Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной./ М.: «Просвещение», 2008 г.
Программа составлена на 102 часа из расчета 3 ч. в неделю (базовый уровень).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Примерная программа среднего общего образования по литературе определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».
В 10-11 классах линейный курс основан на историко-художественной основе ( русская литература XIX и XX веков).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-тематический план курса литература 10 класс(102)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Александр Сергеевич Пушкин | 11 |
3 | Михаил Юрьевич Лермонтов | 11 |
4 | Николай Васильевич Гоголь | 7 |
5 | Иван Александрович Гончаров | 4 |
6 | Александр Николаевич Островский | 6 |
7 | Иван Сергеевич Тургенев | 7 |
8 | Федор Иванович Тютчев | 4 |
9 | Афанасий Афанасьевич Фет | 2 |
10 | Николай Алексеевич Некрасов | 8 |
11 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | 3 |
12 | Лев Николаевич Толстой | 13 |
13 | Федор Михайлович Достоевский | 8 |
14 | Николай Семенович Лесков | 2 |
15 | Антон Павлович Чехов | 6 |
16 | К.Хетагуров | 1 |
17 | Зарубежная литература | 3 |
Программа составлена на основе программы «Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2008.
Учебник. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный. В 2 ч. / В.И. Коровин. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2009г.
Количество часов по учебному плану 102
Количество контрольных работ 2, работ по развитию речи 15
№ | Тема | К.Ч | №/У | Тема урока | Дата | Корректировка |
1 | Введение | 1 | 1 | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. | | |
2 | Литература I половины 19 века | 30 | 2 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина. | | |
| А.С. Пушкин | 11 | 3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. | | |
| | | 4 | Романтическая лирика А.С. Пушкина. | | |
| | | 5 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. | | |
| | | 6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. | | |
| | | 7 | Философская лирика А.С. Пушкина. | | |
| | | 8 | РР Тема жизни и смерти в лирике А.С. Пушкина. (Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина) | | |
| | | 9 | Петербургские повести А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник» | | |
| | | 10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | | |
| | | 11 | Повторение романа «Евгений Онегин». | | |
| | | 12, 13 | РР Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | | |
| М.Ю. Лермонтов | 11 | 14 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | | |
| | | 15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. | | |
| | | 16 | РР Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. | | |
| | | 17 | Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. | | |
| | | 18 | Мечта о гармонии и прекрасном в мире. Лирика М.Ю. Лермонтова. | | |
| | | 19 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | | |
| | | 20, 21 | Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Демон», «Мой Демон». | | |
| | | 22 | Повторение романа «Герой нашего времени». | | |
| | | 23, 24 | РР Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | | |
| Н.В. Гоголь | 7 | 25 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. | | |
| | | 26 | «Петербургские повести». Н.В. Гоголь. | | |
| | | 27 | Повесть «Невский проспект». Анализ произведения. | | |
| | | 28 | Повесть «Портрет» | | |
| | | 29 | Повторение поэмы «Мертвые души». | | |
| | | 30, 31 | РР Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | | |
3 | Литература II половины 19 века | 67 | 32 | Русская литература II половины 19 века. Обзор. | | |
| И.А. Гончаров | 4 | 33 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. | | |
| | | 34 | Роман «Обломов». Образ главного героя. | | |
| | | 35 | «Обломов» как роман о любви. | | |
| | | 36 | Роман «Обломов» в русской критике. | | |
| А.Н. Островский | 6 | 37 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. | | |
| | | 38 | Драма «Гроза». История создания. | | |
| | | 39 | Анализ драмы «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров. Своеобразие конфликта. Смысл названия. | | |
| | | 40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | | |
| | | 41 | Нравственная проблематика пьесы «Гроза». | | |
| | | 42 | РР Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | | |
| И.С. Тургенев | 7 | 43 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. | | |
| | | 44 | Роман «Отцы и дети». История создания. | | |
| | | 45 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | | |
| | | 46 | «Отцы» и «дети» в романе. | | |
| | | 47 | Любовь в романе «Отцы и дети». | | |
| | | 48 | РР Анализ эпизода «Смерть Базарова». | | |
| | | 49 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | | |
| | | 50 | КР Зачет. Итоги I полугодия. | | |
| Ф.И. Тютчев | 4 | 51 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. | | |
| | | 52 | Единство мира и философия природы в лирике Ф.И. Тютчева. | | |
| | | 53 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. | | |
| | | 54 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. | | |
| А.А. Фет | 2 | 55 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | | |
| | | 56 | РР Любовная лирика А. Фета. (Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) | | |
| А.К. Толстой | 1 | 57 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. | | |
| Н.А. Некрасов | 8 | 58 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. | | |
| | | 59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | | |
| | | 60 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. | | |
| | | 61 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. | | |
| | | 62 | «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция. | | |
| | | 63 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | | |
| | | 64 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | | |
| | | 65 | РР Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». (Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова) | | |
| М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 | 66 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок. | | |
| | | 67 | Роман «История одного города». | | |
| | | 68 | Жанр и композиция р. «История одного города». | | |
| Л.Н. Толстой | 13 | 69 | Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути. | | |
| | | 70 | «Севастопольские рассказы». Народ и война. | | |
| | | 71 | Роман «Война и мир». История создания. Особенности жанра. Образ автора. | | |
| | | 72 | Духовные искания Андрея Болконского. | | |
| | | 73 | Духовные искания Пьера Безухова. | | |
| | | 74 | Женские образы в романе «Война и мир». | | |
| | | 75 | Семья Ростовых и семья Болконских. | | |
| | | 76 | Тема народа в романе «Война и мир». | | |
| | | 77 | Кутузов и Наполеон. | | |
| | | 78 | РР Анализ эпизода р. «Война и мир». | | |
| | | 79, 80 | РР Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». (Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Л.Н. Толстого) | | |
| | | 81 | Резервный урок. | | |
| Ф.М. Достоевский | 8 | 82 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. | | |
| | | 83 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. | | |
| | | 84 | История создания романа «Преступление и наказание». | | |
| | | 85 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание». | | |
| | | 86 | Духовные искания интеллектуального героя, способы их выявления. | | |
| | | 87 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | | |
| | | 88 | «Двойники» Раскольникова. | | |
| | | 89 | РР Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога. (Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание») | | |
| Н.С. Лесков | 2 | 90 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». | | |
| | | 91 | Поэтика названия «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повести. | | |
| А.П. Чехов | 6 | 92 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы 80-90 гг. «Человек в футляре» | | |
| | | 93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг. | | |
| | | 94 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | | |
| | | 95 | Особенности драматургии А.П. Чехова. | | |
| | | 96 | Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов. | | |
| | | 97 | Символ сада в п. «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | | |
| | | 98 | КР Зачет. Итоги II полугодия. | | |
4 | Из зарубежной литературы | 3 | 99 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сб. «Осетинская лира». | | |
| | | 100 | «Вечные вопросы зарубежной литературы. | | |
| | | 101 | Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. | | |
| | | 102 | Нравственные уроки русской литературы 19 века. Итоговый урок. | | |
Содержание тем учебного курса. Литература 10 класс (102 часа)
№ | Тема | Содержание | К. ч. | Знания, умения, навыки |
1 | Введение. | Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. Обзор их творчества с обобщением ранее изученного. | 2 | Знать о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Знать о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений; особенности жанра оды. Уметь выразительно читать и анализировать оды, определять основную проблематику произведения. |
2 | Александр Сергеевич Пушкин. | Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»). Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…». Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Классное сочинение. | 11 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; писать сочинение по изученному произведению. |
3 | Михаил Юрьевич Лермонтов. | Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Тема жизни и смерти. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание». Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…». | 11 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания. |
4 | Николай Васильевич Гоголь. | Жизнь и творчество. «Петербургские повести». Образ «маленького человека». «Невский проспект». Образ Петербурга. | 7 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению. |
5 | Иван Александрович Гончаров. | Жизнь и творчество. «Обломов». Диалектика характера Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Что такое обломовщина?» | 4 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. |
6 | Александр Николаевич Островский. | Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Классное сочинение. | 6 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. |
