Управление образования и науки Липецкой области
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОБПОУ «Усманский
многопрофильный колледж»
_______________ Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа МДК.01.08
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
44.02.02 Преподавание в начальных классах
2017г.
Рабочая программа МДК. 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Смольянинов О. А. преподаватель музыки.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.
Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.
Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.
1.1 Область применения программы
Рабочая программа МДК является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа МДК может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.
Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом входит в профессиональный цикл ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования.
1.3. Цели и задачи МДК - требования к результатам освоения МДК:
Цель: воспитание музыкальной культуры будущих учителей начальной школы как одной из составляющих профессиональной компетенции.
Задачи:
- вызвать у студентов интерес к музыкальному искусству и потребность в постоянном самообразовании в области музыкальной культуры;
- сформировать представление о системе научных знаний историко-теоретических аспектов музыкознания;
- рассмотреть особенности процесса художественного образования младших школьников средствами музыкального искусства;
- познакомить студентов с содержанием, методами и формами музыкального воспитания учащихся начальной школы;
- дать понятие об элементарных навыках, необходимых в педагогической организации общения детей с классическим искусством при отсутствии специалиста-музыканта (слушательских, певческих, исполнительских);
- сформировать представление об основных принципах искусства, лежащих
в основе педагогической организации общения детей с искусством;
- содействовать становлению у будущего учителя начальных классов комплекса необходимых знаний, умений и навыков осуществления культурно-просветительской деятельности в системе музыкально-эстетического воспитания детей;
- повысить уровень музыкальной грамотности студентов, способствовать формированию у них творческого начала в музыкально-педагогической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- петь, играть на детских музыкальных инструментах;
- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.4. Количество часов на освоение программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 20 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
В том числе: | |
Подготовка к практическим занятиям | 20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
2.2 Тематический план и содержание МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов: | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. | | 40 | |
Тема 1.1. Теория музыки. | Содержание учебного материала. | 8 | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Музыка как вид искусства: содержательный аспект. Динамика. Модуляция мелодии. Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров. Музыкальная форма как звуковая реализация содержания. Певческие голоса. Хор. Музыкальные инструменты. Оркестр. | |
Практические занятия | 6 |
Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их название. Октавы. Нотное письмо. Музыкальный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их название. Ритм и метр. Приемы дирижирования. Интервалы и аккорды. Лад и его элементы. Тональность. Знаки альтерации. Модуляция детских песен. Нотная запись песен. Слуховое восприятие и определение музыкальной формы, ее характеристика. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. | Подготовка к практической работе по теме «Ритм, метр» с использованием методических рекомендаций преподавателя по нотной грамоте. |
Тема 1.2. Содержание музыкального воспитания в начальной школе. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Теория музыкального воспитания. Музыка в интегративном процессе взаимодействия искусств. Урок музыки в начальной школе как основная форма музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки. Развитие основных музыкальных способностей. Программы по музыке для младших школьников. | |
Практические занятия | 4 |
Хоровое пение. Методика разучивания песен. Восприятие музыки. Музыкально-ритмические упражнения. Составление плана-конспекта урока музыки в школе. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. | Подготовка к практической работе по теме «Хоровое пение. Методика разучивания песен» с использованием методических рекомендаций преподавателя. |
Тема 1.3. Музыкальное воспитание во внеурочное время. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. 2. | Музыкальные кружки. Хор. Ансамбли. Ритмика. Танцы. Праздники. | |
Практические занятия: | 4 |
Подбор репертуара на традиционные школьные праздники. Разучивание танцевальных движений. Картотека русского народного танца. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. | Подготовка к практической работе по теме «Подбор репертуара на традиционные школьные праздники», с использованием методических рекомендаций преподавателя. |
Тема 1.4. Обучение игре на музыкальном инструменте. | Содержание учебного материала | - | 2 |
Практические занятия | 6 | |
Знакомство с металлофоном и ксилофоном. Игра звукоряда от разных звуков. Чтение нотного текста. Исполнение детских песен. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. | Подготовка к практической работе по теме «Исполнение детских песен» с использованием методических рекомендаций преподавателя. |
Всего: | | 60 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы МДК требует наличия учебного кабинета музыки.
Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты (фортепиано, металлофоны, ксилофоны), пюпитры, комплект нотной литературы, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Информационное обеспечение обучения
Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.
3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.. 2010.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении – Н., 2012.
3. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. методика музыкального воспитания в школе -М., 2010.
4. Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2011.
Дополнительная:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Е. А.Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н.Комиссарова, Т. А.Добровольская. – М., 2011.
2. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М., 2013..
3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2010.
4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2011.
5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2011.
6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2015.
7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 2009.
8. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2014, №1, с.24-31.
9. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2010-1, с.60-61.
Электронный ресурс:
1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»);
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен уметь: | |
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам; | Наблюдение и оценка за активное участие в поиске необходимой информации. |
- петь, играть на детских музыкальных инструментах; | Наблюдение при выполнении практических заданий (игра на музыкальном инструменте звукоряда от ноты до и исполнении песен из детского репертуара «Дождик, дождик пуще», «Песня из мультфильма «Бременские музыканты» Г.Гладкова» и др.)). |
- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; | Составление плана-конспекта урока музыки и внеклассного занятия. |
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; | Анализ результатов практических работ (игра произведений с вокальным исполнением детских песен «Маленькой ёлочке», «Пойду ль я, выйду ль я», «Василёк» и др.). Выполнение творческих заданий по темам «Нотная грамота», «Разучивание танцевальных движений», Картотека русского народного танца». |
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении; | Анализ результатов практических заданий (составление тестов и заданий, имеющих разный уровень сложности по теме «Нотная грамота»). |
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе. | Экспертная оценка сообщений, презентаций, рефератов. |
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать: | |
- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования; | Оценка результатов выполнения практических работ. Тестирование. |
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования; | Устный опрос (индивидуальный и фронтальный). |
- воспитательные возможности урока в начальной школе; | Опрос в процессе дискуссии. |
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении; | Устный и письменный пятиминутный опрос. |
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; | Оценка результатов выполнения практических работ (подготовка слайдов к фрагментам уроков музыки и внеклассным занятиям). |
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников; | Опрос с взаимоконтролем обучающихся. |
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. | Фронтальный устный опрос. |