СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Управление образования и науки Липецкой области


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

_______________ Небогин А.В.

«____» ________________ 20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

МДК.01.01 методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности


44.02.03 Педагогика дополнительного образования




















2017г.

Рабочая программа МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»


Разработчик:

Смольянинов О. А. преподаватель музыки.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.

Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)

Роспись ФИО






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК


6

  1. условия реализации примерной программы МДК


54

  1. Контроль и оценка результатов Освоения МДК


57










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК

МДК. 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.


1.1 Область применения программы

Рабочая программа МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.


  1. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, входит в профессиональный цикл ПМ. 01. Преподавание в области музыкальной деятельности.


1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:

Цель: подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания музыкальных дисциплин.

Задачи:


- вызвать у студентов интерес к музыкальному искусству и потребность в постоянном самообразовании в области музыкальной культуры;

- сформировать представление о системе научных знаний историко-теоретических аспектов музыкознания;

- познакомить студентов с содержанием, методами и формами музыкального воспитания учащихся в системе дополнительного образования;

- сформировать представление об основных принципах искусства, лежащих

в основе педагогической организации общения детей с искусством;

- повысить уровень музыкальной грамотности студентов, способствовать формированию у них творческого начала в музыкально-педагогической деятельности.


В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

1.4. Количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 407 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 271 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 136 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

  1. Объем МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

407

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

271

в том числе:


теоретические занятия

140

практические занятия

101

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

136

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

136

Промежуточная аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта.

2.2 Тематический план и содержание МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем

часов:

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности


271


Тема 1.1.

Введение в курс методики преподавания по программам ДОД в музыкальной деятельности.

Содержание учебного материала.

3

1,2

1.


2.

3.

- Методика преподавания по ПДО в музыкальной деятельности - место дисциплины в учебном процессе.

- Общая характеристика предмета.

- Цель, задачи, содержание предмета.


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Проработка лекционного материала.

Тема 1.2.

Методы музыкального воспитания.

Содержание учебного материала

10

1,2

1.

Общая характеристика методов: общепедагогические и специальные: (Методы стимулирования музыкальной деятельности. Метод размышления о музыке. Наглядно-слуховой метод. Метод создания композиций. Метод музыкального обобщения. Метод сопереживания. Метод моделирования художественно-творческого процесса.)


Практические занятия

7

1.


2.

- Наглядно-слуховой метод и метод размышления о музыке как средство активизации певческой работы на занятии.

- Использование общедидактических и музыкальных методов обучения в процессе восприятия музыки.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

7

1.





2.



3.

- Приведите примеры реализации в музыкальном воспитании общепедагогических методов, дифференцируемых: по источнику знаний, назначению, характеру познавательной деятельности, дидактическим целям.

- Раскройте специфику реализации общепедагогических методов, применяемых в музыкальном воспитании, на примере словесного, наглядного, практического.

- Выявите суть методов сопереживания, музыкального обобщения, эмоциональной драматургии, моделирования художественно-творческого процесса, содержательного анализа музыкальных произведений.

Тема 1.3.

Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители.

Содержание учебного материала

8

1,2

1.



2.



3.


4.


5.

- Профессиональные компетенции педагога ДО в музыкальной деятельности, сущность и социальная значимость будущей профессии.

- Музыкальные способности детей: сущность, особенности выявления. Определение уровня музыкальных способностей школьников.

- Основные компоненты музыкального слуха: персептивный и продуктивный.

- Методика определения уровня музыкальных способностей школьников

- Формы взаимодействия педагога с родителями. Особенности воспитания музыкальной культуры школьников в семье.


Практические занятия:

6

1.

- Определение уровня музыкальных способностей школьников. - Ролевая игра «Родительское собрание» по теме «Мы едем в театр».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.


2.

- Составить примерный конспект индивидуальной беседы с родителями по вопросам музыкального развития ребенка.

- Познакомиться с профессиональной позицией Б.В. Асафьева и ответить на вопросы анкеты.

Тема 1.4.

Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях.

Содержание учебного материала

10

1,2,3

1.

2.




3.





4.





5.

- Формы внеурочных занятий.

- Примерная структура тематического учебного занятия в учебном кабинете. Организация занятия. Теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, окончание занятия.

- Требования к учебному занятию творческого объединения: к организационным условиям, к дидактической деятельности педагога; к воспитывающему характеру деятельности педагога, к профессионально - личностным качествам педагога,

- Требования к учебному занятию творческого объединения: к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации музыкальной деятельности детей на занятии.

- Начальный этап организации творческого коллектива - комплектование состава детского коллектива. Требование к организации первого занятия творческого объединения: первый этап занятия. Второй этап занятия: разъяснение цели, задач, содержания программы творческого объединения. Третий этап занятия - выявления уровня первичной подготовки учащихся


Практические занятия

16

1.


2.


3.


- Организация и проведение первого занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки».

- Организация и проведение первого занятия вокального кружка «Звонкие голоса».

- Организация и проведение второго занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки» и вокального кружка «Звонкие голоса»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.



2.

- Разработать материал для рекламной компании по проведению набора в школьные кружки музыкально-художественной самодеятельности. Презентация работы.

- Разработать сценарий первой встречи с родителями и учениками.

Тема 1.5. Требования к организации пространства учебного кабинета в системе

ДОД.







Содержание учебного материала

10

1,2.3

1.



2.

3.

4.

- Организация пространства учебного кабинета музыки. Требования к оформлению учебного кабинета для музыкальной деятельности в учреждениях ДОД.

- «Презентация учебного кабинета».

- Требования Сан Пин к учебному кабинету музыки.

- Требования техники безопасности к проведению занятий музыки.







Практические занятия

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

7

1.

2.



3.

- Проработка лекционного материала.

- Подготовка к дискуссии по вопросам: особенности организации пространства в кабинетах для музыкальных занятий.

- Подготовить презентацию кабинета музыки.

Тема 1.6. Виды учебной документации в системе ДОД, требования к оформлению.







Содержание учебного материала

8

2

1.


2.


3.

4.


- Четыре уровня системы документации в учреждениях ДОД.

- Нормативная база образовательной деятельности учреждения ДОД.

- Учебно-методическая документация учреждения ДОД.

- Личная документация педагога и воспитанников.







Практические занятия

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

10

1.

Составить четырех уровневую систему документации в ОУДОД.

Тема 1.7.Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД.







Содержание учебного материала

4


2,3

1.

- Особенности ИКТ в музыкальном дополнительном образовании учащихся.







Практические занятия

8

1.



2.



3.


- Преобразование средствами MicrosoftWord текстов песен для вокальной работы, проецируя их на мультимедийный экран и разучить с сокурсниками.

- Разработать компьютерную презентацию для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему.

- Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением.

4.

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

3

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.

Моделирование фрагментов музыкальных занятий по разным видам музыкальной деятельности с использованием ИКТ.

Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе.






Содержание учебного материала

9

2

1.


2.



3.


4.

5.

6.


7.

- Вокальный ансамбль - творческий коллектив. Цель, задачи вокально-хоровой работы в ансамбле.

- Организация творческого коллектива. Пути и средства формирования детского творческого коллектива. Функции детского коллектива.

- Основные принципы вокально-хоровой работы в детском коллективе.

- Содержание работы с вокально-хоровым коллективом.

- Основные методы вокально-хоровой работы.

- Роль вокального ансамбля в музыкальном воспитании детей.

- Задачи педагога ДО в процессе формирования творческого коллектива.








Практические занятия

3

1.

- Разработать и представить презентацию: цели и задачи руководителя творческого коллектива (младший школьный возраст).

2.

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

3

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

7

1.



2.



3.

- Найти в интернет-ресурсах, проанализировать и представить авторские программы педагогов дополнительного образования в музыкальной деятельности.

- Подготовить сообщение о современных детских вокальных ансамблях; историю создания, художественных руководителях; особенностях репертуара.

- Подготовить сообщение о ведущих композиторах - песенниках, сочиняющих музыку для детей (презентация).

