СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература 10 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по литературе составлена  на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной./ М.: «Просвещение», 2008 г.

  Программа составлена на 102 часа из расчета 3 ч. в неделю (базовый уровень). Примерная программа среднего общего образования по литературе определяет специфику изучения литературы на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература 10 класс"»



Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной./ М.: «Просвещение», 2008 г.

Программа составлена на 102 часа из расчета 3 ч. в неделю (базовый уровень).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Примерная программа среднего общего образования по литературе определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

В 10-11 классах линейный курс основан на историко-художественной основе ( русская литература XIX и XX веков).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д.















Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.





Учебно-тематический план курса литература 10 класс(102)


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Александр Сергеевич Пушкин

11

3

Михаил Юрьевич Лермонтов

11

4

Николай Васильевич Гоголь

7

5

Иван Александрович Гончаров

4

6

Александр Николаевич Островский

6

7

Иван Сергеевич Тургенев

7

8

Федор Иванович Тютчев

4

9

Афанасий Афанасьевич Фет

2

10

Николай Алексеевич Некрасов

8

11

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

3

12

Лев Николаевич Толстой

13

13

Федор Михайлович Достоевский

8

14

Николай Семенович Лесков

2

15

Антон Павлович Чехов

6

16

К.Хетагуров

1

17

Зарубежная литература

3



Программа составлена на основе программы «Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2008.

Учебник. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный. В 2 ч. / В.И. Коровин. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2009г.


Количество часов по учебному плану 102

Количество контрольных работ 2, работ по развитию речи 15











Тема

К.Ч

№/У

Тема урока

Дата

Корректировка

1

Введение

1

1

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.



2

Литература

I половины

19 века

30

2

Поэтические предшественники А.С. Пушкина.




А.С. Пушкин

11

3

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.






4

Романтическая лирика А.С. Пушкина.






5

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.






6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике

А.С. Пушкина.






7

Философская лирика А.С. Пушкина.






8

РР Тема жизни и смерти в лирике А.С. Пушкина. (Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина)






9

Петербургские повести А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник»






10

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».






11

Повторение романа «Евгений Онегин».






12,

13

РР Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.




М.Ю. Лермонтов

11

14

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.






15

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.






16

РР Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.






17

Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.






18

Мечта о гармонии и прекрасном в мире. Лирика

М.Ю. Лермонтова.






19

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.






20,

21

Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова.

«Демон», «Мой Демон».






22

Повторение романа «Герой нашего времени».






23,

24

РР

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.




Н.В. Гоголь

7

25

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.






26

«Петербургские повести». Н.В. Гоголь.






27

Повесть «Невский проспект».

Анализ произведения.






28

Повесть «Портрет»






29

Повторение поэмы «Мертвые души».






30,

31

РР Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.



3

Литература

II половины

19 века

67

32

Русская литература II половины 19 века. Обзор.




И.А. Гончаров

4

33

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.






34

Роман «Обломов». Образ главного героя.






35

«Обломов» как роман о любви.






36

Роман «Обломов» в русской критике.




А.Н. Островский

6

37

А.Н. Островский. Жизнь и творчество.






38

Драма «Гроза». История создания.






39

Анализ драмы «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров. Своеобразие конфликта. Смысл названия.






40

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».






41

Нравственная проблематика пьесы «Гроза».






42

РР Споры критиков вокруг драмы «Гроза».




И.С. Тургенев

7

43

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.






44

Роман «Отцы и дети». История создания.






45

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.






46

«Отцы» и «дети» в романе.






47

Любовь в романе «Отцы и дети».






48

РР Анализ эпизода «Смерть Базарова».






49

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».






50

КР Зачет. Итоги I полугодия.




Ф.И. Тютчев

4

51

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.






52

Единство мира и философия природы в лирике

Ф.И. Тютчева.






53

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева.






54

Любовная лирика Ф.И. Тютчева.




А.А. Фет

2

55

А.А. Фет. Жизнь и творчество.






56

РР Любовная лирика А. Фета. (Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)




А.К. Толстой

1

57

А.К. Толстой. Жизнь и творчество.




Н.А. Некрасов

8

58

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.






59

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.






60

Н.А. Некрасов о поэтическом труде.






61

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова.






62

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция.






63

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».






64

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».






65

РР Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». (Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

Н.А. Некрасова)




М.Е. Салтыков-Щедрин

3

66

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.






67

Роман «История одного города».






68

Жанр и композиция р. «История одного города».




Л.Н. Толстой

13

69

Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути.






70

«Севастопольские рассказы». Народ и война.






71

Роман «Война и мир». История создания. Особенности жанра. Образ автора.






72

Духовные искания Андрея Болконского.






