СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модуля "Учимся писать сочинения и изложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа модуля "Учимся писать сочинения и изложения" 3 класс - 52 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модуля "Учимся писать сочинения и изложения"»

МО учителей начальных классов Заместитель директора Директор школы

Руководитель МО школы по УР

__________________________ ____________________ ____________ С.К. Душтакова


«___» ________________ 2014 г. «___» __________ 2014 г. «___» ______________ 2014 г.















Рабочая программа


Модуль «Учимся писать изложения и сочинения»

Класс: 3

Учитель: Поманысочко М.Н.

Количество часов по программе: 52 ч.







  1. Пояснительная записка.


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, М.В. Бойкиной.


Программа направлена на достижение следующих целей:


  • Позновательной (ознакомление с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  • Социокультурной (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).


Основные задачи:


  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.


  1. Общая характеристика модуля.


Отличительной особенностью модуля является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсами русского языка и литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа модуля обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.


На уроках модуля учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения, небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование). Программа обеспечивает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественных и научно-познавательных произведений. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.


  1. Место модуля в учебном плане.


Модуль рассчитан на 52 часа - 1,5 часа в неделю (I ч. – 15 ч., II ч. – 15 ч., III ч. – 10 ч., IV ч. – 12 ч.)


  1. Особенности ценностных ориентиров модуля.


Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.


  1. Результаты изучения модуля.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Обучающийся научится:

● испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

● осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

● относиться с уважением к представителям других народов;

● уважительно относиться к иному мнению;

● понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

● соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

● развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

● конструктивно разрешать проблемные ситуации;

● оценивать свои успехи в освоении языка.


Обучающийся получит возможность научиться:

● эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

● сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

● стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

  • сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся научится:

● понимать цели и задачи учебной деятельности;

● самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

● пользоваться справочной литературой (словарями);

● развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

● делать самостоятельные выводы;



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

● понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

● относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

● анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

● понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

● выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

● контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

● различать диалогическую и монологическую речь;

● составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

● составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

● пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

● писать изложения по составленному плану;

● составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.


Обучающийся получит возможность научиться:

● говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

● делать полный и краткий пересказ текста;

● устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

● совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

● соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу учебного года 3 класса.


Обогащение опыта творческой деятельности:


1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
-формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
-развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.


2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.


3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.


4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.


5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
- объяснять заглавие прочитанного произведения;

- высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

- пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

- делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

- отгадывать загадки;

- находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

- различать слова автора и героев;

- определять тему произведения по заглавию;

- находить в тексте сравнения с опорой на слова точно, как, словно;

- составлять рассказ по предложениям, опорным словам или картинному плану (по картине).



6. Тематическое планирование


№ четверти

№ урока

Тема урока

Страницы учебника

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

Речевое общение. Повторяем – узнаем новое (10 ч.)


I, 1 (1)




Собеседники. Диалог. Рассказ «Как я провел лето».

с. 4-5




Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников, которые по-разному относятся друг к другу.

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения.

Составление рассказа «Как я провел лето».




II, 2 (2)

Собеседники. Диалог.


с. 9-10


Составить диалог.

III, 3 (3)

Собеседники. Диалог. Текст о друге.

с. 11-12

Составление текста о друге.




I ,4 (4)

Культура устной и письменной речи.

с. 13-14

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской орфографии и графики. Аккуратность ведения записей, четкость и изящество выполнения письменных работ.

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

Составление предложения с вежливыми словами.

I , 5 (5)

Культура устной и письменной речи. Сочинение-миниатюра «Осень».

с. 8

Составить текст об осени.

I , 6 (6)

Текст. Составление текста на тему по выбору.

Составлять тексты-рассуждения на заданные темы.

Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слов, основные части - вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец).

Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы.

Составление текста на заданную тему по выбору.

I ,7 (7)

Текст. Составление текста-описания «Мой друг».

с. 21-22


Писать сочинение - описание (после предварительной подготовки).

Составление текста.

I , 8 (8)

Текст. Изложение «Заяц».

с. 23-24

План текста.

Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану.

Изложение текста.

I ,9 (9)

Текст. Составление текста - сообщения «Я и мои родители».

