МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /____________ А.М. Токмакова подпись Протокол №______ от «___» ____________2017 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 «б» класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
Максимова И.Е..,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 1 классе по окружающему миру составлены на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова и дополнены национально-региональным компонентом. Программа разработана на основе требований ФГОС НОО. В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет "Окружающий мир" изучается в 1 классе по 2 часа в неделю. 33 недели * 2 часа = 66 часов. Календарно-тематическое планирование содержит планируемые результаты - личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Цель – способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Основные принципы отбора материала
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Система оценки достижений учащихся: безотметочное обучение
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
_ положительное отношение к школе и учебной деятельности;
_ представление о причинах успеха в учебе;
_ интерес к учебному материалу;
_ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
_ знание основных моральных норм поведения;
_ осознание своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; Республики Бурятия
_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
_ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
_ осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
_ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
_ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
_ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
_ воспринимать смысл познавательного текста;
_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая, неживая, животные, растения и т.д.);
_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать участие в работе парами и группами;
_ допускать существование различных точек зрения;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ принимать другое мнение и позицию;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ строить понятные для партнера высказывания;
_ задавать вопросы;
_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
_ различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
_ различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
_ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
_ различать и называть основные части растений;
_ узнавать растения, деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
_ использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
_ описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
_ узнавать государственную символику Российской Федерации и Республики Бурятия;
_ различать прошлое, настоящее и будущее;
_ определять родственные связи в семье;
_ соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
_ использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
_ находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, Республику Бурятия.и его главный город Улан-Удэ.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.
Содержание программы
Окружающий мир: природа, общество, труд
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население Республики Бурятия. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
Окружающий мир (Н.Я.Дмитриева)
66 часа (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | Виды деятельности | № задания | По плану | коррекция |
1 четверть (18часов). |
| Природа. | | | | | | | |
1-4 | Что такое окружающий мир? Где мы живем? Природа и её изменчивость. | Ознакомить детей с понятием «окружающий мир». Формировать умение составлять небольшой рассказ о чело-веческом обществе, объектах окружающего мира. Дать предс-тавление о том, почему изменяе природа по временам года. | 2 | Дидактич игры, вы-полнение индивидуал заданий, работа с учебник и тетрадью. | Стр. 2-5 | 05,08 сент | |
5 | Первые «учебн» человека. | Уметь наблюдать за природ, видеть связь человека с природ. | 1 | | 6-7 | 12 | |
6 | Вселенная – это космос. | Знать понятия «вселенная», «космос», «планета»; | 1 | | 8-9 | 15 | |
| Звёзды, планеты. | | | | | | |
7 | Земля как планета. | Знать, что планета Земля – составная часть вселенной; зависимость жизни на Земле от планеты Солнце; Луна – естественный спутник Земли. Уметь различать планеты от спутников. | 1 | Дидактич игры; вы-полнение работы в тетрадях; индивиду-альных заданий; и в парах; работа с кар-той природных зон. | 10-11 | 19 | |
8 | Условия, необходимые для жизни на Земле. | Знать: от чего зависит жизнь на Земле; каким образом различные явления природы зависят от Луны и Солнца. | 1 | | 12-13 | 22 | |
