Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия
Рассмотрена Утверждаю
методическим советом школы Директор школы _______ Н.Ю. Быкова
протокол № 1 от (приказ № )
Принята
педагогическим советом школы
(протокол № )
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «История Шелтозерья»
духовно-нравственного направления развития личности
основной общеобразовательной программы
основного общего образования
срок реализации 1 год
Составитель
Шамшина Ольга Викторовна,
учитель биологии и химии
1 квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности школьника является экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Экскурсионно-краеведческая работа в младших классах проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить и в старшей школе. Это послужило поводом для разработки проектно – исследовательской программы внеурочной деятельности по теме «История Шелтозерье».
Программа «История Шелтозерье» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и предназначена для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часа за год. Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ. Программа направлена на: создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.
Цели программы:
- воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков
Задачи программы:
1) Образовательные:
- Познакомить детей с историей и культурой своего края;
-- Познакомить с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры г. Петрозаводска;
- Познакомить с традициями и праздниками родного края;
- Научить работать с литературой, познакомиться с писателями родного края.
2) Развивающие:
- Развитие кругозора учащихся;
- Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности,
- Приучить детей активно участвовать в конкурсах, связанных с историей и культурой родного края;
- Развивать познавательный интерес к посещению музея и к окружающему миру.
3) Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
-Воспитать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- Воспитывать у детей чувство патриотизма;
- Воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение библиотеки
- экскурсии
Ожидаемый образовательный результат: устойчивый интерес к истории своей Родины; знания по истории и культуре родного края; способность творчески мыслить и рассуждать; умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения; способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Примерные направления проектно - исследовательской деятельности учащихся по изучению села Шелтозеро:
географическое положение, место на карте; природные богатства; что дает наш край стране; историческое прошлое; улицы родного поселка; люди разных профессий нашего края; культурные и архитектурные памятники; таланты вепсской земли; культурное наследие родного края.
Формы и особенности организации деятельности: чтение художественной и научно-познавательной литературы; встречи с интересными людьми; экскурсии в г. Петрозаводск и Вепсский этнографический музей села Шелтозеро; посещение сельский библиотеки, школьного музея; беседы на уроках о новых знаниях и впечатлениях, полученных в ходе работы этого проекта.
Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;
- принцип ценностного подхода; - принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, конкурсы, сообщения, презентации.
Материально- техническое обеспечение: интернет-ресурсы, наглядные пособия, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, мультимедиа проектор), материал, предоставленный Вепсским этнографическим музеем им. Р.П. Лонина села Шелтозеро.
2 . Место курса в плане внеурочной деятельности ООП ООО
На освоение программы согласно плану внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ» на 2016 / 17 учебный год (ФГОС) выделено 35 часов в год (1 час в неделю).
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями учащихся, администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения, Вепсским этнографическим музеем им. Р.П. Лонина с. Шелтозеро. При организации экскурсии, экологических акции и т.п. возможно проведение спаренных занятии.
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного (эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.
Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт.
Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
- Знания по теме из школьного курса окружающего мира.
- Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации) помощь учителя, родителей.
- Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет. Помощь учителя, родителей.
В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:
Знать: исторические места родного края, историю своей улицы, своего края; исторические памятники, музеи; традиции своего народа; знаменитых людей нашего края.
Уметь: выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов; оформлять сообщения; пользоваться справочной литературой и Интернет-источниками; наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; представлять результаты в виде сообщения, презентации, стенгазеты.
Содержание программы
История края (9 часов)
Исторические корни нашего края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Происхождение названия поселка. Парк села Шелтозеро. Экскурсия в город Петрозаводск. Историческое прошлое города.
Родной дом и семья. Семейные традиции. (7 часов)
Семья и семейные традиции. Родословная семьи. Семейный праздник Новый год.
История села(10 часов)
Экскурсия по улицам родного села. Исторические названия некоторых улиц и районов села. Исторические объекты, музеи. Вепсский народный хор. История хора. Люди нашего края: писатели, поэты, ветераны.
История школы(9 часов)
История нашей школы. Я – ученик. Традиции школы. Общешкольная акция по уборке территории. Школьный музей. Митинг к 9 мая. Символика школы.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности «История Шелтозерье»:
результаты приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Результаты формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы. https://vk.com/vepsskiy_kray вепсский край
https://vk.com/vepsmuseum Шелтозерский этнографический музей
Накопленный материал школьного уголка памяти.