МО учителей начальных классов Заместитель директора Директор школы
Руководитель МО школы по УР
__________________________ ____________________ ____________ С.К. Душтакова
«___» ________________ 2014 г. «___» __________ 2014 г. «___» ______________ 2014 г.
Рабочая программа
Модуль «Учимся писать изложения и сочинения»
Класс: 3
Учитель: Поманысочко М.Н.
Количество часов по программе: 52 ч.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, М.В. Бойкиной.
Программа направлена на достижение следующих целей:
Позновательной (ознакомление с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
Социокультурной (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Основные задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика модуля.
Отличительной особенностью модуля является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсами русского языка и литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа модуля обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
На уроках модуля учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения, небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование). Программа обеспечивает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественных и научно-познавательных произведений. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
Место модуля в учебном плане.
Модуль рассчитан на 52 часа - 1,5 часа в неделю (I ч. – 15 ч., II ч. – 15 ч., III ч. – 10 ч., IV ч. – 12 ч.)
Особенности ценностных ориентиров модуля.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты изучения модуля.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Обучающийся научится:
● испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
● осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
● относиться с уважением к представителям других народов;
● уважительно относиться к иному мнению;
● понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
● соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
● развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
● конструктивно разрешать проблемные ситуации;
● оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
● эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
● сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
● стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Обучающийся научится:
● понимать цели и задачи учебной деятельности;
● самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
● пользоваться справочной литературой (словарями);
● развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
● делать самостоятельные выводы;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
● понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
● относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
● анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
● понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
● выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
● контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
● различать диалогическую и монологическую речь;
● составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
● составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
● пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
● писать изложения по составленному плану;
● составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
● говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
● делать полный и краткий пересказ текста;
● устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
● совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
● соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу учебного года 3 класса.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
-формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
-развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
- объяснять заглавие прочитанного произведения;
- высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
- пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
- делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
- отгадывать загадки;
- находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
- различать слова автора и героев;
- определять тему произведения по заглавию;
- находить в тексте сравнения с опорой на слова точно, как, словно;
- составлять рассказ по предложениям, опорным словам или картинному плану (по картине).
6. Тематическое планирование
№ четверти № урока | Тема урока | Страницы учебника | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля |
Речевое общение. Повторяем – узнаем новое (10 ч.) | |
I, 1 (1)
| Собеседники. Диалог. Рассказ «Как я провел лето». | с. 4-5
| Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников, которые по-разному относятся друг к другу. | Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения. | Составление рассказа «Как я провел лето».
|
II, 2 (2) | Собеседники. Диалог. | с. 9-10 | Составить диалог. |
III, 3 (3) | Собеседники. Диалог. Текст о друге. | с. 11-12 | Составление текста о друге.
|
I ,4 (4) | Культура устной и письменной речи. | с. 13-14 | Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской орфографии и графики. Аккуратность ведения записей, четкость и изящество выполнения письменных работ. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. | Составление предложения с вежливыми словами. |
I , 5 (5) | Культура устной и письменной речи. Сочинение-миниатюра «Осень». | с. 8 | Составить текст об осени. |
I , 6 (6) | Текст. Составление текста на тему по выбору. | Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. | Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слов, основные части - вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). | Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. | Составление текста на заданную тему по выбору. |
I ,7 (7) | Текст. Составление текста-описания «Мой друг». | с. 21-22 | | Писать сочинение - описание (после предварительной подготовки). | Составление текста. |
I , 8 (8) | Текст. Изложение «Заяц». | с. 23-24 | План текста. | Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. | Изложение текста. |
I ,9 (9) | Текст. Составление текста - сообщения «Я и мои родители». | с. 27 | Составление текста - сообщения. | Писать текст по коллективно и самостоятельно составленному плану. | Составление текста. |
I , 10 (10) | Текст. Составление текста – рассуждения о названиях грибов. | с. 28-29, с. 72 | Составление текста – рассуждения. | Писать текст – рассуждение (после предварительной подготовки). | Составление текста. |
Жизнь дана на добрые дела (3 часа) | |
I,1 (11) | Создание рассказов по аналогии на тему «Что такое добро». | Л.чт. с. 19 | План рассказа. | Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданны параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Составлять план текста, делить текст на части. Писать отзыв на прочитанную книгу.
