СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий 4 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедических занятий в 4классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий 4 класса»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»





Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на педагогическом совете заместитель директора директор школы

протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________П.Д. Маслий

________ _________2016 г. _____________________2016 г. ____________________2016 г.







Рабочая программа

логопедических занятий

4 класс




Автор- составитель:

Ситникова М.Н.
















2016-2017 учебный год

Пояснительная записка


  1. Общая характеристика программы

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.


2. Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.


3.Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


4.Организация работы по программе

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 4 класса проводятся 3 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса


4 класс (102 часа)

Обследование – 7 часов.

Предложение – 2 часа.

Звуки речи – 3 часа.

Слоговая структура слова – 4 часа.

Ударение – 3 часа.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 6 часов.

Мягкий знак в слове – 3 часа.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 13 часов.

Дифференциация согласных – 6 часов.

Слова, обозначающие предметы – 11 часов.

Слова, обозначающие действие предметов – 7 часов.

Слова, обозначающие признак предмета – 10 часов.

Предложение – 12 часов.

Текст – 3 часов.

Предлоги – 6 часов.

Обследование –6 часов

4 класс (102 ч.)


Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во час.

Информационное сопровождение

Дата

по плану


I четверть

Обследование.

7 ч.



1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.

Первичная диагностика.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

2.09.16

2.


Обследование импрессивной речи и связной речи (экспрессивной).

1.Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

2.Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

1


Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М: « Айрис дидактика», 2007 г.

5.09.16





3.

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.

1.Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. 2.Выявить степень владения слоговой структурой.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

6.09.16

4.

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

9.09.16

5.

Обследование звукопроизноси-тельной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношения.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

12.09.16

6.

Обследование чтения и письма.

Выявить наличие нарушений чтения и письма.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

13.09.16

7.

Обследование чтения и письма.

Выявить наличие нарушений чтения и письма.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

16.09.16

Предложение.

2ч.



8.

Предложение. Слово.

Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

19.09.16

9.

Предложение. Слово.

Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

20.09.16

Звуки речи.

3 ч.



10.

Звуки и буквы.

Закреплять различие в понятиях «звук» и «буква».

1

Схемы гласных и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

23.09.16

11.

Гласные звуки и буквы.

Уточнять способ образования гласных звуков.

1

Схемы гласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр.

26.09.16

12.

Согласные звуки и буквы.

Уточнять различие в образовании гласных и согласных звуков.

1

Схемы согласных звуков, набор букв, картинный материал. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

27.09.16

Слоговая структура слова.

4ч.



13.

Анализ односложных слов.

Закреплять понятие о слоге как части слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

30.09.16

14.

Анализ двусложных слов.

Закреплять понятие о слоге как части слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

3.10.16


15.

Слогообразующая роль гласных.

Закреплять умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.


4.10.16

16.

Слогообразующая роль гласных.

Закреплять умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

7.10.16

Ударение.

3 ч.



17.

Ударение.


Закреплять умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

10.10.16


18.

Ударные и безударные гласные.

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

11.10.16

19.

Ударные и безударные гласные.

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

14.10.16



Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

6 ч.



20.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

17.10.16




21.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1


Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

18.10.16




22.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1


Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

21.10.16



23.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1


Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

24.10.16

24.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

25.10.16


25.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями.

28.10.16

II четверть


Мягкий знак в слове.

3 ч.



1.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и.

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах.

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

8.11.16

2.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и.

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах.

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

11.11.16

3.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Учить различать смягчающий и разделительный «ь».

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

14.11.16

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

13 ч.





4

Дифференциация Б – П в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1



Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

15.11.16

5.

Дифференциация Б – П в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

18.11.16


6.

Дифференциация В – Ф в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

21.11.16


7.

Дифференциация В –Ф в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

22.11.16


8.

Дифференциация

Г-К в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

25.11.16

9.

Дифференциация Г – К в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006г. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

28.11.16


10.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

29.11.16

11.

Дифференциация Д-Т в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

2.12.16


12.

Дифференциация

Ж-Ш в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

5.12.16

13.

Дифференциация

Ж – Ш в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

6.12.16


14.

Дифференциация З-С в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

9.12.16

15.

Дифференциация З-С в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г.

12.12.16

16.

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся по данной теме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.


13.12.16

Дифференциация согласных.

6 ч.



17.

Дифференциация согласных С-Ц в слогах.

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

16.12.16

18.

Дифференциация согласных С-Ц в словах.


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

19.12.16

19

Дифференциация согласных С-Ц в предложении.


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

1

Раздаточные карточки с заданиями. Кассы букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

20.12.16

20.

Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах.


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

23.12.16

21.

Дифференциация согласных Ч-Ц в словах.


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

26.12.16

22.

Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении.


Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

27.12.16

III четверть

Слова, обозначающие предметы.

11 ч.



1

Слова, обозначающие предметы.

Закреплять понятие о словах, обозначающих предмет.

1


Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

13.01.17

2

Слова, обозначающие понятия.

Закреплять умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

1

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

16.01.17

3

Различение одушевленных и неодушевлённых предметов.

Учить различать предметы по вопросам»кто это?», «что это?»

1

Предметные картинки с одуш. и неодуш. предметами. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

17.01.17

4

Слова, обозначающие один и много предметов.

Закреплять умение образовывать множественное число имени существительного

1

Раздаточный материал с ед. числом предметов и мн. числом предметов. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

20.01.17

5

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже.

1

Парные картинки, таблица для составления предложений карточки с деформированными предложениями. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

23.01.17

6

Существительные мужского рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он).

1

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

24.01.17

7

Существительные женского рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она).