73

Духовные искания Пьера Безухова.






74

Женские образы в романе «Война и мир».






75

Семья Ростовых и семья Болконских.






76

Тема народа в романе «Война и мир».






77

Кутузов и Наполеон.






78

РР Анализ эпизода р. «Война и мир».






79,

80

РР Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». (Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Л.Н. Толстого)






81

Резервный урок.




Ф.М. Достоевский

8

82

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.






83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.






84

История создания романа «Преступление и наказание».






85

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание».






86

Духовные искания интеллектуального героя, способы их выявления.






87

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.






88

«Двойники» Раскольникова.






89

РР Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога. (Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»)




Н.С. Лесков

2

90

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».






91

Поэтика названия «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повести.




А.П. Чехов

6

92

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы 80-90 гг. «Человек в футляре»






93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг.






94

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».






95

Особенности драматургии А.П. Чехова.






96

Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов.






97

Символ сада в п. «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.






98

КР Зачет. Итоги II полугодия.



4

Из зарубежной литературы

3

99

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сб. «Осетинская лира».






100

«Вечные вопросы зарубежной литературы.






101

Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.






102

Нравственные уроки русской литературы 19 века. Итоговый урок.







Содержание тем учебного курса. Литература 10 класс (102 часа)


Тема

Содержание

К. ч.

Знания, умения, навыки

1

Введение.

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. Обзор их творчества с обобщением ранее изученного.

2

Знать о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Знать о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений; особенности жанра оды. Уметь выразительно читать и анализировать оды, определять основную проблематику произведения.

2

Александр Сергеевич Пушкин.


Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»).

Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень».

Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

Классное сочинение.

11

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; писать сочинение по изученному произведению.

3

Михаил Юрьевич Лермонтов.


Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Тема жизни и смерти. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».


11

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания.

4

Николай Васильевич Гоголь.


Жизнь и творчество.

«Петербургские повести». Образ «маленького человека».

«Невский проспект». Образ Петербурга.


7

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению.

5

Иван Александрович Гончаров.


Жизнь и творчество. «Обломов». Диалектика характера Обломова.

Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

«Что такое обломовщина?»

4

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.

6

Александр Николаевич Островский.


Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Нравственная проблематика пьесы.

Классное сочинение.


6

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

7

Иван Сергеевич Тургенев.


Жизнь и творчество.

История создания романа «Отцы и дети».

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев.

«Отцы» и «дети» в романе.

Любовь в романе.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Домашнее сочинение.

7

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

8

Федор Иванович Тютчев.


Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». Человек и история в лирике .И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».

Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

4

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.


9

Афанасий Афанасьевич Фет.


Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…».

Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице».

2

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

10

Николай Алексеевич Некрасов.


Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».

Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…».

Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка».

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

Образ крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства.

Образы народных заступников.

Особенности языка поэмы.

8

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.


11

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Личность и творчество. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

3

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

12

Лев Николаевич Толстой.


Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Женские образы в романе.

Семья Ростовых и семья Болконских.

Тема народа в романе.

Кутузов и Наполеон.

Проблемы истинного и ложного в романе.

Классное сочинение

13

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

13

Федор Михайлович

Достоевский


Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

«Двойники» Раскольникова.

Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе.

Домашнее сочинение.

8

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

14

Николай Семенович Лесков.


Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

2

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов.

15

Антон Павлович Чехов.


Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах», «Ионыч».

Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

Символ сада в комедии.

Классное сочинение.

6

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц.

17

К.Хетагуров.

Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

18

Зарубежная литература.


«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль»

3

Знать особенности развития зарубежной литературы; важнейшие биографические сведения о писателях; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; характерные особенности стиля писателя.

Уметь выразительно читать отдельные сцены и эпизоды из произведения; анализировать художественное произведение; выявлять основную проблематику произведения; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов; обосновывать свое мнение о произведении и героях.

Формы и средства контроля

Формы контроля:

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • тестирование,

  • фронтальный опрос,

  • сочинение,

  • беседа,

  • индивидуальные сообщения,

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе

  • проверка творческих работ

  • зачётная система по некоторым темам курса.








Тексты контрольных работ

1. Тест по итогам 1 полугодия

  1. В какой период творчества А.С. Пушкина проходило становление творческой индивидуальности поэта?

  1. Первый этап (1813-1816)

  2. Второй этап (1817-1820)

  3. Третий этап (1820-1824)

  4. Четвёртый период (с 1825 до конца жизни)

  1. Определите писателя, годы жизни которого 1823-1886:

  1. Тургенев И.С.

  2. Островский А.Н.

  3. Гончаров И.А.

  1. Указать годы жизни М.Ю.Лермонтова

  1. 1825-1853

  2. 1814-1841

  3. 1816-1843

  1. Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?

