СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Растем здоровыми и сильными» (начальное общее образование) (направление: спортивно-оздоровительное) срок реализации рабочей программы – 4 года

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Растем здоровыми и сильными" срок реализации 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Растем здоровыми и сильными» (начальное общее образование) (направление: спортивно-оздоровительное) срок реализации рабочей программы – 4 года»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Аши Челябинской области





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Растем здоровыми и сильными»

(начальное общее образование)

(направление: спортивно-оздоровительное)

срок реализации рабочей программы – 4 года







Составитель: Пстыгина Юлия Фануровна,

учитель физической культуры










2017год.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Растём здоровыми и сильными» в 1 - 4 классах составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;

-с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

-с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013 год);

-учебной программы «Комплексная программа физического воспитания» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014);

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

-Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).

-Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.

Программа курса «Растем здоровыми и сильными» для 1 - 4 классов разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности младших школьников Н.Я. Дмитриевой, К.А. Семеновой «Растем здоровыми и сильными». (Сборник программ внеурочной деятельности.Система Л.В. Занкова.)


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

1 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности в аспекте формирования потребности введения здорового образа жизни;

– выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя;

–наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме;

– наличие первичного опыта взаимодействия сокрушающим миром;

–действия согласно установленным учителем правилам;

– сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены.

Смыслообразование:

– осознание себя в роли первоклассника;

– наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников;

– способность учитывать интересы и чувства других людей;

– осознание ответственности за результаты учебной деятельности;

– освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения;

– освоение правил общения в классном коллективе;

– способность быть доброжелательным.

2 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– проявление желания участвовать в гражданских акциях, связанных с мотивацией на ведение здорового образа жизни;

– проявление желания изучать культуру своего народа в аспекте формирования навыков здорового питания;

– демонстрация творчества в проявлении ценностных установок;

– демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

– проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов;

– выбор позиции, основанной на нормах нравственности;

– сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены, а также правил обращения с электро- и газовыми приборами.

Смыслообразование:

– принятие социальной роли школьника;

– преобладание внутренней учебной мотивации над внешней.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов; доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи;

– принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности;

– планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения;

– информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;

– уважительное отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);

– усвоение норм общения в классе и в повседневных ситуациях;

– умение выстроить собственное бесконфликтное поведение.

3 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий;

– осознанное соблюдение норм нравственного поведения;

– соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде;

– демонстрация умения анализа ситуаций и формулирования логических выводов, рассуждений;

– сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья и оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, термических травмах.

Смыслообразование:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

–наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к истории и культуре своего народа в области физической культуры и спорта;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

– самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности;

– осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение продуктов деятельности других людей;

– информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране; понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума;

– способность выражать своё отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);

– способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях;

– умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы.

4 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

  • сформированность ценностей многонационального российского общества;

  • сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Смыслообразование:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Нравственно-этическая ориентация:

  • сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов в аспекте потребности ведения здорового образа жизни;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

1.2.2. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;



Объём рабочей программы курса составляет 203 часа и рассчитан на 4 года обучения (1 класс - 33 часа, 2 - 34 час, 3 - 4 класс – 68 часов в год). Занятия проводятся из расчёта 1 класс -35 минут, 2-4 классы- 40 минут. Внеурочная деятельность проводится в школьном спортзале.

Возраст детей: программа составлена для учащихся 1 класса (возраст учащихся – 7 лет),.учащихся 2 класса (возраст 8 лет), 3 класс (возраст 9 лет), 4 класс (возраст 10 лет).

Этапы:

первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта.

второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков.

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия –35- 40 минут

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

• образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

• образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;

• образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями выполнения программных требований являются:

• выполнение контрольных нормативов;

• овладение теоретическими знаниями;

• знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;

• способность применять основные приёмы самоконтроля;

• знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;

• знание основ истории развития физической культуры


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально-значимая, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная.

Занятия курса внеурочной деятельности проводятся в форме бесед, рассказов, подвижных игр и игровых ситуаций, спортивных стартов, олимпиад, конкурсов.

Особое внимание уделяется использованию проектной деятельности совместно с родителями обучающихся.

Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимания к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры, наличие у детей первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни, интереса к физическому развитию, спорту, отказ от курения и употребления наркотиков посредством включения в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально значимая деятельность, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная, которые предполагают:

– начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями учащихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровье сбережения в культуре народов России, Челябинской области и других стран);

– коллективные прогулки;

– дискуссии и беседы по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна, о субъективном отношении к физической культуре);

– выступление перед учащимися младших классов по вопросам заботы о собственном здоровье, истории международного и отечественного спорта.





































