СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Занимательное черчение»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса расчитана на 0,5 часов в неделю и знакомит с основами черчения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Занимательное черчение»»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Занимательное черчение» составлена на основе:


- примерной авторской программе по черчению 9 класс / авт.-сост. В. А. Гервер, В. В. Степакова, Е. А. Василенко, Л. Н. Анисимова; под ред. В. И. Якунина. – М.: Просвещение, 2010.


Общая характеристика предмета


Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый учащимися в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке учащихся.



Межпредметные и межкурсовые связи:



На уроках математики, информатики, ботаники, биологии, географии, технологии, изобразительного искусства используются различные графические изображения (графики, карты, академические и технические рисунки) и документы (чертежи, схемы), с которых считывается разнообразная специальная информация об изучаемых объектах, явлениях, процессах и т. д. Изучая предмет «Черчение», вы сможете расширить свои представления о способах получения графических изображений, узнаете, что чертеж является документом, который несет в себе информацию о форме, размерах, способах изготовления изделия, отображаемую с помощью графического языка.
Полученные графические знания вы сможете использовать в будущей специальности











Место в базисном учебном плане


Курс «Занимательное черчение» используется при организации предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса. Программа курса рассчитана на 17 часов в год. Курсу присущи практико – ориентированная профориентированная направленность. В основу обучения положена творческая работа.


Учебно-методический комплект для учителя


  1. Черчение: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / (В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Л. В. Курцаева, А. И. Шершевская); под. ред. В. В. Степаковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с. : ил. 2. Черчение: Учеб. для 7 – 8 кл. сред. общеобразоват. шк. /А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышепольский., под. ред. А. Д. Ботвинникова. – 4- изд., дораб. – М.: Просвещение, 1992. – 222 с.: ил.

Учебно-методический комплект для учащихся


  1. Черчение: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / (В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Л. В. Курцаева, А. И. Шершевская); под. ред. В. В. Степаковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с. : ил.

Изучение черчения на курсе предпрофильной подготовки девятиклассников направлено на достижение следующих целей


- формирование интереса и положительной мотивации школьников к творческой графической деятельности и будущей профессиональной деятельности. - творческих способностей и интереса к выполнению творческого проекта; - стремление проявлять свои способности и добиваться успеха; - умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике; - коммуникативных навыков которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческую работу; - формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Кроме того, курс представляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям «технологии» и «искусству». Он призван способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Целью изучения предмета «Черчение» является приобщение к особому, целостному пласту культуры — графическому, появление которого обусловлено социально-экономическим развитием общества, а также потребностью передавать и сохранять разнообразную информацию о трехмерных объектах (машинах, игрушках, приборах и т. д.), созданных человеком.
На занятиях черчением вы познакомитесь с различными графическими способами передачи сведений об объектах предметного мира. Это позволит вам освоить графический язык, с помощью которого осуществляется обмен технической, технологической и другими видами информации между людьми.
Информацию друг другу люди передают устным, письменным и другими способами, а также с помощью жестов, условных знаков. Информацию можно извлечь отовсюду:
из учебников, книг, газет, журналов, телепередач, кино- и видеофильмов и т. д. На производстве информация передается в виде текстов и чертежей, справок и отчетов, таблиц и других документов, которые выполняются ручным или машинным способом (на ПК).
Графическая информация фиксируется с помощью графических средств и способов. Она воспринимается человеком через органы зрения, т. е. визуально.
Графическая культура — совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов передачи различной информации в науке, технике, искусстве, производстве, экономике и т. д. Составной частью графической культуры является графический язык. С его помощью передается упомянутая информация о трехмерных объектах.
Основу графического языка составляют методы и способы построения изображений на чертежах, а также правила оформления конструкторской документации.
Полученные графические знания вы сможете использовать в будущей специальности, а также в быту при мелком ремонте технических приборов и оборудования. Решение графических задач будет содействовать развитию образного (пространственного), логического, абстрактного и творческого мышления. Изучение предмета создаст условия для формирования и развития сообразительности, внимания, усидчивости и аккуратности качеств, необходимых людям разных профессий.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе освоения данного курса обучающиеся приобретают знания о:

  • мире современных профессий типа «человек - техника» и «человек художественный образ»;

  • конструировании и моделировании предметов.