Тема 1.9.Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар.







Содержание учебного материала

14

2,3

1.



2.










3.




4.


5.


6.


- Основные формы работы вокального коллектива: групповые занятия; индивидуальные занятия; концертно - исполнительская деятельность.

- Репертуар, как основополагающий фактор музыкального воспитания школьников. Особенности подбора репертуара для различных возрастных групп. Методические принципы подбора репертуара для вокальных ансамблей. Подбор и представление песенного репертуара для занятий в вокальном ансамбле для дошкольного возраста, с учетом цели, задач, планируемого результата. Подбор и представление песенного репертуара для занятий в вокальном ансамбле для младшего школьного возраста, с учетом цели, задач, планируемого результата.

- Драматургия репетиции. Занятие творческого коллектива как творческий процесс. Особенности построения и видоизменения отдельно взятого занятия от поставленных целей и задач.

- Презентация известных современных вокальных ансамблей.

- Методика применения игровых приемов на занятии. Игровые приемы в процессе вокально-хоровой работы.

- Определение основных стадий развития голоса. Определение основных свойств певческого голоса. Четыре основных стадии развития детского певческого голоса. Определение свойств певческого голоса старших школьников.







Практические занятия

3

1.

2.

- Вокальные упражнения для снятия напряженности голоса.

- Моделирование фрагмента занятия: определение свойств певческого голоса.

3.

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

6

Контрольные работы:


Самостоятельная работа обучающихся

8

1.




2.

- Познакомиться в периодической печати и других источниках информации о принципах подбора детского песенного репертуара для разных возрастных групп (конспект).

- Составить примерный план песенного репертуара для разных возрастных групп.

Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста.







Содержание учебного материала

9













2.3

1.

2.


3.

4.



5.


6.


7.


- Нестандартные формы организации музыкальных занятий.

- Проблемно-поисковые ситуации как средство включения обучающихся в творческую деятельность.

- Активные формы и методы в музыкальном воспитании.

- Дифференцированное обучение как принцип активизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактические игры.

- Наглядный и дидактический материал для проведения музыкальных занятий.

- Использование средств ИКТ в работе с вокальными ансамблями.

- Методы формирования и стимулирования интереса к музыкальным занятиям.







Практические занятия

2

1.



2.




3.




4.


5.



6.

- Моделирование фрагмент занятия вокального ансамбля использую проблемно-поисковые ситуации в процессе разучивания песни.

- Моделирование фрагмента вокального занятия, используя музыкально - дидактическую игру «Корифей». Проанализируйте с сокурсниками цель и задачи данного вида работы.

- Используя средства MicrosoftWord преобразуйте тексты песен для вокально-хоровой работы в дидактическом материале и, проецируя их на мультимедийный экран. Разучите с сокурсниками.

- Создать партитуры детских песен с помощью программы Sibelius.

- Используя программу Finale подготовить нотный материал для распевания группы и провести с сокурсниками фрагмент занятий.

- Используя энциклопедию классической музыки (Коминфо,2002)провести тематические экскурсии о музыкальной культуре разных стран.

7.

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

8

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.


2.



3.

- Разработать и представить презентацию по теме «Детские музыкальные инструменты.

- Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с ярким образно-эмоциональным содержанием.

- Познакомиться в периодической печати или в интернете с методическими материалами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности учеников».

Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД.







Содержание учебного материала

6

2,3

1.





2.


- Планирование как творчество педагога ДОД. Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание планирования. Общие требования к планированию учебно-образовательного процесса в системе ДОД.

- Учебный план - документ определяющий график учебного процесса. Рабочая образовательная программа. Календарно-тематическое планирование, план-конспект занятия.







Практические занятия

2

1.


2.

- Анализ Рабочих образовательных программ в области музыкальной деятельности.

- Анализ календарно-тематических планов в системе ДОД.

3.

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

10

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

10

1.

Составить календарно-тематическое планирование работы с творческим коллективом на полугодие (направление музыкальной деятельности по выбору студента)

Тема 1.12 Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД.







Содержание учебного материала

8

2,3

1.



2.


