СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная биология" 7-8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» ориентирована на учащихся 7-8 классов.

Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная биология" 7-8 класс»



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-8 классов составлена согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644), в соответствии с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска»

Изучение биологических наук - основа формирования естественно - научного мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.

Данная программа имеет ряд особенностей:

- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими навыками;

- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ;

- овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию;

- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;

Экологический аспект программы даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс готовит воспитанников к творческой и исследовательской деятельности.



Цель изучения курса внеурочной деятельности в 7 классе:  углубление и расширение знаний учащихся о живых организмах, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитание у учащихся естественно- научного восприятия окружающего мира.

Цель изучения курса внеурочной деятельности в 8 классе: создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, микробиологией, экологией.

Курс внеурочной деятельности нацелен на предпрофильную подготовку учащихся 7-8 классов.






II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 7 классе:

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

  • формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.


В 8 классе:

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

  • формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.


Основные задачи реализации содержания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Для глухих и слабослышащих обучающихся:

  • Овладение первоначальными представлениями об окружающем мире

  • Овладение элементарными знаниями о человеке

  • Развитие умения поддерживать режим дня

Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся:

  • Сформированность элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира

  • Сформированность умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы

  • Понимание простейших взаимосвязей между миром живой и неживой природы

  • Овладение доступным способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов

  • Понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности

Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • Формирование представлений об окружающем мире

  • Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе







III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»


«Занимательная биология», 7 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)

Введение (1 ч)

Тема 1. Экология общения. Мир вокруг нас (14)

Неповторимая природа нашей планеты (виртуальная экскурсия) «И в капле воды есть жизнь» Л.р.№1 Экскурсия №1 Изучение экологии растений пришкольного участка

Сезонные явления в жизни растений и животных. Физические явления в животном и растительном мире. По страницам Красной книги. Звуки земноводных и птиц

Космическая роль зелёных растений. Решение биологических задач. Работа над проектами. ООПТ Челябинской области. Заповедники. Заказники. Национальные парки.

Тема 2.Занимательные опыты и эксперименты, часы проектов (11 часов)

Лекарственные растения Челябинской области. Работа над проектами. Легенды о цветах. Л.р.№2 «Работа с гербариями однодольных и двудольных». Л.Р№3 «Работа устьиц» Изучение механизмов испарения воды листьями. Л.Р.№4 «Строение плесневых грибов» Изучение разнообразия плесневых грибов. Их роль в природе. Л.Р №5 «Способы вегетативного размножения растений. Л.Р.№6 «Видоизменения побегов. Их значение в жизни растений».Решение биологических задач. Экологические группы растений. Л.р,№7 «Дыхание растений».Л.р. №8 «Работа с гербариями. Ядовитые растения в фармакологии»

Защита презентаций «Занимательная ботаника»

Тема 3. Познай себя (10 ч)

Секреты ВНД. Характер и темперамент – психологические тесты. Конкурс лозунгов и плакатов «Где живёт секрет здоровья». Становление и развитие теорий питания (теоретические основы). П.Р.№1 «Определение пищевых добавок в продуктах питания»

П.Р.№2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Самоанализ»

Насекомые – переносчики болезней человека и животных. Комар, муха, блоха, овод, вши.

Инфекционные болезни. Возбудители. Эпидемии и пандемии. Решение биологических задач – практикум. Зелёная косметика. Травы, фрукты и ягоды в косметологии.

Защита презентаций «Где живёт секрет здоровья». Защита проектов.


«Занимательная биология», 8 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)


Введение (1 час).

Тема 1. Цитология и гистология (6 часов)

Строение клетки. Органоиды. Жизненный цикл клетки. Клетки животных и растений. Гистология – наука о тканях. Виды тканей организма человека. Связь строения и функций клеток и тканей. Л.р. №1 Строение увеличительных приборов. Л.р.№2 Изучение микропрепаратов различных клеток. Л.р.№3 Сравнение клеток животных, растений, простейших. Л.р.№4 Изучение тканей организма человека. Л.р.№5 Изготовление микропрепарата соскоба щеки.

Тема 2. Основы микробиологии и вирусологии (12 часов)

Бактерии: строение, размножение, систематика. Плесневые грибы. Строение. Размножение. Систематика. Питание и дыхание. Автотрофы и гетеротрофы. Дрожжи. Хемосинтез и фотосинтез. Сапротрофы и паразиты. Бактериальные заболевания. Лечение и профилактика. Грибковые заболевания. Личная гигиена. Вирусология – наука о вирусах. Строение и физиология вирусов и бактериофагов. Вирусные заболевания. Вирус СПИДа. Л.р. №6 Изготовление микропрепарата зубного налёта. Л.р.№7 Изготовление микропрепаратов мукора или пеницилла. Л.р.№8 Изучение дрожжей.

Тема 3. Паразитология и иммунитет (9 часов)

Иммунитет и здоровье человека. Виды иммунитета. Механизм. Нарушения иммунитета. Аллергии. Иммунитет и паразиты. Экто- и эндопаразиты. Их виды. Приспособления к паразитизму. Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Круглые черви. Классификация. Циклы развития. Профилактика гельминтозов. Эктопаразиты – переносчики различных заболеваний. Малярия. Сонная болезнь. Вши, клещи, блохи – переносчики заболеваний. Тиф. Чума. Энцефалит. Борьба с паразитами.

Тема 4. «Микология. Систематика лекарственных растений (10 часов)

Микология – наука о грибах. Систематика грибов. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Местообитания. Микориза и симбиоз. Ядовитые грибы. Определение ядовитых грибов. Последствия отравления, признаки. Лечение. Польза грибов. Лекарственные растения. Голосеменные. Их значение для здоровья человека. Покрытосеменные. Классификация. Признаки. Определение лекарственных растений семейств: Паслёновые, зонтичные, сложноцветные, лилейные. Фитотерапия в жизни человека. Практическая работа№1, 2, 3 Работа с определителями. Практическая работа№4. Узнавание сборов

Тема 5. Основы медицинской грамотности (11 часов)

Значение первой медицинской помощи. Кровотечения, Их виды. Гомеостаз. Механизм свёртывания крови. Первая помощь при кровотечениях. Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация. Первая медицинская помощь при переломах. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца. Ожоги и обморожения. Распознавание. Первая помощь. Травматический шок. Инфекционные болезни. Профилактика. Дезинфекция. Основные виды лекарственной терапии. Методы нетрадиционной медицины. Приёмы. Эффективность. Практическая работа №5 Повязки при кровотечениях. Практическая работа № 6 Повязки при переломах. Практическая работа №7 Лекарства.

Тема 6. Наследственность и здоровье (5часов)

Наследственная изменчивость генетического материала. Мутации. Причина мутаций. Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные. Профилактика наследственных заболеваний.

Тема 7. Физиология и гигиена (14 часов)

Методы исследования физиологических процессов. Опыты с животными. Отличия человека от животных. Методы изучения человеческого организма. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы и правила. Значение физических упражнений. ЛФК. Гигиена органов дыхания. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Гигиена питания. Санация ротовой полости. Гигиена физического и умственного труда. Влияние утомления на умственную работу. Режим дня. Чистота воздуха. Определение запылённости воздуха. Комнатные растения. Фитонцидная активность. Растения пришкольного участка. Практ. работа№8 Санация ротовой полости. Прак.работа № 9 Оценка условий психосоциальных условий жизни. Практ.работа №10 Анализ расписания учебных занятий. Практ.работа №11 Выявление, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) влияет нарушение режима дня. Практ. работа №12 Изучение состояния растений пришкольного участка. Составление Карты-схемы.

Подведение итогов. Летнее задание (2 часа)






IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

Тематическое планирование.

Занимательная биология. 7 класс (35 часов, 1 час в неделю).

 

Тема.

Количество

Количество часов

Лабораторных работ

Практических работ

Экскурсий.

