АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от ______ Руководитель МО ____________Т.П. Сивакова | Согласовано Зам. директора по УВР ________Г.Н. Шустрова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №11» __________ А.В. Мартинюк Приказ №___ от ___________ |
Рабочая программа
начального общего образования
по факультативному курсу «Удивительный мир слов»
в 2 «Б» классе
на 2015 – 2016 учебный год
разработана на основе
авторской программы «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Сборник программ
внеурочной деятельности: 1-4 классы /под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана – Граф, 2011
Составитель: Л.В. Конрад, учитель начальных классов, первая категория
Рубцовск, 2015
Учебно-тематическое планирование
по факультативному курсу «Удивительный мир слов»
Класс 2 «Б»
Учитель: Конрад Людмила Викторовна
Количество часов: на год 32 часа, в неделю 1 час;
I полугодие – 15 часов
II полугодие – 17 часов
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г., авторской программы «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Сборника программ внеурочной деятельности : 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011, образовательной программы школы, учебного плана школы, положения о рабочей программе.
Концепция
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементом этимологии, и культурологии.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
По авторской программе на изучение факультативного курса «Удивительный мир слов» во 2-ом классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю. Согласно учебного календарного графика запланировано – 32 часа. Поэтому объединены темы «Как рождаются фразеологизмы?» и «Выбор фразеологизма в речи. Итоговое занятие» в разделе «Секреты правильной речи».
Цель и задачи обучения предмету
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Общая характеристика организации учебного процесса
Факультативный курс «Удивительный мир слов» преподается с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Основным средством реализации электронного обучения является автоматизированная система «Сетевой город. Образование» и СДО Moodle. В данных системах располагаются информационные, практические и другие материалы, необходимые для осуществления обучения. Для реализации дистанционного взаимодействия в режиме реального времени используется сервис видеоконференцсвязи.
Технологии обучения:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
технология разноуровнего обучения;
информационные технологии;
электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения:
Словесные;
Наглядный;
Практический;
Репродуктивный;
Проблемно-поисковый;
Индуктивный;
Дедуктивный;
Самостоятельная работа.
Формы организации урока:
Фронтальные | Групповые | Индивидуальные |
урок ролевая игра КВН диспут круглый стол путешествие викторина | круглый стол дебаты мозговой штурм исследование наблюдение праздники дискуссия | творческая работа исследование наблюдение презентация (устная, электронная) |
Средства обучения:
Возможные формы предоставления результатов
Участие в олимпиадах городского, всероссийского, международного уровня.
Планируемые результаты
Базовый и повышенный уровни личностных, метапредметных и предметных результатов
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развиваем познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых опт бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание тем учебного курса (32 часа)
1. Мир полон звуков (6 часов)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в словах;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
2. Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);рисование: «Весёлая буква Ё».
3. Всему название дано (5 часов)
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»
конкурс «Придумываем название для новых конфет».
4. Как делаются слова (7 часов)
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
наблюдать образование слов в русском языке;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
5. Секреты правильной речи (9 часов)
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,«Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
Тематический план на 2014 – 2015 учебный год по факультативному курсу «Удивительный мир слов»
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Номера уроков |
-
| Мир полон звуков. | 6 часов | 6 часов | 1,2,3,4,5,6 |
-
| Азбука, прошедшая сквозь века. | 5 часов | 5 часов | 7,8,9,10,11 |
-
| Всему название дано. | 5 часов | 5 часов | 12,13,14,15,16 |
-
| Как делаются слова. | 7 часов | 7 часов | 17,18,19,20,21,22,23 |
-
| Секреты правильной речи. | 10 часов | 9 часов | 24,25,26,27,28,29,30,31,32 |
| Итого за год | 33 часа | 32 часа | |
№ урока | Раздел, тема занятия | Часы | Виды внеурочной деятельности | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть |
Мир полон звуков (6 часов) |
-
| Звуки вокруг нас. | 1 | Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;проект «Как я говорил, когда был маленьким»;мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». | | |
-
| Фабрика речи. | 1 | | |
-
| Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 | | |
-
| Полоса препятствий. | 1 | | |
-
| Рисуем звуками. | 1 | | |
-
| Трудности словесного ударения. | 1 | | |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов) |
-
| Буквы старые и новые. | 1 | Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); рисование: «Весёлая буква Ё». | | |
-
| Так считали наши предки. | 1 | | |
2 четверть | | |
-
| Страницы древних книг | 1 | | |
-
| Живая и весёлая буква алфавита. | 1 | | |
-
| Загадки русской графики. | 1 | | |
Всему название дано (5 часов) |
-
| Рождение языка | 1 | Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название» конкурс «Придумываем название для новых конфет». | | |
-
| Сколько слов в языке? | 1 | | |
-
| Имена, имена, имена... | 1 | | |
-
| Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 | | |
3 четверть | | |
-
| Словари — сокровищница языка. | 1 | | |
Как делаются слова (7 часов) |
-
| «Дальние родственники». | 1 | Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»;конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия». | | |
-
| Слова «готовые» и «сделанные». | 1 | | |
-
| Есть ли «родители» у слов? | 1 | | |
-
| Внимание, корень! | 1 | | |
-
| Такие разные суффиксы. | 1 | | |
-
| Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 | | |
-
| Что нам стоит слово построить? | 1 | | |
Секреты правильной речи (9часов) |
-
| Словарное богатство русского языка. | 1 | Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов. | | |
-
| Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик» | | | |
4 четверть | | | |
-
| Выбираем точное слово. | 1 | | |
-
| Одно или много? | 1 | | |
-
| Когда у слов много общего? | 1 | Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов. | | |
-
| Когда значения спорят? | 1 | | |
-
| Слова одинаковые, но разные. | 1 | | |
-
| «Местные жители» и «иностранцы». | 1 | | |
-
| Как рождаются фразеологизмы? | 1 | Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов. | | |
-
| Выбор фразеологизма в речи. Итоговое занятие | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учителя
Основной список:
Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Сборника программ внеурочной деятельности : 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Учусь писать без ошибок:2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Дополнительный список:
О.В. Узорова. Практическое пособие по развитию речи. – К.:ГИППВ, 1997;
Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учащихся
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование и приборы:
1.Компьютер.
2. DVD-проектор.
3.Выход в интернет.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2014 – 2015 учебного года
Учитель: Шуткова Людмила Сергеевна факультативный курс: «Удивительный мир слов» класс: 2 «Б»
_____четверть | По рабочей программе | Корректировка |
Количество уроков по плану | Количество уроков по факту | Дата урока | Тема урока | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
30