МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»
города Сергиев Посад Московской области,
улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«30» августа 2014года
Рабочая программа
«Моя экологическая грамотность»
(внеурочная деятельность)
5 «А» класс
Составитель: Сенькина Н.Н.
учитель биологии
высшей квалификационной категории
2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.
На преподавание факультативного курса «Моя экологическая грамотность» в 5 классе в МБОУ «СОШ № 14» выделено 34часа, 1 час в неделю.
Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
— Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
— Экологическая грамотность: уроки прошлого.
— Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
— Экономное потребление: учусь быть взрослым.
— Экологическая безопасность в природной среде.
— Мой вклад в экологическое просвещение.
Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:
об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля;
об этических и правовых нормах экологической безопасности;
об историческом опыте экологической культуры разных народов;
о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них
экологического мышления,
рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности;
способов экологически ориентированной проектной деятельности;
готовности к общественной деятельности экологической направленности.
В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.
В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.
Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности:
природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;
здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;
эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.
Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.
Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Программа направлена
на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;
субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ориентация.
Формы учебной деятельности:
исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.
Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.
В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.
Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.
Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект - субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).
Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Цели и результаты факультатива в 5 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Цели школьного экологического здоровьесберегаюшего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Моя экологическая грамотность» 5 класс.
Планирование составлено по Программе внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров.
Общее количество часов 34, 1 час в неделю.
№ | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности. | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч) | | | |
1 | Развиваем экологическую зоркость Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Необходимость экологического мышления для каждого человека. | Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек | | |
2 | Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. | | |
3 | Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. | | |
4 | Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление - условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. | | |
5 | Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. | | |
6 | Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.) | | |
7 | Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | | |
8 | Способы предупреждения населения об экологической опасности Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. | Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы в кружке «Экологический следопыт», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» | | |
9 | Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности. | | |
10 | Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества | | |
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч) | | | |
11 | Полезная информация из прошлого Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, | | |
12 | Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст | | |
13 | Народная мудрость об экологической безопасности | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами | | |
14 | Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. | | |
15 | Экологическая культура коренных народов своего региона. | | |
16 | Особенности питания, жилища. хозяйствования, народного творчества. | | |
17 | Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. | | |
18 | Возможность использования традиций прошлого в современном мире | | |
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч) | | | |
20 | Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность Проводить практическую работу, делать выводы. | | |
21 | Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. | | |
22 | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха. | | |
23 | Информация о качестве потребляемых продуктов питания. | | |
24 | Практическая работа «О чем рассказала упаковка» | | |
25 | Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. | | |
26 | Способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках | | |
27 | Предосторожность в принятии решения о направлении действия Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). | Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла | | |
28 | Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. | | |
29 | Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. | | |
30 | Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. | | |
31 | Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них | | |
32 | Конференция «Наши полезные советы» | Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла | | |
33 | Конференция «Наши полезные советы» | Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла | | |
34 | Резерв 1 час | Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы | | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь общаться» /
М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. - М., 1998.
Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.
Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000.
Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008.
Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. — 2005. — № 12. — С. 3—9.
Панкратов В. Н. Зашита от психологического манипулирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М: Психотерапия, 2007.
Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Иваново, 1995.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.
Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.
Для учащихся
Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.
Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.
Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.
Хартия Земли — http://earthcharter.ru
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.
Согласовано на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Протокол № _____ от «28» августа 2013 года | Согласовано Зам. директора по УВР __________Бирюкова Т.В. «29» августа 2013 года |