СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя экологическая грамотность» 6 класс (внеурочная деятельность)ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя экологическая грамотность» 6 класс (внеурочная деятельность)ФГОС»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_________________И. В. Горшкова

«28» августа 2015года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Моя экологическая грамотность»

на 2015/2016 учебный год

6 «А» класс

(внеурочная деятельность)










Составитель: Сенькина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей квалификационной категории






2015 год



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

На преподавание факультативного курса «Моя экологическая грамотность» в 6 классе в МБОУ «СОШ № 14» выделено 34 часа, 1 час в неделю.

Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.

Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;

способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни;

действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;

ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Экономное потребление: учусь быть взрослым.

— Экологическая безопасность в природной среде.

— Мой вклад в экологическое просвещение.

— Формула правильного питания.

Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологиче­ских рисках и способах их контроля;

  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;

  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;

  • о правилах экологи­чески сообразного здорового образа жизни;

  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,

  • реф­лексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической без­опасности;

  • способов экологически ориентированной проект­ной деятельности;

  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.

В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начально­го образования.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-цен­ностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а так­же элементы научного знания.

Формируемые ценно­сти:

природа, здоровье, экологическая культура, экологиче­ски безопасное поведение, гражданское общество, эт­нокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;

здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

экологическая куль­тура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;

эколого-культурные традиции многонацио­нального народа России.

Накапливается опыт проек­тирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологи­ческих ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формиру­ется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуа­ции учебно-проектного типа.

Программа направлена

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти не­обходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;

  • освоение экосистемной познаватель­ной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;

  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах со­трудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;

  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;

  • субъект-субъектного не­прагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ори­ентация.

Формы учебной деятельности:

исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши по­лезные советы»;

оформление информационного уголка клас­са, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде четырех разделов-модулей.

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым направлен на разви­тие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде направлен на формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение направлен на развитие регулятивного умения осо­знанного самоограничения цели просветительской работы и ее формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях: публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов.

Раздел 4. Формула правильного питания направлен на формирование грамотного правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

Цели и результаты факультатива в 6 клас­се формулируются на личностном, метапредметном и пред­метном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 классов процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа экологической грамотности» обучающиеся 6 класса

должны знать:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

должны уметь:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды;

здоровья и экологической без­опасности граждан страны;

международными рекомендация­ми в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направлен­ной на выживание человечества и предотвращение глобаль­ной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию;

исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.












Календарно-тематическое планирование

«Моя экологическая грамотность» 6 класс.

Планирование составлено по Программе внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров.

Общее количество часов 34, 1 час в неделю.


п/п

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10 ч)


1 – я четверть

1 День Знаний 01.09.15.

2

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре.

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе.

Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья.

Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды.

Представлять результаты проектов в классной газете.



3

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях.

08.09.15.


4

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов.

15.09.15.


5

Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономическое потребление как проявление экологической ответственности

22.09.15.


6

Энергосбережение.

06.10.15.


7

Экономное использование изделий из дерева.

13.10.15.


8

Бережное расходование пресной воды.

20.10.15.


9

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

27.10.15.


10

Международная Хартия Земли.

10.11.15.


Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч)

11

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников).

Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды.

17.11.15.


12

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

24.11.15.


13

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

01.12.15.


14

Природа и духовные потребности человека.

08.12.15.


15

Чувственно - эмоциональное общение человека с природой.

15.12.15.


16

Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов.

22.12.15.


17

Чувство единения с природой.

29.12.15.


18

Фотоокно в природу.

19.01.16.


19

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

26.01.16.


20

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры.

02.02.16


Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)

21

Просвещение и его формы. Правила экологически грамотного поведения.

Называть цели просветительской работы и ее формы.

Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

09.02.16


22

Личный пример.

16.02.16


23

Плакат.

23.02.16


24

Буклет. Листовка.

01.03.16


25

Выступление.

15.03.16



26

Экологический театр.

22.03.16



Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.)

27

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор.

Доказывать, что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека.

Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека.

Описывать личный опыт правильного питания.

Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур.

Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

05.04.16.



28

Режим питания.

12.04.16.



29

Энергия пищи.

19.04.16.



30

Где и как мы едим.

26.04.16.


31

Ты – покупатель.

03.05.16


32

Кухни разных народов.

10.05.16


33

Кулинарная история.

17.05.16


34

Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие.





24.05.16



ИТОГО:



34 ч




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6 классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000.

  3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт,2000.

  4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.

  5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.

  6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2009.

  7. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т

  8. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: ТетраСистемс, 2009.

  9. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2004.

  10. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005.

Для учащихся

  1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

  2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

  3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

  4. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: На­родное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

  5. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народ­ное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

  6. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубро­виной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

  1. Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

  1. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зве­рева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.


Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материалы



Рабочая программа согласована

Согласовано

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от «26» августа 2015 года ______________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________________

«27 августа» 2015 года
















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!