Пояснительная записка
Место предмета «математика» в учебном плане школы.
Рабочая программа «Математика» 5 класс соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, на изучение математики в 5 классе отводится 175 часов в год :
- 5 часов в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Программа реализуется в адресованных учащимся учебниках:
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных организаций/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.-33-е изд., стер.-М. : Мнемозина, 2014.-280с:ил..
Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/Сост. Л.П. Попов.-3-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2015.-96с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика:5 класс» ФГОС (к новому учебнику)/ Т.М. Ерина.-19-е изд., перераб. И доп.-М. : Издательство «Экзамен», 2017.-127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкин и др. «Математика:5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / В.Н. Рудницкая.-6-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство «Экзамен», 2015.-125, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Попов. М.А. Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А. Попов.-3-е изд., перераб. и доп.-М. : Издательство «Экзамен», 2014.-143, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Цели изучения предмета:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Задачи изучения предмета:
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Формы организации познавательной деятельности:
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся:
Контрольная работа №1: Натуральные числа и шкалы
Контрольная работа №2: Сложение и вычитание натуральных чисел
Контрольная работа №3: Числовые и буквенные выражения
Контрольная работа №4: Умножение и деление натуральных чисел
Контрольная работа №5: Упрощение выражений
Контрольная работа №6: Площади и объемы
Контрольная работа №7: Обыкновенные дроби
Контрольная работа №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Контрольная работа №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Контрольная работа №10: Умножение и деление десятичных дробей
Контрольная работа №11: Умножение и деление десятичных дробей
Контрольная работа №12: Инструменты для вычислений и измерений
Контрольная работа №13: Инструменты для вычислений и измерений
Итоговая контрольная работа
Планируемые результаты обучения:
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета:
1. Натуральные числа и шкалы (12 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (24 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (16 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (24 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (10 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Тематическое планирование |
№ | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
1. | | | Повторение. Порядок выполнения действий. | 1 |
2-5. | | | Повторение. Решение текстовых задач | 4 |
6. | | | Входящая контрольная работа | 1 |
7-8. | | | Раздел 1. Натуральные числа и шкалы (12 часов) Обозначение натуральных чисел. | 2 |
9-10. | | | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 2 |
11-12. | | | Плоскость. Прямая. Луч | 2 |
13-14. | | | Шкалы и координаты | 2 |
15-17. | | | Меньше или больше | 3 |
18. | | | Контрольная работа № 1: Натуральные числа и шкалы | 1 |
19-23. | | | Раздел 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа) Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 |
24-27. | | | Вычитание | 4 |
28. | | | Контрольная работа №2: Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
29-31. | | | Числовые и буквенные выражения | 3 |
32-35. | | | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 4 |
36-39. | | | Уравнение | 4 |
40. | | | Контрольная работа №3: Числовые и буквенные выражения | 1 |
41-46. | | | Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов) Умножение натуральных чисел и его свойства | 6 |
47-52. | | | Деление | 6 |
53-55. | | | Деление с остатком | 3 |
56. | | | Контрольная работа №4: Умножение и деление натуральных чисел | 1 |
57-61. | | | Упрощение выражений | 5 |
62-64. | | | Порядок выполнения действий | 3 |
65-66. | | | Квадрат и куб числа | 2 |
67. | | | Контрольная работа №5: Упрощение выражений | 1 |
68-69. | | | Раздел 4. Площади и объёмы (12 часов) Формулы | 2 |
70-71. | | | Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 |
72-74. | | | Единицы измерения площадей | 3 |
75. | | | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
76-78. | | | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 |
79. | | | Контрольная работа №6: Площади и объёмы | 1 |
80-81. | | | Раздел 5. Обыкновенные дроби (24 часа) Окружность и круг | 2 |
82-85. | | | Доли. Обыкновенные дроби | 4 |
86-88. | | | Сравнение дробей | 3 |
89-90. | | | Правильные и неправильные дроби | 2 |
91. | | | Контрольная работа №7: Обыкновенные дроби | 1 |
92-94. | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 |
95-96. | | | Деление и дроби | 2 |
97-98. | | | Смешанные числа | 2 |
99-102. | | | Сложение и вычитание смешанных чисел | 4 |
103. | | | Контрольная работа №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
104-105. | | | Раздел 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (16 часов) Десятичная запись дробных чисел | 2 |
106-108. | | | Сравнение десятичных дробей | 3 |
109-114. | | | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 |
115-116. | | | Приближённые значения чисел. Округление чисел | 2 |
117-118. | | | Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби» | 2 |
119. | | | Контрольная работа №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
120-122. | | | Раздел 7. Умножение и деление десятичных дробей (24 часа) Умножение десятичных дробей на натуральное число | 3 |
123-127. | | | Деление десятичной дроби на натуральное число | 5 |
128. | | | Контрольная работа №10: Умножение и деление десятичных дробей | 1 |
129-133. | | | Умножение десятичных дробей | 5 |
134-137. | | | Деление на десятичную дробь | 4 |
138-142. | | | Среднее арифметическое | 5 |
143. | | | Контрольная работа №11: Умножение и деление десятичных дробей | 1 |
144-145. | | | Раздел 8. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов) Микрокалькулятор | 2 |
146-149. | | | Проценты | 4 |
150. | | | Контрольная работа №12: Инструменты для вычислений и измерений | 1 |
151-153. | | | Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник | 3 |
154-157. | | | Измерение углов. Транспортир | 4 |
158-159. | | | Круговые диаграммы | 2 |
160. | | | Контрольная работа №13: Инструменты для вычислений и измерений | 1 |
161. | | | Повторение и решение задач (8 часов) Натуральные числа и шкалы | 1 |
162. | | | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
163-164. | | | Умножение и деление натуральных чисел | 2 |
165. | | | Площади и объемы | 1 |
166. | | | Обыкновенные дроби | 1 |
167-170. | | | Сложение и вычитание десятичных дробей | 4 |
171-175. | | | Резерв времени | 5 |
Лист корректировки
№ | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |