Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
Павлово – Посадского муниципального района Московской области____
142542, Московская область, Павлово-Посадский р-он, д.Кузнецы, ул. Новая, д.14
Тел.:8(49643) 74-290; e-mail: moukuz@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Кузнецовская ООШ
___________ Пронина Е.А.
«____» _______________ 2017 г.
Рабочие материалы учителя
по внеурочной деятельности
«Краски радуги»
2 Б класс
Составитель: Шувикова Светлана Петровна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочие материалы учителя предназначены для изучения курса внеурочной деятельности «Краски радуги» во 2 классе МОУ Кузнецовской основной школы и разработаны на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ( ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования»;
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01. 2016 №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»
5.Рабочие материалы внеурочной деятельности «Краски радуги» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, ориентируясь на программу для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», и соответствуют ОП ООО МОУ Кузнецовской ООШ.
6.БУП МОУ Кузнецовской ООШ на 2017-2018 учебный год
Цель:
- состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную культуру у учащихся как неотьемлемую часть куль духовной. Цель курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно – творческой деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- художественно – эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
- расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
Обучающие:
- закрепление и развитие обучающимися основных правил изображения;
- отработка навыков работы различными инструментами и материалами;
- расширение границ в общении с искусством;
- влияние декоративно – прикладного искусства на жизненную среду человека;
- приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- воспитание зрительной культуры;
- способствовать умению изучения приемам исполнительского мастерства;
- расширение художественно – эстетического кругозора.
Место курса в учебном плане
Учебный план МОУ Кузнецовской ООШ предполагает изучение курса внеурочной деятельности "Краски радуги» во 2 классе из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Планируемые результаты
Предметные результаты изучение программы «Краски радуги» во 2–м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, торжество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформировать и закрепить представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомить обучающихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых их них;
Личностными результатами изучения программы «Краски радуги» во 2–м классе является формирование следующих умений:
Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей;
Овладение приемами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Умение работать самостоятельно и в группе;
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты изучения программы «Краски радуги» во 2–м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Выполнять последовательность действий на занятиях;
Уметь выстраивать свой план работы, наработанный на занятиях в объединении;
Учиться анализировать завершенность и поэтапную работу;
Учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
Учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией;
Учиться самостоятельно работать над композицией и выбранной темой.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью своего чувства и мировосприятия;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в использовании рабочего материала, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания и свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятий;
перерабатывать полученную информацию, делать вывод в ходе работы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) доносить свою информацию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
в) совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
уметь согласованно, работать в группах;
г) учиться планировать свою работу в группе;
д) учиться распределять между участниками проекта работу;
е) понимать общую часть проекта и точно выполнять свою часть работы;
ё) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы проведения занятий обусловлены тематическим планированием и предполагают: беседы по теории и истории изобразительного искусства, занятия – практикумы (в том числе рисование с натуры, по представлению, по наблюдениям), творческие мастерские, экскурсии.
Обучающийся научится:
- работе с основными видами изобразительного искусства
- анализу работ выдающихся художников и произведений искусства в разных жанрах
- изучению основных средств художественной выразительности
- работе с основными законами изображения и оформления
- работе с разными художественными материалами, техниками и их значении в создании художественного образа
- месту и значении изобразительных искусств в жизни общества и человека
Обучающийся получит возможность научится:
- пользоваться различными художественными материалами и создавать творческие композиционные работы в разных материалах;
- выполнять творческие работы в разных художественных техниках (коллаж и другие)
- выполнять разного вида творческие работы (плакат, живописная, графическая композиция, дизайн и оформление интерьера, стенгазета, поздравление)
- выполнять эскизы, продумывать материалы и планировать работу, в соответствии с художественной задачей
- владеть навыками плоского и объемного изображения
- применять правила построения изображения на плоскости.
Содержание учебного предмета
Знакомство с искусством
Виды деятельности: рисование, лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного
Виды деятельности: аппликация, лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства.
Красота в умелых руках
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа, попугая. Творческая работа на свободную тему.
Тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
Знакомство с искусством-11 ч. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | 01.09-08.09 | |
2 | Краски радуги, акварель. Приемы. | Различать цвета красок Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | 11.09-15.09 | |
3 | Холодные и теплые краски. | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | 18.09-22.09 | |
4 | Осень. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать композицию на тему | 25.09-29.09 | |
5 | Домашние животные. Рисуем птиц. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 02.10-06.10 | |
6 | Цыпленок. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 09.10-13.10 | |
7 | Мои любимые животные (лепка). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | 16.10-20.10 | |
8 | Колобок. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений | 23.10-27.10 | |
9 | Орнамент в полосе. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | 30.10-03.11 | |
10 | Орнамент в круге | 13.11-17.11 | |
11 | Орнамент в квадрате | 20.11-24.11 | |
В мире много интересного- 9 часов |
12 | Лепка животных. Домашние животные. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | 27.11-01.12 | |
13 | Мои любимые животные. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 04.12-08.12 | |
14 | Рыбки в аквариуме | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 11.12-15.12 18.12-22.12 | |
15 | Подводное царство. |
16 | Мои фантазии. | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 25.12-12.01 15.01-19.01 | |
17 | Придуманная страна |
18 | Рисование открытки к Новому году. | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создавать несложные новогодние открытки | 22.01-26.01 | |
19 | Рисование открытки к Рождеству | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создавать несложные рождественские открытки | 29.01-02.02 | |
20 | Снеговичок. | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | 05.02-09.02 | |
Красота в умелых руках – 10 часов |
21 | Деревья зимой (акварель). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Любоваться красотой природы. | 12.02-16.02 | |
22 | Веселые человечки. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. | 19.02-22.02 | |
23 | Портрет папы (поздравительная открытка). | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 26.02-02.03 | |
24 | Мои мечты. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | 05.03-09.03 | |
25 | Портрет мамы (цветные карандаши). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 12.03-15.03 | |
26 | Жар – птица. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 26.03-30.03 | |
27 | Роспись посуды. Вазочка. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. | 02.04-06.04 | |
28 | Расписной платок, акварель, фломастер. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | 09.04-13.04 | |
29 | Увлекательный космос. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | 16.04-20.04 | |
30 | Матрешка. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | 23.04-27.04 | |
Весна – красна – 5 ч |
31 | Как красиво весной (акварель). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | 30.04-04.05 | |
32 | Весенний букет (цв. карандаши). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | 07.05-11.05 | |
33 | Моя любимая игрушка. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | 14.05-18.05 | |
34 | Попугай (акварель). | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 21.05-25.05 | |
35 | Свободная тема (творческая работа). Выставка работ | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки | 28.05-31.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М. Норма, 2013.
Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В. Андреева. - Н. Новгород, 2014. - 200 с.
Савельева Е.А. О художественных способностях детей [Текст] / Е.А. Савельева // Управление современной школой. Завуч. - 2000. - № 6. – С.132-137.
Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В.Иванова – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
Речинская Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речинская, Е.А. Сошина. - М.: Владос, 2014. - 121 с.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 30 августа 2017 г. № 1 _____________ Вострякова О.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
____________ Шувикова С.П. |