Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»
протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________П.Д. Маслий
________ _________2016 г. _____________________2016 г. ____________________2016 г.
Ситникова М.Н.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 4 класса проводятся 3 раза в неделю.
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Обследование – 7 часов.
Предложение – 2 часа.
Звуки речи – 3 часа.
Слоговая структура слова – 4 часа.
Ударение – 3 часа.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 6 часов.
Мягкий знак в слове – 3 часа.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 13 часов.
Дифференциация согласных – 6 часов.
Слова, обозначающие предметы – 11 часов.
Слова, обозначающие действие предметов – 7 часов.
Слова, обозначающие признак предмета – 10 часов.
Предложение – 12 часов.
Текст – 3 часов.
Предлоги – 6 часов.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во час. | Информационное сопровождение | Дата по плану |
I четверть |
Обследование. | 7 ч. | | |
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии. | Первичная диагностика. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 2.09.16 |
2. | Обследование импрессивной речи и связной речи (экспрессивной). | 1.Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. 2.Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М: « Айрис дидактика», 2007 г. | 5.09.16 |
3. | Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова. | 1.Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. 2.Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 6.09.16 |
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 9.09.16 |
5. | Обследование звукопроизноси-тельной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношения. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 12.09.16 |
6. | Обследование чтения и письма. | Выявить наличие нарушений чтения и письма. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 13.09.16 |
7. | Обследование чтения и письма. | Выявить наличие нарушений чтения и письма. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 16.09.16 |
Предложение. | 2ч. | | |
8. | Предложение. Слово. | Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 19.09.16 |
9. | Предложение. Слово. | Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 20.09.16 |
Звуки речи. | 3 ч. | | |
10. | Звуки и буквы. | Закреплять различие в понятиях «звук» и «буква». | 1 | Схемы гласных и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 23.09.16 |
11. | Гласные звуки и буквы. | Уточнять способ образования гласных звуков. | 1 | Схемы гласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. | 26.09.16 |
12. | Согласные звуки и буквы. | Уточнять различие в образовании гласных и согласных звуков. | 1 | Схемы согласных звуков, набор букв, картинный материал. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 27.09.16 |
Слоговая структура слова. | 4ч. | | |
13. | Анализ односложных слов. | Закреплять понятие о слоге как части слова. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 30.09.16 |
14. | Анализ двусложных слов. | Закреплять понятие о слоге как части слова. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 3.10.16 |
15. | Слогообразующая роль гласных. | Закреплять умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 4.10.16 |
16. | Слогообразующая роль гласных. | Закреплять умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 7.10.16 |
Ударение. | 3 ч. | | |
17. | Ударение. | Закреплять умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. | 1 | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 10.10.16 |
18. | Ударные и безударные гласные. | Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах. | 1 | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 11.10.16 |
19. | Ударные и безударные гласные. | Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах. | 1 | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 14.10.16 |
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. | 6 ч. | | |
20. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и в словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 17.10.16 |
21. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и в словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 18.10.16 |
22. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и в словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 21.10.16 |
23. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и в словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 24.10.16 |
24. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 25.10.16 |
25. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. | 28.10.16 |
II четверть |
Мягкий знак в слове. | 3 ч. | | |
1. | Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и. | Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах. | 1 | Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 8.11.16 |
2. | Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и. | Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах. | 1 | Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 11.11.16 |
3. | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Учить различать смягчающий и разделительный «ь». | 1 | Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 14.11.16 |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | 13 ч. | | |
4 | Дифференциация Б – П в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 15.11.16 |
5. | Дифференциация Б – П в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 18.11.16 |
6. | Дифференциация В – Ф в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 21.11.16 |
7. | Дифференциация В –Ф в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 22.11.16 |
8. | Дифференциация Г-К в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | 25.11.16 |
9. | Дифференциация Г – К в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 28.11.16 |
10. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 29.11.16 |
11. | Дифференциация Д-Т в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 2.12.16 |
12. | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 5.12.16 |
13. | Дифференциация Ж – Ш в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 6.12.16 |
14. | Дифференциация З-С в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 9.12.16 |
15. | Дифференциация З-С в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г. | 12.12.16 |
16. | Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся по данной теме. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 13.12.16 |
Дифференциация согласных. | 6 ч. | | |
17. | Дифференциация согласных С-Ц в слогах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 16.12.16 |
18. | Дифференциация согласных С-Ц в словах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 19.12.16 |
19 | Дифференциация согласных С-Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении | 1 | Раздаточные карточки с заданиями. Кассы букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 20.12.16 |
20. | Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 23.12.16 |
21. | Дифференциация согласных Ч-Ц в словах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г. | 26.12.16 |
22. | Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | Раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 27.12.16 |
Слова, обозначающие предметы. | 11 ч. | | |
1 | Слова, обозначающие предметы. | Закреплять понятие о словах, обозначающих предмет. | 1 | Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 13.01.17 |
2 | Слова, обозначающие понятия. | Закреплять умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | 1 | Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 16.01.17 |
3 | Различение одушевленных и неодушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам»кто это?», «что это?» | 1 | Предметные картинки с одуш. и неодуш. предметами. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 17.01.17 |
4 | Слова, обозначающие один и много предметов. | Закреплять умение образовывать множественное число имени существительного | 1 | Раздаточный материал с ед. числом предметов и мн. числом предметов. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 20.01.17 |
5 | Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. | Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже. | 1 | Парные картинки, таблица для составления предложений карточки с деформированными предложениями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 23.01.17 |
6 | Существительные мужского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он). | 1 | Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 24.01.17 |