1

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

27.01.17

8

Существительные среднего рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно).

1

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

30.01.17

9

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1







Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

31.01.17

10

Сравнение двух предметов.

Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия.

1

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

3.0217

11

Предмет и его части.

Закреплять умение определять предмет по названию его составных частей.

1

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

6.02.17

Слова, обозначающие действия предмета.

7 ч.



12

Слова, обозначающие действие предмета.

Закреплять умение правильно употреблять грамматическую форму глагола.

1

Таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

7.02.17

13

Сопоставление форм одного и того же глагола.

Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы.

1

Карточки с графическим обозначением слов-действий. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

10.02.17

14

Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы).

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

1

Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки.

13.02.17

15

Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у).

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

1

Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

14.02.17

16


Изменение слов, обозначающих действия, по числам, по родам.

Учить образовывать множественное число глаголов.Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

1


Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

17.02.17


17

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы.

Совершенствовать смысловую сторону речи.

1

Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

20.02.17

18

Слова, обозначающие предметы и действия предметов.

Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов.

1

Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

21.02.17

Слова, обозначающие признак предмета.

10 ч.



19

Слова, обозначающие признаки предметов.

Формировать представление о словах , обозначающих признак предмета.

1

Карточки с заданиями, таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

27.02.17

20


Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина, форма, вкус).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

1


Таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

28.02.17

21


Выделение ведущих признаков предметов (материал, качества характера).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

1

Таблица с предметными картинками. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

3.03. 17

22

Образование относительных прилагательных.

Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

1

Карточки с предложениями, Предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

6.03. 17

23

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

Карточки по словообразованию, карточки с прилагательными. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

7.03. 17

24

Подбор прилагательных с противоположным значением.

Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы).

1

Карточки с заданиями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

10.03. 17

25

Подбор прилагательных, близких по значению.

Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы)

1

Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

13.03. 17

26

Слова, обозначающие признак предмета.


Закреплять полученные знания.

1

Кроссворд (запись на доске), карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

14.03. 17

27

Подбор слов-признаков к словам-предметам.

Закреплять полученные знания.

1

Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

17.03. 17

28

Проверочный диктант по теме : «Слова, обозначающие предметы, действия, признаки».

Проверить уровень знаний учащихся.

1

Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.


20.03. 17


Предложение

12ч.



29

Обозначение границ предложения.


Закреплять умение правильно оформлять

границы предложения.

1

Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

21.03. 17

30

Определение количества предложений в тексте.

Закреплять умение выделять законченные предложения из сплошного текста.

1

Карточки с текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

24.03. 17



IV четверть.

1

Составление предложений с употреблением различных падежей ( р.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа.

1

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

3.04. 17

2

Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного падежа.

1

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

4.04.17

3

Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам винительного падежа.

1

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

7.04.17

4

Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам творительного падежа.

1

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

10.04. 17

5

Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам предложного падежа.

1



Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

11.04. 17

6

Дополнение предложений по вопросам.

Закреплять умение распространять простое двусоставное предложение.

1

Карточки для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

14.04. 17

7

Работа с деформированным предложением.

Упражнять в составлении грамматически правильного предложения.

1

Карточки с деформированными предложениями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

17.04. 17

8


Повествовательное, вопросительное,

восклицательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

1



Раздаточные карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

18.04. 17

9

Сложное предложение.

Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но».

1

Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

21.04. 17

10

Сложное предложение.

Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но».

1

Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

24.04. 17

Текст

3 ч.



10

Восстановление деформированного текста.

Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

1



Карточки с деформированным текстом. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

25.04.16

11


Составление рассказа по серии картинок.Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на картинный план.

1


Серия картинок. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

Сюжетная картина, вопросы по картине

28.04. 17

12

План. Пересказ текста по плану.

Познакомить учащихся с планом. Формировать умение пересказывать текст в соответствии с планом.

1

План текста. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

29.04. 17

Предлоги.

6 ч.



13

Предлоги в предложении.

Закреплять знания о написании предлогов в предложении.

1

Карточки с деформированными предложениями, таблица предлогов, Схемы предлогов. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

2.05. 17

14

Дифференциация предлогов В-НА.

Учить различать предлоги в устной и письменной речи.

1

Демонстрационные предлоги В-НА, раздаточные предлоги В-НА, картинки для составления предложений. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

5.05. 17

15

Предлоги С (СО). Предлоги С (ИЗ).

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

1


Карточки с предложениями, карточки с предлогами. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

5.05. 17

16

Предлоги ПО (К).

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

1

Схемы для составления предложений, карточки для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

8.05. 17

17

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

1

Карточки с пропущенными предлогами. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

12.05. 17

18

Закрепление знаний по теме: «Предлоги»


1


12.05.17

Обследование.

6 ч.



19

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

15.05. 17

20

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

16.05. 17


21

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

19.05. 17

22

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

22.05. 17

23

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

23.05. 17

24

Фронтальное обследование.


1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

26.05.17

Результаты освоения программы

Обучающиеся научатся:

•  составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

•  анализировать слова по звуковому составу;

•  различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

•  определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

•  списывать текст целыми словами;

•  писать  под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы;

•  знать алфавит.



























Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  6. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

  7. Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  8. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

  9. Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  10. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.

  11. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

  12. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

  13. Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

  14. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.

  15. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.

  16. Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  17. Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.

  18. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

  19. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.

  20. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  21. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.

  22. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  23. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

  24. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

  25. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  26. Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.

  27. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

  28. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

  29. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

  30. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

  31. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

  32. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.

  33. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.



Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

  2. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

  3. Логопедия /под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

  4. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!