Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
города Аши Челябинской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Растем здоровыми и сильными»
(начальное общее образование)
(направление: спортивно-оздоровительное)
срок реализации рабочей программы – 4 года
Составитель: Пстыгина Юлия Фануровна,
учитель физической культуры
2017год.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Растём здоровыми и сильными» в 1 - 4 классах составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
-с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
-с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013 год);
-учебной программы «Комплексная программа физического воспитания» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
-Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
-Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
Программа курса «Растем здоровыми и сильными» для 1 - 4 классов разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности младших школьников Н.Я. Дмитриевой, К.А. Семеновой «Растем здоровыми и сильными». (Сборник программ внеурочной деятельности.Система Л.В. Занкова.)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
1 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
– наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности в аспекте формирования потребности введения здорового образа жизни;
– выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя;
–наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме;
– наличие первичного опыта взаимодействия сокрушающим миром;
–действия согласно установленным учителем правилам;
– сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены.
Смыслообразование:
– осознание себя в роли первоклассника;
– наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников;
– способность учитывать интересы и чувства других людей;
– осознание ответственности за результаты учебной деятельности;
– освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения;
– освоение правил общения в классном коллективе;
– способность быть доброжелательным.
2 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
– проявление желания участвовать в гражданских акциях, связанных с мотивацией на ведение здорового образа жизни;
– проявление желания изучать культуру своего народа в аспекте формирования навыков здорового питания;
– демонстрация творчества в проявлении ценностных установок;
– демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым;
– проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов;
– выбор позиции, основанной на нормах нравственности;
– сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены, а также правил обращения с электро- и газовыми приборами.
Смыслообразование:
– принятие социальной роли школьника;
– преобладание внутренней учебной мотивации над внешней.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов; доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи;
– принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности;
– планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения;
– информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;
– уважительное отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);
– усвоение норм общения в классе и в повседневных ситуациях;
– умение выстроить собственное бесконфликтное поведение.
3 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
– принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий;
– осознанное соблюдение норм нравственного поведения;
– соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде;
– демонстрация умения анализа ситуаций и формулирования логических выводов, рассуждений;
– сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья и оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, термических травмах.
Смыслообразование:
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
–наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к истории и культуре своего народа в области физической культуры и спорта;
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности;
– осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение продуктов деятельности других людей;
– информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране; понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума;
– способность выражать своё отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);
– способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях;
– умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы.
4 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность ценностей многонационального российского общества;
сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Смыслообразование:
Нравственно-этическая ориентация:
сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов в аспекте потребности ведения здорового образа жизни;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
1.2.2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Объём рабочей программы курса составляет 203 часа и рассчитан на 4 года обучения (1 класс - 33 часа, 2 - 34 час, 3 - 4 класс – 68 часов в год). Занятия проводятся из расчёта 1 класс -35 минут, 2-4 классы- 40 минут. Внеурочная деятельность проводится в школьном спортзале.
Возраст детей: программа составлена для учащихся 1 класса (возраст учащихся – 7 лет),.учащихся 2 класса (возраст 8 лет), 3 класс (возраст 9 лет), 4 класс (возраст 10 лет).
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта.
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков.
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия –35- 40 минут
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
• образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
• образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
• образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
• выполнение контрольных нормативов;
• овладение теоретическими знаниями;
• знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
• способность применять основные приёмы самоконтроля;
• знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
• знание основ истории развития физической культуры
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально-значимая, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная.
Занятия курса внеурочной деятельности проводятся в форме бесед, рассказов, подвижных игр и игровых ситуаций, спортивных стартов, олимпиад, конкурсов.
Особое внимание уделяется использованию проектной деятельности совместно с родителями обучающихся.
Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимания к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры, наличие у детей первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни, интереса к физическому развитию, спорту, отказ от курения и употребления наркотиков посредством включения в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально значимая деятельность, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная, которые предполагают:
– начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями учащихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровье сбережения в культуре народов России, Челябинской области и других стран);
– коллективные прогулки;
– дискуссии и беседы по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна, о субъективном отношении к физической культуре);
– выступление перед учащимися младших классов по вопросам заботы о собственном здоровье, истории международного и отечественного спорта.
1 класс
Раздел «Если хочешь быть здоров» - 5 часов
Законы здорового образа жизни. Двигательный режим. Распорядок дня
Правильное питание.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел «С заботой о своём здоровье» - 3часа.
