СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Наглядная геометрия 6 класс"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеклассных занятий по математике в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Наглядная геометрия 6 класс"»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по наглядной геометрии

6 класс









Составитель: Н.С.Маленцева
















2014





Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Геометрия 7-11 кл. Программа УМК И.Ф.Шарыгина для общеобразовательных учреждений», авт. Д.И. Шарыгин, О.В.Муравина.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой геометрических знаний и умений.

  • Развитие конструктивных навыков обучаемых.

  • Всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 6 классов с помощью методов геометрической наглядности.

  • Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

  • содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.

  • курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач.

Эта программа используется для пропедевтики изучения систематического курса геометрии как по учебникам геометрии И.Ф.Шарыгина, так и любого другого автора.

Геометрия- это не только раздел математики и школьный предмет, но и часть общечеловеческой культуры. Геометрия располагает огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека. Важнейшей педагогической проблемой является разрешение противоречия между первичностью пространственных форм с точки зрения процесса познания мира, их физическим релизмом и традиционной логикой построения геометрических курсов, развивающихся от плоской геометрии к пространственной . Одна из задач геометрического материала в 5-6 классах- заинтересовать, привлечь внимание школьников к изучению математики , а для этого необходимо показать предмет во всей его многогранности, акцентируя внимание на интересных исторических фактах и занимательных задачах.



Другая важнейшая задача школы- воспитание культурного человека. Так, геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание школьников, развитие у них изобразительной культуры . В ходе разнообразной деятельности (наблюдение, экспериментирование, конструирование) на уроках наглядной геометрии обучающиеся самостоятельно «добывают» геометрические знания и развивают специальные качества и умения: интуицию, глазомер, воображение, изобразительные навыки.

Именно эти задачи и призваны решить курс наглядной геометрии, который введен в рамках школьного компонента в 6 классе объемом 34 часа.

Содержание программы

  1. Зашифрованная переписка (1ч)

Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата.

  1. Задачи, головоломки, игры (3ч)

Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников.

  1. Фигурки из кубиков (3ч)

Метод трех проекций пространственных тел. Составление куба из многогранников. Сечение куба.

  1. Параллельность и перпендикулярность (5ч)

Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника. Построение прямой, параллельной и перпендикулярной данной , с помощью циркуля и линейки. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба. Скрещивающиеся прямые.

  1. Параллелограммы (4ч)

Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение.

  1. Координаты, координаты, координаты (4ч)

Определение местонахождения объектов на географической карте. Игра «Морской бой». Определение положения корабля. Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве.

  1. Оригами (1ч)

Складывание фигурок из бумаги по схеме.

  1. Замечательные кривые (1ч)

Конус. Сечения конуса: эллипс. Окружность, гипербола. Парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида.

  1. Кривые дракона (1ч)

Правила получения кривых Дракона.

  1. Лабиринты (1ч)

Истории лабиринтов. Способы решения задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачеркивания тупиков, правило одной руки.

  1. Геометрия клетчатой бумаги (1ч)

Построение с помощью линейки перпендикуляра к отрезку. Построение окружности на клетчатой бумаге. Построение прямоугольного треугольника и квадрата по заданной площади.

  1. Зеркальное отражение (1ч)

Получение изображений при зеркальном отражении от одного или нескольких зеркал.

  1. Симметрия (1ч)

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центральносимметричных фигур.

  1. Бордюры (1ч)

Бордюры- линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальными осями), поворота и центральной симметрии.

  1. Орнаменты (1ч)

Плоские орнаменты – паркеты. Выделение ячейки орнаменты. Построение орнаментов и паркетов.

  1. Симметрия помогает решать задачи (1ч)

Построение фигур приосевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойства касательной к окружности.

  1. Одно важное свойство окружности (2ч)

Центр описанной вокруг прямоугольника окружности лежит в точке пересечения диагоналей. Писанный угол, опирающийся на диаметр окружности. Величина вписанного и центрального угла.

  1. Задачи, головоломки, игры (2ч)

Задачи на разрезание, на вычеркивание фигур по указанным правилам, составление геометрических фигур из спичек, разбиение плоскости на части с помощью прямых и др.

Планируемые результаты подготовки учащихся

В результате изучения наглядной геометрии учащиеся будут

знать/понимать:

- названия геометрических фигур;

- формулы периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

- единицы измерения длины, площади, объема;

уметь:

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные);приводить пример аналогов геометрических фигур в окружающем мире;

- изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов; изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

- измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов; строить отрезки заданной длины с помощью линейки циркуля и угла заданной величины с помощью транспортира; выражать одни единицы измерения через другие;

- вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника; выражать одни единицы через другие;

- изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды; рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного моделирования, определчть их вид; соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость;

- вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда; выражать одни единицы измерения объема через другие;

- исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование; использовать эксперимент для изучения свойств геометрических объектов;

- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др;

- находить в окружающем мире плоские и пространственные фигуры;

- решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба; выделять в условии задачи данные, необходимы для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи;

- изображать равные фигуры; симметричные фигуры; конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов.