| Создание рассказа. |
I, 2 (12) | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | Л.чт. с. 29 | План отзыва. | Составление отзыва на прочитанную книгу. |
I, 3 (13) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление плана выборочного пересказа. | Л.чт. с. 46 - 47 | Выборочный пересказ. | Составление плана выборочного пересказа. |
Волшебная сказка (1 ч) | |
I, 1 (14) | В. Васнецов «Иван царевич на сером волке». Рассказ по картине. | Л.чт. с. 51 | Творчество В. Васнецова. Средства художественной выразительности. План. | Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. | Составление рассказа по картине. |
| |
I, 1 (15) | Слово и его значение. Составление текста – описания «Мой щенок». | с. 59 | Составление текста – описания. | Писать сочинение – описание (после предварительной подготовки). | Составление текста – описания. |
Волшебная сказка (1 ч) | |
II, 2 (16) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Л.чт. с. 94 - 95 | Элементы сюжета волшебной сказки. Сказочные предметы. План. | Характеризовать героев волшебных сказок. Обсудить в группе, кто из героев нравится и почему. | Составление рассказа о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку. |
Люблю все живое (5 ч) | |
II, 1 (17) | Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы. | Л.чт. с. 96 - 97 | Определение научного и художественного текстов. Коллективное составление научного и художественного текста, один из них записывают. | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. | Составление научного и художественного текста о козе. |
II, 2 (18) | Создание текста по аналогии «Как Муравьишке Бабочка помогала добраться домой». | Л.чт. с. 114 | Придумать историю про то, как Муравьишке Бабочка помогала. Составление плана текста. | Обсуждать в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Составлять самостоятельно текст по аналогии. | Создание текста по аналогии. |
II, 3 (19) | О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ. | Л.чт. с. 115 - 116 | Составить краткий рассказ о муравье с использованием справочной литературы. Составление плана текста. | Определять основное содержание текста, находить в тексте требуемую информацию; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста. | Составление краткого рассказа о муравьях. |
II, 4 (20) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | с. 139 - 141 | Красная книга России. Правила поведения в природе. Работа с дополнительной литературой (справочниками, словарями, энциклопедиями). Как подготовить отзыв на книгу. | Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, оценивать ответы товарищей, самостоятельно составлять отзыв о книге по готовому плану. | Составление отзыва на понравившуюся книгу о природе по готовому плану. |
II, 5 (21) | Отзыв на книгу о природе. |
Состав слова (1 ч) | |
II, 1 (22) | Окончание. Составление текста на заданную тему (Зимние гости на моей кормушке). | Р.яз. с. 115 – 116 | Форма слова. План. | Находить окончание в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связки слов в предложении и словосочетании. Составлять план. | Составление плана на заданную тему. |
Картины русской природы (8 ч) | |
II, 1 (23) | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзажи, средства художественной выразительности. Сочинение, стихи об осени. | с. 142 | Наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Нахождение в текстах лирического стихотворения, эпитеты, сравнения. | Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности ( сравнение, эпитет). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения живописи и литературы. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. | Сочиняем стихи об осени. |
II, 2 (24) | И. Шишкин «Зима в лесу». Сочинение по картине. | с. 143 | Биография И. Шишкина. Цвет, форма, пространство, композиция, образ. | Устное сочинение по картине. |
II, 3 (25) | Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнения. | Л.чт. с. 144 | Осень в нашем воображении. Нахождение в тексте сравнения с помощью слов будто, как. Н. Некрасов, опорные слова. | Составление предложений на тему «Краски осеннего леса). |
II, 4 (26) | М. Пришвин «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа. Газета «Прогулка по осеннему лесу». | Л.чт. с. 146 | Биография М. Пришвина. Что такое олицетворение? Учить подбирать свои олицетворения и находить их в тексте лирического стихотворения. | Создаем газету «Прогулки по осеннему лесу». |
II, 5 (27) | Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. Рассказ «О чем шепчут листья». | Л.чт. с. 146 | Биография Ф. Тютчева. План. | Рассказ «О чем шепчут листья». |