Самые полезные продукты. Дневной рацион. Правила приёма пищи, гигиена.
Формы организации: беседа, экскурсия.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Раздел «Кто жить умеет по часам» - 2 часа
Правильное распределение времени. Режим сна и отдыха.
Формы организации: беседа, экскурсия.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел «Вместе весело гулять» - 11 часов.
Подвижные игры на свежем воздухе. Отдых на природе. Правила поведения. Веселые старты.
Формы организации: Подвижные игры и соревнования на свежем воздухе, экскурсии.
Виды деятельности: Участие в соревновательной деятельности
Раздел «Здоровое питание» - 7 часов.
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Время есть булочки. Ужин. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. Молоко и молочные продукты. Как правильно утолить жажду. Водный баланс.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: составления меню на ужин, составление питьевого режима, составление кроссвордов по теме
Раздел «Правила закаливания организма» - 5 часов.
Водный баланс. Что помогает быть сильным и ловким
Формы организации: беседа,
Виды деятельности: все способы закаливание
2 класс
Раздел «Что надо знать» - 2 часа
Формы организации: беседа.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел «Твой организм» - 2 часа.
Основные части тела. Осанка. Что нужно делать для улучшения осанки.
Формы организации: беседа
Виды деятельности: составления комплекс упражнений для правильной осанки.
Раздел « Органы чувств» - 2 часа.
Зрение. Зрительные иллюзии. Слух. Кожа. Вкус.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел « Личная гигиена» - 2 часа.
Формы организации: беседа, выставка рисунков.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел « Мозг и нервная система» - 5 часов.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности : Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Раздел « Органы дыхания» - 6 часов.
Как правильно дышать. Измерение ЧСС
Формы организации: беседа.
Виды деятельности: Измерение пульса.
Раздел « Органы пищеварения» - 3 часа.
Пища и питательные вещества.
Формы организации: беседа, кроссворды, викторины.
Виды деятельности: составление однодневного меню, составление кроссвордов.
Раздел « Режим дня» - 3 часа.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: составления плана на весь день, выставка рисунков.
Раздел « Как правильно одеваться» -7 часов.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
Раздел « Первая помощь при травмах» -1 час.
Формы организации: беседа.
Виды деятельности: Подведение итогов
3 класс
Раздел « Природа, как твое здоровье» – 6 часов.
Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека.
Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: прогулки на свежем воздухе, составление вопросов по теме.
Раздел « Мой любимый школьный двор» -2 часа.
Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).
Формы организации: экскурсия, беседа.
Виды деятельности: экскурсии по пришкольной территории, уборка пришкольной территории, изготовление скворечников.
Раздел « Наша среда обитания» – 3 часа.
Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе.
Как вести себя в чрезвычайной ситуации. В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут ( предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома).
Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, поселка и т.д.). Школа светофорных наук Причины дорожно - транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения.
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.
Велосипед на улицах города. Я пешеход и пассажир Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.
Формы организации: беседа, прогулки, правило ПДД
Виды деятельности: Беседа с инспектором ДПС, экскурсии в город, наблюдение за дорожным движением возле школы.
Раздел « Стихия разбушевалась» – 2 часа.
Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Формы организации: беседа, экскурсия, игры.
Виды деятельности: игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Раздел « Мой дом - моя крепость» – 9 часов.
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома.
Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если... (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.
Перед экраном телевизора Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Наши домашние любимцы Животное в доме это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.
Растения и человек Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения. Лекарственные растения: дикорастущие и культурные.
Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас. Растения, которые мы едим.
Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды! Осторожно: ядовитые растения. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.
Формы организации: беседа, прогулки, викторины.
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Раздел « Наша атмосфера» – 6 часов.
Здоровье – бесценный дар природы – 13 часов.
Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.
Погода, климат и здоровье человека Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; веление журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.
Формы организации: беседа, прогулки, наблюдение за погодой.
Виды деятельности: Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений.
Раздел « Дыхание» – 10 часов.
Каким воздухом мы дышим.
Что будет, если мы не будем беречь природу? Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: обсуждение результатов
Раздел « Знаешь ли ты себя» – 17 часов.
Подготовка к походу Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.
Формы организации: беседа, разработка маршрута, игры, экскурсии.
Виды деятельности: Командные игры на свежем воздухе экскурсия в парк.
4 класс
Вводное занятие. Что мы будем делать при прохождении курса внеурочной деятельности в четвертом классе.
« Законы здоровья»
Раздел « Бесценный дар природы» – 6 часов.
Что такое здоровье? Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни.
Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Формы организации: беседа,
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Раздел « Факторы, которые влияют на здоровье» – 10 часов.
условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя - 3 часа. Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик определение типа темперамента.
Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг -командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление).
Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.
Формы организации: беседа,
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Раздел « Красивое и сильное тело» – 8 часов.
Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Формы организации: беседа, практика.
Виды деятельности: Комплекс упражнений, подвижные игры, определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.
Раздел « Режим дня» – 3 часа.
Зачем школьникам режим «Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня.
Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки. Доброе утро! Спокойной ночи! Различные \ упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости - в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Гигиена сна, подготовка ко сну.
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! ...И зубной порошок!» Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: составления плана на весь день.
Раздел « Полезные и вредные привычки» – 4 часа.
Формы организации: беседа, викторины
Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Раздел « Кожа - зеркало здоровья» – 4 часа.
Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи.
Русская баня. Сауна.
Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».
Формы организации: беседа, викторины, рисунки.
Виды деятельности: Конкурс плакатов.
Раздел « Дыхание» – 3 часа.
Дышим полной грудью Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль.
Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.
Формы организации: беседа, викторины.
Виды деятельности: обсуждение результатов
Раздел « Какой должна быть наша пища» – 8 часов.
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей.
Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища.
Что такое состав и срок годности. По ту сторону микроскопа.
Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки, плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.
Берегите сердце Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Что можно узнать по клиническому анализу крови.
Наши незаменимые помощники Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок».
Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе. Наш защитник иммунитет Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации.
Формы организации: Беседа, презентации о здоровом питании. Экскурсии в школьную столовую. Проект.
Виды деятельности: Просмотр презентации , обсуждение результатов.
Раздел « Закаливание» – 8 часов.
Кто такие «моржи». Айболит спешит на помощь. Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия. Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи. Силачи и Геркулесы (занятие-обобщение)
Рост и взросление. Акселерация.
Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.
Формы организации: беседа,
Виды деятельности: все способы закаливание.
Раздел « Компьютер» – 4 часа.
Компьютер не игрушка Компьютер великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.
Формы организации: беседа
Виды деятельности: Разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером.
Учебный план
1 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Если хочешь быть здоров | 5 |
| Законы здорового образа жизни | 2 |
| Двигательный режим. | 1 |
| Распорядок дня | 1 |
| Правильное питание. | 1 |
С заботой о своём здоровье | 3 |
1. | Самые полезные продукты. | 1 |
2. | Дневной рацион. | 1 |
3. | Правила приёма пищи, гигиена. | 1 |
Кто жить умеет по часам | 2 |
| Правильное распределение времени. | 1 |
| Режим сна и отдыха. | 1 |
Вместе весело гулять | 11 |
1. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 7 |
2. | Отдых на природе. | 1 |
3. | Правила поведения. | 1 |
4. | Веселые старты. | 1 |
5. | Веселые старты. | 1 |
Здоровое питание | 7 |
1. | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. | 1 |
2. | Плох обед, если хлеба нет. | 1 |
3. | Время есть булочки. | 1 |
4. | Ужин. | 1 |
5. | Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. | 1 |
6. | Молоко и молочные продукты. | 1 |
7. | Как правильно утолить жажду | 1 |
Правила закаливания организма. | 5 |
1. | Водный баланс. | 3 |
2. | Что помогает быть сильным и ловким | 2 |
| Итого | 33 |
2 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Что надо знать? | 2 |
1. | Что надо знать?» | 2 |
Твой организм. | 2 |
1. | Основные части тела. Осанка. | 1 |
2. | Что нужно делать для улучшения осанки. | 1 |
Органы чувств | 3 |
