СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Управление образования и науки Липецкой области


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

_______________ Небогин А.В.

«____» ________________ 20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа МДК.01.08

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


44.02.02 Преподавание в начальных классах



















2017г.


Рабочая программа МДК. 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»


Разработчик:

Смольянинов О. А. преподаватель музыки.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.

Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)

Роспись ФИО







































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК

МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.


1.1 Область применения программы

Рабочая программа МДК является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.


  1. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом входит в профессиональный цикл ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования.


1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:

Цель: воспитание музыкальной культуры будущих учителей начальной школы как одной из составляющих профессиональной компетенции.

Задачи:


- вызвать у студентов интерес к музыкальному искусству и потребность в постоянном самообразовании в области музыкальной культуры;

- сформировать представление о системе научных знаний историко-теоретических аспектов музыкознания;

- рассмотреть особенности процесса художественного образования младших школьников средствами музыкального искусства;

- познакомить студентов с содержанием, методами и формами музыкального воспитания учащихся начальной школы;

- дать понятие об элементарных навыках, необходимых в педагогической организации общения детей с классическим искусством при отсутствии специалиста-музыканта (слушательских, певческих, исполнительских);

- сформировать представление об основных принципах искусства, лежащих

в основе педагогической организации общения детей с искусством;

- содействовать становлению у будущего учителя начальных классов комплекса необходимых знаний, умений и навыков осуществления культурно-просветительской деятельности в системе музыкально-эстетического воспитания детей;

- повысить уровень музыкальной грамотности студентов, способствовать формированию у них творческого начала в музыкально-педагогической деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах;

- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.


1.4. Количество часов на освоение программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 20 часов.















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК

  1. Объем МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


теоретические занятия

20

практические занятия

20

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2.2 Тематический план и содержание МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем

часов:

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.


40


Тема 1.1.

Теория музыки.

Содержание учебного материала.

8

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Музыка как вид искусства: содержательный аспект.

Динамика. Модуляция мелодии.

Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров.

Музыкальная форма как звуковая реализация содержания.

Певческие голоса. Хор. Музыкальные инструменты. Оркестр.


Практические занятия

6

Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их название. Октавы. Нотное письмо.

Музыкальный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их название.

Ритм и метр. Приемы дирижирования.

Интервалы и аккорды. Лад и его элементы. Тональность. Знаки альтерации.

Модуляция детских песен. Нотная запись песен. Слуховое восприятие и определение музыкальной формы, ее характеристика.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Подготовка к практической работе по теме «Ритм, метр» с использованием методических рекомендаций преподавателя по нотной грамоте.

Тема 1.2.

Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

Содержание учебного материала

6

2

1.


2.


3.

4.


5.

6.

Теория музыкального воспитания. Музыка в интегративном процессе взаимодействия искусств.

Урок музыки в начальной школе как основная форма музыкального воспитания.

Методы музыкального воспитания.

Виды музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки.

Развитие основных музыкальных способностей.

Программы по музыке для младших школьников.


Практические занятия

4


Хоровое пение. Методика разучивания песен.

Восприятие музыки. Музыкально-ритмические упражнения.

Составление плана-конспекта урока музыки в школе.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Подготовка к практической работе по теме «Хоровое пение. Методика разучивания песен» с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Тема 1.3.

Музыкальное воспитание во внеурочное время.

Содержание учебного материала

6

2

1.

2.

Музыкальные кружки. Хор. Ансамбли.

Ритмика. Танцы. Праздники.


Практические занятия:

4

Подбор репертуара на традиционные школьные праздники.

Разучивание танцевальных движений. Картотека русского народного танца.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Подготовка к практической работе по теме «Подбор репертуара на традиционные школьные праздники», с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Тема 1.4.

Обучение игре на музыкальном инструменте.

Содержание учебного материала

-

2

Практические занятия

6


Знакомство с металлофоном и ксилофоном.

Игра звукоряда от разных звуков.

Чтение нотного текста.

Исполнение детских песен.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Подготовка к практической работе по теме «Исполнение детских песен» с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Всего:


60



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы МДК требует наличия учебного кабинета музыки.


Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (фортепиано, металлофоны, ксилофоны), пюпитры, комплект нотной литературы, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.


    1. Информационное обеспечение обучения

Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.


3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:


1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.. 2010.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении – Н., 2012.

3. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. методика музыкального воспитания в школе -М., 2010.

4. Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2011.


Дополнительная:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Е. А.Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н.Комиссарова, Т. А.Добровольская. – М., 2011.

2. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М., 2013..

3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2010.

4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2011.

5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2011.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2015.

7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 2009.

8. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2014, №1, с.24-31.

9. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2010-1, с.60-61.

Электронный ресурс:

1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»);

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен уметь:


- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

Наблюдение и оценка за активное участие в поиске необходимой информации.

- петь, играть на детских музыкальных инструментах;


Наблюдение при выполнении практических заданий (игра на музыкальном инструменте звукоряда от ноты до и исполнении песен из детского репертуара «Дождик, дождик пуще», «Песня из мультфильма «Бременские музыканты» Г.Гладкова» и др.)).


- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

Составление плана-конспекта урока музыки и внеклассного занятия.

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;


Анализ результатов практических работ (игра произведений с вокальным исполнением детских песен «Маленькой ёлочке», «Пойду ль я, выйду ль я», «Василёк» и др.). Выполнение творческих заданий по темам «Нотная грамота», «Разучивание танцевальных движений», Картотека русского народного танца».

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;


Анализ результатов практических заданий (составление тестов и заданий, имеющих разный уровень сложности по теме «Нотная грамота»).

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.

Экспертная оценка сообщений, презентаций, рефератов.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать:


- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования;

Оценка результатов выполнения практических работ. Тестирование.

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный).


- воспитательные возможности урока в начальной школе;

Опрос в процессе дискуссии.


- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

Устный и письменный пятиминутный опрос.

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;


Оценка результатов выполнения практических работ (подготовка слайдов к фрагментам уроков музыки и внеклассным занятиям).

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

Опрос с взаимоконтролем обучающихся.

- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Фронтальный устный опрос.