1 класс

Раздел «Если хочешь быть здоров» - 5 часов

Законы здорового образа жизни. Двигательный режим. Распорядок дня

Правильное питание.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел «С заботой о своём здоровье» - 3часа.

Самые полезные продукты. Дневной рацион. Правила приёма пищи, гигиена.

Формы организации: беседа, экскурсия.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Раздел «Кто жить умеет по часам» - 2 часа

Правильное распределение времени. Режим сна и отдыха.

Формы организации: беседа, экскурсия.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел «Вместе весело гулять» - 11 часов.

Подвижные игры на свежем воздухе. Отдых на природе. Правила поведения. Веселые старты.

Формы организации: Подвижные игры и соревнования на свежем воздухе, экскурсии.

Виды деятельности: Участие в соревновательной деятельности


Раздел «Здоровое питание» - 7 часов.

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Время есть булочки. Ужин. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. Молоко и молочные продукты. Как правильно утолить жажду. Водный баланс.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: составления меню на ужин, составление питьевого режима, составление кроссвордов по теме


Раздел «Правила закаливания организма» - 5 часов.

Водный баланс. Что помогает быть сильным и ловким

Формы организации: беседа,

Виды деятельности: все способы закаливание


2 класс


Раздел «Что надо знать» - 2 часа

Формы организации: беседа.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел «Твой организм» - 2 часа.

Основные части тела. Осанка. Что нужно делать для улучшения осанки.

Формы организации: беседа

Виды деятельности: составления комплекс упражнений для правильной осанки.


Раздел « Органы чувств» - 2 часа.

Зрение. Зрительные иллюзии. Слух. Кожа. Вкус.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел « Личная гигиена» - 2 часа.

Формы организации: беседа, выставка рисунков.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел « Мозг и нервная система» - 5 часов.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности : Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


Раздел « Органы дыхания» - 6 часов.

Как правильно дышать. Измерение ЧСС

Формы организации: беседа.

Виды деятельности: Измерение пульса.


Раздел « Органы пищеварения» - 3 часа.

Пища и питательные вещества.

Формы организации: беседа, кроссворды, викторины.

Виды деятельности: составление однодневного меню, составление кроссвордов.


Раздел « Режим дня» - 3 часа.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: составления плана на весь день, выставка рисунков.


Раздел « Как правильно одеваться» -7 часов.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.


Раздел « Первая помощь при травмах» -1 час.

Формы организации: беседа.

Виды деятельности: Подведение итогов



































3 класс


Раздел « Природа, как твое здоровье» – 6 часов.

Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: прогулки на свежем воздухе, составление вопросов по теме.


Раздел « Мой любимый школьный двор» -2 часа.

Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).

Формы организации: экскурсия, беседа.

Виды деятельности: экскурсии по пришкольной территории, уборка пришкольной территории, изготовление скворечников.


Раздел « Наша среда обитания» – 3 часа.

Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе.

Как вести себя в чрезвычайной ситуации. В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут ( предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома).

Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, поселка и т.д.). Школа светофорных наук Причины дорожно - транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения.

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

Велосипед на улицах города. Я пешеход и пассажир Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.

Формы организации: беседа, прогулки, правило ПДД

Виды деятельности: Беседа с инспектором ДПС, экскурсии в город, наблюдение за дорожным движением возле школы.


Раздел « Стихия разбушевалась» – 2 часа.

Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.

Формы организации: беседа, экскурсия, игры.

Виды деятельности: игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.


Раздел « Мой дом - моя крепость» – 9 часов.

Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома.

Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если... (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.

Перед экраном телевизора Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.

Наши домашние любимцы Животное в доме это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.

Растения и человек Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения. Лекарственные растения: дикорастущие и культурные.

Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас. Растения, которые мы едим.

Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды! Осторожно: ядовитые растения. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.

Формы организации: беседа, прогулки, викторины.

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


Раздел « Наша атмосфера» – 6 часов.

Здоровье – бесценный дар природы – 13 часов.

Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.

Погода, климат и здоровье человека Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; веление журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

Формы организации: беседа, прогулки, наблюдение за погодой.

Виды деятельности: Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений.


Раздел « Дыхание» – 10 часов.

Каким воздухом мы дышим.

Что будет, если мы не будем беречь природу? Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: обсуждение результатов


Раздел « Знаешь ли ты себя» – 17 часов.