1. | Зрение. | 1 |
2. | Зрительные иллюзии. | 1 |
3. | Слух. Кожа. Вкус. | 1 |
Личная гигиена. | 2 |
1. | Личная гигиена. | 2 |
Мозг и нервная система. | 5 |
1. | Мозг и нервная система. | 5 |
Органы дыхания | 6 |
1. | Как правильно дышать | 3 |
2. | Измерение ЧСС | 3 |
Органы пищеварения | 3 |
1. | Пища и питательные вещества. | 1 |
2. | Пищеварительная система | 2 |
| Режим дня» | 3 |
1. | Зачем школьникам режим | 1 |
2. | Мой идеальный распорядок дня. | 1 |
3. | Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. | 1 |
| «Как правильно одеваться | 7 |
1. | Как правильно одеваться | 7 |
| «Первая помощь» | 1 |
1. | «Первая помощь» | 1 |
| Итого | 34 |
3 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Природа, как твое здоровье | 6 |
1. | Что такое экология | 1 |
2. | В гармонии с окружающим миром» | 1 |
3. | Что такое окружающая среда? | 1 |
4. | Сезонные изменения в природе. | 1 |
5. | Роль экологии в жизни человека. | 1 |
6. | Хорошая» и «плохая» экология. | 1 |
Мой любимый школьный двор | 2 |
1. | Экскурсия по пришкольной территории. | 1 |
2. | Наблюдение за растительным и животным миром. | 1 |
Наша среда обитания | 3 |
1. | Город, село, деревня. | 1 |
2. | Что такое мегаполис? | 1 |
3. | Прогресс и переселение в города. | 1 |
Если стихия разбушевалась | 2 |
1. | Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. | 1 |
2. | Наводнение. Цунами. Землетрясение. | 1 |
Мой дом – моя крепость | 9 |
1. | Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. | 1 |
2. | Когда взрослых нет дома. | 1 |
3. | Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. | 4 |
4. | Правила безопасного использования электроприборов | 2 |
5. | Экономное использование ресурсов. | 1 |
Наша атмосфера 6 |
1. | Каким воздухом мы дышим. | 2 |
2. | Что происходит с нашей атмосферой | 2 |
3. | Леса - легкие нашей планеты. | 2 |
| Здоровье – бесценный дар природы | 13 |
1. | Погода, климат и здоровье человека | 3 |
2. | Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. | 3 |
3. | Акклиматизация. | 3 |
4. | Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; веление журнала наблюдений). | 4 |
| Дыхание | 10 |
1. | Каким воздухом мы дышим | 10 |
| Знаешь ли ты себя | 17 |
1. | Знаешь ли ты себя | 17 |
| Итого | 68 |
4 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Бесценный дар природы | 6 |
1. | Что такое здоровье? | 2 |
2. | Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. | 1 |
3. | Забота о здоровье | 1 |
4. | « Законы здоровья» | 1 |
5. | Оказание первой медицинской помощи | 1 |
Факторы, влияющие на здоровье» | 10 |
1. | Условия и образ жизни. | 2 |
2. | Питание, наследственность, внешняя среда. | 2 |
3. | Природные условия, здравоохранение. | 2 |
4. | Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. | 2 |
5. | Какие бывают заболевания. | 2 |
«Знаешь ли ты себя» | 3 |
1. | Мы все разные. | 1 |
2. | Взрослые и дети. | 1 |
3. | Мальчики и девочки. | 1 |
Красивое и сильное тело» | 8 |
1. | Чудо человеческого тела. | 2 |
2. | Как устроен человек | 2 |
3. | Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. | 1 |
4. | Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. | 1 |
5. | Укрепление и тренировка мышц. | 2 |
«Режим дня» | 3 |
1. | Зачем школьникам режим | 1 |
2. | Мой идеальный распорядок дня. | 1 |
3. | Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. | 1 |
Полезные и вредные привычки | 4 |
1. | Курение. | 4 |
| «Кожа – зеркало здоровья» | 4 |
1. | Витамины. Что необходимо знать о витаминах. | 2 |
2. | Правильное питание. | 1 |
3. | Мир вирусов и бактерий. | 1 |
| Дыхание | 3 |
1. | Игры, которые развивают силу, выносливость. | 1 |
2. | Спартакиада. | 2 |
| «Какой должна быть наша пища» | 8 |
1. | Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. | 2 |
2. | Что такое состав и срок годности. | 2 |
3. | Составление меню (завтрак, обед, ужин) | 2 |
4. | Какой должна быть наша пища. Что мы едим. | 2 |
| «Органы чувств » | 3 |
1. | Наши незаменимые помощники Зрение | 3 |
| «Закаливание» | 8 |
1. | Как организм реагирует на тепло и холод. | 2 |
2. | Одежда по погоде. | 2 |
3. | Измерение температуры | 2 |
4. | Нормальная температура тела человека. | 2 |
| Оказание первой помощи | 2 |
1. | Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. | 2 |
| «Компьютер» | 4 |
1. | Компьютер великое изобретение человечества | 2 |
2. | Что было, когда не было компьютеров? | 2 |
| Итого | 68 |
Список используемой литературы
Абрамова, Н. И. Энциклопедия витаминов [Текст] / Н. И. Абрамова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 10. – С. 72-74.
Айтасова, Л. И. Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья». [Электронный ресурс] / Л.И. Айтасова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/04/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-sportivno (дата обращения 10.11.2016).