с. 27

Составление текста - сообщения.

Писать текст по коллективно и самостоятельно составленному плану.

Составление текста.

I , 10 (10)

Текст. Составление текста – рассуждения о названиях грибов.

с. 28-29, с. 72

Составление текста – рассуждения.

Писать текст – рассуждение (после предварительной подготовки).

Составление текста.

Жизнь дана на добрые дела (3 часа)


I,1 (11)

Создание рассказов по аналогии на тему «Что такое добро».

Л.чт. с. 19

План рассказа.

Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданны параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Составлять план текста, делить текст на части. Писать отзыв на прочитанную книгу.




Создание рассказа.

I, 2 (12)

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

Л.чт. с. 29

План отзыва.

Составление отзыва на прочитанную книгу.

I, 3 (13)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление плана выборочного пересказа.

Л.чт. с. 46 - 47

Выборочный пересказ.

Составление плана выборочного пересказа.

Волшебная сказка (1 ч)


I, 1 (14)

В. Васнецов «Иван царевич на сером волке». Рассказ по картине.

Л.чт. с. 51

Творчество В. Васнецова. Средства художественной выразительности. План.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

Составление рассказа по картине.



I, 1 (15)

Слово и его значение. Составление текста – описания «Мой щенок».

с. 59

Составление текста – описания.

Писать сочинение – описание (после предварительной подготовки).

Составление текста – описания.

Волшебная сказка (1 ч)


II, 2 (16)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Л.чт. с. 94 - 95

Элементы сюжета волшебной сказки. Сказочные предметы. План.

Характеризовать героев волшебных сказок. Обсудить в группе, кто из героев нравится и почему.

Составление рассказа о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Люблю все живое (5 ч)


II, 1 (17)

Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.

Л.чт. с. 96 - 97

Определение научного и художественного текстов. Коллективное составление научного и художественного текста, один из них записывают.

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.

Составление научного и художественного текста о козе.

II, 2 (18)

Создание текста по аналогии «Как Муравьишке Бабочка помогала добраться домой».

Л.чт. с. 114

Придумать историю про то, как Муравьишке Бабочка помогала. Составление плана текста.

Обсуждать в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Составлять самостоятельно текст по аналогии.

Создание текста по аналогии.

II, 3 (19)

О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.

Л.чт. с. 115 - 116

Составить краткий рассказ о муравье с использованием справочной литературы. Составление плана текста.

Определять основное содержание текста, находить в тексте требуемую информацию; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста.

Составление краткого рассказа о муравьях.

II, 4 (20)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

с. 139 - 141

Красная книга России. Правила поведения в природе. Работа с дополнительной литературой (справочниками, словарями, энциклопедиями). Как подготовить отзыв на книгу.

Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, оценивать ответы товарищей, самостоятельно составлять отзыв о книге по готовому плану.

Составление отзыва на понравившуюся книгу о природе по готовому плану.

II, 5 (21)

Отзыв на книгу о природе.

Состав слова (1 ч)


II, 1 (22)

Окончание. Составление текста на заданную тему (Зимние гости на моей кормушке).

Р.яз.

с. 115 – 116


Форма слова. План.

Находить окончание в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связки слов в предложении и словосочетании. Составлять план.

Составление плана на заданную тему.

Картины русской природы (8 ч)


II, 1 (23)

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзажи, средства художественной выразительности. Сочинение, стихи об осени.

с. 142

Наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Нахождение в текстах лирического стихотворения, эпитеты, сравнения.

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности ( сравнение, эпитет). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения живописи и литературы. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Сочиняем стихи об осени.

II, 2 (24)

И. Шишкин «Зима в лесу». Сочинение по картине.

с. 143

Биография И. Шишкина. Цвет, форма, пространство, композиция, образ.

Устное сочинение по картине.

II, 3 (25)

Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнения.

Л.чт. с. 144

Осень в нашем воображении. Нахождение в тексте сравнения с помощью слов будто, как. Н. Некрасов, опорные слова.

Составление предложений на тему «Краски осеннего леса).

II, 4 (26)

М. Пришвин «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа. Газета «Прогулка по осеннему лесу».

Л.чт. с. 146

Биография М. Пришвина. Что такое олицетворение? Учить подбирать свои олицетворения и находить их в тексте лирического стихотворения.

