Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Преображенская средняя школа»
Киквидзенского муниципального района Волгоградской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель руководителя Директор МКОУ
по УВР МКОУ «Преображенская СШ»
«Преображенская СШ» ________/О.Н.Черноусова
______/Т.П.Гребенникова Приказ №
«___»________2018г. «___»____________2018г.
Рабочая программа
литературно-краеведческого кружка «ЛИК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
педагога Кравцовой Ольги Ивановны, учителя русского языка и литературы,
Общеинтеллектуальная деятельность: объединение творческой направленности -
литературно-краеведческий кружок «ЛИК»
Срок реализации программы: 2-е полугодие 2018г.
Возраст обучающихся: 11-18 лет.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
1. Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. В данное время главная задача – формирование у школьника общеучебных умений и навыков. Это является основой всей учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, в полной мере владеть системой действий, позволяющих решать любые учебные действия; уметь самостоятельно осуществлять контроль своей учебной деятельности и правильно оценивать результат своего труда.
Цель работы кружка «ЛИК»: совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и письменной форме, приобщение детей к литературному творчеству, к изучению литературного краеведения.
Актуальность программы основана на интересе, потребностях учащихся в творческой деятельности. Программа знакомит учеников с организацией как коллективного, так и индивидуального творчества, побуждает к наблюдению и эксперименту позволяет учиться творчеству деятельностно.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, партнерство, результативность и творчество, нацеленность на успех.
2. Цели и задачи программы
Цели программы
научить основам искусства слова, журналистского мастерства;
воспитать нравственно-эстетическую культуру школьников; развивать их потребности в саморазвитии, расширении собственного кругозора, повышении интеллектуального уровня;
развивать творческие способности, умение понимать и создавать художественные тексты, формировать стремление к самореализации личности через собственный литературный труд.
Задачи программы
обучать основам исследовательской работы;
учить добывать и систематизировать информацию;
развивать коммуникативные навыки, навыки сценического искусства;
развивать творческие способности учеников;
развивать стремление к самореализации и самовоспитанию;
развивать чувство коллективизма через коллективный созидательный труд.
2. Содержание программы
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, реализацию творческих способностей школьников. Программа предполагает оптимальное включение школьников в разнообразные по форме и содержанию виды творческой деятельности: всесторонний анализ художественного текста, языковых средств выразительности; создание собственных текстов с использованием художественных приемов. Лучшие работы участников кружка могут размещаться в школьной газете «Перемена». Авторы работ получат возможность обменяться мнениями по поводу своих работ и работ, написанных другими участниками. Доброжелательный и подробный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.
3. Планируемые результаты
Школьники получат возможность освоить основные способы речевого общения: создавать тексты различных стилей (художественного, публицистического) и жанров (отзыв, аннотация, эссе, рассказ, стихотворение). Научатся создавать тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение), свободно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Научатся правильно (логично, последовательно, связно) строить текст. Ученики получат возможность научиться правильно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному, совершенствовать свои умения использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, попробуют изучить свои возможности в создании стихотворных текстов, статей для школьной газеты, в верстке газеты.
Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативные навыки, нестандартно мыслить, развивать воображение. При этом формируется информационно-коммуникативная компетенция, обеспечивающая целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, собирать информацию, систематизировать, оценивать и редактировать написанное.