3.


4.

- Учет и контроль результатов музыкального воспитания в системе ДОД. Оценка на музыкальных занятиях в системе ДОД.

- Основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования.

- Структурные модели музыкальных занятий. Модель (форма) занятий как композиционное строение.

- Методика определения музыкального развития обучающихся.







Практические занятия

9

1.

Моделирование занятии с дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и провести занятия с сокурсниками.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Современной формой оценивания учащихся является «Портфолио». Оценка, как отдельных составляющих, так и в целом ведется на критериальной основе. Разработать критерии оценивания портфолио участников вокального ансамбля.

Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества.







Содержание учебного материала

3

2,3

1.

2.


3.


4.


5.

- Характеристика детского творчества.

- Значение художественно - творческой деятельности для музыкального развития обучающихся.

- Метод моделирования художественно-творческого процесса.

- Сущность метода моделирования художественно-творческого процесса, связь метода с проблемным.

- Импровизация и игра как основа художественного творчества детей.







Практические занятия

14

1.



2.


3.

- Проанализировать цель и составляющие компоненты предлагаемых дидактических игр (игровой замысел, игровые действия, роли, правила).

- Смоделируйте дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма.

- Смоделируйте и проведите фрагмент вокального занятия, используя метод импровизации.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.



2.

- Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с образно-эмоциональным содержанием и разработать творческие задания.

- Познакомиться с научно - методическими работами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности школьников».

Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением.







Содержание учебного материала

8

2,3

1.


2.



3.


4.


5.

- Прогрессивный метод восстановления здоровья - музыкотерапия. Определение метода «музыкотерапия».

- Влияние музыкального фольклора на психоэмоциональное состояние детей на музыкальных занятиях.

- Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи.

- Методика организации слушания классической музыки с детьми, требующих коррекции.

- Организация музыкально-исполнительской деятельности детей с ЗПР в шумовом оркестре.







Практические занятия

9

1.




2.


3.

- Разработать и провести фрагменты музыкально-фольклорных праздников с использованием различных видов деятельности: вокально-хоровой, музыкально-ритмической, инструментальной.

- Ролевая игра «Родительское собрание по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье».

- Разучивание с сокурсниками песен с использованием ритмических движений или музыкальных инструментов.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

10

1.



2.

- Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.

- Познакомиться с системой музыкальных занятий К. Орфа, Написать реферат.

Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми.







Содержание учебного материала

3

1.2,3

1.


2.

- Актуальность проблемы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

- Способы выявления одаренности детей.







Практические занятия

6

1.

2.

3.

- Нарисовать портрет одаренного ребенка

- Видео конкурса «Утренняя звезда». Написать эссе.

- Моделирование индивидуального занятия с музыкально-одаренными детьми.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.



2.

- Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.

- Познакомиться с системой музыкальных занятий К. Орфа, Написать реферат.

Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД.







Содержание учебного материала

8

1.2

1.

2.

3.

4.


5.


6.


- Закон «Об образовании».

- Концепция содержания образования в ДОД.

- Структурные компоненты содержания ДОД.

- Принципы отбора содержания дополнительного образования детей.

- Основы структурирования содержания музыкального образования.

- Основные принципы формирования содержания дополнительного образования в музыкальной деятельности.







Практические занятия

3

1.

Проблемы в проектировании содержания образования Закон «Об образовании».

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.

Подготовится к дискуссии по вопросам:

1. Понятие «содержание образования» ст.14 в законе «Об образовании»

2. Главный фактор при конструировании содержания образования

3. Проблемы в проектировании содержания образования Закон «Об образовании».

Тема 1.17 Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО.







Содержание учебного материала

15

1,2,3

1.






2.

3.


4.


5.


6.

- Характеристика основных методов современного музыкального обучения. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа. Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на занятиях творческого типа. Метод вариативности. Метод проектов.

- Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

- Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову.

- Формы работы по методике и их связь с музыкальным развитием.

- Потенциал полимодальных методов музыкального обучения.

- Современные методы и методики музыкального воспитания в практической деятельности педагога ДОД.