7 | Существительные женского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она). | 1 | Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 27.01.17 |
8 | Существительные среднего рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно). | 1 | Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 30.01.17 |
9 | Слова, обозначающие большой и маленький предмет. | Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | 1 | Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 31.01.17 |
10 | Сравнение двух предметов. | Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | 1 | Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 3.0217 |
11 | Предмет и его части. | Закреплять умение определять предмет по названию его составных частей. | 1 | Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 6.02.17 |
Слова, обозначающие действия предмета. | 7 ч. | | |
12 | Слова, обозначающие действие предмета. | Закреплять умение правильно употреблять грамматическую форму глагола. | 1 | Таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 7.02.17 |
13 | Сопоставление форм одного и того же глагола. | Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы. | 1 | Карточки с графическим обозначением слов-действий. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 10.02.17 |
14 | Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. | 1 | Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. | 13.02.17 |
15 | Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. | 1 | Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 14.02.17 |
16 | Изменение слов, обозначающих действия, по числам, по родам. | Учить образовывать множественное число глаголов.Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде. | 1 | Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 17.02.17 |
17 | Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы. | Совершенствовать смысловую сторону речи. | 1 | Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 20.02.17 |
18 | Слова, обозначающие предметы и действия предметов. | Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. | 1 | Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 21.02.17 |
Слова, обозначающие признак предмета. | 10 ч. | | |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Формировать представление о словах , обозначающих признак предмета. | 1 | Карточки с заданиями, таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 27.02.17 |
20 | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина, форма, вкус). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1 | Таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 28.02.17 |
21 | Выделение ведущих признаков предметов (материал, качества характера). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1 | Таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 3.03. 17 |
22 | Образование относительных прилагательных. | Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. | 1 | Карточки с предложениями, Предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 6.03. 17 |
23 | Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. | Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | Карточки по словообразованию, карточки с прилагательными. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 7.03. 17 |
24 | Подбор прилагательных с противоположным значением. | Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы). | 1 | Карточки с заданиями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 10.03. 17 |
25 | Подбор прилагательных, близких по значению. | Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы) | 1 | Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 13.03. 17 |
26 | Слова, обозначающие признак предмета. | Закреплять полученные знания. | 1 | Кроссворд (запись на доске), карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 14.03. 17 |
27 | Подбор слов-признаков к словам-предметам. | Закреплять полученные знания. | 1 | Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 17.03. 17 |
28 | Проверочный диктант по теме : «Слова, обозначающие предметы, действия, признаки». | Проверить уровень знаний учащихся. | 1 | Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г. | 20.03. 17 |
Предложение | 12ч. | | |
29 | Обозначение границ предложения. | Закреплять умение правильно оформлять границы предложения. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 21.03. 17 |
30 | Определение количества предложений в тексте. | Закреплять умение выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | Карточки с текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 24.03. 17 |
IV четверть. |
1 | Составление предложений с употреблением различных падежей ( р.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа. | 1 | Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 3.04. 17 |
2 | Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного падежа. | 1 | Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 4.04.17 |
3 | Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам винительного падежа. | 1 | Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 7.04.17 |
4 | Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам творительного падежа. | 1 | Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 10.04. 17 |
5 | Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам предложного падежа. | 1 | Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 11.04. 17 |
6 | Дополнение предложений по вопросам. | Закреплять умение распространять простое двусоставное предложение. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 14.04. 17 |
7 | Работа с деформированным предложением. | Упражнять в составлении грамматически правильного предложения. | 1 | Карточки с деформированными предложениями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 17.04. 17 |
8 | Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | Раздаточные карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 18.04. 17 |
9 | Сложное предложение. | Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 21.04. 17 |
10 | Сложное предложение. | Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 24.04. 17 |
Текст | 3 ч. | | |
10 | Восстановление деформированного текста. | Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | 1 | Карточки с деформированным текстом. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 25.04.16 |
11 | Составление рассказа по серии картинок.Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на картинный план. | 1 | Серия картинок. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. Сюжетная картина, вопросы по картине | 28.04. 17 |
12 | План. Пересказ текста по плану. | Познакомить учащихся с планом. Формировать умение пересказывать текст в соответствии с планом. | 1 | План текста. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 29.04. 17 |
Предлоги. | 6 ч. | | |
13 | Предлоги в предложении. | Закреплять знания о написании предлогов в предложении. | 1 | Карточки с деформированными предложениями, таблица предлогов, Схемы предлогов. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 2.05. 17 |
14 | Дифференциация предлогов В-НА. | Учить различать предлоги в устной и письменной речи. | 1 | Демонстрационные предлоги В-НА, раздаточные предлоги В-НА, картинки для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 5.05. 17 |
15 | Предлоги С (СО). Предлоги С (ИЗ). | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | 1 | Карточки с предложениями, карточки с предлогами. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 5.05. 17 |
16 | Предлоги ПО (К). | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | 1 | Схемы для составления предложений, карточки для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 8.05. 17 |
17 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | 1 | Карточки с пропущенными предлогами. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 12.05. 17 |
18 | Закрепление знаний по теме: «Предлоги» | | 1 | | 12.05.17 |
Обследование. | 6 ч. | | |
19 | Фронтальное обследование. | | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 15.05. 17 |
20 | Фронтальное обследование. | | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 16.05. 17 |
• составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
• различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
• определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
• знать алфавит.
Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.
Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.
Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.
Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.
Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.
Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.
Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.
Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.