Подготовка к походу Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.

Формы организации: беседа, разработка маршрута, игры, экскурсии.

Виды деятельности: Командные игры на свежем воздухе экскурсия в парк.


























4 класс

Вводное занятие. Что мы будем делать при прохождении курса внеурочной деятельности в четвертом классе.

« Законы здоровья»

Раздел « Бесценный дар природы» – 6 часов.

Что такое здоровье? Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни.

Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.

Формы организации: беседа,

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


Раздел « Факторы, которые влияют на здоровье» – 10 часов.

условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.

Знаешь ли ты себя - 3 часа. Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик определение типа темперамента.

Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг -командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.

Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление).

Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.

Формы организации: беседа,

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


Раздел « Красивое и сильное тело» – 8 часов.

Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.

Формы организации: беседа, практика.

Виды деятельности: Комплекс упражнений, подвижные игры, определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.


Раздел « Режим дня» – 3 часа.

Зачем школьникам режим «Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня.

Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки. Доброе утро! Спокойной ночи! Различные \ упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости - в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Гигиена сна, подготовка ко сну.

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! ...И зубной порошок!» Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: составления плана на весь день.


Раздел « Полезные и вредные привычки» – 4 часа.

Формы организации: беседа, викторины

Виды деятельности: Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


Раздел « Кожа - зеркало здоровья» – 4 часа.

Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи.

Русская баня. Сауна.

Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».

Формы организации: беседа, викторины, рисунки.

Виды деятельности: Конкурс плакатов.


Раздел « Дыхание» – 3 часа.

Дышим полной грудью Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль.

Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.

Формы организации: беседа, викторины.

Виды деятельности: обсуждение результатов


Раздел « Какой должна быть наша пища» – 8 часов.

Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей.

Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища.

Что такое состав и срок годности. По ту сторону микроскопа.

Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки, плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.

Берегите сердце Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Что можно узнать по клиническому анализу крови.

Наши незаменимые помощники Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.

Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.

Держи голову в холоде... а ноги в тепле Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок».

Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе. Наш защитник иммунитет Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации.

Формы организации: Беседа, презентации о здоровом питании. Экскурсии в школьную столовую. Проект.

Виды деятельности: Просмотр презентации , обсуждение результатов.


Раздел « Закаливание» – 8 часов.

Кто такие «моржи». Айболит спешит на помощь. Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия. Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи. Силачи и Геркулесы (занятие-обобщение)

Рост и взросление. Акселерация.

Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.

Формы организации: беседа,

Виды деятельности: все способы закаливание.

Раздел « Компьютер» – 4 часа.

Компьютер не игрушка Компьютер великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

Формы организации: беседа

Виды деятельности: Разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером.









































Учебный план


1 класс


Разделы, темы

Количество часов

Если хочешь быть здоров

5

Законы здорового образа жизни

2

Двигательный режим.

1

Распорядок дня

1

Правильное питание.

1

С заботой о своём здоровье

3

1.

Самые полезные продукты.

1

2.

Дневной рацион.

1

3.

Правила приёма пищи, гигиена.

1

Кто жить умеет по часам

2

Правильное распределение времени.

1

Режим сна и отдыха.

1

Вместе весело гулять

11

1.

Подвижные игры на свежем воздухе.

7

2.

Отдых на природе.

1

3.

Правила поведения.

1

4.

Веселые старты.

1

5.

Веселые старты.

1

Здоровое питание

7

1.

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.

1

2.

Плох обед, если хлеба нет.

1

3.

Время есть булочки.

1

4.

Ужин.

1

5.

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.

1

6.

Молоко и молочные продукты.

1

7.

Как правильно утолить жажду

1

Правила закаливания организма.

5

1.

Водный баланс.

3

2.

Что помогает быть сильным и ловким

2


Итого

33







2 класс


Разделы, темы

Количество часов

Что надо знать?

2

1.

Что надо знать?»

2

Твой организм.

2

1.

Основные части тела. Осанка.

1

2.

Что нужно делать для улучшения осанки.

1

Органы чувств

3

1.

Зрение.

1

2.

Зрительные иллюзии.

1

3.

Слух. Кожа. Вкус.

1

Личная гигиена.

2

1.

Личная гигиена.

2

Мозг и нервная система.

5

1.

Мозг и нервная система.

5

Органы дыхания

6

1.

Как правильно дышать

3

2.

Измерение ЧСС

3

Органы пищеварения

3

1.

Пища и питательные вещества.

1

2.

Пищеварительная система

2


Режим дня»

3

1.