1

Экология общения. Мир вокруг нас


14

1

0

1

2

Занимательные опыты и эксперименты, часы проектов


11

7

0

0

3

Познай себя

10

0

2

0

 

Итого за год.

35

8

2

1



Тематическое планирование.

Занимательная биология. 8 класс (70 часов, 2 час в неделю).

 

Тема.

Количество

Количество часов

Лабораторных работ

Практических работ

Экскурсий.

1

Введение

1

0

0

0

2

Цитология и гистология

6

12



3

Микробиология и вирусология

12

3

0

0

4

Микология и систематика лекарственных растений

10

0

4

0

5

Основы медицинской грамотности

11

0

3

0

6

Наследственность и здоровье

5

0


0

7

Физиология и гигиена

11

0

5

0

8

Подведение итогов

2

0

0

0

 

Итого за год.

70

15

12

0





Календарно-тематическое планирование, 7 класс


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата/

Корректировка

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение (1 ч)

Введение. Цели и задачи курса «Занимательная биология»

1


Объяснять механизмы жизни на Земле. Признаки жизни

Определять цели, этапы и задачи работы

Устанавливать причинно-следственные связи

Экология общения. Мир вокруг нас (14)

Неповторимая природа нашей планеты (виртуальная экскурсия)

1


Уметь распознавать и описывать царства живой природы

Определять цели, этапы и задачи работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Овладение интеллектуальными умениями: устанавливать причинно-следственные связи

«И в капле воды есть жизнь» Л.р.№1

1


Знать: строение простейших и одноклеточных водорослей

Обобщать и систематизировать знания. Наблюдать и описывать движущиеся простейшие, сравнивать, делать выводы; проводить наблюдения и на их основе получать новые знания

Овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога

Экскурсия №1 Изучение экологии растений пришкольного участка

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности цветковых растений

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений

Сезонные явления в жизни растений и животных

1


-определять понятие «фенология»



Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм растений

Физические явления в животном и растительном мире

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности животных и растений

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по материалам темы.

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений

По страницам Красной книги. Звуки земноводных и птиц



Представление и ознакомление с животными и растениями Красной книги Чел.обл. .


Определение цели своего обучения, учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями Книги

Целеполагание: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Формирование целостного мировоззрения. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


Космическая роль зелёных растений. Работа над проектами

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по материалам темы.

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений

Решение биологических задач

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Коммуникативные -умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Виртуальная экскурсия в зоологический музей СПб.

1


Учащиеся могут узнать

Экспозицию животных, разнообразие животного мира, основные этапы развития животного мира

Регулятивные: Учащиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации,

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Брейн-ринг «В мире флоры и фауны»

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений и животных, разнообразие животных

Использовать информационные ресурсы для подготовки к игре

Коммуникативные: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

В мире книг Игоря Акимушкина. Работа над проектами

1


Характеризовать особенности строения и функции разных животных по книгам И.Акимушкина

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

ООПТ Челябинской области. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Подготовка презентаций

1


Должны иметь представление об особо охраняемых природных территориях Южного Урала, уметь их искать на карте, различать по значимости

Учащиеся должны уметь:

работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Защита презентаций по теме «Мир вокруг нас»

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений и животных, разнообразие животных

Использовать информационные ресурсы для подготовки к защите презентаций

Коммуникативные:  представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Занимательные опыты и эксперименты, часы проектов (11 часов)

Лекарственные растения Челябинской области. Работа над проектами

1


Должны иметь представление о лекарственных растениях Южного Урала, уметь их искать по картинкам и в Интернете, различать по значимости

Учащиеся должны уметь:

работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, умение выделять нравственный аспект

Легенды о цветах. Л.р.№2 «Работа с гербариями однодольных и двудольных»

1


Уметь различать однодольные и двудольные растения по гербариям

Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении

Л.Р№3 «Работа устьиц» Изучение механизмов испарения воды листьями

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Л.Р.№4 «Строение плесневых грибов» Изучение разнообразия плесневых грибов. Их роль в природе

1


Уметь различать плесневые грибы по микропрепаратам и живым объектам сравнивать их и выделять черты сходства и различия

Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Л.Р №5 «Способы вегетативного размножения растений.

