СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Музейная педагогика" для 9-11 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОДО "Музейная педагогика" предусмотрена для проведения занятий дополнительного образования в 9-11 классах. Построена с учетом регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования "Музейная педагогика" для 9-11 классов.»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г.Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»


«Согласовано»

Никонорова Л.А.,

заместитель директора по ВР

__________________

«______»_______________2016г.




Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Музейная педагогика»

для учащихся 11 класса

учителя русского языка и литературы

Козиной Марины Ивановны





2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа работы школьного кружка «Музейная педагогика» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейная педагогика» соответствует федеральному ком­поненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.

Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.

Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина.  Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, про­водимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, го­рода, района, края. История родного края рассматривается как часть отечест­венной истории, а местные события как проявление закономерности истори­ческого процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывает­ся с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах  образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.

            В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

                 Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Лаишевском крае, прошлое храмов восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.

Главными объектами изучения является г. Лаишево и Лаишевский район.



Цели и задачи кружка:


  1. Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

  2. организация деятельности по сбору краеведческого материала;

  3. развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);

  4. воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;

5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;


Программа кружка «Музейная педагогика» рассчитана на обучающихся 11 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.

С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.

Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 ч. в неделю.

Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с крае­ведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.

Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, ре­фератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города Канска, Канского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).


Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с прак­тикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археоло­гического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по соци­ально-экономическому, культурному, политическому развитию края в ком­плексе, не повторяя школьной программы.

.


Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических зна­ний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.

Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса исто­рии, МХК, ИЗО.

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучаю­щиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках исто­рии, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а неко­торые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.



















Учебно-тематический план

№№

Тема

Кол-во часов

Практические занятия:

1

Вводная беседа

1


2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1


3-4

Паспорт экспоната.

2


5-6

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2


7

Военно-патриотическая работа.

1


8

Школа в годы Великой Отечественной войны.

1


9

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

1


10-11

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

2


12

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1


13

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1


14

Копирование документов.

1


15

Изучение истории школы.

1


16

История образования школьного музея.

1


17-18

Основные события в жизни школы

2


19

Работа музея.

1


20-21

Работа экскурсовода.

2


22-23

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

2


24-25-26

Историческое краеведение.

3


27

История края.

1


28

Родной край сегодня, перспективы развития.

1


29

Военно-патриотическая работа.

1


30

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1


31

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1


32

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1


33

Изучение истории школы.

1


34

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

1


35

Итоговое занятие

1


Календарно-тематическое планирование работы кружка «Музейное дело»


Тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования.

Основные понятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа

1

Задачи и содержание, значение работы кружка «МП». Особенности работы историков-краеведов



2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

Школьный музей. Фонды музея и их значение.



3-4

Паспорт экспоната.

1

Паспорт экспоната.



5-6

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.



7

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы.



8

Школа в годы Великой Отечественной войны.

1

Школа в годы Великой Отечественной войны.



9

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

1

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроках.



10-11

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

2

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.



12

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.



13

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.



14

Копирование документов.

1

Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.



15

Изучение истории школы.

1

Школьный музей как источник изучения родного края



16

История образования школьного музея.

1

История образования школьного музея. Выпускники школы.



17-18

Основные события в жизни школы

2

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).



19

Работа музея.

1

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).



20-21

Работа экскурсовода.

2




22-23

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

2

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.



24-25-26

Историческое краеведение.

3

Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.



27

История края.

1

Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.



28

Родной край сегодня, перспективы развития.

1

Происхождение названий улиц города.Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.



29

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – герои войны и труда.



30

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.



31

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Порядок ведения дневника исторических событий



32

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.



33

Изучение истории школы.

1

Основные события в жизни школы.



34

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

1

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».



35

Итоговое занятие

1
















Учебно-методический комплект:





Литература


  • Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.

  • Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.

  • Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.

  • Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.






MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:


  • Школа; школьная библиотека

  • Интернет – ресурсы