Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г.Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» Никонорова Л.А., заместитель директора по ВР __________________ «______»_______________2016г. |
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Музейная педагогика»
для учащихся 11 класса
учителя русского языка и литературы
Козиной Марины Ивановны
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы школьного кружка «Музейная педагогика» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейная педагогика» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.
Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.
Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Лаишевском крае, прошлое храмов восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.
Главными объектами изучения является г. Лаишево и Лаишевский район.
Цели и задачи кружка:
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
организация деятельности по сбору краеведческого материала;
развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;
5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
Программа кружка «Музейная педагогика» рассчитана на обучающихся 11 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.
С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.
Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 ч. в неделю.
Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города Канска, Канского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, МХК, ИЗО.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.
Учебно-тематический план
№№ | Тема | Кол-во часов | Практические занятия: |
1 | Вводная беседа | 1 | |
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | |
3-4 | Паспорт экспоната. | 2 | |
5-6 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | |
7 | Военно-патриотическая работа. | 1 | |
8 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
9 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 1 | |
10-11 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 2 | |
12 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | |
13 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | |
14 | Копирование документов. | 1 | |
15 | Изучение истории школы. | 1 | |
16 | История образования школьного музея. | 1 | |
17-18 | Основные события в жизни школы | 2 | |
19 | Работа музея. | 1 | |
20-21 | Работа экскурсовода. | 2 | |
22-23 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | |
24-25-26 | Историческое краеведение. | 3 | |
27 | История края. | 1 | |
28 | Родной край сегодня, перспективы развития. | 1 | |
29 | Военно-патриотическая работа. | 1 | |
30 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | |
31 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | |
32 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | |
33 | Изучение истории школы. | 1 | |
34 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 1 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | |
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Музейное дело»
№ | Тема | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образования. Основные понятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводная беседа | 1 | Задачи и содержание, значение работы кружка «МП». Особенности работы историков-краеведов | | |
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | | |
3-4 | Паспорт экспоната. | 1 | Паспорт экспоната. | | |
5-6 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. | | |
7 | Военно-патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. | | |
8 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | | |
9 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 1 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроках. | | |
10-11 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 2 | Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. | | |
12 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность. | | |
13 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | | |
14 | Копирование документов. | 1 | Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. | | |
15 | Изучение истории школы. | 1 | Школьный музей как источник изучения родного края | | |
16 | История образования школьного музея. | 1 | История образования школьного музея. Выпускники школы. | | |
17-18 | Основные события в жизни школы | 2 | Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). | | |
19 | Работа музея. | 1 | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). | | |
20-21 | Работа экскурсовода. | 2 | | | |
22-23 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. | | |
24-25-26 | Историческое краеведение. | 3 | Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. | | |
27 | История края. | 1 | Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. | | |
28 | Родной край сегодня, перспективы развития. | 1 | Происхождение названий улиц города.Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. | | |
29 | Военно-патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – герои войны и труда. | | |
30 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок. | | |
31 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Порядок ведения дневника исторических событий | | |
32 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним. | | |
33 | Изучение истории школы. | 1 | Основные события в жизни школы. | | |
34 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 1 | Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | | | |
Учебно-методический комплект:
Литература
Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА: