Рассмотрено на заседании методического объединения учителей иностранных языков МКОУ Калачеевская СОШ № 6 ___________________Овсянникова Л.А. Протокол № 1 от 27.08.2013 | Принято на заседании педагогического совета МКОУ Калачеевская СОШ № 6 Протокол № 1 от 27.08.2013 | Утверждено директор МКОУ Калачеевская СОШ № 6 __________________Кузнецова Г.П. Приказ по школе № 130-ОД от 29.08.2013 М.П. |
Рабочая программа
Аникиной Юлии Валентиновны
«Мои первые шаги во французском языке»
(кружок для 2 классов)
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
на 2013-2014 учебный год
пояснИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Мои первые шаги во французском языке» предназначен для начальной ступени обучения (2 классы ФГОС) общеобразовательных учреждений.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе школьного образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми — носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.
Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью новой 11-летней школы является четырехлетнее начальное образование, перед которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.
Изучение иностранного языка полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует:
развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;
более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру посредством общения на новом для него языке;
более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Государственная и общественная ценность начального языкового образования должна подкрепляться его личностно ориентированной ценностью. Последняя выражается в том, насколько ученики осознают важность любого неродного языка как средства общения в современном мультилингвальном и поликультурном мире, и есть ли у них потребность в изучении языков и их практическом использовании.
Младший школьник должен понимать тот факт, что мир вокруг него многокрасочен с точки зрения культуры и многоязычен. Ребенок должен уметь видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты ко всему новому и, следовательно, другому языку, и другой культуре. В этом большую роль играет не только школа, но и родители. Именно их интерес к иностранному языку и их осознание престижа языкового образования оказывают положительное воздействие на детей, формируя их заинтересованное отношение к изучению нового для них языка.
Школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно поддерживать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.
Дети знакомятся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным и стихотворным творчеством, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.
Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что современная специфика начального языкового образования состоит в повышении статуса школьника в учебном процессе и в реальной коммуникации, повышении мотивации в изучении языков и культур.
Данная программа факультативных занятий основана на результатах современных психолого-педагогических и методических исследований, рассматривающих обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.
Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание младших школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Задачи программы факультативных занятий «Вслед за синей птицей» заключаются в том, чтобы обеспечить:
создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
знакомство школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка;
Ожидаемые результаты
Минимальные требования к уровню языковой подготовки учащихся 2-ых классов в рамках данного курса факультативных занятий состоят в следующем.
Учащиеся должны:
Знать и понимать:
звуки изучаемого языка;
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.);
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольшие описания объекта, картинки.
Организация обучения
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений у школьников. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. На занятиях рекомендуется организовывать фронтальную и групповую работу, а также индивидуальные презентации проектов («Мое любимое домашнее животное» и др.) c использованием средств изобразительной наглядности, а также игровых реквизитов. Обучение ведется на текстах описательного характера, сказках и небольших рассказах, максимально соответствующих эмоциональному и жизненному опыту учащихся 2 классов.
Правильно подобранный учебный материал позволит раскрыть разные грани индивидуальности учеников, расширит их кругозор, будет способствовать воспитанию вкуса.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, в том числе видеотехникой для просмотра кино- и видеофильмов, снятых по изучаемым художественным произведениям.
