СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература 7 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе следующих документов:

1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте.

2.Примерной программы основного общего образования. Литература.: М. Просвещение, 2011.

3.Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 7 класс. : М. Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература 7 класс"»

Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель МО _______________

/Петренко Л.В./

«____»__________________2017 год


Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Шлыкова С. В./

«____»____________2017 год


Утверждено

Руководитель образовательного

учреждения _______________

/Бабина Г. В./

«____»____________2017 год






Рабочая программа

Учебного курса

«Литература»

7 класс







Составитель: Елисеева И.В.











2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе следующих документов:

1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте.

2.Примерной программы основного общего образования. Литература.: М. Просвещение, 2011.

3.Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 7 класс. : М. Просвещение, 2011.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школесодействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого

и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,

мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить

учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистическиеидеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, рассказов. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.


Общая характеристика учебного предмета.


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы)охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.






Описание места учебного предмета

в учебном плане.


Базисный учебный образовательный план МБОУ «Молочницкой ООШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает в 7 классе — 68 часов (2 часа внеделю)


Личностные, метапредметные, предметные результаты.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.






Содержание курса литературы

7 класс

Введение (1 час)

Знакомство с учебником. Обогащаем свою речь.

Устное народное творчество (6 часов)

Предания как поэтическая автобиография народа. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Новгородский цикл былин. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. «Песнь о Роланде». Поговорки и пословицы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Былина. Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (3 часа)

Из «Повести временных лет» (отрывок о пользе книг). «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Письменная работа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Поучение как жанр литературы (начальные представления). Из литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о писателе.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Река времен в своем стремленьи… », «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Из литературы XIX века (26 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте.

«Полтава» - интерес Пушкина к истории России. «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» - сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Молитва», «Ангел» - мастерство поэта в создании художественных образов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». Как произведение о бесправных и обездоленных. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Детство» (отрывок). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе (1 час)

Василий Андреевич Жуковский. «Приход весны». Алексей Константинович Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благосвет». Иван Алексеевич Бунин. «Родина».

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Леонид Николаевич Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Т. Твардовского, Н.Тихонова и др.

Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Евгений Иванович Носов. Слово о писателе. «Кукла». («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века.

А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Произведения зарубежной литературы.

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Преданность и жертвенность во имя любви.


Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
































Тематическое планирование по дисциплине

«Литература. 7 класс»


п/п





Наименование разделов и тем



Максимальная нагрузка учащегося, ч.



Из них

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Внеклассн. чт., ч.

1

Введение.

1

-

-

-

2

Устное народное творчество.

4

-

-

1

3

Древнерусская литература

3

1

-

-

4

Литература 18 века.

2

-

-

-

5

Литературы 19 века

28

3

1

4

7

Русская литература 20 века


24

2

-

2

12

Из зарубежной литературы

6

-

-

-


ИТОГО

68

6

1

7





















Календарно - тематический план по литературе

7 класс (2 ч. в неделю – 68 ч.)


№ п/п


Наименование

разделов и тем


Всего часов

Из них

Внеклассное чтение, ч

Дата проведения занятия

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольные работы, ч.

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

-

-

-


2

Устное народное творчество

4

-

-

1


2.1

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Т/л. Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1





2.2

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.




1


2.3

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

«Песнь о Роланде»

1





2.4

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборник пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1





3

Древнерусская литература

3

1

-

-


3.1

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1





3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1





3.3

Р/р. Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1) Народная мудрость в произведениях устного народного творчества; 2) Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора; 3) Что воспевает народ в героическом эпосе?; 4) Нравственные идеалы и заветы Древней Руси; 5) В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?


1




4

Литература 18 века.

2

-

-

-


4.1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Т/л. Понятие о жанре оды.

1





4.2

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1








5

Литература 19 века

28

3

1

4


5.1

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославления мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII.




1


5.2

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1





5.3

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Т/л. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

1





5.4

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значения труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1





5.5

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека». Его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Т/л. Развитие понятия о повести.

1





5.6

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1





5.7

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1





5.8

М.Ю. Лермонтов. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

1





5.9

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (тестирование).



1



5.10

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1





5.11

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.


1





5.12

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Т/л. Развитие понятия о литературном герое.






5.13

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: 1) Авторская оценка образа Тараса Бульбы»; 2) «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»;

3) «роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)».


1




5.14

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.





1


5.15

И.С. Тургенев. «Бирюк». Как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

1





5.16

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1





5.17

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Т/л. Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча Княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1





5.18

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

1





5.19

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1





5.20

М.Е Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское суждение его покорности.

1





5.21

М.Е Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Т/л. Понятие о гротеске.




1


5.22

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е Салтыкова-Щедрина.


1




5.23

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (отрывок).

1





5.24

Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1





5.25

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1





5.26

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Т/л. Развитие понятий о юморе и сатире.

1





5.27

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1





5.28

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…». «Благосвет».

И.А. Бунин. «Родина».

1






6


Литература 20 века



24


2



2


6.1

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1





6.2

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.




1


6.3

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и

И.А. Бунина.


1




6.4

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести М.Горького «Детство». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1





6.5

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

Т/л. Понятие о теме и идее произведения.

1





6.6

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1





6.7

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1





6.8

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

1





6.9

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Т/л. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1





6.10

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1





6.11

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка А.П. Платонова.

1





6.12

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1





6.13

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

1





6.14

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Т/л. Развитие понятия о лирическом герое.

1





6.15

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Т. Твардовского, Н.Тихонова и др.




1


6.16

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Т/л. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».

1





6.17

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

1





6.18

Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1





6.19

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1





6.20

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

1





6.21

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1





6.22

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1





6.23

Песни на слова русских поэтов XX века.

А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1





6.24

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1





7

Произведения зарубежной литературы.

6

-

-

-


7.1

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

1





7.2

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

1





7.3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1





7.4

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Преданность и жертвенность во имя любви.

1





7.5

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра в произведении

1





7.6

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1












Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.


Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.

В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы.

В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.

Современный урок по литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.

Список материально-технических средств:

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиапроектор.

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 7 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.

4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.

6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.

Для учителя

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

2. . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 7 класс: Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003.

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 7 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.

5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 7-9 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.

6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.

7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.

9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.



Планируемые результаты изучения литературы в 7 классе


Выпускник научится

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. На уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её передачи.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!