СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Моя экологическая грамотность» 5 класс (внеурочная деятельность) ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Моя экологическая грамотность» 5 класс (внеурочная деятельность) ФГОС»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2014года

МП










Рабочая программа

«Моя экологическая грамотность»

(внеурочная деятельность)

5 «А» класс










Составитель: Сенькина Н.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории







2014 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

На преподавание факультативного курса «Моя экологическая грамотность» в 5 классе в МБОУ «СОШ № 14» выделено 34часа, 1 час в неделю.

Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; спо­собности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безо­пасного образа жизни. Программа построена по модульному прин­ципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Как обнаружить экологическую опасность: учусь эколо­гическому мышлению.

— Экологическая грамотность: уроки прошлого.

— Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

— Экономное потребление: учусь быть взрослым.

— Экологическая безопасность в природной среде.

— Мой вклад в экологическое просвещение.

Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологиче­ских рисках и способах их контроля;

  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;

  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;

  • о правилах экологи­чески сообразного здорового образа жизни;

  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,

  • реф­лексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической без­опасности;

  • способов экологически ориентированной проект­ной деятельности;

  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.

В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начально­го образования.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-цен­ностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а так­же элементы научного знания.

Формируемые ценно­сти:

природа, здоровье, экологическая культура, экологиче­ски безопасное поведение, гражданское общество, эт­нокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;

здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

экологическая куль­тура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;

эколого-культурные традиции многонацио­нального народа России.

Накапливается опыт проек­тирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологи­ческих ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формиру­ется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуа­ции учебно-проектного типа.

Программа направлена

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти не­обходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;

  • освоение экосистемной познаватель­ной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;

  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах со­трудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;

  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;

  • субъект-субъектного не­прагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ори­ентация.

Формы учебной деятельности:

исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши по­лезные советы»; оформление информационного уголка клас­са, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.

Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на разви­тие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной позна­вательной модели, позволяющей мысленно выделять в окру­жающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологи­ческих условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели пове­дения по избеганию экологической опасности, приспособле­нию к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

В разделе «Экологическая грамотность: уроки про­шлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жиз­ни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного по­иска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выпол­нению исследовательских проектов.

Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение ос­новного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и про­верке на достоверность современной экологической инфор­мации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного пред­ставления информации.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрос­лым» направлен на развитие регулятивного умения осо­знанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной сре­де» направлен на формирование представлений о роли об­щения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном обще­нии с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект - субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного обще­ния с природой у разных народов, на психологических тре­нингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание цен­ности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для приро­ды, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» яв­ляется итоговым. В нём реализуются индивидуальные про­светительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Цели и результаты факультатива в 5 клас­се формулируются на личностном, метапредметном и пред­метном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Цели школьного экологического здоровьесберегаюшего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической без­опасности граждан страны; международными рекомендация­ми в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направлен­ной на выживание человечества и предотвращение глобаль­ной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.












Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Моя экологическая грамотность» 5 класс.

Планирование составлено по Программе внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров.

Общее количество часов 34, 1 час в неделю.


Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности.


Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч)




1

Развиваем экологиче­скую зоркость

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Не­обходимость экологического мышления для каждого человека.

Называть предмет изучения науки экологии.

Давать определение поня­тиям «экологический риск», «эколо­гическая безопасность».

Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

Приводить примеры приме­нения экологического мышления для обнаружения экологической опас­ности. Называть источники эколо­гических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

В ролевой игре обоснованно выби­рать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней устранение её.

Приводить доказа­тельства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологи­ческой грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек



2

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни.



3

Экологические опасно­сти в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.



4

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление - условие развития экологи­ческой зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность.



5

Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в по­вседневной жизни.



6

Зависимость ве­личины экологического риска от эко­логической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.)



7

Экологическая без­опасность. Модели поведения: избега­ние экологической опасности, приспо­собление к ней или её устранение



8

Способы предупрежде­ния населения об эколо­гической опасности


Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекла­мы, средств оповещения гражданской обороны.

Называть источники информации, из которых можно узнать об экологи­ческих опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, си­стема гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализиро­вать личный опыт поиска необхо­димой информации, её понимания, правильного использования. На­зывать и оценивать личные затруд­нения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению спосо­бов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преиму­щества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы в круж­ке «Экологический следопыт», ред­коллегии классной газеты «ЭКООКО»



9

Трудности нахождения необ­ходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности.



10

Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, про­верки, обработки и публичного пред­ставления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества



Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (8 ч)




11

Полезная информация из прошлого

Источники информации об экологиче­ской культуре разных народов: тра­диции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений.

Называть источники получения ин­формации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации ин­формации.

Выделять главную мысль,



12

Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст



13

Народная мудрость об экологической

безопас­ности


Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопас­ность.

Высказывать аргументирован­ное мнение о значении этой ин­формации в сегодняшней жизни и в будущем.

Приводить примеры здорового и экологически безопасно­го образа жизни коренных народов своего региона (традиции приро­допользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к рас­точительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами



14

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в пред­метах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.



15

Экологическая культура коренных народов своего ре­гиона.



16

Особенности питания, жилища.

хозяйствования, народного творчества.



17

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.



18

Возможность использования традиций прошлого в современном мире



Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)




20

Достоверная и ложная экологическая инфор­мация Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»).

Высказывать мнение о важности свободного доступа к достовер­ной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.


Описывать признаки ложной информации.


На­зывать способы проверки экологиче­ской информации на достоверность


Проводить практическую работу, делать выводы.



21

Причины недостоверности или заведо­мой ложности экологической информа­ции. Признаки ложной информации.



22

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха.



23

Информация о качестве потребляемых продуктов питания.



24

Практическая работа «О чем рассказала упаковка»



25

Информация о качестве ис­пользуемых бытовых приборов, мебе­ли, стройматериалов и др.



26

Способы её проверки на достоверность, пред­ставление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках



27

Предосторожность в принятии решения о на­правлении действия

Принцип предосторожности как го­товность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности инфор­мации о возможных его последствиях («не навреди»).

Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности.

При­менять его в работе с экологиче­ской информацией.

Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружаю­щего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов.

Различать достоверные знания (факты) и мне­ния о них.

Взаимодействовать в группе сотрудничества по созда­нию популярных экологических тек­стов, содержащих факты и мнения.

Публично представлять экологиче­скую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок).

Представ­лять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла



28

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питье­вой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.



29

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питье­вой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.



30

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питье­вой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.



31

Публичное представление информации с разделе­нием достоверных объективных сведе­ний (фактов) и субъективных мнений о них



32

Конференция «Наши полезные советы»

Представ­лять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла



33

Конференция «Наши полезные советы»

Представ­лять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла



34

Резерв 1 час

Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы



























Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. по­собие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учи­теля к рабочей тетради «Учусь общаться» /

М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зы­кова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. - М., 1998.

Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии меропри­ятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000.

Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публи­цистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008.

Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. — 2005. — № 12. — С. 3—9.

Панкратов В. Н. Зашита от психологического манипу­лирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М: Психотерапия, 2007.

Практическая экология для школьников: сборник практи­ческих деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Ива­ново, 1995.

Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просве­щение, 1992.

Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.

Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.

Для учащихся

Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубро­виной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: На­родное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народ­ное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зве­рева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.




Согласовано

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № _____

от «28» августа 2013 года

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________Бирюкова Т.В.

«29» августа 2013 года















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!