Данный курс факультативных занятий рассчитан на 34 часа
Примерное
тематическое планирование учебного материала
(34 часа)
№ п/п | Содержание | | |
1. | Тема: Это я. Коммуникативные задачи: приветствовать/отвечать на приветствие; спрашивать имя собеседника/называть свое имя; запрашивать информацию о собеседнике /рассказывать о себе; запрашивать/сообщать информацию о том, что умеет делать учащийся (учащаяся), что умеют делать члены семьи, друзья; выполнять команды и просьбы учителя. | 4 | Тема: Мой дом. Коммуникативные задачи: описывать дом (размер, цвет); называть и описывать комнаты; называть и описывать основные предметы мебели |
5 | Тема: Я ученик. Коммуникативные задачи: назвать школьные принадлежности, их цвет, количество, местонахождение; вежливо попросить/предложить ручку/карандаш. |
2. | Тема: Внешность. Коммуникативные задачи: называть части тела; описывать внешность человека (рост, цвет волос, глаз); описывать внешний вид животного. | 6 | Тема: Еда. Коммуникативные задачи: называть основные продукты питания; рассказывать о любимой еде; высказывать мнение о еде; вежливо предлагать/принимать угощение |
3. | Тема: Моя семья. Коммуникативные задачи: называть своих ближайших родственников; запрашивать информацию о семье друга/рассказывать о составе и количестве членов своей семьи; запрашивать информацию о чертах характера членов семьи (друга) /рассказывать о членах своей семьи. | 7 | Тема: Мои любимые животные. Коммуникативные задачи: запрашивать/сообщать информацию о том, что умеют делать домашние животные. |
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки | Контроль | Дата План Факт |
1 | Знакомство. Фразы приветствия. | 1 | приветствовать/отвечать на приветствие | Самопроверка | | |
2 | Знакомство. Как тебя зовут? | 1 | спрашивать имя собеседника/называть свое имя | Самопроверка | | |
3 | Я и мой друг | 1 | составлять рассказ о друге (3-5 предложений) | Самопроверка | | |
4 | Времена года | 1 | описывать времена года | Взаимопроверка | | |
5 | Счет. Числительные. Даты | 1 | Владеть счетом до 10 | Карточки | | |
6 | Описываем внешность человек | 1 | Прилагательные для описания внешности человека | Контрольное чтение | | |
7 | Описываем характер человека | 1 | Прилагательные для описания характера человека | Взаимопроверка | | |
8 | Презентация «Части тела» | 1 | Лексика по теме | Взаимопроверка | | |
9 | Члены семьи | 1 | Называть членов семьи | Самопроверка | | |
10 | Моя семья | 1 | Составлять рассказ о семье 3-5 предложений | Самопроверка | | |
11 | Наши совместные занятия | 1 | Описательные и оценочные прилагательные | Самопроверка | | |
12 | Презентация «Французская семья» | 1 | описывать дом (размер, цвет); | Самопроверка | | |
13 | Мой дом. Описываем жилье | 1 | называть и описывать комнаты | Самопроверка | | |
14 | Мой дом. Моя любимая комната | 1 | называть и описывать основные предметы мебели | Самопроверка | | |
15 | Проект «Моя комната» | 1 | Составлять рассказ 3-5 предложений | Самопроверка | | |
16 | Презентация «Архитектура во Франции. Достопримечательности» | 1 | | Взаимопроверка | | |
17 | Школьные принадлежности | 1 | назвать школьные принадлежности, их цвет | Карточки | | |
18 | Расписание уроков | 1 | Составлять график рабочего дня | Контрольное чтение | | |
19 | Мои школьные друзья | 1 | Составлять рассказ 3-5 предложений | Взаимопроверка | | |
20 | Мой любимый школьный предмет | 1 | Оценочные прилагательные | Взаимопроверка | | |
21 | Презентация «школа во Франции и в России» | 1 | | Самопроверка | | |
22 | Продукты | 1 | Называть названия продуктов | Самопроверка | | |
23 | Мое любимое блюдо | 1 | Называть названия блюд | Самопроверка | | |
24 | Покупки | 1 | Составлять список покупок | Самопроверка | | |
25 | Презентация «Любимые блюда французов» | 1 | | Взаимопроверка | | |
26 | Названия животных | 1 | Называть названия животных | Карточки | | |
27 | Мой домашний питомец | 1 | Составлять рассказ 3- 5 предложений | Контрольное чтение | | |
28 | Проект «Мой питомец» | 1 | | Самопроверка | | |
29 | Презентация «Животные» | 1 | | Самопроверка | | |
30 | Викторина «Что я знаю о Франции?» | 1 | | Самопроверка | | |
31 | Виртуальная экскурсия «Здравствуй, Франция!» | 1 | | Взаимопроверка | | |
32 | Повторение | 1 | | Карточки | | |
33 | Итоговое тестирование | 1 | | Тестирование | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | Итоговый контроль | | |
Список литературы
1. Кулигина А. С. Французский язык. Твой друг французский язык: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / А. С. Кулигина, М. Г. Кирьянова. — 4-е изд. — М., 2006.
2. Кулигина А. С. Французский язык. Твой друг французский язык: рабочая тетрадь к учеб. для 2 кл. общеобразо-ват. учреждений / А. С. Кулигина, Т. В. Корчагина. — 3-е изд. — М., 2006.
3. Кирьянова М. Г. Французский язык. Твой друг французский язык: прописи к учеб. для 2 кл. общеобразоват. уч-реждений / М. Г. Кирьянова. — 2-е изд. — М., 2007.
4. Кулигина А. С. Французский язык. Твой друг французский язык: кн. для учителя к учеб. для 2 кл. общеобразо-ват. учреждений / А. С. Кулигина. — М., 2002.