II, 6 (28) | И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнивание произведений литературы и живописи. | Л.чт. с. 149 | И. Бунин, В. Поленов. Цвет, форма, пространство, композиция, образ. План. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине. | Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать картины в художественном тексте. Сравнивать произведения литературы и живописи. Составление небольшого рассказа по картине, по материалам собственных наблюдений. | Составление рассказа по картине. В. Поленов «Ранний снег» по готовому плану. |
II, 7 (29) | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «В Абрамцевском парке». А. Саврасов «Зима». | Л. чт. с. 153 | Творчество И.Остроухова и А. Саврасова. Времена года в картинах художников. План. | Составление небольшого рассказа по картине художника (по выбору). |
II, 8 (30) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение – миниатюра «Чем меня радует осень». | Л. чт. с. 154 | Составление плана к сочинению – миниатюре. | Сочинение – миниатюра «Чем меня радует осень». |
Великие русские писатели (8 ч) | |
III, 1 (31) | И. Грибарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. | Л. чт. с. 6 (II ч) | Составление небольшого рассказа по картине И. Грибаря «Зимнее утро» по данному плану. Творчество И. Грибаря. Сравнение произведений литературы и живописи. | Сравнивать произведение литературы и живописи. Находить слова, которые помогают представить изображенную картину. Создавать сочинение по картине. | Составление небольшого рассказа по картине. |
III, 2 (32) | Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | Л. чт. с. 8 | Творчество Ю. Клевера. Составление плана к рассказу по картине Ю. Клевера. Сравнение произведения художественной литературы и произведения живописи. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине. | Составление рассказа по картине Ю. Клевера. |
III, 3 (33) | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…». П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | Л. чт. с. 10 - 11 | Творчество А.С. Пушкина, художника П. Брейгеля (младшего). План. Сравнение произведения художественной литературы и произведения живописи. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине. | | Составление рассказа на тему «Как я ходил на каток». |
III, 4 (34) | В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | Л. чт. с. 10 - 11 | Творчество В. Сурикова. Устное сочинение по картине по готовому плану. | | Устное сочинение по картине. |
Части речи (1 ч) | |
III, 1 (35) | Глагол как часть речи. Составление рассказа по картинкам в учебнике. | Р. яз. с. 56 - 57 | Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Составление плана к рассказу. | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков, роли в предложении. Составлять небольшой текст по картинкам учебника с использованием опорных слов. | Составление текста. |
III, 5 (36) | Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. | Л.чт. с. 54 - 55 | Творчество Л. Толстого. Составление своего плана и сравнение его с представленным планом в учебнике. | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план. Анализировать поступки героев произведения. | Составление плана. |
III, 6 (37) | Л.Н. Толстой .«Акула». Смысл названия. Составление плана. | Л.чт. с. 56 - 58 | Работа с текстом в соответствии с планом. Пересказ по плану. Роль сравнений в тексте. | Составление плана. |
III, 7 (38) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | с. 65 | Высказывание на тему «Великие русские писатели» с использованием готового плана и словосочетаний | Составлять отзыв о понравившемся произведении, объяснить свой выбор. | Составление устного отзыва об одном из произведений. |
III, 8 (39) | Что такое согласие? Составление суждения. | | Басни И.А. Крылова. Лексическое значение слова согласие. | Составить текст – рассуждение. | Составление суждения на тему «Что такое согласие?» |
Части речи (3 ч) | |
II, 2 (40) | Изменение глаголов по числам. Изложение «Старинная школа». | Р. яз. с. 80 | Окончание глаголов в прошедшем времени. План ( составление). | Наблюдать за изменением глаголов по лицам. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану | Изложение. |
IV, 3 (41) | Составление правил поведения на уроке. | с. 91 | Составление и запись правил поведения ученика на уроке: чего он не должен делать с использованием частицы не. | Писать раздельно не с глаголами. | Составление правил поведения на уроке. |
IV, 4 (42) | Имя прилагательное как часть речи. Составление текста – описания «Мой щенок». | с. 99 - 100 | План сочинения. Алгоритм написания окончаний имен прилагательных. Роль имен прилагательных в художественных текстах. | Писать сочинения – описания (после предварительной подготовки). Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в письменной речи. | Составление текста – описания. |