9 | Значен воды на Земле. Экология водных простра. | Знать значение воды для природы и жизнедеятельности человека. | 1 | | 12-13 | 26 | |
10 | Значение воздуха на Земле. Экология воздушного пространства. | Знать, что такое «экология»; о влиянии действий человека на воздух (загрязнен); о роли воздуха для всего живого на Земле. Иметь представл об экологии и бережном отношен к природ. | 1 | | 14-15 | 29 | |
11 | Разнообразие природы (на примере России и родного края). | Знать о разнообр природы России и родн края; о природных зонах; обитателях животного мира России и родного края. Уметь рассказыв о природе родного края и России; работать с картой прир зон; различ понят «дикие» и «домашние» животн. | 1 | | 16-17 | 3 окт | |
12 | Живая и неживая природа. Красная книга. Белая книга природы. | Знать о живой и неживой природе; о губительной роли человека в исчезновении растительности и животного мира. Уметь отличать объекты живой природы от неживой. | 1 | | 18-20 | 6 | |
13 | Животные. | Знать о классификации животного мира на группы:; об условиях обитания каждого царства животных. Уметь различ группы животных и об условиях их обитания. | 1 | | 21 | 10 | |
14-15 | Растения. Строение расте-ний. «Чёрный список» Красной книги природы. Комнатные растения. | Знать основные части растений; о роли корня в жизнеобеспе-чении растения; о многолетних и однолетних растениях; о вы-мерших видах; о комнатных растениях. Уметь различ части растен их виды; ухажив за комн растения. | 2 | | 22-23 | 13,17 | |
16 | Разнообразие растений и животных. | Знать о завис-ти животн и растительного мира друг от друга. Уметь называть животных; отличать растения: дерево, кустарник, трава. | 1 | Дидакт игры, индиви-дуальная работа с карточками; в парах | 24-25 | 20 | |
17 | Природа и человек. | Знать о влиян челов на прир; экологич проблемах на Земле. Уметь бережно относиться ко всему живому. | 1 | | Тетр. | 24 | |
18 | Экскурсия в парк. | Знать названия некоторых растений. Уметь отличать дерево от кустарника. | 1 | | Тетр. | 27 | |
2 четверть (15 часов). |
1 | Народные праздники. | Знать об осенних народных праздниках; о народных приметах, связанных с народными православными праздниками. Уметь рассказать о временах года, народных приметах. | 1 | Оформлен классной комнаты для утрени-ка, заучиван стихов, потешек, примет. | | 31 | |
| Развитие Земли. | | | | | | | |
2-3 | Земная поверхность. Труд человека. | Знать понятие «чернозём». Иметь представление о том, что необходимо для роста культурных растений; для чего рыхлят землю перед посадкой и во время роста растений; почему землю называют кормилицей. Уметь ухаживать за растениями; рассказать о профессиях. | 2 | Дидакт игры; работа в тетради; с инфор-мац источниками; знак с символами на карте, глобусе; посе-щение краевед музея. | 27-29 | 03.11 14.11 | |
4 | Этапы изучения планеты Земля. | Иметь представлен о том, откуда люди так много знают, где и что находится на Земле. Уметь работать с энциклопедиями Знать о роли путешественников; о различных географических энциклопедиях для детей младшего школьного возраста. | 1 | | 30-31 | 17 | |
5 | Глобус – модель Земли. | Знать понятие «модель Земли»; название материков, океанов. Иметь представление о смене дня и ночи. Уметь находить материки и океаны на глобусе. | 1 | | 32-33 | 21 | |
6 | Географическая карта. Азбука географии. | Знать карты: географическую, полушарий, родного края. Иметь представл о различн населённых пунктах, их обозна-чении на карте.Уметь работать с географическими картами | 1 | | 34-35 | 24 | |
7 | Азбука географии. | Знать географические обозначения на карте. Уметь давать словесн описание земной поверхности по карте. | 1 | | 36-37 | 28 | |
8 | Облик земли постоянно меняется. | Иметь представление о причинах изменения облика Земли. Знать о роли человека в причинах изменения облика Земли. | 1 | | 38-39 | 1 дек | |
9 | Тепловые пояса. | Иметь представление о том, от чего зависит количество солнечного тепла на Земле. Знать о полюсах; климатич условиях в различн местах Земли. Уметь находить на глобусе полюса: Северный и Южный. | 1 | | 40-41 | 5 | |
10 | Появление и развитие жизни на Земле. | Знать что в Солнечной системе только на Земле есть жизнь; о различных точках зрения о появлении жизни на Земле. Уметь рассказывать о появлении и развитии жизни на Земле. | 1 | | 42-45 | 8 | |
11 | Древн и современ расте-ния и животные. Экскур-сия в краеведческ музей. | Иметь представл о древн и современ растениях и животных. Знать некоторые названия древних и современных растений и животных. | 1 | | 46-47 | 12 | |
