СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР(вариант2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР(вариант")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР(вариант2)»

Титульный лист.

Программа логопедических занятий является частью АОП (вариант 7.2) и адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Владимир М. обучающийся с ЗПР испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У мальчика отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Он является обучающимся, нуждающимся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Владимир М. отличается своей своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, он затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, обучающийся воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. У Владимира низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Занятия проводятся 2 раза в неделю.



Основные формы и методы работы.

Основной формой является урок или интегрированное занятие. Методы используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративные, игровые, наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация); словесные (объяснение); практические (выполнение заданий, упражнений). Особая роль отводится игровым технологиям как наиболее эффективной форме деятельности данной категории детей. Решение представленных в индивидуальной программе обучения задач происходит с учетом особенностей развития обучающегося. Методика обучения строится на основе теории планомерно-поэтапного формирования и развития умственных действий и понятий. В специально организованной ситуации идет формирование, стимулирование всех познавательных процессов, в соответствии с его возможностями, развитие и закрепление речевых навыков, закрепление умений полученных ранее.

Учебно-методический комплект:



  • Настольная книга логопеда. М:АСТ: Астрель,2005г. (Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении).

  • О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе», М:СФЕРА, 2006г.

  • Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М: ВЛАДОС, 2003г.

  • В.С. Кукушин «Логопедия в школе» М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004г.

  • А.Ф.Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей» , Волгоград, 2003г.

  • Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» Санкт-Петерберг, 2003г.

  • Н.А.Абрамова «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1 — 3 классы» Волгоград — Учитель,2011г.

  • Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. Задания и упражнения», Волгоград — Учитель,2011г.







Поурочное годовое планирование работы с учащимся 1 класса с ЗПР, по варианту 7.2

Недели

Дата по плану

Дата по факту

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

СЕНТЯБРЬ

I

Фронтальное обследование.

02.09 -14.09

II

III



Сбор анамнеза, данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.



IV







ОКТЯБРЬ

I



Уточняются созданные в процессе предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).



II





III





Работа над словом

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Д/у «Живое – неживое»

IV



Слова, обозначающие предмет.

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Д/у «Кто больше слов назовет»



Слова, обозначающие действие предмета.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Д/у «Кто как передвигается?»



Слова, обозначающие действие предмета.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Д/у «Скажи наоборот»

НОЯБРЬ

I

Каникулы 01.11 – 09.11

II



Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие.

Существительное - часть речи, отвечающая на вопросы КТО?, ЧТО?; глагол – часть речи отвечающая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Домашние и дикие животные.

Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления.



Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

Д/у «Узнай букву»

III



Составление предложений по сюжетной картинке.


Д/у «Что изменилось?»



Слова, обозначающие признак предмета.

Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Д/у «Опиши предмет»

IV



Распространение простого двусоставного предложения определением

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Д/у «Найди все слова предметы на картинке»



Составление предложений по сюжетной картинке.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Д/у «Продолжи ряд»

ДЕКАБРЬ

I



Работа с предлогами «в», «на».

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Доскажи словечко»



Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на».

Вопрос КУДА?

Д/у «Подбери картинку»

II



Работа с предлогами «с», «со».

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Ванька-встанька»



Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со».

Вопрос С КЕМ?

Д/у «Найди пару»

III



Работа с предлогами «к», «от».

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Наборщики»



Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от».

Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ?

Д/у «Доскажи словечко»

IV



Работа с предлогами «из», «от», «у».

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Наборщики»



Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у».

Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ?

Д/у «Найди свой домик»

ЯНВАРЬ

I

Каникулы 31.12 – 11.01

II

III



Работа с предлогами «по», «под».

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Угадай предмет»



Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под».

Вопрос ГДЕ?

Д/у «Куда мы пришли?»

IV



Закрепление всех отработанных предлогов

Раздельное написание предлогов.

Д/у «Кто с кем?»



Работа над связной речью. Формирование монологической речи

Согласование и управление различных частей речи

Развитие логического и образного мышления и памяти.



Работа над связной речью.

Согласование и управление различных частей речи

Развитие логического и образного мышления и памяти.



Закрепление всех отработанных предлогов

Согласование и управление различных частей речи

Развитие логического и образного мышления и памяти.

ФЕВРАЛЬ

I



Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Муравей», «Лиса и рак»

Развитие связной речи.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

«Догадайся, кто нарисован»



Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Цыпленок», «Воробей и ласточка»

Развитие связной речи.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Кубики»

II



Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко».

Развитие связной речи.

Д/у «Угадай предмет»



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов.

III



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов.



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.

IV



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.

МАРТ

I



Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие связной речи.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.




Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»

II



Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий.

Развитие связной речи.





Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»

III



Последовательный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Выполни с закрытыми глазами»




Последовательный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Запомни движения»

IV

Каникулы 21.03 – 29.03


АПРЕЛЬ

I



Последовательный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»



Последовательный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Угадай, что не нарисовал художник»

II



Выборочный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Запомни слова»



Выборочный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»

III



Выборочный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Поможем зверям»



Выборочный пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Каждому своё место»

IV



Краткий пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»



Примерный краткий пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Воробьи – вороны»



Примерный краткий пересказ.

Развитие связной речи.

Д/у «Продолжай!»

МАЙ

I



Устные сочинения.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»



Устные сочинения.

Развитие связной речи.

Д/у «Четыре стихии»

II



Проведение итоговых проверочных работ. Отслеживание динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год.



III - IV

Фронтальное обследование.

15.05 – 30.05