. Классификация сложных веществ. Знакомые незнакомцы. Практическая работа «Моделирование молекул». Оксиды. Кислоты. Практическая работа «Свойства кислот». Основания. Соли. Вода в природе. Практическая работа «Анализ воды». Почва. Практическая работа «Анализ почвы».
Самостоятельная проектно - исследовательская деятельность (14 часов)
Выбор темы проекта. Планирование деятельности. Сбор информации по данной теме. Создание проектных заданий. Исследовательская работа. Презентации. Защиты проектов.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности (деятельность учащихся) | Формы организации | Количество часов |
Теорет. | Практич. |
| | Введение в исследовательскую деятельность (4часа) | | | | |
1 | | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | познавательная | беседа | 1 | |
2 | | Что можно исследовать? (Импровизированная экскурсия по кабинету и лаборантской.) | познавательная | экскурсия | 1 | |
3 | | Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? (Импровизированная экскурсия по кабинету и лаборантской.) | познавательная | экскурсия | 1 | |
4 | | Что такое классификация в науке? ( Экскурсия по классификации химических элементов.) | познавательная | экскурсия | 1 | |
| | Исследовательская практика (20 часов) | | | | |
5 | | Простые и сложные вещества.( Виртуальная экскурсия в хозяйственный магазин) | познавательная | экскурсия | 1 | |
6 | | Явления, происходящие с веществами.( Лабораторный опыт «Химические явления») | практическая | беседа | | 1 |
7 | | Классификация простых веществ.( Экскурсия по ПСХЭ Д.И. Менделеева) | познавательная | экскурсия | 1 | |
8 | | Классификация сложных веществ.( Виртуальная экскурсия по собственной квартире.) | познавательная | экскурсия | 1 | |
9-11 | | Знакомые незнакомцы.( Практическая работа «Моделирование молекул».) | практическая | Практическая работа | 1 | 2 |
12 | | Оксиды. (Демонстрационный опыт «Знакомство с оксидами».) | познавательная | беседа | 1 | |
13-14 | | Кислоты. (Практическая работа «Свойства кислот») | Выполнение практической работы | Практическая работа | 1 | 1 |
15 | | Основания. (Демонстрационный опыт «Знакомство с основаниями».) | познавательная | беседа | 1 | |
16 | | Соли.( Демонстрационный опыт «Знакомство с солями».) | познавательная | беседа | 1 | |
17-18 | | Вода в природе. (Практическая работа «Анализ воды».) | практическая | Практическая работа | | 2 |
19-20 | | Почва.( Практическая работа «Анализ почвы».) | практическая | Практическая работа | | 2 |
| | Проектно- исследовательская деятельность (14 часов) | | | | |
21-22 | | Выбор темы проекта. Планирование деятельности. | Подготовка проекта | беседа | 2 | |
23-25 | | Сбор информации по данной теме. | Подготовка проекта | | 3 | |
26-32 | | Создание проектных заданий. Исследовательская работа. | Подготовка проекта | Исследовательская работа | 3 | 4 |
33-34 | | Презентации. Защиты проектов. | Защита проекта | | | 2 |
| | Итого: | | | 20 | 14 |