Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярская средняя общеобразовательная школа
Принято: Согласовано:
на заседании учителей
математики, информатики, физики ___________________________
(название ШМО) (подпись зам. директора по УВР)
27.08.2015г. №1 Цедрик Е.В.
(дата, № протокола ШМО) (расшифровка подписи)
Утверждено приказом по школе от 31.08.2015 г. №81/6
Рабочая программа
По внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Инфознайка»
(указать предмет, курс, модуль и пр.)
Класс/уровень обучения
начальное общее образование, 2 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Гармаш Анна Евгеньевна____
(фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)
Программа разработана на основе:
примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы Сост. М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);
с. Белый Яр
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике составлена на основе примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы Сост. М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010) и авторской программы внеурочной деятельности «Мир мультимедиа» составитель Чежегова О.И.;
Рабочая программа соответствует ФК ГОС: федеральный компонент государственного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089), учебному плану МБОУ Белоярская СОШ на 2015-2016 г (принятого на заседании педсовета, протокол от 31 августа 2015г. № 81/6).
Краткая характеристика сущности данного предмета, его функции в системе школьного образования.
Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем внеурочных занятий в начальной школе, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной и духовной среды. Для детей начальной школы занятия изобразительной деятельностью формируют эмоционально-образное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности человека.
Современное развитие общества требует значительного улучшения эстетического воспитания обучающихся. Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Этой цели соответствует настоящая образовательная программа, направленная на создание благоприятных условий для творчества обучающихся.
Особенность программы в том, что дети будут знакомиться с миром мультимедиа технологий. Освоив эти умения, они смогут оформлять свои творческие работы при помощи компьютера, использовать возможности интернет и интернет приложений для создания рисунков и анимации.
Программа имеет практическую направленность.
Описание специфики и значение предмета для решения целей и задач образования школьников.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
ЦЕЛЬ:
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
Научить учащихся создавать, обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий;
Вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность;
Приобщить к эстетической культуре;
Развитие мотивации к сбору информации;
Научить учащихся пользованию Интернетом.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии;
Формирование активной жизненной позиции;
Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развитие культуры общения;
Развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
Развитие чувства прекрасного;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;
Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Общая характеристика курса.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Программа рассчитана на 34 часа в год для учащихся 2-х классов, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Формирование универсальных учебных действий
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты
Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, будут способны:
обработать или создать рисунок в растровом графическом редакторе;
создавать мультфильмы в конструкторе мультфильмов;
подготовить презентацию в редакторе презентаций Microsoft PowerPoint;
создавать произвольный рисунок с использованием автофигур и надписей Word Art в текстовом редакторе Word.
Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения.
Для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Практическая часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств ИКТ, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Данная рабочая программа предусматривает следующую последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Инфознайка»:
- Возможности ПК. (4 часа).
- Графический редактор Paint. (11 часов)
- Конструктор мультфильмов ( 11 часов)
- Редактор презентаций PowerPoint. (5 часов)
- Текстовый редактор Word. (2 часа)
Логические связи данной учебной дисциплины с остальными дисциплинами.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Вместе с математикой и окружающим миром курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Применение современных образовательных технологий обучения.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
индивидуальной – самостоятельная работа учеников с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Практика применения современных образовательных технологий на уроках информатики показывает, что метод проектов – содержательный практически значимый, интересный для учащихся способ обучения. Учебные проекты применяются как одна из форм работы по информатике. Итоги своей деятельности дети демонстрируют во время создания и защиты таких проектов.
Мини-проект: Создание мультфильма-проекта.
Содержание курса.
№ | Раздел информатики | Кол-во часов | Содержание |
1 | Возможности ПК | 4 | Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. |
2 | Графический редактор Paint | 11 | Выделение, перенос, копирование. Интерфейс Paint, настройка редактора. Выделение, перенос, копирование, откатка/накатка, вставка из файла, копирование в файл. Преобразования рисунка. Отражения, повороты, наклоны, растяжение, сжатие, копия экрана. Построение линий. Инструменты: Линия, Кривая. Изменение масштаба, пиксельная сетка. Построение фигур. Инструменты: Прямоугольник, Скругленный Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Рисование. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. |
3 | Конструктор мультфильмов | 11 | Анимация, компьютерная анимация. Интерфейс программы конструктора мультфильмов, вставка фона и декораций, вставка актеров и выбор их действия, создание анимации актеров и фона, вставка звука и фоновой музыки в мультфильм, подбор сюжета, создание мультфильмов, режим просмотра готового проекта. |
4 | Редактор презентаций PowerPoint | 5 | Знакомство с PowerPoint. Создание слайда, вставка картинки, текста. Дизайн слайда. Анимация картинки в PowerPoint. Эффекты анимации в PowerPoint. Подбор картинок для презентации. |
5 | Текстовый редактор Word. | 2 | Работа с автофигурами, текстом Word Art. Создание коллажа из автофигур. |
итого | 34 | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
2. Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
Перечень программного обеспечения:
Графический редактор Paint
Программа-конструктор мультфильмов
Текстовый редактор Microsoft Office Word
Редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint
Единая коллекция образовательных ресурсов.
http://www.neumeka.ru/risovanie_na_kompyutere.html
Список литературы
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» Методическое пособие / составитель М.Н. Бородин . М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.
Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
Программы внеурочной деятельности «Мир мультимедиа» составитель Чежегова О.И.
Календарно – тематическое планирование 2 класс.
№ урока | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты обучения |
план | факт |
-
| | | ТБ. Что умеет делать компьютер? | учащиеся знают правила поведения и ТБ в кабинете информатики |
-
| | | Компьютер и его основные устройства. Назначение клавиш-стрелок, . | учащиеся знают основные устройства компьютер, имеют представление о работе с клавиатурой и мышью |
-
| | | Работа с мышью в Программе «Раскраска» | учащиеся умеют выполнять мышью основные операции в программе «Раскраска» |
-
| | | Клавиатура. Работа в программе Rapid Typing | учащиеся имеют навык работы на клавиатуре и клавиатурном тренажере |
-
| | | Знакомство c графическим редактором Paint. | учащиеся имеют представление о работе с графическим редактором Paint. |
-
| | | Paint. Выделение, перемещение рисунка. Фон. | учащиеся умеют выделять, перемещать рисунок. Делать фон прозрачным |
-
| | | Paint. Копирование, вставка рисунка. | учащиеся умеют копировать и вставлять рисунок. |
-
| | | Paint. Создание рисунка Осень | учащиеся создают произвольный рисунок используя навыки работы в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Отражение рисунка | учащиеся умеют выполнять отражение рисунка в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Поворот, масштаб рисунка | учащиеся умеют выполнять поворот, масштаб рисунка в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей | учащиеся имеют навыки работы с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Работа с фрагментом рисунка | учащиеся имеют навыки работы с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Работа с дополнительной палитрой | учащиеся имеют навыки работы с дополнительной палитрой в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Работа с текстом. | учащиеся имеют навыки работы с текстом в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Paint. Создание рисунка "Новый год". | учащиеся создают произвольный рисунок с использованием надписей в графическом редакторе Paint. |
-
| | | Анимация, компьютерная анимация. | учащиеся имеют представление о том, что такое анимация и компьютерная анимация. |
-
| | | Программа конструктор мультфильмов | учащиеся умеют ориентироваться в интерфейсе конструктора мультфильмов. |
-
| | | Вставка фона и декораций в мультфильм. | учащиеся умеют вставлять фон и декорации |
-
| | | Вставка актеров в мультфильм и выбор их действия. | учащиеся умеют вставлять актеров и выбирать их действия |
-
| | | Создание анимации актеров и фона. | учащиеся умеют выполнять анимацию актеров и фона |
-
| | | Создание анимации актеров. | учащиеся умеют совмещать анимацию нескольких актеров |
-
| | | Вставка звука в мультфильм. | учащиеся умеют вставлять звуки в мультфильм |
-
| | | Вставка звука в мультфильм. | учащиеся умеют вставлять фоновую музыку в мультфильм |
-
| | | Подбор сюжета. Создание мультфильма. | учащиеся умеют выполнять подбор сюжетов для мультфильма |
-
| | | Создание мультфильма-проекта. | учащиеся умеют создавать полноценный мультфильм |
-
| | | Создание мультфильма-проекта. | учащиеся умеют создавать полноценный мультфильм |
-
| | | Демонстрация проекта. | учащиеся умеют включать созданные мультфильмы в режиме просмотра |
-
| | | Знакомство с PowerPoint. Создание слайда, вставка картинки, текста. | учащиеся имеют представление о работе с редактором презентаций Microsoft PowerPoint, учащиеся умеют создавать слайды, вставлять картинки, текст в редакторе презентаций Microsoft PowerPoint |
-
| | | Дизайн слайда. вставка рисунка | учащиеся умеют изменять дизайн слайдов, учащиеся умеют выполнять вставку рисунка |
-
| | | Анимация картинки в PowerPoint. | учащиеся умеют выполнять анимацию картинок, |
-
| | | Подбор картинок для презентации. | учащиеся умеют выполнять подбор картинок для презентации |
-
| | | Создание тематической презентации | учащиеся создают презентацию в редакторе презентаций Microsoft PowerPoint |
-
| | | Работа с автофигурами, текстом Word Art. | учащиеся имеют представление о работе с автофигурами в текстовом редакторе Word, |
-
| | | Word. Создание коллажа из автофигур. | учащиеся создают произвольный рисунок с использованием автофигур и надписей Word Art в текстовом редакторе Word |