СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История Шелтозерья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История Шелтозерья" духовно-нравственного направления лисности ООП основного общего образования. Срок реализации - 1год, 35 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 6 кл.с»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждаю

методическим советом школы Директор школы _______ Н.Ю. Быкова

протокол № 1 от (приказ № )


Принята

педагогическим советом школы

(протокол № )


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «История Шелтозерья»

духовно-нравственного направления развития личности

основной общеобразовательной программы

основного общего образования

срок реализации 1 год







Составитель

Шамшина Ольга Викторовна,

учитель биологии и химии

1 квалификационной категории




















2016 г.





  1. Пояснительная записка.

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности школьника является экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Экскурсионно-краеведческая работа в младших классах проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить и в старшей школе. Это послужило поводом для разработки проектно – исследовательской программы внеурочной деятельности по теме «История Шелтозерье».

Программа «История Шелтозерье» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и предназначена для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часа за год. Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ. Программа направлена на: создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.


Цели программы:

- воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

- воспитание любви к природе родного края;

- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков

Задачи программы:

1) Образовательные:

- Познакомить детей с историей и культурой своего края;

-- Познакомить с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры г. Петрозаводска;

- Познакомить с традициями и праздниками родного края;

- Научить работать с литературой, познакомиться с писателями родного края.

2) Развивающие:

- Развитие кругозора учащихся;

- Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности,

- Приучить детей активно участвовать в конкурсах, связанных с историей и культурой родного края;

- Развивать познавательный интерес к посещению музея и к окружающему миру.

3) Воспитательные:

- Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;

-Воспитать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- Воспитывать у детей чувство патриотизма;

- Воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:


- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

- игровая;

- познавательная;

- краеведческая;

- просмотр презентаций и видеофильмов;

- проектная деятельность;

- встречи с интересными людьми;

- конкурсы;

- посещение библиотеки

- экскурсии


Ожидаемый образовательный результат: устойчивый интерес к истории своей Родины; знания по истории и культуре родного края; способность творчески мыслить и рассуждать; умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения; способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Примерные направления проектно - исследовательской деятельности учащихся по изучению села Шелтозеро:

географическое положение, место на карте; природные богатства; что дает наш край стране; историческое прошлое; улицы родного поселка; люди разных профессий нашего края; культурные и архитектурные памятники; таланты вепсской земли; культурное наследие родного края.

Формы и особенности организации деятельности: чтение художественной и научно-познавательной литературы; встречи с интересными людьми; экскурсии в г. Петрозаводск и Вепсский этнографический музей села Шелтозеро; посещение сельский библиотеки, школьного музея; беседы на уроках о новых знаниях и впечатлениях, полученных в ходе работы этого проекта.

Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;

- принцип ценностного подхода; - принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, конкурсы, сообщения, презентации.

Материально- техническое обеспечение: интернет-ресурсы, наглядные пособия, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, мультимедиа проектор), материал, предоставленный Вепсским этнографическим музеем им. Р.П. Лонина села Шелтозеро.


2 . Место курса в плане внеурочной деятельности ООП ООО

На освоение программы согласно плану внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ» на 2016 / 17 учебный год (ФГОС) выделено 35 часов в год (1 час в неделю).

Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями учащихся, администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения, Вепсским этнографическим музеем им. Р.П. Лонина с. Шелтозеро. При организации экскурсии, экологических акции и т.п. возможно проведение спаренных занятии.


3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности


Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного (эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.

Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт.

Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

- Знания по теме из школьного курса окружающего мира.

- Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации) помощь учителя, родителей.

- Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет. Помощь учителя, родителей.

В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:

Знать: исторические места родного края, историю своей улицы, своего края; исторические памятники, музеи; традиции своего народа; знаменитых людей нашего края.

Уметь: выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов; оформлять сообщения; пользоваться справочной литературой и Интернет-источниками; наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; представлять результаты в виде сообщения, презентации, стенгазеты.


Содержание программы

История края (9 часов)

Исторические корни нашего края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Происхождение названия поселка. Парк села Шелтозеро. Экскурсия в город Петрозаводск. Историческое прошлое города.