12 | Урок – викторина «Удиви-тельные превращения». | Уметь работать в группе и самостоятельно; способствовать развитию памяти, внимания. | 1 | Дидактические игры, работа в группах. | 48-49 | 15 | |
13 | Растительноядные и хищные животные. | Знать о растительноядных и хищных животных. Уметь делать выводы, анализировать. | 1 | | 50-51 | 19 | |
14 | Обобщение пройденного;. | Уметь отвечать на вопросы о ранее изученном материале; | 1 | | | 22 | |
| Становление человека. | | | | | | |
15 | Древние люди.Человек – собиратель растений. | Иметь представление о древнейших людях. Знать о способах выживания человека в природе. Уметь развивать любознательность. | 1 | Дидакт игры; работа с учебником, тетра-дью; индив работа по карточк; в паре игруп | 4-7; 14 | 26 | |
3 четверть (19 часов). |
1 | Изменения древнего человека. Родовой строй. | Знать историю превращения человека в сознательное существо; как труд изменил быт человека. | 1 | | 16; 18 | 29 | |
|
2 | Орудия труда. Кочевники и земледельцы . | Знать орудия труда у первобытных людей. Уметь различать понятия «кочевники», «земледельцы». | 1 | | 15; 17 | 15.01 | |
3 | Одомашнивание животных. | Иметь представление об одомашнивании животных. Знать названия домашних животных. Уметь различать понятия «дикие» и «домашние» животные. | 1 | | 19-20 | 19 | |
4 | Окультуривание растений. | Знать об истории становл с/ хоз; о выращ культурн растен. Уметь выращивать и ухаживать за растениями. | 1 | | 21 | 23 | |
5 | Земля рассказывает о себе. | Иметь представление об археологии. Знать понятие «археология». Уметь связно пересказать услышанное. | 1 | | 22-23 | 26 | |
6 | Общие представл об архе-ологии, палеонтологии. | Знать, о роли археолог и палеонтол в изучении становлен человечества, создания орудий труда. Уметь пересказать, услышанный новый материал. | 1 | | Доп. М-л | 30 | |
7 | Урок-экскурсия в краеведческий музей. | Знать, о названии музея и истории появления родного города. Уметь рассказать о своём городе. | 1 | | Доп. М-л | 2февр | |
8 | Обобщение пройденного, проверь себя. | Уметь связно рассказать по определённой теме. Знать ответы на вопросы по изученной теме. | 1 | | Доп. 24 | 6 | |
| Кто мы такие? | | | | | | | |
9 | Мы – часть окружающего мира. | Иметь представление о множестве людей прожив на Земле. Знать об изменении жизни людей на Земле Уметь связно рассказать услышанное. | 1 | Дидакт игры; выполн индивид заданий; ра-бота с информац ис-точн; в парах и групп. | 26-27 | 9 | |
10-11 | Человеческие расы, национальности. | Иметь представление о понятии «раса»; Знать свою национальность. Уметь рассказать о национальных традициях. | 2 | | 30-31 | 13,16 | |
12-13 | Уроки-практикумы. Посадка растений | Уметь работать в коллективе. Знать названия профессий. | 2 | | 32-33 | 20,23 март | |
14 | Семья, происхождение имён, фамилий. | Иметь представление об истории происхожд имён и фамил. Знать о своих корнях (предках). Уметь рассказать о своей семье, своём имени. | 1 | | Доп. М-л | 6 | |
15 | Природные условия и человек. | Знать, как живётся людям в различн климатических поясах. Уметь различать климатические пояса. | 1 | | 28-29 | 9 | |
17 | Страна, где мы живём. | Знать о своей Родине, родном крае, городе. Уметь рассказать о городе, его достопримечательностях. | 1 | | 34-35 | 13 | |
18-19 | Фотографии моей Родины,. | Стремление знать больше о своей Родине. Уметь рассказать о столице нашей Родины. | 2 | | Доп. М-л | 16,20 | |
4 четверть (14 часов). |
1-2 | Заочное путешествие по родному краю. | Знать о природе родного края; историческое прошлое и настоящее. Уметь связно рассказать о родном крае. | 2 | Дидакт игры; выпол-нение индивид задан; работа с информ ис-точн; в парах и гру. | Доп. М-л | 23 | |
3 | Мы разные по внешнему виду и возрасту. | Знать об отличии взрослого человека от ребёнка Уметь рассказать о взрослом человеке, ребёнке (отличие). | 1 | | 30-31 | 3 | |
4 | Мы живём в разные времена суток. | Знать часовые пояса нашей страны и стран мира. Уметь понимать время суток по часам. | 1 | | 36-37 | 6 | |
5 | Мы живём в разных странах. | Знать государства на планете Земля. Уметь показать по карте ближайших наших соседей. | 1 | | 38-39 | 10,13 | |
6 | Что вы знаете о своей стране. | Иметь представление о карте Российской Федерации. Знать названия рек, морей, озёр страны; столицы России. | 1 | | 40-41 | 17 | |
7 | Из истории Древней Руси. | Знать историю Др Руси; о славянах, кочевниках; былины русского народа Уметь прочит небольшой отрывок из былины и пересказать. | 1 | | 42-43 | 20 | |
8 | Законы современной жизни. | Иметь представление о госуд-ве, президенте, правительстве. Знать, главу нашего государства; Осн закон страны – Конст. Уметь пересказать прослушанный материал. | 1 | | 44-45 | 24 | |
