Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Курбатова Г.Н./ Протокол №_______ От «_____»____20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______20___г. _______/Чеглакова Л.В./ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______20__г. | Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________20__г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./ |
Рабочая программа
«Литература»
8 класс
(базовый уровень)
Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.
Программы общеобразовательных учреждений
Литература 5-11 классы
УДК 372.8:82/821
ББК 74.26
П 78
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин, И.З.Збарский, В.П.Полухина
ISBN 5-09-015086-9
Москва «Просвещение» 2006
П.Колонтаевка, 2015 год
Содержание
Пояснительная записка___________________________________________3-4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________5
Содержание учебной программы________________________________6-10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________11-16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________17
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007, учебного базисного плана МБОУ «Колонтаевская СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 8 класса ученик должен
Знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка4
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика. Телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебной программы
1 ч. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 ч.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. 1ч.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. 1ч.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. 1 ч.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. 1 ч.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 4 ч.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. 4 ч.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 4 ч.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 31 ч.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. 2 ч.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). 2 ч.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. 1 ч.
Теория литературы. Дума (начальное представление). 1 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. 1 ч.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). 1 ч.
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». 6 ч.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. 1 ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. 3 ч.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. 1 ч.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. 4 ч.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. 1 ч.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. 2 ч.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. 1 ч.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 2 ч.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. 2 ч.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 19 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. 2 ч.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 1 ч.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. 1 ч.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. 1 ч.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). 1 ч.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. 1 ч.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. 2 ч.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. 2 ч.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 1 ч.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. 2 ч.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе 2 ч.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. 3 ч.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. 2 ч.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. 1 ч.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 4 ч.
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
План | Факт. |
| Введение. | 1 | |
1 | 1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа | 1 | Написать сочинение: «Книга в моей жизни» | | |
| Устное народное творчество. | 2 | |
2 | 2 | Лирические и хороводные песни. Исторические песни | 1 | Выучить любую песню. Сообщение о русских исторических песнях | | |
3 | 3 | Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | Выучить по выбору историческую песню. Сообщение о жизни А.Невского | | |
| Из древнерусской литературы. | 2 | |
4 | 4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского как княжеское житие | 1 | Подготовить письменную характеристику А.Невского. составить словарь устаревших слов | | |
5 | 5 | Внеклассное чтение. «Повесть о Щемякином суде». Проблемы современности в повести | 1 | Подготовить ответ на вопрос: «Какое впечатление произвела на вас повесть?» | | |
| Из литературы 18 века. | 4 | |
6 | 6 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль | 1 | Составить хронологическую таблицу, перечитать комедию | | |
7 | 7 | Д.И.Фонвизин. Проблема воспитания истинного гражданина | 1 | Составить характеристики героев, перечитать отрывки | | |
8 | 8 | Анализ эпизода комедии «Недоросль». Основные правила классицизма | 1 | Законспектировать с.74-77, ответить на вопросы | | |
9 | 9 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Написать сочинение по комедии «Недоросль» | | |
10 | 10 | Из литературы 19 века. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя» | 31 1 | Выразительное чтение басни | | |
11 | 11 | Внеклассное чтение. «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства | 1 | Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз» | | |
12 | 12 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» -- произведение русского гражданского романтизма | 1 | Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику | | |
13 | 13 | Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К», «19 октября». Их основные темы и мотивы | 1 | Выразительное чтение стихотворений | | |
14 | 14 | А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта» | 1 | Чтение; ответить на вопросы 1-7 | | |
15 | 15 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера Гринева | 1 | Прочитать гл.3-4, кратко рассказать о жизни Гринева до знакомства с пугачевым | | |
16 | 16 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта | 1 | Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовной истории Гринева | | |
17 | 17 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение правительственного лагеря. | 1 | Письменно: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? | | |
18 | 18 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Композиция повести. Сюжетные элементы | 1 | Составить план к теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | | |
19 | 19 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Жизненный путь Гринева. Образ Пугачева | 1 | Подготовиться к тестированию по повести «Капитанская дочка» | | |
20 | 20 | Тестирование по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Прочитать повесть «Пиковая дама» А.С.Пушкина | | |
21 | 21 | Внеклассное чтение. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы | 1 | Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова | | |
22 | 22 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше | 1 | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника» | | |
23 | 23 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы | 1 | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» | | |
24 | 24 | Тестирование по поэме «Мцыри»М.Ю.Лермонтова | 1 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | | |
25 | 25 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор». История создания | 1 | Прочитать 1 действие комедии и статью на с.243-245 | | |
26 | 26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига» | 1 | Прочитать 3-е действие пьесы, ответить на вопросы на с.228-229 | | |
27 | 27 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Семейство городничего | 1 | Прочитать 4-е действие пьесы | | |
28 | 28 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества | 1 | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами , предложенными в учебнике | | |
29 | 29 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление | 1 | Перечитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель» | | |
30 | 30 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» | 1 | Подготовить к тестированию | | |
31 | 31 | Тестирование по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя | 1 | Подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове-Щедрине | | |
32 | 32 | М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор. «История одного города» как сатирическое произведение | 1 | Прочитать отрывок из «Истории одного города» -- «О корени происхождения глуповцев», с.5-14 | | |
33 | 33 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Средства создания комического в произведении. Эзопов язык | 1 | Прочитать рассказ Лескова Н.С. «Старый гений» | | |
34 | 34 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | Подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?» | | |
35 | 35 | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».Художественные особенности рассказа | 1 | Перечитать рассказ, составить план | | |
36 | 36 | Л.Н.Толстой. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала» | 1 | Письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе, я считаю наиболее важной?» | | |
37 | 37 | Развитие речи. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе | | |
38 | 38 | А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 1 | Сочинение: «Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова | | |
39 | 39 | Внеклассное чтение. Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях | 1 | Подготовиться к контрольной работе | | |
40 | 40 | Контрольная работа на тему: «Литература 19 века» | 1 | Подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и «Муза» из цикла «Темные аллеи» | | |
| Из литературы 20 века. | 19 | | |
41 | 41 | И.А.Бунин. «Кавказ» -- рассказ из цикла «Темные аллеи» | 1 | Прочитать статью учебника «Историзм Бунина» и ответить на вопрос 2 (с.66) | | |
42 | 42 | А.И.Куприн:страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье | 1 | Подготовить сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых | | |
43 | 43 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна | 1 | Написать сочинение | | |
44 | 44 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории | 1 | Выразительное чтение стихотворения «Россия» | | |
45 | 45 | Внеклассное чтение. Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов | 1 | Выучить стихотворение наизусть | | |
46 | 46 | С.А.Есенин. «Пугачев» -- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания | 1 | Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев» | | |
47 | 47 | Развитие речи. Образ Пугачева в фольклоре. Произведениях Пушкина, Есенина | 1 | Написать сочинение | | |
48 | 48 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству | 1 | Чтение рассказа, ответить на вопросы | | |
49 | 49 | «Писатели улыбаются»: Тэффи. О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко | 1 | Прочитать поэму Твардовского «Василий Теркин». Подготовить биографию Твардовского | | |
50 | 50 | А.Т.Твардовский. поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни | 1 | Подготовить инсценирование глав «О награде», «Два солдата» | | |
51 | 51 | А.Т.Твардовский. «Теркин – кто же он такой?». Правда о войне и поэме Твардовского | 1 | Написать домашнее сочинение по одной из тем | | |
52 | 52 | Внеклассное чтение. А.П.Платонов. картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 | Дочитать рассказ Платонова «Возвращение» | | |
53 | 53 | А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны | 1 | Подготовиться к уроку-концерту «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» | | |
54 | 54 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина | 1 | Выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть | | |
55 | 55 | В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» -- рассказ из книги «Последний поклон» | 1 | Дочитать рассказ до конца. Составить схему системы персонажей рассказа | | |
56 | 56 | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета | 1 | Подготовить стихотворения для выразительного чтения И.Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого | | |
57 | 57 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов | 1 | Выучить одно стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрации к стих. Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» | | |
58 | 58 | Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И,Бунин | 1 | Выучить одно стихотворение наизусть | | |
59 | 59 | Контрольная работа на тему: «Литература 20 века» | 1 | Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | | |
60 | 60 | Из зарубежной литературы У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | 11 1 | Чтение трагедии; ответить на вопросы 1-7 | | |
61 | 61 | У.Шекспир. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира | 1 | Чтение трагедии, чтение сонетов Шекспира | | |
62 | 62 | У.Шекспир. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы | 1 | Выучить одно стихотворение наизусть | | |
63 | 63 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство | 1 | Чтение комедии; ответить на вопросы 1-6 | | |
64 | 64 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера | 1 | Прочитать «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта | | |
65 | 65 | Внеклассное чтение. Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | Чтение романа; подготовить художественный пересказ эпизода | | |
66 | 66 | Внеклассное чтение. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события | 1 | Чтение романа; ответить на вопросы 1-5 | | |
67 | 67 | В.Скотт. «Айвенго». | 1 | Чтение романа; нарисовать иллюстрации | | |
68 | 68 | В.Скотт. «Айвенго» | 1 | Подготовить отрывок для чтения по ролям | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
ВСЕГО: 68 часов. |
Список литературы
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.:ВАКО, 2004.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература:8 класс: Учебник в 2 ч.. –М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2006.
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2008.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Макарова Б.А. Дидактичекие материалы по литературе 8 класс6 к учебнику В.Я.Коровиной. – Экзамен, -- М.:2009.
17