Родной дом и семья. Семейные традиции. (7 часов)

Семья и семейные традиции. Родословная семьи. Семейный праздник Новый год.

История села(10 часов)

Экскурсия по улицам родного села. Исторические названия некоторых улиц и районов села. Исторические объекты, музеи. Вепсский народный хор. История хора. Люди нашего края: писатели, поэты, ветераны.

История школы(9 часов)

История нашей школы. Я – ученик. Традиции школы. Общешкольная акция по уборке территории. Школьный музей. Митинг к 9 мая. Символика школы.


Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности «История Шелтозерье»:

результаты приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результаты формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  3. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

  4. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

  5. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

  7. Интернет-ресурсы. https://vk.com/vepsskiy_kray вепсский край

https://vk.com/vepsmuseum Шелтозерский этнографический музей

  1. Накопленный материал школьного уголка памяти.




Просмотр содержимого документа
«КТП внеур. деятельность 6 кл»

Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «История Шелтозерье» основной общеобразовательной программы основного общего образования сроком реализации 1 год 2016/ 17 год, утвержденной приказом по школе № ___ от ___________ .


Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «История Шелтозерье»

в 6 классе на 2016/17 учебный год учителя Шамшиной Ольги Викторовны


Количество часов: годовое - 35, недельное - 1 .


  1. Таблица учебно-тематического планирования



п/п

Раздел

Количество часов, в т.ч. отведенных в данном разделе на выполнение практической части (РР, л/р, пр/р, проекты и т.п.)

1

История края

9 ч в т.ч. 5 ч экск.

2

Родной дом и семья. Семейные традиции

7 ч вт.ч. 3 ч проект

3

История села

10 ч в т.ч. в т.ч. 2 ч. экск., 8 ч. проект

4

История школы

9 ч в т.ч. 2ч экск. , 2 ч. проект


Итого

35 ч в т.ч. 9 ч. экскурсия, 13 ч проект













2.Календарно-тематическое планирование





№ урока п/п

Тема занятия


Основные виды внеурочной деятельности

Формируемые УУД:

Р, П, К, Л

Дата проведения урока

планируемая

фактическая

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема 1. История края (9 часов)

1

Введение. Общешкольный турслет.


Участвовать в общешкольном турслете. Прохождение станции «История села»


Л: формирование познавательного интереса к учебе и краеведению,

П: умение рассуждать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли

Р: организовывать выполнения задания учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве выполненной работы.

К: слушать учителя и обучающихся по команде, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли.




01.09.


2

01.09


3

01.09.


4

Участие в республиканском марафоне «Серебряное кольцо Карелии». Парк села. История создания парка.

Участвовать в экскурсии по селу, характеризовать объекты живой и неживой природы. Определять возраст ивы серебристой на территории парка.

Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры

Р; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существеннных и несущественных признаков;

К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;

19.09.


5

19.09.


6

Историческое происхождение вепсов


Знакомство с картой района проживания вепсов, работа в Интернете по заданной теме.

Участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

П: анализировать и обобщать информацию;

Р: Выдвигать версии, определять цель, проблему.;

К: Излагать свое мнение, понимать позицию другого

Л: Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых делах и словах

03.10.


7

Экскурсия в город Петрозаводск. Историческое прошлое города

Участвовать в экскурсии

П :анализировать информацию, уметь рассуждать, отвечать на вопросы

Р: Аргументировать, делать выводы

К: умение выразить свои мысли

Л: Знание истории города Петрозаводска.

08.11.


8


08.11.


9

08.11.


Тема 2. Родной дом. Семейные традиции (7 часов)

10

Семья в моей жизни.

Беседа о своей семье, семейных традициях.

П: Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач.

Р: выдвигать версии и аргументировать

К: Излагать свое мнение в диалоге,

Л: Формирование уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

14.11.


11

Составление

эскиза родословной семьи

Уметь выбрать объект для проведения практического занятия. Моделировать будущую поделку.

Л: формирование познавательного интереса к краеведению; умение применять знания в практической деятельности.

П: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Р: организовывать выполнения задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве выполненной работы.

К: работать в группах; эффективно взаимодействовать со сверстниками

21.11.


12

Изготовление Новогоднего подарка «Моя Семья»


Создать поделку из вторсырья, объяснить ее назначение, актуальность.

презентовать проект

оценивать результат работы

Л: формирование познавательного интереса к изучению экологии; умение применять знания в практической деятельности.

П: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектом и функциями, которые они выполняют.

28.11


13

14

05.12

05.12


15

Традиции и праздники моей семьи

В ходе выполнения проекта учатся:

определять цель проекта;

распределять обязанности по проекту в группах;

Собирать материал в дополнительной литературе;


П: владеть смысловым чтение, анализировать и обобщать

Р: Определять цель, выдвигать гипотезы

К: излагать свое мнение, понимать позицию другого,

Л: Осваивать новые социальные роли

12.12.


16

17

Защита проекта

В ходе выполнения проекта учатся:

презентовать проект;

оценивать результат работы

Л: формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознавать новые социальные роли

П: владеть смысловым чтением

Р: оценивать степень достижения цели

К: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, использовать ИКТ

28.12

28.12 (общешк. вечер)


Тема 3. История села (10 часов)

17

Экскурсия по улицам родного села. Вепсский этнографический музей


Участвовать в экскурсии по селу.


П: предоставлять информацию в разных формах

Р: определять цель , проблему

К: Понимать позицию другого, преодолевать конфликты

Л: вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к другим, осознавать свои эмоции

09.01


18

16.01


19

Выбор проекта

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

П: владеть смысловым чтение, анализировать и обобщать

Р: Определять цель, выдвигать гипотезы

К: излагать свое мнение, понимать позицию другого, использовать ИКТ

Л: Осваивать новые социальные роли

23.01


20

Работа над проектом

30.01.


21

Работа над проектом

06.02.


22

Работа над проектом

13.02.


23

Работа над проектом

20.02.


24

Работа над проектом

27.02


25

Презентация проекта

Составлять и презентовать проект; формулировать выводы; оценивать достижения

Л: формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознавать новые социальные роли

П: владеть смысловым чтением

Р: оценивать степень достижения цели

К: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, использовать ИКТ

06.03


26

Презентация проекта

13.03.


Тема 4. История школы (9 часа)

27

История школы


Знакомятся с историей образования в районе. Историей Шелтозерской школы

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями дополнительной литературы

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л:знакомятся с правилами работы , моделировать ситуацию

03.04.


28

10.04.


29

Оформление стенда по истории школы


В ходе выполнения проекта учатся:

определять цель проекта;

распределять обязанности по проекту в группах;

Собирать материал в дополнительной литературе;

В ходе выполнения проекта учатся:

презентовать проект;

оценивать результат работы

Л: формирование познавательного интереса к биологии; умение применять знания в практической деятельности.

П: работать с натуральными объектами и приборами; осуществлять элементарные научные исследования.

Р:уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами; корректировать свои действия относительно заданного эталона

К: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально,

отстаивать мнение.


17.04.


30

24.04.


31

Школьный уголок Памяти

Участие в экскурсии.

Л: формировать патриотического мышление.Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П: давать определение понятию на основе изученного материала.
К: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

24.04


32

Школьный уголок Памяти

Участвовать в экскурсии.

По желанию написать мини-сочинение отзыва об Уголке Памяти

Л:формирование познавательного интереса к истории края

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной деятельности.
П: выделять существенную информацию из текстов, стендов
К: владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

05.05.


33

Общешкольная акция по уборке территории в рамках всемирной акции «День Земли»


Понимать значение акции; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; оценивать бережное или потребительское отношение к природе, школьному участку; обсуждать культуру поведения

Знать взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете.


Р: постановка новых целей

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: организовывать работу в группе

Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры

задачи; анализировать и оценивать свои действия.

04.05 (24.04)


34

04.05 (24.04)


35

Символика школы



Знакомство с историей создания символики в школе.(эмблема и флаг МОУ «Шелтозерская СОШ») Нарисовать эскиз символики класса

Л:формирование мотивации к обучению, конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане: формирование познавательного интереса;

П: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

22.05.