СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" для 1 класса составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой

 Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №15 г. Волгодонска



«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска

Приказ от __________ № __________

_______________________ И. М. Скляров









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру



Уровень общего образования базовый

Класс 1-а



Количество часов 64

Учитель Романова Наталья Викторовна



Программа разработана



на основе авторской программы "Окружающий мир" О.Т.Поглазовой

Смоленск. Ассоциация XXI век. 2013















Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" для 1 класса (далее – рабочая программа) составлена на основе следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

1. Закон РФ «Об образовании в РФ». (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) ;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72) ;

4. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ;

6. Примерная программа по окружающему миру начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам М.:Просвещение,2010) ;

7. Авторская программа О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» / Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013;

8. Устав МБОУ СШ №15 г. Волгодонска, годовой календарный учебный график и учебный план МБОУ СШ №15 г. Волгодонска на 2015-2016 уч.год.

Учебник: О.Т.Поглазова Окружающий мир 1 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова Окружающий мир 1класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г.


Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основные задачи:

социализация ребёнка;

развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.


Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.

Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.

Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослы-

ми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.

Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.

Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.

Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.

Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».


Планируемые результаты освоения программы курса «Окружающий мир»


В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».
У выпускника будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения
к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимы коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находит ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения
пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков
природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания,
задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические,
обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели,
небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
пользоваться масштабом при чтении карт;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесные описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества.


В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.


Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.



Формы организации учебного процесса

дидактические игры,

уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.;

уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез;

уроки-путешествия,

уроки – заседания экологического совета,

уроки-конференции.

Учебно-познавательная деятельность

индивидуальная,

в парах,

в проектной группе

фронтальная


Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю).

Согласно годовому календарному учебному графику и расписанию уроков на 2015/2016 уч. год урок окружающего мира приходится на день государственного праздника 23/02, 8/03, 3/05. В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на 64 часа, из них 5 уроков в нетрадиционной форме.


Сетка часов


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

18

14

16

16

64





















Содержание учебного предмета 1 класс (64 часов)


Название темы
и её содержание

Характеристика
деятельности учащихся

Экскурсии,
практические и творческие работы

Твои первые уроки (14 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу.
Знакомство с классом, рабочим
местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения
в классе, в школе, на пришкольном участке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика,
организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение,
свежий воздух и др.). Внешний вид
и соблюдение личной гигиены.
Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

Условные знаки как источник информации (способ обозначения
предметов и явлений окружающего
мира, указания способа действия,
способ предупреждения и др.).
Дорога от дома до школы, правила
безопасного поведения на улице,
в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).
Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных
местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважи-
тельных отношений с окружающими людьми.

Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость,
необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность
здорового сна (правила поведения перед сном).


Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение.
Учиться организовывать
своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.
Учиться носить школьную
сумку, сидеть за партой.
Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.

Учиться анализировать
рисунки, рассказывать.

что на них изображено.

давать оценку ситуациям,
изображённым на них.
Учиться работать с рабочей тетрадью.
Учиться понимать и использовать условные знаки.
Моделировать, изображать безопасный путь
от дома до школы с помощью дорожных знаков.
Обсуждать правила поведения в школе, поступки,
допустимые и недопустимые в общественных местах.

Учиться вести себя во время экскурсий в природу,
по населенному пункту.
Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.
Моделировать различные
ситуации поведения
и общения.

Учиться составлять режим
дня.


Экскурсии по
школе, на пришкольный участок.

Ролевые игры:
«Я — примерный
пешеход и пассажир»;

«Я — культурный
человек»;
«Время знаю —
всюду успеваю».

Окружающий мир, его изучение

(8 ч)


Как человек познаёт окружающий

мир, источники информации

о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

Как сравнивают предметы

и объединяют в группы (классифи

цируют).

Наблюдения — важнейший способ

познания и источник знаний

об окружающем мире. Органы

чувств как помощники наблюдате

ля. Опыт как один из способов по-

знания свойств предметов.

Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира

(любознательность, наблюдатель-

ность, воображение, пытливость,

умение размышлять и делать вы-

воды).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком;

тела живой и неживой природы.

Отличие живых существ от тел

неживой природы.




Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки

и свойства.

Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.).

Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам.

Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Учиться задавать вопросы

и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).

Учиться работать с разрезными карточками.

Различать тела живой

и неживой природы, называя характерные признаки

живых существ.




Прогулка в школьный двор

(ближайший сквер) для наблюдения объектов

окружающего мира и сбора природного материала.

Практические работы

Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью

органов чувств их внешних признаков, свойств.

Работа с разрезными карточками: распределение

объектов окружающего мира на группы (живая,

неживая природа, изделия человека).