1) Захар 2) Штольц 3) Ольга Ильинская 4) Обломов

5. Какой тип героя изображал И.И.Тургенев в романе «Отцы и дети»?

1) Лишний человек 2) Маленький человек 3) Нигилист 4) Разумный эгоист

6. Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» не принадлежит к «темному царству»?

1) Борис 2) Кабаниха 3) Феклуша 4) Дикой

7. Что такое «обломовщина»?

1) Практицизм в отношении к жизни 2) Апатия и инертность

3) Стяжательство и накопительство 4) Бессмысленное прожектёрство

8. Кому из героев романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» соответствует портрет: «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами»?

1) Фенечка 2) Кукшина 3) Катя, сестра Одинцовой 4) Княгиня Р.

9. Кто в романе И.А.Гончарова «Обломов» является антиподом главного героя?

1) Штольц 2) Захар 3) Тарантьев 4) Пенкин

      10.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А) Анна Петровна                                        В) Катерина Львовна

Б) Марфа Игнатьевна                                Г) Анастасия Семеновна

11. Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается душевная драма Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)

12 В каком году написан роман И.И.Тургенева «Отцы и дети»?

1) 1825 г. 2) 1849 г. 3) 1859 г. 4) 1862 г.

13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий                                        В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов             Г)Ермил Гирин


14. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                                        В) Марьино

Б) Заманиловка                                Г) Отрадное

15.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации
сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо»,  «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

16.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский                                 В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов                                Г)Д.И.Писарев

17.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А) романтизм                                                В) сентиментализм

Б) классицизм                                                Г) реализм

18. О ком из героев романа «Отцы и дети» можно сказать: «не имеет каких бы то ни было убеждений, они заменялись привычками..»


2. Тест по итогам 2 полугодия

М.Е. Салтыков-Щедрин

1.Какова была социально-политическая позиция Салтыкова-Щедрина?

а/ он был революционером-демократом,

б/ он был народником,

в/ он был либералом.

2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?

а/ гиперболой,

б/ аллегорией,

в/ сарказмом.

3. В какой из сказок объектом сатиры является самодержавие?

а/ «Дикий помещик»,

б/ «Медведь на воеводстве»,

в/ «Коняга».

4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?

а/ отличия практически нет,

б/ в народных сказках животные олицетворяют человеческие характеры вообще, а у Щедрина – социальные типы,

в/ фантастика народных сказок – это целый игровой мир, а фантастика Щедрина – это тот же реальный мир, только прикрытый аллегорическими масками.

5. Можно ли назвать метод сказок Щедрина реалистическим?

а/ нет, потому что Щедрин использовал фантастику,

б/ да, потому что за фантастической образностью у Щедрина стояли типические характеры в типических обстоятельствах,

в/ метод сказок можно определить как сочетание реализма и романтизма.

Л.Н.Толстой

1. Почему мы называем «Войну и мир» романом-эпопеей?

а/ из-за большого временного и пространственного охвата событий,

б/ Толстого в этом произведении интересовала в равной степени и судьба нации (признак эпопеи), и идейно-нравственные искания личности (признак романа),

в/ потому что в произведении участвуют в качестве персонажей исторические личности.

2. Какая проблема увлекала Толстого в романе «Война и мир» прежде всего?

а/ проблема семьи,

б/ «мысль народная»,

в/ индивидуальные искания личности.

3. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - можно ли эту фразу Толстого считать основной идеей романа-эпопеи?

а/ да,

б/ нет,

в/ одной из самых главных идей.

4. Каковы критерии нравственной оценки человека Толстым?

а/ простота и естественность,

б/ постоянное самоусовершенствование,

в/ уверенность в себе.

5. Какая черта была особенно характерна для Пьера?

а/ боязнь задеть или огорчить других людей,

б/ постоянное желание быть лучше,

в/ желание служить человечеству.

6. Что понял Пьер во время своего нахождения в колонне пленных?

а/ в нем произошла переоценка ценностей, он понял, что истинная жизнь – естественная, природная и простая,

б/ Пьер понял, что такое подлинная свобода,

в/ Пьер поверил в Бога.

7. Каким предстает Пьер в эпилоге?

а/ он практически не изменился,

б/ он обрел в жизни высокую цель,

в/ в его характере появилась твердая воля.

8. Что было главным в жизни князя Андрея?

а/ благополучие окружающих,

б/ жизнь семьи,

в/ он сам.

9. Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустерлица?

а/ важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность происходящего,

б/ ничтожество его бывшего кумира - Наполеона,

в/ бесконечность Божьего милосердия.

10. Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?