На основе усвоенных знаний формируются умения:

  • выполнять декоративно – прикладные работ.

Выполнение чертежей деталей и их анализ создают предпосылки для развития склонности к изучению техники, архитектуры. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое применение межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышает интерес к изучению предмета.

Структура этой деятельности может быть представлена следующей цепью её компонентов:  осознание целиорганизованный поискприменение и расширение графических знанийовладение сопутствующими способами действия и сопутствующими приёмами мышленияграфический результатсамоконтрольразвитие творческих качеств личности.


Требования к знаниям и умениям школьников



Учащиеся должны иметь представления:


об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
о чертежах различного назначения.


Учащиеся должны знать:


основы метода прямоугольного проецирования; способы построения прямоугольных проекций; способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды);
правила оформления чертежей.









Учащиеся должны уметь:


правильно пользоваться чертежными инструментами; выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать чертежи несложных изделий;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Содержание обучения


Техника выполнения чертежей и правила их оформления


История развития чертежа. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила работы с чертежными инструментами. Правила оформления чертежей: Понятие о стандартах ЕСКД, форматы, основная надпись чертежа, чертежные шрифты и линии.


Проецирование


Общие сведения о проецировании. Проекция. Плоскость проекции. Проецирующий луч Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное и косоугольное проецирование.


Прямоугольное проецирование


Проецирование на одну плоскость проекций (фронтальную). Проецирование на несколько плоскостей (фронтальную, горизонтальную, профильную). Ось проекции. Выполнение чертежей в системе прямоугольных проекций.


Расположение видов на чертеже. Местные виды.


Вид. Вид спереди (главный). Вид сверху. Вид слева. Правила расположения видов. Местные виды, способы их выполнения и значение.


Получение аксонометрических проекций


Аксонометрическая проекция. Понятия о косоугольной фронтальной диметрической проекции, прямоугольной изометрической проекции, основные черты их сходства и различия. Выполнение чертежей с применением диметрического и изометрического проецирования.


Построение аксонометрических проекций


Положение осей. Способы построения аксонометирческих проекций плоских фигур (фронтальная диметрическая проекция, порядок построения, изометрическая проекция). Способы построения аксонометирческих проекций плоскогранных предметов.


Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности


Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Построение овала. Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих округлые поверхности.


Технический рисунок


Технический рисунок. Правила и способы выполнения технического рисунка. Черты сходства и различий между техническим рисунком и аксонометрические проекции предметов.


Анализ геометрической формы предмета


Формы геометрических тел: цилиндр, призма, полный конус, усеченный конус, пирамида. Характеристика форм деталей, имеющих в своей основе геометрические тела (ось, прокладка, ролик, втулка, валик, вилка и т. п). Анализ геометрической формы различных деталей.


Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел


Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольных и шестиугольных призм. Проецирование правильной четырехугольной пирамиды. Проецирование цилиндра и конуса. Проекции шара. Проекции группы геометрических тел.


Проекции вершин, ребер и граней предмета


Элементы поверхности предмета: ребра, вершины. Грани, кривая поверхность. Правила изображения элементов предметов. Построение проекций точек на поверхности предмета.


Порядок построения изображений на чертежах


Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Проекции детали. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида.


Нанесение размеров с учетом формы предмета


Дополнительные сведения о правилах нанесения размеров на чертежах с учетом формы предмета. Габаритные размеры. Виды размерных линий и способы их нанесения. Практическое выполнение чертежей на заданную тему.


Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей


Анализ графического состава изображений. Деление окружности на равные части (три, четыре, пять, шесть, восемь частей). Сопряжения. Точки сопряжений. Центры сопряжений. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса (общий способ). Сопряжения окружности и прямой дугой заданного радиуса. Применение геометрических построений на практике.


Чертежи разверток поверхностей геометрических тел


Развертка. Линия сгиба. Чертежи разверток поверхностей призм и цилиндров. Чертежи разверток поверхностей конуса и пирамиды. Практическое выполнение деталей геометрических тел.


Порядок чтения чертежей


Чтение основной надписи чертежа и содержащаяся в ней информация. Определение главного вида детали, представленной на чертеже. Определение формы детали чертежа. Определение размеров детали и ее элементов.


Итоговое занятие


«Прощай черчение?» Итоговая беседа с элементами профориентации.


Возможные критерии оценки работы



1. Конструктивные:

  1. прочность, надежность.

  2. Соответствие конструкции назначению изделия.


2. Технические:

  1. сочетание материалов

  2. сложность и объем выполненных работ


3. Экологические:

  1. возможность использования отходов производства

  2. возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы


4. Эстетические:

  1. оригинальность формы

  2. композиционная завершенность

  3. цветовое решение

  4. стиль


5. Экономические и маркетинговые:

  1. потребность в данном изделии

  2. возможность массового производства

  3. целесообразный вид рекламы

Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Техника выполнения чертежей и правила их выполнения.

1

2.

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

3

3.

Аксонометрические проекции.

4

4.

Чтение и выполнение чертежей.

8


Итого:

17


Список литературы:


1. Примерной авторской программе по черчению 9 класс / авт.-сост. В. А. Гервер, В. В. Степакова, Е. А. Василенко, Л. Н. Анисимова; под ред. В. И. Якунина. – М.: Просвещение, 2010.


2. Черчение: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / (В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Л. В. Курцаева, А. И. Шершевская); под. ред. В. В. Степаковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с. : ил.

2. Черчение: Учеб. для 7 – 8 кл. сред. общеобразоват. шк. /А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышепольский., под. ред. А. Д. Ботвинникова. – 4- изд., дораб. – М.: Просвещение, 1992. – 222 с.: ил.

4.Воротников И.А., Занимательное черчение: - М.: Просвещение, 1990 г. –223 с.

5.. Хакимов Г.Ф., Вахитов Р.Р., Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа –Пресс, 1999. – 112 с. (Библиотека журнала «Школа и производство» Вып.3)

6. Гервер В.А., Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1998. – 144 с.

7.Ботвинников А.Д., Пути совершенствования методики обучения черчению: Пособие для учителей. – М.: просвещение, 1983. -128 с.

8. Эйдельс Л.М., Элементы математики в черчении. Пособие для учителей. М.: Просвещение 1986 г., - 119 с.

9. Ботвинников А.Д. Вышнепольский И.С., черчение в средней школе: Пособие для учителя – м.: Просвещение, 1989. – 111 с.

10. Попова Г.Н., Иванов Б.А., Условные обозначения в чертежах и схемах по ЕСКД. Справочное пособие – Л., «Машиностроение» 1976. – 208 с.

11. Василенко Е.А., Жукова Е.Т., Карточки задания по черчению – М.: просвещение, 1985. – 224 с.


Календарно – тематическое планирование элективный курс Занимательное черчение 9 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Техника выполнения чертежей и правила их выполнения – 1 ч.

1.

Техника выполнения чертежей и правила их выполнения.

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с чертежными инструментами. Правила оформления чертежей.

Знать: Правила техники безопасности при работе с чертежными инструментами. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей.

Уметь: Правильно организовывать рабочее место. Вычерчивать рамку и графы, заполнять рамку чертежным шрифтом.

Контроль выполнения практической работы.



Чертежи в системе прямоугольных проекций – 3 ч.

2.

Проецирование.

Общие сведения о проецировании. Получение проекции точки. Проекция фигуры. Центральное и параллельное проецирование.

Знать: Понятие «Проецирование». Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

Уметь: Объяснять правила проецирования и способы получения проекций.