Разнообразие растений (16ч)


Растения — живые существа. Усло

вия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок,

плод, семя) на примере цветково-

го растения.

Разнообразие растений. Деревья,

кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки.

Хвойные и лиственные деревья,

их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного

края (пришкольного участка, парка, леса).

Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них

изготавливают. Разнообразие рас-

тений сада, огорода, поля. Хлеб-

ные растения. Труд хлебороба.

Уважительное отношение к хлебу.

Комнатные растения, их разно-

образие и правила ухода за ними.



Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или

работы с иллюстрациями.

Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).

Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных

признаков.

Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культур-

ные растения.

Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники,
травы; хвойные и лиственные деревья).
Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.
Наблюдать за развитием растения из семени.

Проект «Лекарственные растения»



Прогулка в школьный двор

(ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых

растений.

Практические работы

Рассматривание частей растения на комнатном рас-

тении, простых и сложных листьев (на собранных во

время экскурсии или

на гербарных листах).

Моделирование строения дерева (работа в паре).

Работа с разрезными карточками (распределение
растений на группы).

Уход за комнатными растениями.

Грибы, их разнообразие (2 ч)


Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.



Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

Сравнивать грибы, объединять их в группы.



Практическая работа

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).

Разнообразие животных (17 ч)


Животные — живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных
животных. Растительноядные,
хищные, всеядные животные.

Млекопитающие, птицы, рыбы,

насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние

животные. Для чего человек разво

дит домашних животных. Домаш-

ние питомцы, уход за ними.

Значение животных для природы

и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дико

растущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки.

Наиболее распространённые жи-

вотные разных групп, обитающие

в родном краю (название, краткая

характеристика на основе наблю-

дений). Растения и животные род-

ного края, занесённые в Красную

книгу России (региона).



Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).

Характеризовать условия,

необходимые для жизни животных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных

своей местности).

Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства

и различия.

Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых.

рыб).

Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).

Приводить примеры представителей разных групп животных.

Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

Объяснять необходимость создания Красной книги.

Проект «Исчезающие животные»



Экскурсия в зоопарк (в цирк
зверей, в зоомагазин).

Практические работы

Работа с разрезными карточками (распределение

Животных на группы).

Уход за животными живого уголка школы.

Творения людей вокруг нас (7 ч)


Природные материалы, используемые человеком для своих изделий.
Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов.

Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России.

Увлечение коллекционированием

(домашний музей).

Что находится во дворах домов.

Бережное отношение к строениям и растениям родного двора

(школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке.

Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села).

Бережное отношение к памятникам культуры.



Наблюдать предметы, созданные людьми, и рассказывать, из каких материалов они сделаны.
Обсуждать, почему нужно экономно расходовать бумагу, и рассказывать
по рисункам, как можно её вторично использовать.
Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации)и различать их узоры.

Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать

свои изделия.

Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного

двора), на улицах родного города (села).

Знакомиться с достопримечательностями родного

города и святыми местами его жителей.

Проект «Памятники г. Волгодонска»



Экскурсия в краеведческий
музей.

Заочная экскурсия в музей
прикладного искусства.

Экскурсия по ближайшим
к школе улицам родного города, в парк.

Творческие работы

Лепка и раскрашивание фигурки из глины.


Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Проверочные

работы

Проекты

1.

Твои первые уроки

14 ч



2.

Окружающий мир, его изучение

8 ч.



3.

Разнообразие растений

16 ч.

1

1

4.

Грибы, их разнообразие

2 ч.



5.

Разнообразие животных

17 ч.


1

6.

Творения людей вокруг нас

7 ч.

1

1


Всего

64 ч.

2

3


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)1

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. – 2012

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2015

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – 2013

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания. – 2013

Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2-х частях. – 2013

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013

Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Тестовые задания. – ,2013

Поглазова О. Т. Окружающий мир. 4 класс. Тестовые задания. – 2013

Поглазова О.Т. Окружающий мир , Учебник для 4 класса. В 2-х частях. – 2013

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 4класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013

Для учителя

Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2013

Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. 2013

Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 3, 4 классов. – 2009, 2010 и послед.

Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов. – 2011, 2012

Печатные и другие пособия

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– рельефные модели равнины, холма, оврага;

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения).

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора.

Ресурсы Интернета

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

- Методический центр: http://numi.ru/


Результаты ( в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета и система их оценки


Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У ученика могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общении с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранять своё здоровье.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков,
фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культу-
ры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков
природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вер-
бальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Ученик начнёт учиться:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные,
комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

называть части тела человека;

характеризовать признаки времён года;

объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.