Зачем школьникам режим

1

2.

Мой идеальный распорядок дня.

1

3.

Необходимость придерживаться четкого ритма жизни.

1


«Как правильно одеваться

7

1.

Как правильно одеваться

7


«Первая помощь»

1

1.

«Первая помощь»

1


Итого

34











3 класс


Разделы, темы

Количество часов

Природа, как твое здоровье

6

1.

Что такое экология

1

2.

В гармонии с окружающим миром»

1

3.

Что такое окружающая среда?

1

4.

Сезонные изменения в природе.

1

5.

Роль экологии в жизни человека.

1

6.

Хорошая» и «плохая» экология.

1

Мой любимый школьный двор

2

1.

Экскурсия по пришкольной территории.

1

2.

Наблюдение за растительным и животным миром.

1

Наша среда обитания

3

1.

Город, село, деревня.

1

2.

Что такое мегаполис?

1

3.

Прогресс и переселение в города.

1

Если стихия разбушевалась

2

1.

Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря.

1

2.

Наводнение. Цунами. Землетрясение.

1

Мой дом – моя крепость

9

1.

Квартира и частный дом: преимущества и недостатки.

1

2.

Когда взрослых нет дома.

1

3.

Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление.

4

4.

Правила безопасного использования электроприборов

2

5.

Экономное использование ресурсов.

1

Наша атмосфера 6

1.

Каким воздухом мы дышим.

2

2.

Что происходит с нашей атмосферой

2

3.

Леса - легкие нашей планеты.

2


Здоровье – бесценный дар природы

13

1.

Погода, климат и здоровье человека

3

2.

Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями.

3

3.

Акклиматизация.

3

4.

Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; веление журнала наблюдений).

4


Дыхание

10

1.

Каким воздухом мы дышим

10


Знаешь ли ты себя

17

1.

Знаешь ли ты себя

17


Итого

68



4 класс


Разделы, темы

Количество часов

Бесценный дар природы

6

1.

Что такое здоровье?

2

2.

Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни.

1

3.

Забота о здоровье

1

4.

« Законы здоровья»

1

5.

Оказание первой медицинской помощи

1

Факторы, влияющие на здоровье»

10

1.

Условия и образ жизни.

2

2.

Питание, наследственность, внешняя среда.

2

3.

Природные условия, здравоохранение.

2

4.

Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт.

2

5.

Какие бывают заболевания.

2

«Знаешь ли ты себя»

3

1.

Мы все разные.

1

2.

Взрослые и дети.

1

3.

Мальчики и девочки.

1

Красивое и сильное тело»

8

1.

Чудо человеческого тела.

2

2.

Как устроен человек

2

3.

Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.

1

4.

Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку.

1

5.

Укрепление и тренировка мышц.

2

«Режим дня»

3

1.

Зачем школьникам режим

1

2.

Мой идеальный распорядок дня.

1

3.

Необходимость придерживаться четкого ритма жизни.

1

Полезные и вредные привычки

4

1.

Курение.

4


«Кожа – зеркало здоровья»

4

1.

Витамины. Что необходимо знать о витаминах.

2

2.

Правильное питание.

1

3.

Мир вирусов и бактерий.

1


Дыхание

3

1.

Игры, которые развивают силу, выносливость.

1

2.

Спартакиада.

2


«Какой должна быть наша пища»

8

1.

Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища.

2

2.

Что такое состав и срок годности.

2

3.

Составление меню (завтрак, обед, ужин)

2

4.

Какой должна быть наша пища. Что мы едим.

2


«Органы чувств »

3

1.

Наши незаменимые помощники Зрение

3


«Закаливание»

8

1.

Как организм реагирует на тепло и холод.

2

2.

Одежда по погоде.

2

3.

Измерение температуры

2

4.

Нормальная температура тела человека.

2


Оказание первой помощи

2

1.

Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения.

2


«Компьютер»

4

1.

Компьютер великое изобретение человечества

2

2.

Что было, когда не было компьютеров?

2


Итого

68






















Список используемой литературы

  1. Абрамова, Н. И. Энциклопедия витаминов [Текст] / Н. И. Абрамова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 10. – С. 72-74.

  2. Айтасова, Л. И. Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья». [Электронный ресурс] / Л.И. Айтасова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/04/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-sportivno (дата обращения 10.11.2016).

  3. Аксёнова, Е. Е. Мое здоровье в моих руках [Текст] / Е. Е. Аксёнова // Праздник в школе. – 2010. – № 6. – С. 30-40.