1


Уметь различать способы вегетативного размножения растений, уметь практически черенковать комнатные растения

Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя

Овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога

Л.Р.№6 «Видоизменения побегов. Их значение в жизни растений»

1


Уметь различать видоизменения побегов у покрытосеменных, определять их значение и выделять черты сходства и различия

Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Решение биологических задач

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Работа над проектами

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Экологические группы растений. Л.р,№7 «Дыхание растений»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Л.р. №8 «Работа с гербариями. Ядовитые растения в фармакологии» Подготовка презентаций

1


Уметь различать ядовитые растения Челябинской области по гербариям и видео.

Развивается умение выделять существенные признаки ядовитых растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении

Защита презентаций «Занимательная ботаника»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Познай себя (10 ч)

Секреты ВНД. Характер и темперамент – психологические тесты

1


Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности вирусных заболеваний и их профилактики. Выявлять на основе тестирования особенности психики обучающихся

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности

Конкурс лозунгов и плакатов «Где живёт секрет здоровья»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Становление и развитие теорий питания (теоретические основы)

1


Должны иметь представление о теориях питания человека, уметь их искать по картинкам и в Интернете, различать по значимости

Учащиеся должны уметь:

работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, умение выделять нравственный аспект

П.Р.№1 «Определение пищевых добавок в продуктах питания»

1


Уметь различать пищевые добавки в продуктах питания (по этикеткам, на вид), определять их значение для здоровья человека, последствия их употребления

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

П.Р.№2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Самоанализ»

1


Уметь различать как изменения режима дня влияет на здоровье человека, определять последствия этих изменений

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Насекомые – переносчики болезней человека и животных. Комар, муха, блоха, овод, вши.

1


Сравнивать между собой экто- и эндопаразитов;

объяснять механизмы передачи инфекционных заболеваний

Коммуникативные: — работать с дополнительными источниками информации, представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения здоровья.


Инфекционные болезни. Возбудители. Эпидемии и пандемии








1


Характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Решение биологических задач – практикум. Работа над проектами

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Зелёная косметика. Травы, фрукты и ягоды в косметологии. Подготовка презентаций

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,

Защита презентаций «Где живёт секрет здоровья». Защита проектов

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности





Календарно-тематическое планирование, 8 класс


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата/

Корректировка

УУД


Предметные

Метапредметные

Личностные


Введение (1 ч)


1.

Введение. Цели задачи курса. Науки, изучающие человека

1


Объяснять механизмы жизни на Земле. Признаки жизни

Определять цели, этапы и задачи работы

Устанавливать причинно-следственные связи


Тема 1. Цитология и гистология (6 часов)


2.

Цитология – наука о клетке. Строение клетки. Органоиды. Л.р. №1 Строение увеличительных приборов

1


Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части клетки: мембрану, ядро, цитоплазму с органоидами и включениями

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы)


3.

Жизненный цикл клетки. Образование половых клеток. Л.р.№2 Изучение микропрепаратов различных клеток

1


Знать: митоз, его фазы; доказывать, что  размножение общее свойство  клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять механизмы распределения наследственного материала

Обобщать и систематизировать знания. Наблюдать и описывать делящиеся клетки, сравнивать, делать выводы; проводить наблюдения и на их основе получать новые знания

Овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога, умение выделять нравственный аспект


4.


Сравнение клеток животных и растений, клетка – целостный организм. Л.р.№3 Сравнение клеток животных, растений, простейших

1


Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений , корректного ведения диалога, выделение нравственного аспекта. Самоопределение.


5.

Гистология – наука о тканях. Л.р.№4 Изучение тканей организма человека

1


Узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах


Коммуникативные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников Познавательные: изучить органы и системы органов человека по учебным пособиям.

Формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами


6.