Календарно-тематическое планирование

6 класс курса «Наглядная геометрия»

Учебник И.Ф. Шарыгин «Наглядная геометрия»

1 час в неделю, итого 34 часа в год

урока

Название темы. Тема урока.

Кол-во часов

Срок проведения

1

Зашифрованная переписка

1


2

Задачи, головоломки, игры

3


3

Задачи, головоломки, игры



4

Задачи, головоломки, игры



5

Фигурки из кубиков и их частей.

3


6

Фигурки из кубиков и их частей.



7

Фигурки из кубиков и их частей.



8

Параллельность и перпендикулярность.

5


9

Параллельность и перпендикулярность.



10

Параллельность и перпендикулярность.



11

Параллельность и перпендикулярность.



12

Параллельность и перпендикулярность.



13

Параллелограммы.

4


14

Параллелограммы.



15

Параллелограммы.



16

Параллелограммы.



17

Координаты, координаты, координаты.

4


18

Координаты, координаты, координаты.



19

Координаты, координаты, координаты.



20

Координаты, координаты, координаты.



21

Оригами.

1


22

Замечательные кривые.

1


23

Кривые дракона. Лабиринты.

1


24

Геометрия клетчатой бумаги.

1


25

Зеркальные отображения.

1


26

Симметрия.

1


27

Бордюры.

1


28

Орнаменты.

1


29

Симметрия помогает решать задачи.

1


30

Одно важное свойство окружности.

2


31

Одно важное свойство окружности.



32

Задачи, головоломки, игры.

2


33

Задачи, головоломки, игры.



34

Зачетный урок.

1




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 6 «А»

Предмет: Наглядная геометрия

Учитель: Маленцева Н.С.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Зашифрованная переписка.



Зашифрованная переписка.

3

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

3

Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей

5

Параллельность и перпендикулярность.



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность

4

Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.

4

Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.

1

Оригами



Оригами

2

Замечательные кривые



Замечательные кривые



Кривые дракона. Лабиринты

1

Геометрия клетчатой бумаги.



Геометрия клетчатой бумаги.

1

Зеркальное отображение.



Зеркальное отображение.

1

Симметрия



Симметрия

1

Бордюры



Бордюры

1

Орнаменты



Орнаменты

1

Симметрия помогает решать задачи



Симметрия помогает решать задачи

2

Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности

2

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

1

Зачетный урок



Зачетный урок





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 6 «Б»

Предмет: Наглядная геометрия

Учитель: Маленцева Н.С.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Зашифрованная переписка.



Зашифрованная переписка.

3

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

3

Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей

5

Параллельность и перпендикулярность.



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность

4

Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.

4

Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.

1

Оригами



Оригами

2

Замечательные кривые



Замечательные кривые



Кривые дракона. Лабиринты

1

Геометрия клетчатой бумаги.



Геометрия клетчатой бумаги.

1

Зеркальное отображение.



Зеркальное отображение.

1

Симметрия



Симметрия

1

Бордюры



Бордюры

1

Орнаменты



Орнаменты

1

Симметрия помогает решать задачи



Симметрия помогает решать задачи

2

Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности

2

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

1

Зачетный урок



Зачетный урок





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 6 «В»

Предмет: Наглядная геометрия

Учитель: Маленцева Н.С.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Зашифрованная переписка.



Зашифрованная переписка.

3

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

3

Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей



Фигурки из кубиков и их частей

5

Параллельность и перпендикулярность.



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность



Параллельность и перпендикулярность

4

Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.



Параллелограммы.

4

Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.



Координаты, координаты, координаты.

1

Оригами



Оригами

2

Замечательные кривые



Замечательные кривые



Кривые дракона. Лабиринты

1

Геометрия клетчатой бумаги.



Геометрия клетчатой бумаги.

1

Зеркальное отображение.



Зеркальное отображение.

1

Симметрия



Симметрия

1

Бордюры



Бордюры

1

Орнаменты



Орнаменты

1

Симметрия помогает решать задачи



Симметрия помогает решать задачи

2

Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности



Одно важное свойство окружности

2

Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.



Задачи, головоломки, игры.

1

Зачетный урок



Зачетный урок





Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер.

  2. Принтер.

  3. Электронное сопровождение курса наглядной геометрии 5-6 классы.

  4. Наглядные пособия.

Учебно-методический комплекс:

Для учителя:

  1. И.Ф. Шарыгин, О.В. Муравина «Геометрия 7-11 кл. Программа УМК И.Ф.Шарыгина для общеобразовательных учреждений.»- М.:Дрофа, 2011г.

  2. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений.»-М.:Дрофа,2012 г.

Для учащихся:

1) И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений.»-М.:Дрофа,2012 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!