7 | Иван Сергеевич Тургенев. | Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев. «Отцы» и «дети» в романе. Любовь в романе. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Домашнее сочинение. | 7 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. |
8 | Федор Иванович Тютчев. | Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». Человек и история в лирике .И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»). | 4 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. |
9 | Афанасий Афанасьевич Фет. | Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…». Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». | 2 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. |
10 | Николай Алексеевич Некрасов. | Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…». Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…». Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка». «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Образ крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников. Особенности языка поэмы. | 8 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. |
11 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | Личность и творчество. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | 3 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. |
12 | Лев Николаевич Толстой. | Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе. Семья Ростовых и семья Болконских. Тема народа в романе. Кутузов и Наполеон. Проблемы истинного и ложного в романе. Классное сочинение | 13 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. |
13 | Федор Михайлович Достоевский | Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение. | 8 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. |
14 | Николай Семенович Лесков. | Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | 2 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов. |
15 | Антон Павлович Чехов. | Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах», «Ионыч». Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Символ сада в комедии. Классное сочинение. | 6 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. |
17 | К.Хетагуров. | Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. |
18 | Зарубежная литература. | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль» | 3 | Знать особенности развития зарубежной литературы; важнейшие биографические сведения о писателях; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; характерные особенности стиля писателя. Уметь выразительно читать отдельные сцены и эпизоды из произведения; анализировать художественное произведение; выявлять основную проблематику произведения; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов; обосновывать свое мнение о произведении и героях. |
Формы и средства контроля
Формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
тестирование,
фронтальный опрос,
сочинение,
беседа,
индивидуальные сообщения,
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе
проверка творческих работ
зачётная система по некоторым темам курса.
Тексты контрольных работ
№ 1. Тест по итогам 1 полугодия
В какой период творчества А.С. Пушкина проходило становление творческой индивидуальности поэта?
Первый этап (1813-1816)
Второй этап (1817-1820)
Третий этап (1820-1824)
Четвёртый период (с 1825 до конца жизни)
Определите писателя, годы жизни которого 1823-1886:
Тургенев И.С.
Островский А.Н.
Гончаров И.А.
Указать годы жизни М.Ю.Лермонтова
1825-1853
1814-1841
1816-1843
Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?
1) Захар 2) Штольц 3) Ольга Ильинская 4) Обломов
5. Какой тип героя изображал И.И.Тургенев в романе «Отцы и дети»?
1) Лишний человек 2) Маленький человек 3) Нигилист 4) Разумный эгоист
6. Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» не принадлежит к «темному царству»?
1) Борис 2) Кабаниха 3) Феклуша 4) Дикой
7. Что такое «обломовщина»?
1) Практицизм в отношении к жизни 2) Апатия и инертность
3) Стяжательство и накопительство 4) Бессмысленное прожектёрство
8. Кому из героев романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» соответствует портрет: «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами»?
1) Фенечка 2) Кукшина 3) Катя, сестра Одинцовой 4) Княгиня Р.
9. Кто в романе И.А.Гончарова «Обломов» является антиподом главного героя?
1) Штольц 2) Захар 3) Тарантьев 4) Пенкин
10.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
А) Анна Петровна В) Катерина Львовна
Б) Марфа Игнатьевна Г) Анастасия Семеновна
11. Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается душевная драма Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)
12 В каком году написан роман И.И.Тургенева «Отцы и дети»?
1) 1825 г. 2) 1849 г. 3) 1859 г. 4) 1862 г.
13.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А)Савелий В)Матрена Корчагина
Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин
14. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
А)Ягодное В) Марьино
Б) Заманиловка Г) Отрадное
15.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации
сюжета:
А) «Гроза», «Очарованный странник»
Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»
Г) «Гроза», «Человек в футляре»
16.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».
