ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«обществознание»
Кызыл, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (далее ППКРС, ППССЗ) СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный № 372 от 23 июля 2015 г.):
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский строительный техникум».
Разработчик: Очур А.В., преподаватель истории и права ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (далее ППКРС, ППССЗ) в соответствии с требованиями ФГОС СПО, предъявляемых к структуре содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «обществознание».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими ППКРС, ППССЗ.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области.
1.3. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Знать особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
Знать о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знать о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и конфликты.
Знать особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом.
Знать понятия «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий
Знать понятия «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Знать понятия правового государства и умение называть его признаки.
Знать понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Уметь давать характеристику понятий: «человек», «индивид», личность, деятельность, мышление.
Уметь давать определение понятий: «эволюция»,
«революция», «общественный прогресс».
Уметь разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества», демонстрация ее значения в общественной жизни.
- Уметь различать культуру народную, массовую, элитарную. |
- Уметь называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. Уметь давать характеристику понятий: «экономика», «типы экономических систем», традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики - Уметь давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет». - Уметь давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура |
- Уметь давать характеристику основам конституционного | |
строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан
- Уметь давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 115 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов;
консультации 7 часов;
экзамен 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 115 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 12 |
внеаудиторной самостоятельной работы | 22 |
Консультации | 7 |
Итоговая аттестация в форме экзамен | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | 1 | 1 |
Раздел 1. |
Человек и общество | 1.1. Природа человека, теории происхождения человека. | 1 | 1 |
1.2. Общество как сложная система | 2 | 2 |
1.3 Человек – продукт биологической, социальной и культурной эволюции. | 2 | 2 |
1.4 Врождённые и приобретенные качества человека | 4 | |
1.5 Мировое сообщество | 2 | |
1.6 Модернизация | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. Эссе «Человек – это часть природы» «Человек – венец природы» Индивидуальная проектная деятельность: Мировоззрение и мироощущение человека. Древние мыслители о мире и человеке Цивилизации эпохи средневековья Переход к индустриальной цивилизации | 2 4 | 3 3 |
Раздел 2. |
Духовная культура человека и общества | 2.1. Духовная культура личности и общества | 4 | 2 |
2.2. Наука и образование в современном мире | 2 | 2 |
2.3. Культура и средства массовой коммуникации | 2 | 2 |
2.4. Глобальные проблемы | 2 | 2 |
2.5. Влияние субкультуры на общество | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. Эссе «Душа – одна из трех «Я» Индивидуальная проектная деятельность: Цель и смысл жизни человека. Уровень культуры в Республике Тыва. Влияние субкультуры на личность. Образование в Республике Тыва. Гуманизм и справедливость | 1 6 | |
| | |
Раздел 3. |
Социальные отношения | 4.1. Социальная роль (статус) и стратификация | 4 | 2 |
4.2. Социальная мобильность | 2 | 2 |
4.3. Социальное взаимодействие. Социальный контроль. | 2 | 2 |
4.4. Социальные нормы и конфликты | 2 | 2 |
4.5. Социальные отношения | 2 | 2 |
4.6. Социальный статус личности | 4 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. Эссе «Внутренний мир человека – это есть культурные ценности» Эссе «Личность не рождаются, а становятся» Индивидуальная проектная деятельность: Деградация общества. Пути решения социальных конфликтов. Девиантное поведение личности. Маргинальность. Молодежь в современном обществе | 2 5 | 3 3 |
Раздел 4. |
Начало философских знаний об обществе. | 4.1 Деятельность – способ существования людей | 2 | 2 |
4.2 Познание и знание | 2 | 2 |
4.3 Человек в системе социальных связей | 4 | 2 |
4.4 Специфика общественных явлений | 2 | 2 |
4.5 Личность и ее характер | 2 | 2 |
4.6 Многообразие путей развития общества | 2 | 2 |
4.7 Культура и цивилизация | 4 | 2 |
4.8 Типология общества | 2 | 2 |
4.9 Истина и ее критерии. | 4 | 2 |
4.10 Смысл жизни. Цель жизни. | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
| Практические занятия | 2 | |
| Контрольные работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Эссе «От кого (от куда) произошел человек» Индивидуальная проектная деятельность: Общество и философия Знание и познание Роль философии в познании общества Цель жизни Смысл жизни | | |
| Экзамен | 6 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Баранов П.А.Обществознание в таблицах. 10—11класс. —М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. - М.,2014.
Боголюбов Л.Н. и др.Обществознание. 10класс.Базовый уровень.—М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др.Обществознание. 11класс.Базовый уровень.—М., 2014. Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А.А., Горелова Т.А.Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. - М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е.ЕГЭ2015.Обществознание.Репетиционные варианты. —М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С.ЕГЭ2015.Обществознание.Ти-
Северинов К.М.Обществознание в схемах и таблицах. —М., 2010.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
- контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Оценка результатов самостоятельных, проверочных, контрольных работ, устных ответов
Оценка результатов практических и лабораторных работ
Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов
Оценка творческих работ
2
2