Контроль освоения предметного содержания


Для осуществления контроля и самоконтроля за усвоением знаний и умений учащихся, учитель может воспользоваться рабочими тетрадями (Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. –2015 г.) .


Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.


Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Тесты, проверочные работы


1

1


2

Итоговая контрольная работа




1

1


Список контрольных и творческих работ по четвертям


Четверть

Дата

Контрольные работы

Дата

Творческие работы






2четверть

22.12

Проверочная работа.

25.12

Проект «Лекарственные растения»

3 четверть

29.01

Тест

"Что мы узнали о растениях"



4 четверть






22.04

Проект «Исчезающие животные»

26.04

Итоговая контрольная работа


20.05

Проект «Памятники г. Волгодонска»


















Название и № темы

Формируемые

Воспитание

Понятия

Предметные умения

УУД

ТЕМА 1.

Младший школьник

Школа, учитель, ученик, класс, одноклассник, урок, перемена, расписание уроков, режим дня школьника, школьные принадлежности, условный знак, дорожный знак, личная гигиена, культурное, безопасное, экологически грамотное поведение

Наблюдение предметов окружающего мира; замена предметов и действий условными обозначениями; моделирование предметов окружающего мира и ситуаций культурного, безопасного, экологически грамотного поведения в школе, общественных местах, на природе.

Принимать познавательную (учебную) задачу; извлекать информацию из иллюстрированного материала, собственных наблюдений, слов учителя; описывать наблюдаемые предметы окружающего мира; задавать вопросы и отвечать на них; сравнивать предметы, находить сходства и различия; работать в парах; давать оценку поведению школьников и окружающих людей.

Воспитывать аккуратность в одежде, в обращении с учебными принадлежностями; соблюдать чистоту в школе, классной комнате, на рабочем месте, на пришкольном участке; соблюдать правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественных местах, на природе, воспитывать культуру поведения и навыки соблюдения личной гигиены.

ТЕМА 2.

Окружающий мир и его изучение.

Метод познания, метод наблюдения, источник информации, опыт; органы чувств; признак, свойство; природа, изделия человека, живое, неживое

Целенаправленно осуществлять наблюдение; высказывать и аргументировать их; анализировать предметы, рисунки, наблюдения; сравнивать и объединять предметы по определенным основаниям; определять отличительные признаки, выявлять общие для групп предметов существенные признаки, служащие основой для их объединения.

Развивать произвольное внимание, речь, воображение.

Воспитывать интерес к изучению окружающего мира

ТЕМА 3.

Разнообразие и красота растений

Растение - живое существо; части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод); деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные растения; гербарий; лекарственные, ядовитые растения; дикорастущие, культурные растения; овощи, фрукты, ягоды, орехи; зерновые, технические культуры.

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы.

Извлекать информацию из разных источников, анализировать и обобщать ее, делать простые выводы; работать в парах; выполняют творческие работы по составлению рассказов по картинкам; оценивать свое и окружающих людей поведение в природе (экологически грамотное и безопасное)

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями.

ТЕМА 4.

Разнообразие грибов

Гриб - живой организм; съедобные и несъедобные грибы, пластинчатые и трубчатые грибы, строение шляпного гриба (грибница, плодовое тело шляпного гриба: шляпка, ножка), условия, необходимые для роста и развития; плесневые и дрожжевые грибы

Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам.

Распределять работу в парах при выполнении практических работ, моделировать предметы окружающего мира, работа с иллюстрациями как источником информации.

Аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие, коммуникативные умения.

ТЕМА 5.

Разнообразие и красота животных

Существенные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных; способ питания, образ жизни, среда обитания, способ защиты; дикие и домашние животные, Красная книга животных.

Умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки разных групп животных, наблюдать их внешний вид, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами.

Сравнивать, анализировать, обобщать, моделировать предметы окружающего мира, работать в парах, готовить небольшие сообщения, понимать главную мысль текста, умение представлять полученную информацию в рисунке или модели; коммуникативные умения.

Бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными.

ТЕМА 6.

Творения людей вокруг нас

Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к к деревьям и к изделиям из древесины.

Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров. Национальная традиция, национальная одежда. Коллекция, экспонат, коллекционер. Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры.

Наблюдать предметы, созданные людьми, и рас- сказывать, из каких мате- риалов они сделаны. Обсуждать, почему нужно экономно расходовать бумагу, и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) Знакомиться с национальными узорами, кото рые используются в оде- де, предметах быта. Рассказывать о своих увлечениях, о своей кол- лекции, демонстрировать свои изделия. Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей

Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами.

Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать еѐ. Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам. Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к еѐ историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками.

Участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев. Бережное отношение к памятникам культуры