3.

Прямоугольное проецирование.

Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну плоскость проекций. Проецирование на несколько плоскостей проекций.

Знать: Понятие «Прямоугольное проецирование». Проецирование на две проекции предмета. Проецирование на три проекции предмета.

Уметь: Выполнять чертеж детали на три проекции предмета.

Контроль выполнения практической работы



4.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Расположение видов на чертеже. Правила расположения видов. Местные виды. Вид спереди. Вид сверху. Вид слева. Моделирование.

Знать: Расположение видов на чертеже. Правила расположения видов.

Уметь: Давать определение вида. Объяснять, какой вид называется главным и почему.




Аксонометрические проекции – 4 ч.

5.

Получение аксонометрических проекций.

Аксонометрическая проекция. Образование аксонометрических проекций. Фронтальная диметрическая и изометрическая аксонометрические проекции.

Знать: Аксонометрическая проекция. Способы получения аксонометрических проекций. Уметь: Сравнивать образование фронтальной диметрической и изометрической аксонометрических проекций.




6.

Построение аксонометрических проекций.

Положение осей. Размеры, откладываемые при выполнении чертежа вдоль аксонометрических осей в изометрической и фронтальной диметрической проекциях. Аксонометрические проекции плоских фигур и плоскогранных предметов.

Знать: Положение осей. Размеры, откладываемые при выполнении чертежа вдоль аксонометрических осей в изометрической и фронтальной диметрической проекциях.

Уметь: Выполнять чертежи аксонометрических проекций плоскогранных предметов.

Контроль выполнения практической работы



7.

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Построение овала.

Знать: Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей.

Уметь: Выполнять чертежи аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности.

Контроль выполнения практической работы



8.

Технический рисунок.

Технический рисунок. Построения, облегчающие выполнение технических рисунков. Технический рисунок деталей.

Знать: Технический рисунок. Построения, облегчающие выполнение технических рисунков.

Уметь: Отличать технический рисунок от аксонометрической проекции.




Чтение и выполнение чертежей – 8 ч.

9.

Анализ геометрической формы предмета.

Геометрические тела. Цилиндр. Конусы: полный и усеченный. Призма. Пирамида. Детали, имеющие в своей основе геометрические тела.

Знать: Геометрические тела. Цилиндр. Конусы: полный и усеченный. Призма. Пирамида.

Уметь: Анализировать формы деталей, имеющих в своей основе геометрические тела.




10.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Правила проецирования: куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных треугольной и шестиугольной призм, правильной четырехугольной пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Знать: Правила аксонометрического проецирования геометрических тел.

Уметь: Анализировать чертежи группы геометрических тел.




11.

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Изображения элементов предмета. Элементы поверхности предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета.

Знать: Проекции вершин, ребер и граней предмета. Элементы поверхности предмета.

Уметь: Объяснять правила построения проекций точек на поверхности предмета.




12.

Построение проекций точек на поверхности предмета.

Построение проекций точек на поверхности предмета. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Анализ формы детали. Последовательность построения видов на чертеже детали.

Знать: Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали.

Уметь: Строить проекции деталей.

Контроль выполнения практической работы



13.

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Правила нанесения размеров. Габаритные размеры.

Знать: Правила нанесения размеров. Габаритные размеры.

Уметь: Наносить размеры с учетом формы предмета.

Контроль выполнения практической работы



14.

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ графического состава изображений. Деление окружности на равные части. Сопряжения.

Знать: Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ графического состава изображений.

Уметь: Делить окружность на равные части. Выполнять сопряжения.




15.

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел: призм и цилиндров, конуса и пирамиды.

Знать: Правила построения чертежей разверток поверхностей геометрических тел.

Уметь: Строить чертеж развертки поверхностей пирамиды.




16.

Порядок чтения чертежей.

Порядок чтения чертежей.

Знать: Порядок чтения чертежей.

Уметь: Уметь читать чертежи.




17.

Итоговое занятие.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!