Титульный лист.
Программа логопедических занятий является частью АОП (вариант 7.2) и адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Владимир М. обучающийся с ЗПР испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У мальчика отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Он является обучающимся, нуждающимся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Владимир М. отличается своей своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, он затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, обучающийся воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. У Владимира низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Недели | Дата по плану | Дата по факту | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы | Развитие неречевых процессов |
СЕНТЯБРЬ |
I | Фронтальное обследование. 02.09 -14.09 |
II |
III | | | Сбор анамнеза, данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
| |
IV | | |
| |
| |
ОКТЯБРЬ |
I | | | Уточняются созданные в процессе предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). |
| |
II | | |
| |
III | | |
| | Работа над словом | Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | Д/у «Живое – неживое» |
IV | | | Слова, обозначающие предмет. | Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | Д/у «Кто больше слов назовет» |
| | Слова, обозначающие действие предмета. | Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? | Д/у «Кто как передвигается?» |
| | Слова, обозначающие действие предмета. | Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? | Д/у «Скажи наоборот» |
НОЯБРЬ |
I | Каникулы 01.11 – 09.11 |
II | | | Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. | Существительное - часть речи, отвечающая на вопросы КТО?, ЧТО?; глагол – часть речи отвечающая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Домашние и дикие животные. | Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления. |
| | Простое двусоставное нераспространенное предложение. | Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | Д/у «Узнай букву» |
III | | | Составление предложений по сюжетной картинке. | | Д/у «Что изменилось?» |
| | Слова, обозначающие признак предмета. | Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? | Д/у «Опиши предмет» |
IV | | | Распространение простого двусоставного предложения определением | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. | Д/у «Найди все слова предметы на картинке» |
| | Составление предложений по сюжетной картинке. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. | Д/у «Продолжи ряд» |
ДЕКАБРЬ |
I | | | Работа с предлогами «в», «на». | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Доскажи словечко» |
| | Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». | Вопрос КУДА? | Д/у «Подбери картинку» |
II | | | Работа с предлогами «с», «со». | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Ванька-встанька» |
| | Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со». | Вопрос С КЕМ? | Д/у «Найди пару» |
III | | | Работа с предлогами «к», «от». | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Наборщики» |
| | Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от». | Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ? | Д/у «Доскажи словечко» |
IV | | | Работа с предлогами «из», «от», «у». | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Наборщики» |
| | Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». | Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ? | Д/у «Найди свой домик» |
ЯНВАРЬ |
I | Каникулы 31.12 – 11.01 |
II |
III | | | Работа с предлогами «по», «под». | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Угадай предмет» |
| | Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». | Вопрос ГДЕ? | Д/у «Куда мы пришли?» |
IV | | | Закрепление всех отработанных предлогов | Раздельное написание предлогов. | Д/у «Кто с кем?» |
| | Работа над связной речью. Формирование монологической речи | Согласование и управление различных частей речи | Развитие логического и образного мышления и памяти. |
| | Работа над связной речью. | Согласование и управление различных частей речи | Развитие логического и образного мышления и памяти. |
| | Закрепление всех отработанных предлогов | Согласование и управление различных частей речи | Развитие логического и образного мышления и памяти. |
ФЕВРАЛЬ |
I | | | Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Муравей», «Лиса и рак» | Развитие связной речи. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. «Догадайся, кто нарисован» |
| | Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Цыпленок», «Воробей и ласточка» | Развитие связной речи. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики» |
II | | | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко». | Развитие связной речи. | Д/у «Угадай предмет» |
| | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. |
III | | | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. |
| | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
IV | | | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
| | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
МАРТ |
I | | | Пересказы описательного характера с опорой на картинку. | Развитие связной речи. | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
| | | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
II | | | Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. | Развитие связной речи. | |
| | | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
III | | | Последовательный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Выполни с закрытыми глазами» |
| | | Последовательный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Запомни движения» |
IV | Каникулы 21.03 – 29.03 |
| АПРЕЛЬ |
I | | | Последовательный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
| | Последовательный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Угадай, что не нарисовал художник» |
II | | | Выборочный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Запомни слова» |
| | Выборочный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
III | | | Выборочный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Поможем зверям» |
| | Выборочный пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Каждому своё место» |
IV | | | Краткий пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
| | Примерный краткий пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Воробьи – вороны» |
| | Примерный краткий пересказ. | Развитие связной речи. | Д/у «Продолжай!» |
МАЙ |
I | | | Устные сочинения. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
| | Устные сочинения. | Развитие связной речи. | Д/у «Четыре стихии» |
II | | | Проведение итоговых проверочных работ. Отслеживание динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год. |
| |
III - IV | Фронтальное обследование. 15.05 – 30.05 |