Создаем газету «Прогулки по осеннему лесу».

II, 5 (27)

Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. Рассказ «О чем шепчут листья».

Л.чт. с. 146

Биография Ф. Тютчева. План.

Рассказ «О чем шепчут листья».

II, 6 (28)

И. Бунин «Первый снег».

В. Поленов «Ранний снег». Сравнивание произведений литературы и живописи.

Л.чт. с. 149

И. Бунин, В. Поленов. Цвет, форма, пространство, композиция, образ. План. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине.

Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать картины в художественном тексте. Сравнивать произведения литературы и живописи. Составление небольшого рассказа по картине, по материалам собственных наблюдений.

Составление рассказа по картине. В. Поленов «Ранний снег» по готовому плану.

II, 7 (29)

Картины природы в произведениях живописи.

И. Остроухов «В Абрамцевском парке».

А. Саврасов «Зима».

Л. чт. с. 153

Творчество И.Остроухова и

А. Саврасова. Времена года в картинах художников. План.

Составление небольшого рассказа по картине художника (по выбору).

II, 8 (30)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение – миниатюра «Чем меня радует осень».

Л. чт. с. 154

Составление плана к сочинению – миниатюре.

Сочинение – миниатюра «Чем меня радует осень».

Великие русские писатели (8 ч)


III, 1 (31)

И. Грибарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.

Л. чт. с. 6

(II ч)

Составление небольшого рассказа по картине И. Грибаря «Зимнее утро» по данному плану. Творчество И. Грибаря. Сравнение произведений литературы и живописи.

Сравнивать произведение литературы и живописи. Находить слова, которые помогают представить изображенную картину. Создавать сочинение по картине.

Составление небольшого рассказа по картине.

III, 2 (32)

Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

Л. чт. с. 8


Творчество

Ю. Клевера. Составление плана к рассказу по картине Ю. Клевера. Сравнение произведения художественной литературы и произведения живописи. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине.

Составление рассказа по картине Ю. Клевера.

III, 3 (33)

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…».

П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

Л. чт. с. 10 - 11


Творчество А.С. Пушкина, художника П. Брейгеля (младшего). План. Сравнение произведения художественной литературы и произведения живописи. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине.


Составление рассказа на тему «Как я ходил на каток».

III, 4 (34)

В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.

Л. чт. с. 10 - 11


Творчество

В. Сурикова. Устное сочинение по картине по готовому плану.


Устное сочинение по картине.

Части речи (1 ч)


III, 1 (35)

Глагол как часть речи. Составление рассказа по картинкам в учебнике.

Р. яз. с. 56 - 57


Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Составление плана к рассказу.

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков, роли в предложении. Составлять небольшой текст по картинкам учебника с использованием опорных слов.

Составление текста.

III, 5 (36)

Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана.

Л.чт. с. 54 - 55


Творчество Л. Толстого. Составление своего плана и сравнение его с представленным планом в учебнике.

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план. Анализировать поступки героев произведения.

Составление плана.

III, 6 (37)

Л.Н. Толстой .«Акула». Смысл названия. Составление плана.

Л.чт. с. 56 - 58


Работа с текстом в соответствии с планом. Пересказ по плану. Роль сравнений в тексте.

Составление плана.

III, 7 (38)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

с. 65

Высказывание на тему «Великие русские писатели» с использованием готового плана и словосочетаний

Составлять отзыв о понравившемся произведении, объяснить свой выбор.

Составление устного отзыва об одном из произведений.

III, 8 (39)

Что такое согласие? Составление суждения.


Басни И.А. Крылова. Лексическое значение слова согласие.

Составить текст – рассуждение.

Составление суждения на тему «Что такое согласие?»

Части речи (3 ч)


II, 2 (40)

Изменение глаголов по числам. Изложение «Старинная школа».

Р. яз. с. 80


Окончание глаголов в прошедшем времени. План ( составление).

Наблюдать за изменением глаголов по лицам. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану

Изложение.

IV, 3 (41)

Составление правил поведения на уроке.

с. 91


Составление и запись правил поведения ученика на уроке: чего он не должен делать с использованием частицы не.

Писать раздельно не с глаголами.

Составление правил поведения на уроке.

IV, 4 (42)

Имя прилагательное как часть речи. Составление текста – описания «Мой щенок».

с. 99 - 100


План сочинения. Алгоритм написания окончаний имен прилагательных. Роль имен прилагательных в художественных текстах.

Писать сочинения – описания (после предварительной подготовки). Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в письменной речи.

Составление текста – описания.

Литературные сказки (2 ч)


IV, 1 (43)

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

Л.чт. с. 111 - 116


Сочинение конца сказки.

Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять, как построена сказка, характеризовать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Сочинять возможный конец сказки, свою сказку.

Сочинение конца сказки.

IV, 2 (44)

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составляем сказку.

Л.чт. с. 135


Особенности сказки (троекратные повторы, сказочные выражения). Персонажи с противоположными чертами характера. Испытания, волшебные помощники.

Сочинение своей сказки.

Картины родной природы (6 ч)


IV, 1 (45)

Устное сочинение на тему

« Мелодии весеннего леса».

Л.чт. с. 140


Средства художественной выразительности. Составление текста – зарисовки с использованием опорных слов и выражений.

Выявлять особенности текста – описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения живописи и литературы. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы.

Устное сочинение.

IV, 2 (46)

А. Майков «Весна».

Е. Волков «В конце зимы».

Е. Пурвит «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

Л.чт. с. 141 - 142


Творчество Е. Волкова, Е. Пурвита. Составление небольшого рассказа по картине по готовому плану.

Составление небольшого рассказа по картине.

IV, 3 (47)

С. Есенин «Сыплет черемуха…».

В. Борисов – Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

с. 143


Творчество В. Борисова – Мусатова. Составление небольшого рассказа по картине по готовому плану. Нахождение в художественных произведениях фрагментов, созвучных картине.

Составление небольшого рассказа по картине.

IV, 4 (48)

А. Васнецов «После дождя»

И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

с. 146


Творчество художников А. Васнецова, И. Шишкина. Составление небольших рассказов по готовому плану и опорным словам.

Составление небольших рассказов по картинам художников.

IV, 5 (49)

Саша Черный «Летом».

А. Рылов «Зеленый шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

с. 151


Средства художественной выразительности. Биография А. Рылова. Составление рассказа по репродукции картины по готовому плану.

Составление небольшого рассказа.

IV, 6 (50)

Ф. Тютчев «В небе тают облака…».

А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы.

с. 152


Творчество А. Саврасова. Средства художественной выразительности. Составление небольшого рассказа по картине

А. Саврасова по предложенному плану.

Составление небольшого рассказа.

Повторение изученного за год


IV, 1 (51)

Повторение пройденного за год. Сочинение – миниатюра «Как я забочусь о своих друзьях».

Р. яз. с. 127 - 128


Составление плана к тексту.

Писать текст по самостоятельно составленному плану.

Мини – сочинение «Как я забочусь о своих друзьях».

IV, 2 (52)

Повторение пройденного за год. Сочинение – миниатюра «Почему надо любить орфографию?»

с. 133 - 134


Составление плана к тексту.

Составлять текст – рассуждение на заданную тему.

Мини – сочинение «Почему надо любить орфографию?»























7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1) Книгопечатная продукция

Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Рабочие программы, Русский язык 1-4 классы, Москва, Просвещение, 2011 г.

Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 3 класс. М.: Просвещение, 2009 г.

Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык, учебник 3 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013 г.

Климанова Л. Ф. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2-х частях. Пособие для учащихся образовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2013 г.

Чтение, работа с текстом 3 класс, О.Н. Крылова.

Климанова Л. Ф. Литературное чтение, учебник 3 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013 г.


2) Пособия для учащихся:

Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс/ Л.Ф.Климанова, Т.Ю. Коти. Чтение, работа с текстом 3 класс, О.Н. Крылова.

Литературное чтение Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

3) Книга для учителя

Полозова Т.Д. «Как сформировать читательский авторитет».

Чутко Н.Г. «Формирование познавательной активности у младшего школьника».


Печатные пособия

Информационно – коммуникативные средства

СD – диск, Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц.

Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.

Аудио/видеомагнитофон.

Телевизор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.


Учебно- практическое и учебно -лабораторное оборудование

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала



30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!