Практические занятия

13

1.



2.


3.


4.


5.




6.


7.


8.

- «Проектная деятельность»: распределить роли - руководитель проекта, дети, члены жюри. Защита презентации.

- Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для дошкольного возраста.

- Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для младшего школьного возраста.

- Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для старшего школьного возраста.

- Подобрать необходимые интонации, тон, темп и динамику речи соответствующие художественному образу стихотворения о Шопене Хаустова А., подобрать поэтические тексты для проведения этого вида работы.

- Разучивание песни с сокурсниками с использованием музыкально - ритмических движений.

- Проведение творческих заданий-этюдов (рассказать содержание музыки «без слов», в движении).

- Составить список песен, которые вы могли предложить пропеть детям, диагностируя уровень развития музыкальных способностей.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.

Разработать технологические карты музыкальных занятий по направлениям: вокальная работа, музыкально-слушательская деятельность, сольное пение, музыкально-пластическое интонирование.

Тема 1.18. Методика бизнес- планирования и основы взаимодействия с социальными партнерами.







Содержание учебного материала

4

2

1.


2.

- Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-планирования. Азбука бизнес-планирования.

- Социальное партнерство как один из аспектов государственно-общественного управления образованием.







Практические занятия

-

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.


2.

- Проработка лекционного материала. Подготовка к дискуссии по вопросам: 1.Что такое бизнес-план и для чего он нужен?

- Дайте характеристику основных принципов бизнес-планирования.

Всего:



407



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы МДК требует наличия учебного кабинета музыки.


Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (фортепиано), посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа, проектор.


    1. Информационное обеспечение обучения

Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.


3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Абдулин Э.Б. Методика музыкального образования. - М., 2012.

  2. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., 2013.

  3. Алиеа Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М., 2000

  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. - М., 2011.

  5. Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь - М.,2012.

  6. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М., 2013.

  7. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ.пед. училищ и колледжей. М: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,2011г.

  8. Гуслова М.Н. Инновационные пед.технологии. Учеб. пособие для студентов СПО - М. Изд.центр «Академия», 2011г.

9 . Королева Т.П. Методика музыкального воспитания. - М., 2010.

10.Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. - М., 2015.

  1. Матвеева Л.В. Теория и практика музыкального воспитания в семье. - Екатеренбург, 2013.

  2. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

  3. Попов В.М. Бизнес- планирование. Учебник. М: Финансы и статистика, 2011г.

  4. Струве, Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2011г.

  5. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. - М.: Владос, 2012. - 176 с.

  6. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебной пособие. / Г. П. Стулова. — М: Планета музыки, 2014. — 176 с.

  7. ФГОС СПО по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования

  8. Шевчук Д.А. Бизнес -планирование: уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс 2010г.


Дополнительные источники:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 336 с.

  3. Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 250 с.

  4. Ермакова О.К. Краткий музыкальный словарь Изд.2-е - Ростов-н/Д: Феникс 2015 г


Интернет-ресурсы

  1. Corel Draw - векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах

  2. Photoshop - растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.

  3. Power Point - программа для создания и проведения презентации

  4. Paper Folding 3D - программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.

  5. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки

  6. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование».

  7. http ://standart.edu.ru/ - сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

  8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalo gId=531 - сайт, на котором

размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

  1. http://www.n-shkola.ru/ - сайт журнала «Начальная школа

  2. http://nsc. 1september.ru/- электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

  3. http://psylist.net/pedagogika/ - сайт, посвященный науке «Педагогика».

  4. http ://psylist.net/pedago g/ - сайт, посвященный психологии ребенка.

  5. http://gramota.ru/ - справочно-информационный портал - русский язык для всех.

  6. http://www.iskusstvo-info.ru - сайт журнала «Искусство».

  7. http://www.art.com

  8. http://www.mosconsv.ru

  9. http://www.dadon.ru/october/Tangrams

  10. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml республиканский портал «Профессиональное образование».
























  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК

Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговая аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачёта.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в избранной области деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию;

Знать:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.


Выполнение практического задания по демонстрации компетенций на экзамене.