  4. Балясова, Д. Как выбирать овощи и фрукты [Текст] / Д. Балясова // Будь здоров. – 2011. – № 2. – С. 64-69.

  5. Бовина, Н. М. Мама, папа, я – олимпийская семья [Текст] / Н. М. Бовина, А. В. Курилов // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 89-90.

  6. Болонова, Г. П. Дорожи своим здоровьем [Текст] / Г. П. Болонова // Праздник в школе. – 2012. – № 5. – С. 14-22.

  7. Бондаренко, Т. Н. На зарядку становись [Текст] / Т. Н. Бондаренко // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 6. – С. 69-72.

  8. Боровская, Э. Здоровое питание школьника. Главное, чтобы ребёнку нравилось [Текст] / Э. Боровская; конс. З. Р. Щербова. – М. :Эксмо, 2010. – 319 с.

  9. Булгакова, С. В. Великие спортсмены всех времен [Текст] / С. В. Булгакова // Игровая библиотека. – 2013. – № 9. – С. 78-89.

  10. В какой посуде еда вкуснее? [Текст] / ред. А. А. Фин // Юный техник. – 2011. – № 7. – С. 58-62.

  11. Васильев, Антон. Мы – то, что мы едим [Текст] / А. Васильев // Чудеса и приключения. – 2014. – № 2. – С. 20-23.

  12. Гайчук, Н. П. Друзья здоровья [Текст] / Н. П. Гайчук, А. А. Ефимов // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 59-63.

  13. Гилева, Т. И. Приятного аппетита! или еда дело серьезное [Текст] / Т. И. Гилева // Игровая библиотека. – 2014. – № 4. – С. 76-87.

  14. Гогулан, М. Ф. Законы здоровья. Секреты полноценного питания. Чудеса витаминов [Текст] / М. Ф. Гогулан. – СПб.: Невский проспект: Вектор, 2008. – 174 с.

  15. Джейкобс, Эй Джей. До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни [Текст] / Э. Д. Джейкобс; пер. с англ. Е. Межевича. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 356 с.

  16. Дронцева, Л. А. Эстафета здоровья [Текст] / Л. А. Дронцева // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 88-91.

  17. Ермакова, О. Сюжетно-игровые занятия: подвижные игры для старшей группы [Текст] / О. Ермакова // Дошкольное воспитание. — 2012. – № 5. – С. 37-39.

  18. Заикина, Л. «Мы здоровью скажем да!»: игра [Текст] / Л. Заикина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 1. – С. 42-44.

  19. Коровина, И. «Надо спортом заниматься!» [Текст] / И. Коровина // Новая библиотека. – 2013. – № 8. – С. 40-48.

  20. Костючкова, И. Винни-Пух и семь чудес меда [Текст] / И. Костючкова // Гимн биологическому разнообразию. – Минск: Красико-Принт, 2012. – С. 68-76.

  21. Ласкателева, О. Сам себе я помогу [Текст] / О. Ласкателева // Библиополе. – 2014. – № 12. – С. 23-26.

  22. Лекомцева, С. А. Спорт нужен миру: навстречу Олимпиаде — 2014 в Сочи [Текст] / С. А. Лекомцева // Читаем, учимся, играем. – 2012. – Вып. 10. – С. 59-63.

  23. Назарова, Е. Е. Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья». [Электронный ресурс] / Е.Е. Назарова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/06/21/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-shkola (дата обращения 10.11.2016).

  24. Орлова, И. Пища для мозга [Текст] / И. Орлова // Мой кроха и я. – 2011. – № 7-8. – С. 70-72.

  25. Похлебкин, В. В. История важнейших пищевых продуктов [Текст] / В. В. Похлебкин. – М.: Центрполиграф, 2009. – 553 с.

  26. Семиглазова, Н. И. Здоровому образу жизни – да! [Текст] / Н. И. Семиглазова // Игровая библиотека. – 2011. – № 7. – С. 28-31.

  27. Смелова, В. Г. Своя кожа рубахи дороже [Текст] / В. Г. Смелова // Читаем, учимся, играем. – 2012. – Вып. 9. – С. 97-103.

  28. Соловьева, Е. В. Рассчитайтесь по порядку на зарядку! [Текст] / Е. В. Соловьева, В. Н. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 2. – С. 60-62.

  29. Стейтем, Б. Чем нас травят? Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержатся в пище, косметике, лекарствах [Текст] / Б. Стейтем. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 319 с.

  30. Суслова, Н. В. На старт! Внимание! Марш! [Текст] / Н. В. Суслова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 1. – С. 104-106.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!