РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
руководитель ШМО заместитель директора по директор МБОУ
«Перспектива» УР МБОУ «Чендекская«Чендекская средняя
_____/Суртаева Г.В. средняя общеобразовательная общеобразовательная
Протокол №_____от школа» школа»
«_____»______2017г. __________ Ошлокова Е.Н ___________Феофелактова М.С.
«____» _______ 2017г. Приказ № 315 от 31.07.2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по музыке
для 4 класса
учителя начальных классов
Лиман Светланы Павловны
Нижний-Уймон
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативно правовых документов:
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ№373 от 06.10.2009г. с изменениями от 31.12.2015г. №1576;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями от 26.01.2016г. №38;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чендекская средняя общеобразовательная школа»,утверждённый Постановлением главы МО «Усть-Коксинский район» РА от 28.01.2014г. № 30;
Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом МБОУ «Чендекская СОШ» от 19.05.2015г. № 179;
Учебный план МБОУ «Чендекская СОШ» на 2017-2018 у.г., утверждённый приказом №135 от 31.07.2017г.
Положение о порядке составления и утверждения рабочих программ по предмету и курсов МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённым приказом школы от 06.06.2016г. № 6
Примерная авторская программа Критская (УМК «Школа России»)
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование);
- накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке.
Предполагаемые результаты изучения учебного предмета
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Отметка "5" ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится: и
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Планируемые предметные и метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Учащиеся научатся:
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Инструментарий оценивания результатов
предметных контрольных работ
диагностическая работа
результаты наблюдения
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34ч.)
Россия – Родина моя!» (3 часа
О России петь – что стремиться в храм» (3 часа)
День, полный событий» ( 7часов)
В концертном зале ( 8 часов)
В музыкальном театре (8 часов)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)
Формы контроля
урок концерт
тестирование
контрольная работа
олимпиада
Календарно-тематическое планирование
по музыке в 4 классе ( 1 ч. в неделю ) всего 34 ч.
№ п/п | № урока по теме | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)
|
Основные виды учебной деятельности |
Дата проведения урока |
Рабочие | Контрольные | Развитие речи |
план | фактически |
«Россия – Родина моя!» (3 часа) |
1 | 1 | Мелодия. стр.8-11 | 1 | 1 | | | Личностные результаты: Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Предметные результаты: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; | Концерт. Концертный зал. Знаменитые концертные залы; положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | | |
2 | 2 | Вокализ. стр.12-13 | 1 | 1 | | | | |
3 | 3 | Кантата. стр.20-23 | 1 | 1 | | | | |
Всего | 3 | 3 | | | |
«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа) | | | |
4 | 1 | Стихира стр.26-27 | 1 | 1 | | | | |
5 | 2 | «Былинные наигрыши и напевы». стр. 28-29 | 1 | 1 | | | | |
6 | 3 | Тропарь. стр.32-39 | 1 | 1 | | | | |
Всего | 3 | 3 | | | |
«День, полный событий» ( 7часов) | | | |
7 | 1 | Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 | 1 | 1 | | | | |
8 | 2 | Зимнее утро. Стр.44-45 | 1 | 1 | | | | |
9 | 3 | Зимний вечер. Стр.46-47 | 1 | 1 | | | | |
10 | 4 | Музыкальная живопись. Три чуда. Стр.48-51 | 1 | 1 | | | | |
11 | 5 | Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | 1 | 1 | | | | |
12 | 6 | Один день с А.С.Пушкиным. Стр.54-55 | 1 | 1 | | | | |
13 | 7 | Русский романс. Стр.56-57 | 1 | 1 | | | | |
| | | | | | | | |
Всего | 7 | 7 | | | | | |
В концертном зале ( 8 часов) |
14 | 1 | Струнный квартет. Стр.74-75 | 1 | 1 | | | Личностные результаты: Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Предметные результаты: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; | Музыкальный театр. Виды музыкальных театров. Положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных театров. Различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; | | |
15 | 2 | Вариации. Стр.76-77 | 1 | 1 | | | | |
16 | 3 | Сюита. «Старый замок» Стр.78-79 | 1 | 1 | | | | |
17 | 4 | Романс «Сирень». Стр.80-81 | 1 | 1 | | | | |
18 | 5 | Мир Шопена. Стр.82-83 | 1 | 1 | | | | |
19 | 6 | Мир Шопена. Стр.84-85 | 1 | 1 | | | | |
20 | 7 | Патетическая соната. Стр. 86-87 | 1 | 1 | | | | |
21 | 8 | Симфоническая увертюра. Стр.88-89 | 1 | 1 | | | | |
Всего | 8 | 8 | | | |
В музыкальном театре (8 часов) | | | |
22 | 1 | Музыкальная характеристика героев оперы. Стр.94-95 | 1 | 1 | | | | |
23 | 2 | Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин» Стр.96-97 | 1 | 1 | | | | |
24 | 3 | Ария. Сцена в лесу. Стр.98-99 | 1 | 1 | | | | |
25 | 4 | Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Стр.90-91 | 1 | 1 | | | | |
26 | 5 | Русский Восток. Стр.102-103 | 1 | 1 | | | | |
27 | 6 | Восточные мотивы. Балет «Гаянэ» Стр.104-105 | 1 | 1 | | | Личностные результаты: Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Предметные результаты: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; | Музыкальный музей. Положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров;Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры. Различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | | |
28 | 7 | Балет «Петрушка». Стр.106-107 | 1 | 1 | | | | |
29 | 8 | Оперетта. Стр.108-109 | 1 | 1 | | | | |
Всего | 8 | 8 | | | |
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) | | | |
30 | 1 | Прелюдия. Стр.112-113 | 1 | 1 | | | | |
31 | 2 | Исповедь души. Стр.114-115 | 1 | 1 | | | | |
32 | 3 | Этюд. Стр.116-117 | 1 | 1 | | | | |
33 | 4 | Музыкальный сказочник. Стр.124-125 | 1 | 1 | | | | |
34 | 5 | Заключительный урок-концерт. | 1 | 1 | | | | | | |
Всего | 5 | 5 | | | | | |
Всего за год | 34 | 34 | | | | | |
Учебно методическое обеспечение
1.Зверев 10.А., Зверев Н.А. Фонохрестоматия «Антология русской и западноевропейской музыки XII—XX вв». — И., 1997.
2. Науменко Г.М. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. — М. — 1977. Вып. 1; 1981. Вып. 2; 1984. Вып. 3: 1988. Вып. 5.
3. Ригина Г.С. Хрестоматия по музыке для 4-го кл. четырехлет. нач. шк. – М., 1995.
4. Родной мир музыки: хрестоматия для начальной школы: в 4-х ч. / сост. Л.А. Аметова, Н.Ф. Астафьева. Т.Н. Бакланова. — И., 1999.