4. Календарно-тематический план на 34 часа (2-е полугодие, 2 часа в неделю)
№№ | Название темы | Колич.часов | Дата: планируемая/фактическая |
1. | Введение. Постановка целей и задач кружка. Краеведческая литература | 0,5 | 17.01 |
| Школьная газета «Перемена» как СМИ ученического сообщества | 0,5 | |
2 | Основные понятия газетного дела | 0,5 | 31.01 |
| Заметка. Статья. | | |
3 | Сбор материала для статьи в школьную газету «Перемена». Как сверстать газету. | 0,5 | 01.02 |
| Сбор материалов к конкурсным сочинениям | 0,5 | |
4 | Тема и идея художественного текста. | 0,5 | 07.02 |
| Выбор темы сочинения | 0,5 | |
5 | Работа над изобразительно-выразительными средствами языка | 0,5 | 08.02 |
| Анализ ошибок творческих работ | 0.5 | |
6 | Подготовка работ к научно-исследовательской конференции «Шаги в науку» | 0,5 | 14.02 |
| Плейкаст – открытка нашего времени Посещение краеведческого музея | 0,5 | |
7 | Интервью с учителями-мужчинами для заметки в школьную газету. | 0,5 | 15.02 |
| Основные газетные жанры | 0,5 | |
8 | Очерк | 0.5 | 21.02 |
| Сбор материалов для очерка «Знаменитый земляк» | 0,5 | |
9 | Написание статьи в школьную газету «Перемена» | 0,5 | 22.02 |
| Заметка о литературно-творческом объединении «Бузулукский родник» | 0,5 | |
10 | Заметка информационного характера | 0,5 | 28.02 |
| Сочиняем поздравление | 0,5 | |
11 | Средства выразительности художественного произведения. | 0,5 | 01.03 |
| Анализ стихотворного текста | 0,5 | |
12 | Пишем стихи о весне | 0,5 | 07.03 |
| Сравнение. Метафора. Олицетворение. | 0,5 | |
13 | Ритм и рифма | 0,5 | 14.03 |
| Мастерская. Коллективное сочинение сказки. | 0,5 | |
14 | Чтение и анализ коллективного продукта | 0,5 | 15.03 |
| Создание весенней сказки. Литературное краеведение | 0,5 | |
15 | Работа по выпуску газеты «Перемена» | 0,5 | 22.03 |
| Работа с созданными текстами. | 0,5 | |
16 | Анализ сказок. Создание рецензий на них. | 0,5 | 28.03 |
| Требования к сочинению. | 0,5 | |
17 | Формулировка темы и основные части сочинения | 0,5 | 29.03 |
| Виды сочинения. Сочинение - рассуждение. | 0,5 | |
18 | Сбор материалов к конкурсным сочинениям | 0,5 | 04.04 |
| Информационная статья для газеты | 0,5 | |
19 | Эссе как вид сочинения. | 0,5 | 05.04 |
| Выбор темы эссе и создание текста. Литературное краеведение | 0,5 | |
20 | Коллективный анализ эссе | 0,5 | 11.04 |
| Создание текстов патриотической тематики. | 0,5 | |
21 | Работа над выразительностью языка | 0,5 | 12.04 |
| Оттачиваем стиль | 0,5 | |
22 | Литературное редактирование | 0,5 | 18.04 |
| Оформление поздравительной статьи | 0,5 | |
23 | Создание текстов о родном крае | 0,5 | 19.04 |
| Работа над речевыми и стилистическими ошибками | 0,5 | |
24 | Сбор материалов для конкурсных работ | 0,5 | 25.04 |
| Оформление конкурсных работ | 0,5 | |
25 | Юмористический рассказ. | 0,5 | 26.04 |
| И все засмеялись… | 0,5 | |
26 | Чтение и анализ созданных.рассказов. | 0,5 | 02.05 |
| Создание текстов на экологическую тему | 0,5 | |
27 | Сочинение стихотворных произведений на разные темы. | 0,5 | 03.05 |
| Работа над рифмой | 0,5 | |
28 | Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | 0,5 | 10.05 |
| Сбор материалов к конкурсным сочинениям ко Дню Победы. | 0,5 | |
29 | Пишем стихи о войне и Победе | 0,5 | 16.05 |
| Проза о войне | 0,5 | |
30 | Оттачиваем перо. | 0,5 | 17.05 |
| Анализ работ | 0,5 | |
31 | Сбор материала для школьной газеты. | 0,5 | 23.05 |
| Оформление газетной статьи | 0,5 | |
32 | Подготовка к районному мероприятию «Суховские чтения» | 0,5 | 24.05 |
| Работа с текстами сочинений | 0,5 | |
33 | Подводим итоги. Собираем копилку. | 0,5 | 30.05 |
| Собираем копилку работ | 0,5 | |
34 | Отчётное занятие. Презентация работ | 0,5 | 31.05 |
| Презентация работ | 0,5 | |
| | | |
Итого | 68 | | |