Аксёнова, Е. Е. Мое здоровье в моих руках [Текст] / Е. Е. Аксёнова // Праздник в школе. – 2010. – № 6. – С. 30-40.
Балясова, Д. Как выбирать овощи и фрукты [Текст] / Д. Балясова // Будь здоров. – 2011. – № 2. – С. 64-69.
Бовина, Н. М. Мама, папа, я – олимпийская семья [Текст] / Н. М. Бовина, А. В. Курилов // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 89-90.
Болонова, Г. П. Дорожи своим здоровьем [Текст] / Г. П. Болонова // Праздник в школе. – 2012. – № 5. – С. 14-22.
Бондаренко, Т. Н. На зарядку становись [Текст] / Т. Н. Бондаренко // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 6. – С. 69-72.
Боровская, Э. Здоровое питание школьника. Главное, чтобы ребёнку нравилось [Текст] / Э. Боровская; конс. З. Р. Щербова. – М. :Эксмо, 2010. – 319 с.
Булгакова, С. В. Великие спортсмены всех времен [Текст] / С. В. Булгакова // Игровая библиотека. – 2013. – № 9. – С. 78-89.
В какой посуде еда вкуснее? [Текст] / ред. А. А. Фин // Юный техник. – 2011. – № 7. – С. 58-62.
Васильев, Антон. Мы – то, что мы едим [Текст] / А. Васильев // Чудеса и приключения. – 2014. – № 2. – С. 20-23.
Гайчук, Н. П. Друзья здоровья [Текст] / Н. П. Гайчук, А. А. Ефимов // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 59-63.
Гилева, Т. И. Приятного аппетита! или еда дело серьезное [Текст] / Т. И. Гилева // Игровая библиотека. – 2014. – № 4. – С. 76-87.
Гогулан, М. Ф. Законы здоровья. Секреты полноценного питания. Чудеса витаминов [Текст] / М. Ф. Гогулан. – СПб.: Невский проспект: Вектор, 2008. – 174 с.
Джейкобс, Эй Джей. До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни [Текст] / Э. Д. Джейкобс; пер. с англ. Е. Межевича. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 356 с.
Дронцева, Л. А. Эстафета здоровья [Текст] / Л. А. Дронцева // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 88-91.
Ермакова, О. Сюжетно-игровые занятия: подвижные игры для старшей группы [Текст] / О. Ермакова // Дошкольное воспитание. — 2012. – № 5. – С. 37-39.
Заикина, Л. «Мы здоровью скажем да!»: игра [Текст] / Л. Заикина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 42-44.
Коровина, И. «Надо спортом заниматься!» [Текст] / И. Коровина // Новая библиотека. – 2013. – № 8. – С. 40-48.
Костючкова, И. Винни-Пух и семь чудес меда [Текст] / И. Костючкова // Гимн биологическому разнообразию. – Минск: Красико-Принт, 2012. – С. 68-76.
Ласкателева, О. Сам себе я помогу [Текст] / О. Ласкателева // Библиополе. – 2014. – № 12. – С. 23-26.
Лекомцева, С. А. Спорт нужен миру: навстречу Олимпиаде — 2014 в Сочи [Текст] / С. А. Лекомцева // Читаем, учимся, играем. – 2012. – Вып. 10. – С. 59-63.
Назарова, Е. Е. Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья». [Электронный ресурс] / Е.Е. Назарова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/06/21/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-shkola (дата обращения 10.11.2016).
Орлова, И. Пища для мозга [Текст] / И. Орлова // Мой кроха и я. – 2011. – № 7-8. – С. 70-72.
Похлебкин, В. В. История важнейших пищевых продуктов [Текст] / В. В. Похлебкин. – М.: Центрполиграф, 2009. – 553 с.
Семиглазова, Н. И. Здоровому образу жизни – да! [Текст] / Н. И. Семиглазова // Игровая библиотека. – 2011. – № 7. – С. 28-31.
Смелова, В. Г. Своя кожа рубахи дороже [Текст] / В. Г. Смелова // Читаем, учимся, играем. – 2012. – Вып. 9. – С. 97-103.
Соловьева, Е. В. Рассчитайтесь по порядку на зарядку! [Текст] / Е. В. Соловьева, В. Н. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 2. – С. 60-62.
Стейтем, Б. Чем нас травят? Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержатся в пище, косметике, лекарствах [Текст] / Б. Стейтем. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 319 с.
Суслова, Н. В. На старт! Внимание! Марш! [Текст] / Н. В. Суслова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 1. – С. 104-106.