Виды тканей организма человека. Л.р.№5 Изготовление микропрепарата соскоба щеки

1


Узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах


Коммуникативные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

пользоваться поисковыми системами Интернета

Формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами


7.

Связь строения и функций клеток и тканей

1


Устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.


Коммуникативные: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

пользоваться поисковыми системами Интернета

Формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами


Тема 2. Микробиология и вирусология (12 часов)


8.

Предмет и задачи микробиологии. Строение и формы бактерий

1


Определять понятие «микробиология»



Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток.


9.

Бактерии. Размножение. Систематика. Л.р. №6 Изготовление микропрепарата зубного налёта

1


Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий.


Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: - Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток.


10.

Плесневые грибы. Строение. Размножение. Систематика. Л.р.№7 Изготовление микропрепаратов мукора или пеницилла

1


Представление и ознакомление со строением и ролью грибов в природе и жизни человека.


Познавательные: Определение цели своего обучения, учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника

Регулятивные: Целеполагание. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



11

Питание и дыхание микроорганизмов. Дрожжи. Л.р.№8 Изучение дрожжей

1


Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.


Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника. Регулятивные: Целеполагание. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона. Познавательные: Определение цели своего обучения.

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


12.

Хемосинтез и фотосинтез

1


Должны иметь представление о фотосинтезе и хемосинтезе

Регулятивные: Учащиеся должны уметь:

обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Коммуникативные: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности


13.

Сапротрофы и паразиты. Бактериальные заболевания. Лечение и профилактика. Бактерицидные лекарства

1


Учащиеся должны знать: основных возбудителей бактериальных заболеваний человека; гигиенические требования по профилактике бактериальных заболеваний

Регулятивные: Учащиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Коммуникативные:  представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности


14.

Грибковые заболевания человека и животных. Видео.

1


Учащиеся должны знать:

гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

Регулятивные: Учащиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Коммуникативные: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности


15.

Личная гигиена. Уборка помещений, посуды, одежды














1


Учащиеся должны знать:

гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой, посудой

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


16.

Защита проектов-презентаций «Микробиология на службе человека»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


17.

Вирусология – наука о вирусах. Строение и физиология вирусов и бактериофагов

1


Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


18.

Вирусные заболевания человека. Механизмы размножения вирусов. ВИЧ и СПИД

1


Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


19.

Районированные вирусы. Пандемия. Энцефалит. Лихорадка Эбола.

1


Характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики

Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;


Тема 3. Иммунитет и паразитология (9 часов)


20.

Иммунитет и здоровье человека. Виды и механизм иммунитета



















1


Объяснять механизмы свёртывания и переливания крови, механизмы иммунитета


Регулятивные: Учащиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу;

Коммуникативные:  работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;  представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Познавательные:  выполнять лабораторные работы под руководством учителя

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



21.

Нарушения иммунитета. Аллергия

1


Сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

объяснять причины нарушения иммунитета

Регулятивные: Учащиеся должны уметь:

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

Коммуникативные:  работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Познавательные:  выполнять лабораторные работы под руководством учителя

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



22.

Иммунитет и паразиты. Виды паразитов. Экто- и эндопаразиты









1


Сравнивать между собой экто- и эндопаразитов;

объяснять механизмы передачи инфекционных заболеваний

Коммуникативные:  работать с дополнительными источниками информации, представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения здоровья.



23.

Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Приспособления к паразитизму

1


Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни.

- Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Умение организовать выполнение заданий учителя.

К. умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.


24.

Круглые черви. Цикл развития. Профилактика. Заражение гельминтозами

1


Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей. Сравнивать плоских и круглых червей. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Умение организовать выполнение заданий учителя. К. умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.



Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека


25.

Защита проектов-презентаций «Борьба с гельминтозами в разных странах»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


26.

Эктопаразиты – переносчики различных заболеваний. Цикл развития споровиков. Малярия и сонная болезнь

1


Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Познавательные УУД:

Определяют понятия «эктопаразиты», «споровики», «циста». Сравнивают простейших с растениями.