Литературные сказки (2 ч) | |
IV, 1 (43) | Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. | Л.чт. с. 111 - 116 | Сочинение конца сказки. | Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять, как построена сказка, характеризовать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Сочинять возможный конец сказки, свою сказку. | Сочинение конца сказки. |
IV, 2 (44) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составляем сказку. | Л.чт. с. 135 | Особенности сказки (троекратные повторы, сказочные выражения). Персонажи с противоположными чертами характера. Испытания, волшебные помощники. | Сочинение своей сказки. |
Картины родной природы (6 ч) | |
IV, 1 (45) | Устное сочинение на тему « Мелодии весеннего леса». | Л.чт. с. 140 | Средства художественной выразительности. Составление текста – зарисовки с использованием опорных слов и выражений. | Выявлять особенности текста – описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения живописи и литературы. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. | Устное сочинение. |
IV, 2 (46) | А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». Е. Пурвит «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | Л.чт. с. 141 - 142 | Творчество Е. Волкова, Е. Пурвита. Составление небольшого рассказа по картине по готовому плану. | Составление небольшого рассказа по картине. |
IV, 3 (47) | С. Есенин «Сыплет черемуха…». В. Борисов – Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | с. 143 | Творчество В. Борисова – Мусатова. Составление небольшого рассказа по картине по готовому плану. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине. | Составление небольшого рассказа по картине. |
IV, 4 (48) | А. Васнецов «После дождя» И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. | с. 146 | Творчество художников А. Васнецова, И. Шишкина. Составление небольших рассказов по готовому плану и опорным словам. | Составление небольших рассказов по картинам художников. |
IV, 5 (49) | Саша Черный «Летом». А. Рылов «Зеленый шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | с. 151 | Средства художественной выразительности. Биография А. Рылова. Составление рассказа по репродукции картины по готовому плану. | Составление небольшого рассказа. |
IV, 6 (50) | Ф. Тютчев «В небе тают облака…». А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы. | с. 152 | Творчество А. Саврасова. Средства художественной выразительности. Составление небольшого рассказа по картине А. Саврасова по предложенному плану. | Составление небольшого рассказа. |
Повторение изученного за год | |
IV, 1 (51) | Повторение пройденного за год. Сочинение – миниатюра «Как я забочусь о своих друзьях». | Р. яз. с. 127 - 128 | Составление плана к тексту. | Писать текст по самостоятельно составленному плану. | Мини – сочинение «Как я забочусь о своих друзьях». |
IV, 2 (52) | Повторение пройденного за год. Сочинение – миниатюра «Почему надо любить орфографию?» | с. 133 - 134 | Составление плана к тексту. | Составлять текст – рассуждение на заданную тему. | Мини – сочинение «Почему надо любить орфографию?» |
7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1) Книгопечатная продукция
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Рабочие программы, Русский язык 1-4 классы, Москва, Просвещение, 2011 г.
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 3 класс. М.: Просвещение, 2009 г.
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык, учебник 3 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013 г.
Климанова Л. Ф. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2-х частях. Пособие для учащихся образовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2013 г.
Чтение, работа с текстом 3 класс, О.Н. Крылова.
Климанова Л. Ф. Литературное чтение, учебник 3 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013 г.
2) Пособия для учащихся:
Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс/ Л.Ф.Климанова, Т.Ю. Коти. Чтение, работа с текстом 3 класс, О.Н. Крылова.
Литературное чтение Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
3) Книга для учителя
Полозова Т.Д. «Как сформировать читательский авторитет».
Чутко Н.Г. «Формирование познавательной активности у младшего школьника».
Печатные пособия
Информационно – коммуникативные средства
СD – диск, Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс.
Технические средства обучения
Классная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц.
Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.
Аудио/видеомагнитофон.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Учебно- практическое и учебно -лабораторное оборудование
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
30