9 | Ознакомление с Красной книгой. | Знать понятие «экология». Уметь бережно относиться к природе родного края. | 1 | | 34-35 | 27 | |
10 | Животные и растения наш края, в Красн книге. | Знать заповедные места родного края; о Красной книге. Уметь бережно относиться к животным и растениям. | 1 | | Доп. М-л | 4 | |
11 | Урок-викторина «Лесная сказка». | Иметь представление о природе и истории родного края. Знать стихи о природе.Уметь рассказ об истории края. | 1 | | Доп. М-л | 8 | |
12 | Отдых людей. | Знать о значимости отдыха для человека. Уметь организовывать активный отдых. | 1 | | Доп. М-л | 11 | |
13 | Связь между людьми на планете. | Иметь представление о том, как люди на планете друг друга понимают, роли средств массовой информации для человеческого общения и познания окружающего мира. | 1 | | 46-47 | 15 | |
14 | Резервный урок. | | 1 | | | 18 | |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
название города Улан-Удэ, номер своего дома, адрес школы;
названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
государственную символику России, Республики Бурятия.
первый куплет и припев гимна России, Республики Бурятия.
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения в городе во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
название органов чувств и их функции;
названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
название каждого времени года и их последовательность;
основные признаки времен года;
правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
правила пожарной безопасности
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
различать объекты природы и изделия человека;
различать объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев Республики Бурятия ;
приводить примеры кустарников и травянистых растений Республики Бурятия;
приводить примеры съедобных грибов Республики Бурятия;
приводить примеры ядовитых ягод Республики Бурятия;
ориентироваться в основных достопримечательностях Республики Бурятия;
называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
написания на конверте своего адреса;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
Итоговая контрольная работа
Подведение частных понятий под общее
Базовый уровень
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.
А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.
Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.
3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;
а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.
Задание 2
Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.
Окунь слон динозавр рысь мамонт пещерный лев курица | древние животные современные животные |
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более 3 ошибок.
Задание 3
Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.
Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;
1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.
Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.
Выделение частей целого
Задание 4
Подпиши части растения.

Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.
Установление причинно-следственных связей
Задание 5
Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.
Горы, Солнце, вода, цветы, воздух
Уровни выполнения задания 5
4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
1-й уровень – задание выполнено неверно.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 6
Напиши название страны, в которой ты живешь.(Россия)
Напиши название столицы нашего государства.(Москва)
Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.(Прохоровка)
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – задание выполнено верно;
3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
1-й уровень – задание выполнено неверно.
Повышенный уровень
Задание 7
Подчеркни названия домашних птиц:
Курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь
Задание 8
Найди лишнее слово и подчеркни его:
Пчела, муравей, жаба, комар.
Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.
Задание 9
Напиши названия:
весенних месяцев _______________________________
нашей страны ____________________________
1)(март,апрель, май)
2)Россия
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
6. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику
«Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
7. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
8. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения
по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
9. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
10. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по
содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.