А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский
Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев
17.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) реализм
18. О ком из героев романа «Отцы и дети» можно сказать: «не имеет каких бы то ни было убеждений, они заменялись привычками..»
№ 2. Тест по итогам 2 полугодия
М.Е. Салтыков-Щедрин
1.Какова была социально-политическая позиция Салтыкова-Щедрина?
а/ он был революционером-демократом,
б/ он был народником,
в/ он был либералом.
2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?
а/ гиперболой,
б/ аллегорией,
в/ сарказмом.
3. В какой из сказок объектом сатиры является самодержавие?
а/ «Дикий помещик»,
б/ «Медведь на воеводстве»,
в/ «Коняга».
4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?
а/ отличия практически нет,
б/ в народных сказках животные олицетворяют человеческие характеры вообще, а у Щедрина – социальные типы,
в/ фантастика народных сказок – это целый игровой мир, а фантастика Щедрина – это тот же реальный мир, только прикрытый аллегорическими масками.
5. Можно ли назвать метод сказок Щедрина реалистическим?
а/ нет, потому что Щедрин использовал фантастику,
б/ да, потому что за фантастической образностью у Щедрина стояли типические характеры в типических обстоятельствах,
в/ метод сказок можно определить как сочетание реализма и романтизма.
Л.Н.Толстой
1. Почему мы называем «Войну и мир» романом-эпопеей?
а/ из-за большого временного и пространственного охвата событий,
б/ Толстого в этом произведении интересовала в равной степени и судьба нации (признак эпопеи), и идейно-нравственные искания личности (признак романа),
в/ потому что в произведении участвуют в качестве персонажей исторические личности.
2. Какая проблема увлекала Толстого в романе «Война и мир» прежде всего?
а/ проблема семьи,
б/ «мысль народная»,
в/ индивидуальные искания личности.
3. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - можно ли эту фразу Толстого считать основной идеей романа-эпопеи?
а/ да,
б/ нет,
в/ одной из самых главных идей.
4. Каковы критерии нравственной оценки человека Толстым?
а/ простота и естественность,
б/ постоянное самоусовершенствование,
в/ уверенность в себе.
5. Какая черта была особенно характерна для Пьера?
а/ боязнь задеть или огорчить других людей,
б/ постоянное желание быть лучше,
в/ желание служить человечеству.
6. Что понял Пьер во время своего нахождения в колонне пленных?
а/ в нем произошла переоценка ценностей, он понял, что истинная жизнь – естественная, природная и простая,
б/ Пьер понял, что такое подлинная свобода,
в/ Пьер поверил в Бога.
7. Каким предстает Пьер в эпилоге?
а/ он практически не изменился,
б/ он обрел в жизни высокую цель,
в/ в его характере появилась твердая воля.
8. Что было главным в жизни князя Андрея?
а/ благополучие окружающих,
б/ жизнь семьи,
в/ он сам.
9. Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустерлица?
а/ важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность происходящего,
б/ ничтожество его бывшего кумира - Наполеона,
в/ бесконечность Божьего милосердия.
10. Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?
а/ понимание истинного патриотизма,
б/ понимание истинного героизма,
в/ чувство собственного превосходства.
11. Как вел себя князь Андрей во время романа с Наташей?
а/ как честный и благородный человек,
б/ как эгоист,
в/ нельзя сказать однозначно.
12. Что открывается князю Андрею перед смертью?
а/ Бог,
б/ понятие об истинной любви,
в/ нечто высокое и прекрасное, но что именно – Толстой не говорит.
13. Какова главная черта в характере Наташи?
а/ искренность и ответственность,
б/ гордость,
в/ недовольство самой собой.
14. Почему Наташа воскресла после своей болезни из-за неудачного побега с Анатолем?