а/ понимание истинного патриотизма,

б/ понимание истинного героизма,

в/ чувство собственного превосходства.

11. Как вел себя князь Андрей во время романа с Наташей?

а/ как честный и благородный человек,

б/ как эгоист,

в/ нельзя сказать однозначно.

12. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а/ Бог,

б/ понятие об истинной любви,

в/ нечто высокое и прекрасное, но что именно – Толстой не говорит.

13. Какова главная черта в характере Наташи?

а/ искренность и ответственность,

б/ гордость,

в/ недовольство самой собой.

14. Почему Наташа воскресла после своей болезни из-за неудачного побега с Анатолем?

а/ потому что ее любовь и силы потребовались больной матери,

б/ потому что сущность ее жизни была любовь; проснулась любовь – проснулась жизнь,

в/ со временем острота переживаний просто притупилась.

15. Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?

а/ умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,

б/ способность показать характер героя с разных сторон,

в/ умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.

16. В чем смысл композиционного противопоставления Кутузова и Наполеона?

а/ в сравнении русского и французского полководцев,

б/ в противопоставлении верящего в свою гениальность Наполеона и верящего в мощь народа Кутузова,

в/ в противопоставлении истинного и ложного величия.

17. С точки зрения толстовской философии – кто делает историю?

а/ слепой случай,

б/ выдающиеся личности,

в/ миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.

Ф.М.Достоевский

1.Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

а/ философско-психологические,

б/ исторические,

в/ социальные.

2. Какой христианский образ является лейтмотивом романа?

а/ образ блудницы,

б/ образ креста,

в/ образ воскрешения Лазаря.

3. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?

а/ богатых и бедных,

б/ могущих при необходимости совершить преступление или нет,

в/ православных и иноверцев.

4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?

а/ прямо говорит, что она неверна,

б/ заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре,

в/ нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.

5. Зачем в романе нужен эпилог?

а/ чтобы показать возможность возрождения героя,

б/ чтобы показать, что итогом н6равственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории,

в/ чтобы показать дальнейшие судьбы героев.

6. В чем вы видите особенности мастерства Достоевского-психолога?

а/ в умении создать интересные и запоминающиеся человеческие характеры,

б/ в умении ярко передать психологическое состояние героев,

в/ в особой психологической «насыщенности» его романов.

А.П.Чехов

1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?

а/ потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,

б/ потому что его задачей было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,

в/ потому что Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.

2. Что входит в круг истинно чеховских ценностей?

а/ христианские добродетели,

б/ ум, талант, любовь, свобода,

в/ ценности общественно-политического характера.

3. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?

а/ в умении дать развернутую картину внутреннего мира,

б/ в использовании «диалектики души»,

в/ в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир.

Ключи к тесту:

М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.

5: а-0, б-5, в-0/.

Л.Н..Толстой . 1:а- 1, б-5, в-0/. 2: а-1, б-5, в-2/. 3: а- 4, б-0,в-5/. 4: а-5, б- 4, в-0/. 5: а-4, б-5, в-3/ 6:а-5, б-4, в-0/. 7: а-1, б-5, в-4/. 8: а-0, б-0, в-5/. 9: а-5, б-4, в-0/. 10: а-5, б-5, в-0/. 11: а-2,б-2,в-5/. 12: а-2, б-2, в-5/. 13: а-5, б-0, в-1/. 14: а-4,б-5, в-0/. 15: а-5, б-0, в-0/. 16: а-1, б-4, в-5/. 17: а-0, б-0, в-5/.

Ф.М.Достоевский. 1: а-5, б-0, в-0/. 2: а-0, б-3,в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0,б-0,в-5/. 5: а-3,б-5,в-1/.

6: а-0, б-3, в-5/.

А.П.Чехов. 1: а-3, б-5, в-0/. 2: а-0, б-5, в- 1/. 3:а-5, б-0, в-5/.












Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы»/ под. ред. В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2008 год.

  2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный. В 2 ч. / В.И. Коровин. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2009г.

  3. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.

  4. Литература. 9-11 классы: викторины /авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

  5. Литература в таблицах и схемах / М.И. Мещерякова. – 9 изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с. – (Домашний репетитор.)

  6. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века. 10 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 143 с.

  7. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие / авт.-сост. И.М. Михайлова. – 4-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 112 с.

  8. М.Г. Уртминцева. Словарь русской литературы /Н.Н.: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с

  9. Русские писатели. Библиографический словарь. Справочник для учителя. Ред. коллегия: Д.С. Лихачев и др. М., «Просвещение», 1971. – 728 с

  10. Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XX века»

  11. Таблица «Жанры лирики».

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/

4. http://www.openclass.ru/








                
                
                              
               
              
                 









34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!