Коммуникативные УУД: Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


27.

Вши, клещи, блохи, мухи – переносчики заболеваний

1


Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие». Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи».

Познавательные УУД:

Определяют понятия «эктопаразиты», «споровики», «циста». Сравнивают простейших с растениями.

Коммуникативные УУД: Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


28.

Другие заболевания, переносимые животными. Токсоплазмоз. Чума. Сыпной тиф. Сибирская язва. Борьба с ними

1


Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие». Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи».

Познавательные УУД:

Определяют понятия «токсоплазмоз», «чума», «тиф».

Коммуникативные УУД: Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Тема 4. Микология и систематика лекарственных растений (10 часов)







29.

Микология – наука о грибах. Систематика грибов

1


Предметные: учащиеся знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека.


Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально

Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



30.

Шляпочные грибы. Грибы – паразиты. Местообитания. Микориза и симбиоз

1


Предметные: учащиеся знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека.


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации



Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



31.

Ядовитые грибы. Определение ядовитых грибов. Последствия отравления. Лечение. Польза грибов

1


Учащиеся знакомятся с ядовитыми грибами, их ролью в природе и жизни человека.



Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков. Структурирование информации. Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов. Формирование целостного мировоззрения. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально.

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


32.

Лекарственные растения. Голосеменные. Их значение для здоровья человека

1


Формирование понятия: семя, зародыш, семязачаток, пыльцевой мешок, пыльцевое зерно. Древесина, камбий, ситовидные клетки, годичные кольца, эпидерма, кутикула, кора.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П: давать определение понятию на основе изученного материала.
К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.


33.

Покрытосеменные. Классификация

1


Сформировать понятия: Цветок, плод, покрытосеменные, цветковые растения

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П: давать определение понятию на основе изученного материала.
К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.


34.

Работа с определительными карточками, определителями растений. Практ.работа№1 Работа с определителями

1


Уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания,- различать лекарственные и ядовитые растения

Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении


35.

Определение растений семейства: Паслёновые, Зонтичные, Сложноцветные, Грубоцветные.

Практ.работа №2. Работа с определителями

1


Определять понятия: семейства Сложноцветные;

- распознавать растения семейства Сложноцветные класса Двудольные

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков семейства Паслёновые, Зонтичные, Сложноцветные, Грубоцветные.


36.

Определение растений семейства Лилейные. Практ.работа№3 Работа с определителями

1


Определять понятия: семейство Лилейные

распознавать растения семейств Злаковые и Лилейные класса Однодольные

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков семейств Злаковые и Лилейные


37.

Фитотерапия в жизни человека. Практ.работа№3. Узнавание сборов

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя

Коммуникативные :. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,


38.

Защита проектов-презентаций «Лекарственные растения»

1


Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


Тема 5. Основы медицинской грамотности (11 часов)


39.

Введение. Значение первой медицинской помощи. Видео

1


Давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Использование различных источников для получения необходимой биологической информации

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


40.

Кровотечения. Их виды. Гомеостаз. Характеристика крови. Свёртывание крови

1


Понятия: Кровотечения. Их виды. Гомеостаз.

готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

 пользоваться поисковыми системами Интернета.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


41.

Первая помощь при кровотечениях. Практ. работа №4 Повязки

1


Учащиеся должны знать:

 гигиенические меры и меры профилактики кровотечений


Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

 пользоваться поисковыми системами Интернета.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


42.

Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация

1


Использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



43.

Первая медицинская помощь при переломах. Практ.работа № 5 «Повязки»

1


Использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



44.

Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. Видео.

1


Оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания

Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


45.

Ожоги и обморожения. Первая медицинская помощь

1


Оказывать первую доврачебную помощь при обморожениях и ожогах

Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


46.

Травматический шок и противотравматические мероприятия

1


Оказывать первую доврачебную помощь при травматическом шоке

Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


47.

Инфекционные болезни. Профилактика. Дезинфекция. Видео

1


Классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


48.

Основные виды лекарственной терапии. Практ.работа №6 Лекарства

1


Классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


49.

Нетрадиционная медицина. Приёмы. Методы. Эффективность. Видео

1


классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей.


Тема 6. Наследственность и здоровье (5 часов)


50.

Наследственная изменчивость генетического материала – мутации. Причины мутаций

1


Определяют наследственность и изменчивость, как общее свойство живых организмов. Сравнивают виды изменчивости. Применяют генетическую символику при составлении схем наследования.

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процессов деятельности;

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

-осознавать единство и целостность организма, возможность его познаваемости на основе достижений науки;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;



51.

Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные

1


Определяют наследственность и изменчивость, как общее свойство живых организмов. Сравнивают виды изменчивости. Применяют генетическую символику при составлении схем наследования.

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процессов деятельности;

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации.


-осознавать единство и целостность организма, возможность его познаваемости на основе достижений науки;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;



52.

Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний. Видео.

1


Устанавливают причины наследственной изменчивости. Выявляют и объясняют изменчивость организмов, фиксируя результаты в твблице.

поиск и выделение необходимой информации;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процессов деятельности;

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации.


-осознавать единство и целостность организма, возможность его познаваемости на основе достижений науки;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


53.

Защита проектов-презентаций «Наследственные заболевания»

1


овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

использование различных источников для получения необходимой биологической информации;


Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


54.

Экскурсия в медицинский институт

1




Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


Тема 7. Физиология и гигиена (14 часов)


55.

Методы исследования физиологических процессов. Опыты с животными. Отличие человека от животных.

1


Учащиеся должны знать:

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека.


Регулятивные:

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— Коммуникативные:

разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Познавательные: Определять сходство и различие человека и млекопитающих животных


— формирование целостного мировоззрения


56.

Методы изучения человеческого организма: функциональные пробы, электрофизиологические пробы (МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования, гистологические исследования, мониторинг физического состояния. Видео

1


Учащиеся должны знать: функциональные пробы, электрофизиологические пробы (МРТ, ЭКГ), лабораторные исследования, гистологические исследования, мониторинг физического состояния


Регулятивные:

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— Коммуникативные:

разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;


— формирование целостного мировоззрения


57.

Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы и правила

1



— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.


Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой..


58.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. ЛФК

1



— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.


Готовность к самообразованию, самовоспитанию


59.

Гигиена органов дыхания

1


Самостоятельно добывают знания об инфекционных и хронических заболеваниях дыхательных путей.

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.


Установление учащимися связи между целью уч.деятельности и ее мотивом, т.е.ради чего осуществляется побуждающая деятельность. Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию.


60

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Упражнения

1


умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Установление учащимися связи между целью уч.деятельности и ее мотивом, т.е.ради чего осуществляется побуждающая деятельность. Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию.


61.

Гигиена питания. Санация ротовой полости. Практ. работа№7 Санация ротовой полости

1


умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию.


62.

Гигиена физического и умственного труда

1


делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой


63.

Оценка условий психосоциальных условий жизни. Прак.работа № 8

1


давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой


64.

Влияние утомления на умственную работу. Практ.работа №9 Анализ расписания учебных занятий

1


Учащиеся должны знать:

Виды работы мышц человека.


использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


65.

Режим дня. Практ.работа №10 Выявление, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) влияет нарушение режима дня

1


Учащиеся должны знать:

Режим дня

Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


66.

Чистота воздуха. Причины респираторных заболеваний. Видео. Комнатные растения. Фитонцидная активность. Их влияние на здоровье человека. Видео.

1


делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


67.

Изучение роли зелёных насаждений на пришкольном участке. Практ. работа №11 Изучение состояния растений пришкольного участка. Составление Карты-схемы.

1


делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


68.

Проект оформления школьной территории. Рациональность. Комфортность. Экологичность

1


делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи




Тема 8. Подведение итогов (2 часа)


69.

Творческий отчёт по проектам

1


делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности


70.

Подведение итогов работы. Летнее задание

1







Итого:

70 ч







8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!