а/ потому что ее любовь и силы потребовались больной матери,
б/ потому что сущность ее жизни была любовь; проснулась любовь – проснулась жизнь,
в/ со временем острота переживаний просто притупилась.
15. Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?
а/ умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,
б/ способность показать характер героя с разных сторон,
в/ умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.
16. В чем смысл композиционного противопоставления Кутузова и Наполеона?
а/ в сравнении русского и французского полководцев,
б/ в противопоставлении верящего в свою гениальность Наполеона и верящего в мощь народа Кутузова,
в/ в противопоставлении истинного и ложного величия.
17. С точки зрения толстовской философии – кто делает историю?
а/ слепой случай,
б/ выдающиеся личности,
в/ миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.
Ф.М.Достоевский
1.Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
а/ философско-психологические,
б/ исторические,
в/ социальные.
2. Какой христианский образ является лейтмотивом романа?
а/ образ блудницы,
б/ образ креста,
в/ образ воскрешения Лазаря.
3. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?
а/ богатых и бедных,
б/ могущих при необходимости совершить преступление или нет,
в/ православных и иноверцев.
4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?
а/ прямо говорит, что она неверна,
б/ заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре,
в/ нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.
5. Зачем в романе нужен эпилог?
а/ чтобы показать возможность возрождения героя,
б/ чтобы показать, что итогом н6равственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории,
в/ чтобы показать дальнейшие судьбы героев.
6. В чем вы видите особенности мастерства Достоевского-психолога?
а/ в умении создать интересные и запоминающиеся человеческие характеры,
б/ в умении ярко передать психологическое состояние героев,
в/ в особой психологической «насыщенности» его романов.
А.П.Чехов
1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?
а/ потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,
б/ потому что его задачей было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,
в/ потому что Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.
2. Что входит в круг истинно чеховских ценностей?
а/ христианские добродетели,
б/ ум, талант, любовь, свобода,
в/ ценности общественно-политического характера.
3. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?
а/ в умении дать развернутую картину внутреннего мира,
б/ в использовании «диалектики души»,
в/ в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир.
Ключи к тесту:
М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.
5: а-0, б-5, в-0/.
Л.Н..Толстой . 1:а- 1, б-5, в-0/. 2: а-1, б-5, в-2/. 3: а- 4, б-0,в-5/. 4: а-5, б- 4, в-0/. 5: а-4, б-5, в-3/ 6:а-5, б-4, в-0/. 7: а-1, б-5, в-4/. 8: а-0, б-0, в-5/. 9: а-5, б-4, в-0/. 10: а-5, б-5, в-0/. 11: а-2,б-2,в-5/. 12: а-2, б-2, в-5/. 13: а-5, б-0, в-1/. 14: а-4,б-5, в-0/. 15: а-5, б-0, в-0/. 16: а-1, б-4, в-5/. 17: а-0, б-0, в-5/.
Ф.М.Достоевский. 1: а-5, б-0, в-0/. 2: а-0, б-3,в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0,б-0,в-5/. 5: а-3,б-5,в-1/.
6: а-0, б-3, в-5/.
А.П.Чехов. 1: а-3, б-5, в-0/. 2: а-0, б-5, в- 1/. 3:а-5, б-0, в-5/.
Перечень учебно-методических средств обучения
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы»/ под. ред. В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2008 год.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный. В 2 ч. / В.И. Коровин. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2009г.
Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.
Литература. 9-11 классы: викторины /авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.
Литература в таблицах и схемах / М.И. Мещерякова. – 9 изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с. – (Домашний репетитор.)
Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века. 10 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 143 с.
Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие / авт.-сост. И.М. Михайлова. – 4-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 112 с.
М.Г. Уртминцева. Словарь русской литературы /Н.Н.: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с
Русские писатели. Библиографический словарь. Справочник для учителя. Ред. коллегия: Д.С. Лихачев и др. М., «Просвещение», 1971. – 728 с
Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XX века»
Таблица «Жанры лирики».
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/
4. http://www.openclass.ru/
34